12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гончарова Лариса Юрьевна26
Россия, Тамбовская обл., Кирсанов

ТОГАПОУ «Аграрно - промышленный колледж»

Информационно-исследовательский проект

Проект на тему: «Судьбы, опаленные войной»

Авторы: Хохлова Екатерина Павловна,

 

студентка 3 курса, группа ЭК-31

Научный руководитель: Гончарова Лариса Юрьевна,

преподаватель истории

ТОГАПОУ «Аграрно-промышленный колледж»

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3

Глава 1. Ветеран ВОВ: Аржникова Евдокия Федоровна……………...6

Глава 2. Ветеран ВОВ: Коростелева Мария Семеновна………………9

Заключение………………………………………………………………. 11

Список использованных источников и литературы……………………12


Введение

Актуальность. Тема Великой Отечественной войны навсегда останется актуальной для русского народа. За годы войны Советский Союз понес колоссальные разрушения и людские потери. Около 27млн. человек стали жертвами той страшной кровавой войны. Внезапное нападение фашистской Германии на Советский Союз 22 июня 1941 года в одночасье определило судьбу миллионов граждан СССР. Вчерашние мальчишки и девчонки стали отважными солдатами и медицинскими сестрами. Никто из них и представить себе не мог, что война затянется на долгие 4 года и что многие из них не вернутся с войны, самой ужасной войны за всю историю человечества. Многие фронтовики, пережив все ужасы военного лихолетья, благополучно вернулись домой, на свою малую Родину.

В данном проекте, используя материалы семейных архивов, мы подробно рассмотрим жизненный и боевой путь героических наших землячек Аржниковой Евдокии Федоровны и Коростелевой Марии Семеновны

Проблема: существует угроза утраты исторической памяти.

Предмет исследования: боевой путь ветеранов, наших землячек.

Целью проекта является: воссоздание единой картины героического прошлого ветеранов ВОВ в результате поисковой исследовательской деятельности студентов колледжа

Задачи проекта:

Изучить документы из семейного архива.

Собрать материал по теме из различных информационных источников.

Оформить исследовательскую работу.

Развивать творческие показатели личности студентов.

Формировать активную жизненную позицию студентов.

В процессе решения поставленных задач нами была выдвинута следующая гипотеза: историческая память о Великой Отечественной войне будет сохранена, если в каждой семье будут знать и помнить о своих героических дедах и прадедах и передавать эту информацию из поколение в поколение.

Методы исследования:

- поиск информации;

- беседа;

- интервью;

- анкетирование.

Сроки реализации проекта: сентябрь-ноябрь 2016 г.

Участники: студенты, ЭК-31К-21

Механизм реализации проекта.

Проект в своем развитии прошел три этапа:

I. Организационно-подготовительный (сентябрь 2016 г.):

- выбор темы проекта,

- выдвижение гипотезы,

-определение целей и задач проекта,

- разработка плана-графика проекта.

II. Поисковый (октябрь – ноябрь 2016 г.):

-осуществлялся сбор, анализ и систематизация собранной информации,

- обсуждение собранного материала,

- составление реферата,

- оформление материалов проекта,

- организация и проведение массовых мероприятий.

III. Обобщающий (ноябрь 2016 г.):

-подведение итогов,

- подготовка презентации,

-защита проекта,

- рефлексия.

План-график реализации проекта (основные темы, направления Оценка результатов. Анализ результатов будет осуществлен руководителем проекта по качеству продуктов деятельности, на основании анализа анкетирования.

Критерии оценки эффективности проекта:

- полнота содержания и эстетика оформления проекта;

- активность участников проекта;

- мониторинг исследовательских компетенций;

- самооценка деятельности участников проекта.

Ожидаемые результаты:

1. Материалы для экспозиции музея колледжа, посвященной празднованию Великой Победы

2. Пополнение экспозиции музея новыми материалами о войне.

3. Размещение материалов проекта в глобальной сети.

4. Рост проектных умений и навыков студентов.

Конечные результаты:

1.Содержательная и эстетически оформленная экспозиция в музее истории колледжа.

2.Презентация

3.Участие в Вахте памяти в сети интернет, посвященной Великой Победе.

4.Мониторинг развития проектных умений и навыков студентов.

5.Сравнительный анализ информированности участников проекта

о героях-земляках.

Потенциал развития проекта:

Данный проект – часть большой работы патриотической направленности, которая включает в себя краеведческую, практическую и просветительскую деятельности студентов. Следующими шагами по развитию проекта должны явиться:

- Расширение исследовательской деятельности по возрождению памяти о наших земляках-участниках ВОВ.

- Подготовка ряда статей для газеты колледжа «Студенческая орбита»

и других СМИ.

- Размещение видеоролика на сайте колледжа.

Финансово-экономическое обоснование.

Основные статьи бюджета:

Сумма

Источники финансирования

Расходы на проведение презентаций и публикаций (канцелярские и медиа - материалы)

1500 руб.

Внебюджетная деятельность ОУ

Глава 1. Ветеран ВОВ: Мария Степановна Коростелева

Мария Степановна Коростелева. - уроженка села Анненка Гавриловского рай­она. С виду она обычная, ничем не приметная крестьянская жен­щина. Но уже то вызывает гордость, что Мария Степановна - участница битвы за Сталинград. Родилась она 14 мая 1920 года в селе Николь­ское. Вместе с родителями еще маленькой де­вочкой переехала на постоянное место житель­ства в Анненку, где и проживает в настоящее время. Положение в стране было сложным, и девоч­ке удалось закончить только 4 класса. Дальше Маша учиться не смогла, и школу пришлось оста­вить, чтобы помогать родителям и работать в колхозе на обработке свеклы.

Весть о начале войны для всех стала неожи­данностью. На фронт из села уходили братья, от­цы, сыновья. Почувствовав и себя нужной фрон­ту, юная девушка явилась в военкомат и тоже ста­ла проситься на войну, но ее не брали, так как не хватало лет. Прибавив себе лишних два года, Ма­ша оказалась в числе добровольцев. Новобран­цев отправили на сборный пункт в Тамбов, где их сразу же обмундировали. Затем были долгие ча­сы ожиданий, бесконечных переездов. Молодых людей отправили на станцию Кочетовка, затем в Воронеж. Мария попала в 4-й полк 15 роты спе­циального рода войск наблюдения оповещения и связи, став телефонистом-наблюдателем. Полк связи, в котором она служила, вел круглосуточ­ное наблюдение за вражескими самолетами (не­мецкими, американскими, английскими), обес­печивал связь со штабом фронта, передавая все данные о высоте и направлении вражеских бом­бардировщиков.

Юной девушке приходилось вести круглосу­точное дежурство, изредка прерываясь на отдых, ведь вражеские самолеты летали без перерывов. «Нас было 3 наблюдателя-телефонистки и вме­сте с нами начальник поста. Наблюдателям пола­галось два часа отстоять на посту, два - у теле­фона и два часа - на отдых, сменяя друг друга. Все мы уже тогда догадывались, что под Сталин­градом готовится что-то значительное», - вспо­минает Мария Степановна. К тому времени их восточная часть с фронтом добралась до станции Рогачи, что в Сталинградской области.

«Однажды на переправе через какую-то ре­чушку началась бомбежка. Людская паника, кри­ки, стоны... Я совсем юная вместе с медсестрой заботилась о раненых. Когда немцев окружили, бои стали ожесточеннее. Нас в роте было 150 че­ловек, а осталось только 17, в их числе погибла и моя лучшая подруга». Это было уже зимой. По словам Марии Степановны, нашим солдатам в это время года воевать было легче: немцы боя­лись трескучих русских морозов.

В феврале 1943 года прозвучали последние залпы Сталинградской битвы, которая стала од­ной из крупнейших в Великой Отечественной войне. Битва продолжалась долгих 200 дней. Фа­шисты в ходе операции потеряли в ней убитыми, ранеными, пленными и пропавшими без вести около полтора миллиона человек. В результате Сталинградской битвы Советские Вооруженные силы вырвали у противника стратегическую ини­циативу и удерживали ее до конца войны. Пора­жение фашистского блока под Сталинградом по­трясло всю Германию и подорвало доверие ее союзников. В ходе многозначительной операции были не только перемолоты отборные гитлеров­ские армии, но и сломлен моральный дух фа­шистских войск.

Дальнейший ход событий в значительной степени был предопределен. Началось массовое изгнание врага с территории СССР. Мария Сте­пановна отмечает, что радость и усталость насту­пили одновременно после объявления об окру­жении немецкой группировки во главе с фельд­маршалом Ф. Паулюсом.

Мужественная женщина вместе с фронтом дошла до Киева, затем до Житомира, который был дважды освобожден войсками первого Укра­инского фронта в ходе Житомирско-Бердичевской операции 1943-1944 годов. Далее был го­род Белая Церковь Киевской области, который был также освобожден войсками первого Укра­инского фронта. По счастливой случайности в этом незнакомом городе Мария Степановна со своей частью и встретили долгожданную весть о конце войны. Фронтовичка как сейчас помнит тот день: «Мы со своей частью, как обычно, двига­лись пешком за фронтом. Шли последние оже­сточенные бои, обреченные немцы лихорадочно отстреливались. Бои длились 9 дней. Все эти дни мы провели в землянках. И тут друг от друга пе­редали радостную новость, что войне конец. Весть о победе все по-разному восприняли: кто плакал, кто ликовал, кто в пляс пускался. Все, ка­кие оставались снаряды, на радостях перестре­ляли. Не было тогда нашей радости предела». Бережно хранит М.С. Коростелева свои боевые награды: медали "За боевые заслуги", "За обо­рону Сталинграда", "За победу над Германией" и множество юбилейных медалей ко Дню Победы.

В августе 1945 года Мария Степановна вер­нулась на свою малую родину. Как и все одно­сельчане, помогала восстанавливать разрушен­ное войной народное хозяйство - работала в кол­хозе.

Глава 2. Ветеран ВОВ: Аржникова Евдокия Федоровна

Евдокию Федотовна родилась в Кирсанове. В 1922 году, окончила семь классов. На её детство выпали годы коллективизации. Она была работящей девушкой, не гнушалась никакой работы, помогала дома по хозяйству. Замуж вышла в 19 лет за местного парня Ивана Данова. Но её счастье было не долгим, потому что судьба её выпала на 1941 год. Вскоре началась Великая Отечественная Война и Ивана призвали в армию.

С фронта молодой муж так и не вернулся. Пришло известие о том, что он пропал без вести, которое давало моей прабабушке хоть не большую, но всё-таки надежду на встречу с любимым. Потом выяснилось: Иван Данов, будучи лётчиком, погиб под Ленинградом в самом начале войны.

Погоревав, она перебралась от свекрови к своим родителям. Пережила она и смерть трёх месячной дочки. Поистине говорят, что беда не приходит одна. На этом невзгоды её не оставили: вскоре умерла ее мать.

Примерно в то же время она повторно вышла замуж за фронтовика, инвалида Великой Отечественной Войны Михаила Михайловича, уроженца нашего города. Во время войны Михаил окончил артиллерийское училище, на фронте служил в пехоте, командовал взводом солдат. Был демобилизован из армии по ранению в звании младшего лейтенанта. Ещё в марте 1942 года в одном из боёв в Керчи он был ранен в голову, а в августе того же года в сражении с неприятелем в районе Ростова шальная пуля ранила его в голень. Отлежавшись в госпитале, он вернулся на фронт, где в 1943 году получил сквозное осколочное ранение бедра с повреждением бедренной кости. Ранение было настолько серьёзным, что ему пришлось отнять ногу. Так он в 1944 году вернулся на родину в Кирсанов. За мужество и стойкость, проявленные в боях, он был награждён орденом Отечественной Войны второй степени и медаль «За победу над Германией»

У них родилось трое сыновей: Анатолий, Александр и Николай. Какое-то время мой прадедушка работал бухгалтером, так как был очень грамотным и всесторонне развитым человеком. Однако в 1953 году он умер, с тремя детьми на руках. По линии Министерства Обороны ей назначали пенсию по потере кормильца, но она продолжала работать, потому что денег на такое большое семейство, где воспитывались одни мальчишки, всё равно не хватало. Замуж она больше и не вышла, полностью посветив себя детям. Жизнь её начала постепенно налаживаться, однако вскоре у неё умер старший сын Анатолий. На её иждивение остались двое детей и старенький свекор.

Силы переносить все тяготы и лишения ей давала любовь к детям, материнский долг и простое желание быть счастливой, вспоминать своих ребятишек достойными людьми.

Годы Великой Отечественной Войны особенно врезались в её в память, хорошо она помнит тяжёлый непосильный труд в колхозе и дома, как собирали урожай для фронта, для победы. За доблестный труд в период Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов она награждена медалью.

В войну семье не пришлось голодать. Выручили огород и домашнее хозяйство. Она с родителями помогала беженцам из блокадного Ленинграда, которые нашли приют в её доме.

Вот такая непростая судьба у Евдокии Федоровны. Однако на участь свою она не сетует. За 90 лет она не растеряла веру в людей, сумела остаться собой; как и мечтала, воспитала сыновей достойными людьми, дала им возможность получить образование.

Заключение

В результате сбора и систематизации информации о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. из различных источников мы узнали много нового о судьбах наших землячек. Изучив семейные архивы родных ветеранов, нам удалось воссоздать их жизненный и фронтовой путь. Мы узнали много подробностей их нелегкой солдатской жизни, про тяготы и лишения, которые им пришлось пережить. Каждое сражение, каждый миг на фронте мог оказаться для них последним. Однако им повезло: они дожили до долгожданной победы и вернулись домой к родным и близким на свою малую Родину.

Мы считаем, что в каждой семье есть героический родственник-участник Великой Отечественной войны. Проблема современной молодежи в том, что мы мало знаем о ветеранах и подвиге, который они совершили.

В ходе работы над проектом мы решили продолжать работу по увековечиванию памяти наших земляков. Для этого планируем провести мероприятия патриотической направленности в колледже, пополнить музей колледжа и краеведческий музей собранными сведениями о ветеранах. В предверии празднования Дня Победы планируем организовать следующие акции: «Дерево Победы», «Навести ветерана», «Георгиевская ленточка».

Список использованных источников и литературы:

1.http://podvignaroda.mil.ru

2.http ://pamyat-naroda.ru

3.http://www.obd-memorial.ru

4Фотографии и документы из семейного архива ветеранов.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.