Педагогический проект «Инновационные образовательные технологии как средства повышения функциональной грамотности»
Педагогический проект «Инновационные образовательные технологии как средства повышения функциональной грамотности».
Срок реализации проекта: 2021-2025г.
Автор: учитель начальных классов высшей категории Мерсияпова Л. И.
Паспорт проекта
Тема | «Инновационные образовательные технологии как средства повышения функциональной грамотности» |
Целевая группа | учителя начальной школы; -родители обучающихся; обучающиеся 1-4 классов начальной школы; |
Цель | определение основных проблем ворганизации формирования функциональной грамотности и читательской компетенции в учебно-воспитательном процессе на этапе реализации ФГОС нового поколения и поиск путей их решения. |
Задачи | - выявление возможностей активизации межпредметных связей как условие развития функциональной грамотности; - определение условий повышения функциональной грамотности младших школьников посредством использования метода проектов в обучении; - стимулирование развития интеллектуально творческого потенциала обучающегося через совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения. |
Ресурсы реализации проекта | Дорожная карта по функциональной грамотности школы . Методические рекомендации по ФГ |
Содержание
| | | |
I. | Введение | 4 | |
1. | Актуальность | 4 | |
2. | Противоречия | 4 | |
3. | Проблема | 4 | |
4. | Гипотеза | 5 | |
5. | Цель проекта | 5 | |
6. | Задачи проекта | 5 | |
7. | Ожидаемые результаты проекта | 5 | |
8. | Механизмы реализации проекта | 6 | |
9 | Формы представления результатов проекта | 6 | |
10 | Новизна проекта | 6 | |
II. | Основная часть | 7 | |
1. | Содержание этапов реализации проекта | 7-9 | |
2. | Описание проекта | 9 | |
2.1. 2.2 | Участники проекта Ресурсное обеспечение инновационной деятельности | 9 9 | |
2.3. | Информационное обеспечение | 9 | |
2.3. | Основные направления реализации | 9 | |
2.4. | Форма работы реализации проекта | 9 | |
2.5. | Рабочий план реализации проекта | 9-12 | |
III. | Заключение | 13 | |
1. | Выводы | 13-14 | |
2. | Дальнейшее развитие проекта | 14 | |
| Литература | 14 | |
| | ||
| | |
Введение
Актуальность проекта.
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.
Степень владения навыками необходимыми для формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, быть открытыми для новых контактов и культурных связей, определяет понятие «Функциональная грамотность».
В указе Президента России от 7 мая 2018 года правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Государственная программа РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) определяет цель государственной политики в сфере образование как достижение качества образования, которое характеризуется: сохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).
Термин «функциональная грамотность» впервые ввёл советский психолог, философ и педагог Алексей Леонтьев. Он говорил, что функциональная грамотность — это прежде всего умение работать с информацией. Про какого бы рода информацию мы ни говорили, всё упирается в чтение.
Функциональная грамотность - это способность и умение самостоятельно искать, анализировать, обрабатывать и усваивать необходимую информацию из различных источников. В современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь дело с огромным потоком информации и, чтобы уверенно ориентироваться в этом потоке, необходимо иметь элементарные навыки работы с информацией, такие как: поиск, анализ, обработка, хранение, использование и применение информации в максимально рациональной форме. Формирование функциональной грамотности у младших школьников, как правило, ведётся по четырём направлениям: читательская, математическая, финансовая и естественно-научная.
В связи с этим как наиболее актуальные вопросы по формированию функциональной грамотности нами рассматриваются:
новые технологии организации учебной и внеучебной деятельности;
- использование новых форм и методов обеспечения мотивационной готовности учителей к повышению своего профессионального мастерства.
Противоречия:
между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и большим объемом теоретических сведений, получаемых на уроках;
- между необходимостью формирования у младших школьников информационной компетенции и недостаточной разработанностью условий и средств реального и целенаправленного достижения этой цели на начальной ступени школьного обучения.
Проблема: активность личности в обучении как ведущий фактор достижения образовательных целей, требующий развития функциональной грамотности.
Гипотеза: если использовать инновационные технологии в образовательный процесс, то это будет способствовать формированию функциональной грамотности.
Цель проекта: - определение основных проблем в организации формирования функциональной грамотности и читательской компетенции в учебно-воспитательном процессе на этапе реализации ФГОС нового поколения и поиск путей их решения.
Задачи проекта:
выявление возможностей активизации межпредметных связей как условие развития функциональной грамотности;
определение условий повышения функциональной грамотности младших школьников посредством использования метода проектов в обучении;
стимулирование развития интеллектуально – творческого потенциала обучающегося через совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.
Ожидаемые результаты проекта:
разработка модели формирования функциональной грамотности;
Изучение концепций формирования функциональной грамотности обучающихся;
I.создание условий для формирования функциональной грамотности обучающихся; II. создание банка межпредметных заданий.
Механизмы реализации проекта:
III. определение ответственных за реализацию отдельных направлений; IV.диагностика результативности по основным направлениям; V. разработка различных механизмов для реализации систем мер формирования функциональной грамотности учащихся.Формы представления результатов проекта:
публичные отчеты (промежуточный, итоговый);
выступление на конференциях и семинарах (доклады, тезисы);
публикация методических материалов;
методические рекомендации для педагогов по формированию функциональной грамотности;
обобщение опыта работы на образовательных сайтах и сетевых сообществах учителей.
Новизна проекта
Реализация внедрения инновационных образовательных технологий, средств и методов обучения в начальной школе позволит обеспечить развития функциональной грамотности обучающихся в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов.
II. Основная часть
Внедрение инновационных образовательных технологий обеспечивает совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность, направленную на достижение общего результата для всех участников проекта, является способом организации процесса познания, средством формирования читательской, математической, финансовой, естественно-научной грамотности, креативного мышления, освоения логических способов восприятия и обработки информации; развития глобальных компетенций, достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся, предусмотренных ФГОС.
Содержание этапов реализации проекта
Содержание деятельности | Планируемый результат | |
I этап – информационный 2021-2022г. | ||
Анализ литературы по проблеме формирования функциональной грамотности . Рассмотреть теоретические аспекты процесса формирования функциональной грамотности. Разработка программ, обеспечивающих реализацию педагогического проекта. Прохождение курсов повышения профессиональной подготовки. Изучение проблемы формирования проектной деятельности обучающихся, как фактор повышения функциональной грамотности. Выявление принципов, приемов, форм и методов работы. Определение целей, задач и содержания работы на следующем этапе с учетом полученных результатов. | Выявление проблем и противоречий деятельности учителя по формированию проектной деятельности обучающихся начальной школы Разработка и освоение методологической основы проекта Определение путей и форм работы по формированию функциональной грамотности учащихся | |
II этап – проектный 2022-2023 г. | ||
Выявление и подготовка этапов формирования проектной деятельности у учащихся начальной школы. Разработка программно – методического обеспечения, направленного на формирование функциональной грамотности. Разработка модели формирования функциональной грамотности на основе повышения межпредметных связей. Изучение методики опыта международных исследований, методик оценки метапредметных результатов. Составление банка открытых заданий для формирования функциональной грамотности. 6.Развитие взаимодействия учебных дисциплин на основе межпредметных связей и интеграции учебных предметов. | Подготовка организационных и технологических подходов, направленных на формирование функциональной грамотности учащихся Обновление содержания программ дополнительного образования в контексте развития функциональной грамотности школьников.
Проведение методических семинаров, консультаций, круглых столов, мастер-классов | |
III этап – внедренческий 2022-2023 г. | ||
Организация работы по внедрению методической системы формирования функциональной грамотности учащихся начальной школы. Повышение интереса учащихся к изучению математики и естественно-научных предметов. Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности. Организация работы по представлению опыта педагогическому сообществу в форме семинаров, участие в научно-практических конференциях разного уровня. Определение задач и содержание работы на следующем этапе с учетом полученных результатов. | Формирование банка методических разработок по направлениям проекта Участие младших школьников в исследовательской деятельности Формирование банка заданий направленный на формирование читательской, математической, естественно-научной грамотности учащихся 2-4 классов Распространение информации о реализации проекта | |
VI этап – обобщающий 2024 – 2025 г. | ||
Обобщение результатов исследования. Подготовка публикаций по формированию проектных компетенций у обучающихся начальной школы. Повышение уровня познавательной самостоятельности учащихся через исследовательскую деятельность на межпредметной основе. Проведение мониторинговых исследований. | Получение информации для корректировки мероприятий проекта Распространение опыта работы по реализации проекта Представление результатов работы с учащимися по формированию функциональной грамотности на конференциях и в педагогических сообществах Повышение интереса к проектно – исследовательской деятельности у педагогов и обучающихся |
Описание проекта
Участники проекта:
учителя начальной школы;
-родители обучающихся;
обучающиеся 1-4 классов начальной школы;
администрация.
Ресурсное обеспечение инновационной деятельности
Приказ "Об утверждении Комплекса мер по развитию ФГ обучающихся РТ на 21-22 уч.год."
Письмо об организации работы по формированию ФГ
Приказ №228 о/д УО Исполкома БМР РТ от 30.09.2021г
Дорожная карта по функциональной грамотности школы .
Методические рекомендации по ФГ
Информационное обеспечение проекта
Поиск и сбор информации на образовательных сайтах.
Оформление электронных презентаций.
Издательская деятельность.
Организация и проведение общешкольных мероприятий с применением проектной технологии.
Пополнение и обновление банка технологий и заданий по формированию функциональной грамотности
Основные направления по реализации проекта:
внедрение перспективных форм обучения, технологии проектной деятельности в начальной школе;
- формирование информационного пространства школы;
обеспечение системы сопровождения образовательного и воспитательного процесса.
Формы работы с обучающимися в процессе реализации проекта:
индивидуальный и дифференцированный подход
графический конспект;
групповые занятия с сильными учащимися;
кружки по интересам;
занятия исследовательской и проектной деятельностью;
участие в олимпиадах, конкурсах различного уровня;
создание детских портфолио.
Формы работы с родителями учащихся в процессе реализации программы:
- родительские собрания ;
- лекторий для родителей;
- индивидуальные консультации.
2.7. Формирование нормативных правовых и организационно-методических условий системной инновационной деятельности.
Формирование нормативных правовых условий
- по формированию математической грамотности;
- по формированию естественнонаучной грамотности;
- по формированию читательской грамотности;
по формированию финансовой грамотности;
по формированию креативного мышления;
-по формированию глобальных компетенций;
Формирование организационно-методических условий
Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности в начальной школе
Мониторинг компетентности педага.
Методические рекомендации по нормативному сопровождению реализации модели формирования функциональной грамотности.
Рабочий план реализации проекта
Направления деятельности работы над проектом | Продукт деятельности |
2021-2022 учебный год | |
Совершенствование профессиональных компетенций в области формирования функциональной грамотности обучающегося в ФГОС НОО Разработка программно-методического сопровождения проекта. Выявление принципов, приемов, форм и методов работы.
Анализ литературы по проблеме формирования функциональной грамотности. Определение уровня сформированности базовых знаний и умений у учащихся 1-4 классов, направленных на формирование функциональной грамотности | Определена актуальность. Рабочие программы урочной и внеурочной деятельности, авторские программы учителей начальных классов |
Курсы повышения квалификации | Функциональная грамотность: развиваем в школе |
2022-2023 учебный год | |
Внедрение перспективных форм, средств обучения, обеспечивающих формировании функциональной грамотности Создание условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Организация работы предметного кружка по краеведению. Анализ деятельности по реализации проекта. Определение задач и содержания работы на следующем этапе реализации проекта. | Проведение уроков с использованием перспективных форм обучения, образовательных технологий Проведение интегрированных уроков в 1-4 классах Мини – проекты как результат кружковой деятельности Проблемы и противоречия деятельности, направленные на формирование функциональной грамотности План работы на следующий этап |
2022-2023 учебный год | |
Проведение анализа диагностики успешности выпускников начальной школы, а также профессиональной успешности педагогов. Использование интерактивной карты познания как средство повышения качества обучения в начальной школе. Организация работы учителя внедрению функциональной грамотности обучающихся в учебно-воспитательный процесс. Организация методического всеобуча по направлениям проекта. Создание условий для формирования у обучающихся ценностных ориентиров и нравственных норм, основанных на культурно-исторических и духовно-нравственных, патриотических и общечеловеческих принципах. Формирование социально-открытого уклада школьной жизни, интегрированного в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающихся и их родителей. Организация работы по обобщению опыта Организация проектной деятельности младших школьников. | Отчет о результатах диагностики Отслеживание результатов реализации проекта через систему наблюдений, педагогическую диагностику Представление опыта по теме «Основы формирование функциональной грамотности в начальной школе: от стратегии к практике» Разработка программы внеурочной деятельности «Формирование читательской грамотности через приемы смыслового чтения» Проведение родительских собраний Издание информационных листов для родителей Издание брошюры, методических рекомендаций по формированию функциональной грамотности. Применение проектной технологии |
2024-2025учебный год | |
Организация работы по проектной деятельности с обучающимися 1-4 классов Рассмотрение результатов сформированности естественно-научной, финансовой, читательской грамотности, креативного мышления, глобальных компетенций у обучающихся. Анализ реализованных форм обучения, образовательных технологий в соответствии с ФГОС НОО. Публикация плана реализации проекта на образовательных сайтах. | Участие в конкурсах, научно-практических конференциях, форумах Оформление мониторинга результативности проекта (анкетирование, диагностика) Мастер-класс с использованием технологии креативного мышления. Выработка рекомендаций по формированию функциональной грамотности в урочной и внеурочной деятельности для учителей-предметников. |
III. Заключение.
Таким образом, функциональная грамотность – метапредметное, интегральное образование, которое формируется при изучении школьных дисциплин с опорой на личностные качества и имеет разнообразные формы проявления.
«Функционально грамотный человек — это человек, который способен
использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания,
умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных
задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и
социальных отношений.» А. А. Леонтьев
Выводы.
Функциональная грамотность – это способность человека
использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого
диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности,
общения и социальных отношений.
Функциональная грамотность - сюда входят способности свободно
использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из
текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении
при помощи текстов и других сообщений.
- внедрить в привычную практику новые формы и методы реализации образовательных программ;
- создать методологическую ресурсную базу для обмена, накопления и транслирования опыта в области формирования функциональной грамотности.
Разработка учебно-методических материалов по формированию функциональной грамотности.
Создание образовательной среды по формированию функциональной грамотности.
Литература.
1. Воронцов А. Б. Сборник проектных задач. Начальная школа. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2 вып. Вып. 1 / [А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Клевцова, О. В. Раскина]; под ред. А. Б. Воронцова. – М.: Просвещение, 2011. – 80 с. – (Работаем по новым стандартам).
2.Кулакова Е.А. Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. Н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
3.Фокина, М. В. Условия реализации успешного учебного проекта // Справочник классного руководителя. – 2014. - № 1. – С. 43-51 Сауренко, Н. Е. Проектный подход: интеграция теории и практики // Профессиональное образование. – 2014. - № 1. – С. 44-47 Колмычек, Т. Н.
4.Функциональная грамотность школьников: проблемы и эффективные практики: сборник материалов / Под общей редакцией А.В. Чесноковой. - Краснодар: ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2021. – 192 с
5.Функциональная грамотность младшего школьника/ Под редакцией Н. Ф. Виноградовой.- Москва: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» , Российский учебник «Успешный педагог XXI века», Вентана-Граф, 2018.- 277с.
6.Щеникова, И. И. Проектная деятельность школьников как средство духовно-нравственного воспитания // Завуч начальной школы. – 2014. - № 1. – С. 79.
14