12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Наталья17

VII муниципальный конкурс интегрированных уроков

«Интеграция в действии»















Конспект интегрированного урока

русского языка и литературы в 5 класс

«Морфемный разбор как поиск правды»



















Автор: Халикова Наталья Олеговна,

учитель русского языка и литературы

МОУ « СОШ с.Шумейка »



Вид урока: Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе

«Морфемный разбор слова как поиск правды».

Тип урока: урок рефлексии.

Цель:

1) Образовательная:

- познакомить учащихся с порядком морфемного разбора слова;

- формировать практические знания по теме.

- раскрыть особенности жанра произведения;

2) Развивающая:

- развивать умения рассуждать, анализировать, делать выводы по теме;

- развивать логическое мышление, память и внимание

3) Воспитательная:

- воспитывать ответственность, чувство товарищества и стремление к индивидуальной самореализации;

-воспитывать настойчивость, приучая терпеливо преодолевать трудности в работе,

- воспитать любовь к русскому языку и литературе.

Методы:

Словесные, наглядные

Проблемно-поисковые

Взаимоконтроль, самопроверка.

Оборудование:

- презентация;

- карточки с заданиями;

- учебник по русскому языку за 5 класс (под ред. А.Д.Шмелёва).

- учебник литературы 5 класс ( под ред. Г.В. Москвина)

- толковый словарь.

- толковый словарь русского словаря онлайн.

Основные проблемы:

1. Повторение теоретических и практический сведений по разделу «Морфемика»;

2. Порядок действий при морфемном разборе.

3. Обобщение изученного по сказке - были «Кладовая солнца» М.М.Пришвина .

Предварительная подготовка учащихся:

1. Ученики должны знать морфемы и способы образования слов.

2. Знать полное содержание сказки-были «Кладовая солнца».

3. Выполнить дома проектное задание «Шуточное словообразование».

Подготовка к уроку:

1.Вывесить на магнитную доску творческие работы учащихся.

2.Раздать цветные магниты для голосования, карточки для цифрового диктанта.




















ХОД УРОКА

1.Мотивация на учебную деятельность. 1 мин.

- Добрый день, ребята. Сегодняшний урок мне хотелось бы начать со стихотворения

Улыбнись! Даже если на сердце темно

И мешают в дороге ошибки,

Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,

Разве это не стоит улыбки?

Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу.

Я надеюсь  на вашу активную работу на уроке.


-Запишите число и классная работа. Слайд1

2.Проверка домашнего задания. 6 мин.

(На доске висят листы, на которых написаны сложные слова-д.з обучающихся. Дети подходят и объясняют значение представленного слова, отвечая на вопрос кто? что? После чего все голосуют за понравившуюся работу). Приложение 1.

- Какие у всех получились интересные слова!

3.Актуализация и пробное учебное действие. 8 мин.

-Прочитайте эпиграф к нашему уроку. Слайд 2

Правда любит селиться в деле:

не всякое дело есть правда,

но правда живет всегда в деле.

- О чём здесь говорится (о правде и деле)

- Посмотрите в толковом словаре, какое значение у этих слов.

-Как вы думаете, кому принадлежат эти слова?

- Даю подсказку: Это охотник, ученый, путешественник - много неизвестного, удивительного заметил в жизни природы. И об этом рассказал во многих своих произведениях. Правильно, это писатель-М.М.Пришвин. Слайд 3

-Какое произведение этого писателя мы сейчас изучаем? «Кладовая солнца»

-В каком жанре оно написано? Сказка-быль. Приложение2.

-Верно. А что это такое –слово, словосочетание или предложение?

Сложное слово. (выделяют корни и объясняют, как образовываются сложные слова).

(Словарная работа: в чем разница между словами (знаками) тире и дефис).

-Что в этом произведении сказочного, и что было на самом деле?


4. Формулировка темы урока. 2 мин.

-Что за цифра 2 стоит над этим словом? Слово для разбора.

- Попробуйте сформулировать тему урока, отталкиваясь от полученной вами информации и проделанной в начале урока работы.

- Запишите тему урока «Морфемный разбор слова как поиск правды ». Слайд 4

Ведь выполнение разбора - это дело. А в деле всегда живет правда! Значит, мы будем учиться делать разбор и заниматься поиском правды.

5. Целеполагание. 1 мин.

-Определите цель урока.

Научиться правильно делать морфемный разбор слов.

6.Выявление места и причины затруднений. 8 мин.

1)А для того, чтобы проверить насколько вы хорошо знаете все морфемы проведем цифровой диктант с взаимопроверкой. Приложение 3,4.

Я буду называть вам лексическое значение, а вам нужно узнать морфему и дать ей определение.

2)Работа с теоретической частью учебника+ аудио приложение к учебнику. Прослушивание устного морфемного разбора слова. Памятка. Приложение 5.

3)Учитель разбирает на доске слово МОРФЕМНЫЙ, объясняя значение корня МОРФ-, ученик делает разбор слова РАЗБОР.

-Мы с вами узнали правду о корне морф..

7.Физминутка. 1 мин

Если я назову пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые таковыми не являются, вы приседаете.

Лес-лесник,

телушка-телогрейка,

торф-торфяник,

помощь-помещик,

грибы-грибники,

пальто-палестинка,

болотистый-болото,

стрелка-компас,

ёлочка-еловый,

поросёнок-свинья.

8.Построение проекта выхода из затруднения. 7 мин.

1)- Теперь давайте проверим, как вы запомнили алгоритм выполнения морфемного разбора.

2 человека у доски- КЛАДОВАЯ СОЛНЦА, 2 за доской и остальные в тетрадях выполняют упражнение 86 учебника. I вариант-догнать, II вариант- маленький. (Самопроверка по образцу)

2)- Ребята, а скажите, чтобы правильно выполнить морфемный разбор, нужно знать его лексическое значение? (да, ведь именно там и содержится правда о слове).

-Чтобы это доказать, составьте словообразовательную цепочку. И выделите морфемы, с помощью которых были образованы слова.

-Что такое словообразовательная цепочка?

1 человек у доски, остальные на экране составляют фразу. Слайд 5

ПРИСТАВКА

КОРЕНЬ

СУФФИКС

ОКОНЧАНИЕ

СЛОВО

походка

слово

сестрицы

река

пословица

налетели

ученик

куст

молчит

учит

коньки

мудрец

старость

домики

мудрости







Травить-травка-затравка. (трава, муравка, отварить- лишние). Приложение 6.

- Что это за слова такие? Так звали собаку Антипыча из «Кладовой солнца».

- Кто такой Антипыч?

9. Реализация построенного проекта. 5 мин.

- А теперь давайте поиграем. Делимся на 2 команды : «Мальчики» и «Девочки», из первой главы сказки-были найдите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, описывающими детей. Мальчики дают характеристику брату, девочки-сестре. (Даются карточки со словами, из которых надо выбрать верные) Приложение 7.

Слайд 6 для проверки

10.Домашнее задание. Слайд 7 1.мин.

Упражнение 87

(Iвариант -1; IIвариант-2)

11. Рефлексия, выставление предварительных оценок. 5 мин.

А сейчас давайте вернёмся к эпиграфу нашего урока, а о какой правде говорил

Антипыч в «Кладовой солнца» М.М.Пришвина. (О вековечной борьбе людей за любовь, чтобы в суровых испытаниях не озлобиться, не превратиться в дикого зверя, выжить. В любых ситуациях оставаться человеком. Любить окружающих, дарить им тепло, доброту. Помогать тем, кому это необходимо ).

- А какую правду вы узнали на этом уроке? (ответы учеников)

Спасибо за урок!





















































Список литературы

Учебник русского языка 5 класс под ред.А.Д.Шмелёва.

Учебник литературы 5 класс под ред.Г.В.Москвина.

Цифровые диктанты. Издательство Учитель Волгоград.



Ресурсы сети Интернет

(Портрет М.М.Пришвина, памятка, шаблон презентации).

































Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.