12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Татьяна111
Россия, Липецкая обл., Елец
4

Интегрированный урок в 9 классе на тему «Михаил Васильевич Ломоносов – великий Просветитель России».

ГБОУ «Специальная школа-интернат г. Елец»















Интегрированный урок

в 9 классе на тему  «Михаил Васильевич Ломоносов – великий Просветитель России».







Выполнила:

Учитель русского языка

Клевцова Т.В.

















Тема: «Михаил Васильевич Ломоносов – великий Просветитель России».

Цель: создавать условия для ознакомления с творчеством М.В. Ломоносова.

Задачи:

учебная – формировать у детей представления о жизни и деятельности М.В. Ломоносова;

развивающая – развивать кругозор, умение делать выводы, коммуникативные способности;

воспитательная – воспитывать в детях чувства гордости, восхищения, уважения к своей Родине.

БУД: 

познавательные: осознавать познавательную задачу; читать, извлекая нужную информацию;

коммуникативные: участвовать в общей беседе;

регулятивные: планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;

личностные: развивать самостоятельность, умение работать в группе

воспитывать любовь к родному языку.

Форма урока:

 Интегрированный урок с использованием ИКТ.
Оборудование урока: презентация; фотографии и портреты М.В. Ломоносова; выставка книг; музыкальные записи.

Оформление урока:

 на доске тема урока, эпиграфы; портреты; выставка книг по данной теме.
Методические приемы: доклад обучающихся, прослушивание музыкальных произведений, разгадывание кроссворда, взаимооценивание.

Опережающие задания:

Весь класс был поделён на 3 группы, которые выполняли свои проекты.

 План проекта:

краткий рассказ по биографии М.В. Ломоносова;

работа со словарями;

презентации и показ её на уроке.












Ход урока:

«Соединяя необыкновенную силу воли

с необыкновенной силой понятия,

Ломоносов обнял все отрасли просвещения.

Жажда науки была, сильнейшей страстью

сей души, исполненной страстей».

А. С. Пушкин.

I. Мобилизующий момент.

Учитель: Добрый день, ребята! Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку? 
Дети: Да!
Учитель: Тогда вперед! Для того чтобы сегодня нам успешно выполнить все задания необходимо проделать ряд упражнений и начнем мы со зрительной гимнастики.

Зрительная гимнастика.

Интеллектуальная разминка.

Коррекционная строка (собрать её).


«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего»

(Объясните фразу) Слайд 1.

С этим утверждением нельзя не согласиться, потому что оно выражает историческую закономерность: люди, позабывшие о своем вчерашнем дне, не смогут учитывать его уроки и развиваться. В таком случае у них не будет прогресса, и день завтрашний ничем не будет отличаться от дня сегодняшнего.

Разгадать ребус. (Кому принадлежат эти строки) М.В. Ломоносов.

Слайд 2.

О ком будем говорить сегодня на уроке?

Правильно, будем говорить о человеке, который внес огромный вклад в развитие российской науки.

А 2021 год объявлен чего? Годом науки и технологии.

Зачем необходима эта тема?

Каждый человек должен знать и изучать прошлое своей Родины. А еще в 2021 году исполняется 310 лет со дня рождения М.В. Ломоносова.

II. Актуализация опорных знаний.

Ломоносов сделал открытия в различных науках. А в каких мы сейчас с вами узнаем.

Открытия в области литературы, поэзии:
разработал правила грамматики русского языка, составил книгу “Российская грамматика”;
Открытия в области физики:
сконструировал термометр;
Открытия в области химии:
составил рецепт для приготовления фарфоровых масс;
Открытия в области астрономии:
открыл атмосферу на планете Венере;
Открытия в области географии:
разработал приборы для морского кораблевождения;
Открытия в области геологии:
теория о возникновении металлов и минералов;
Открытия в области истории:
закончен 1-ый том Российской истории.
Ломоносов – художник:
изготовил 40 мозаичных картин; в том числе “ Полтавскую битву”;

(Слайд №4-8).

В истории отечественной и мировой науки и культуры Михаил Васильевич Ломоносов занимает особое место. Это был один из образованнейших русских людей XVIII века. Сложно назвать область науки, техники и культуры, в которую он не внес бы свой вклад. Его научные интересы были чрезвычайно широки и многогранны. Работы ученого в области физики, химии, астрономии, оптики, геологии, техники, географии и метеорологии, экономики, истории и литературы, педагогики и психологии заложили основы для развития этих наук. Он создал первую в России научную химическую лабораторию, организовал астрономические и метеорологические исследования, участвовал в снаряжении географических и геологических экспедиций, в подготовке морских плаваний с целью изучения и освоения Северного морского пути. Многогранен не только талант Ломоносова как ученого - энциклопедиста, но и удивительна сама его личность, отличавшаяся постоянным стремлением к научному поиску, неутолимой жаждой знаний, упорством и бескорыстием в науке, самоотверженной любовью к своей стране, к своему народу, «радением за распространение наук в Отечестве», 54 года прожил.

III. Сообщение темы урока.

Как вы уже поняли по сегодняшним заданиям наш урок будет посвящён жизни и творчеству Михаила Васильевича Ломоносова.

Ученик читает. В соседстве двух морей, на родине метели,

Вблизи бродящих льдов и стужи он рожден;

Снегами полюса он встречен у купели,

И пышным Севера сияньем озарен.

(Сообщение ученика) Михаил Васильевич Ломоносов родился неподалёку от города Холмогоры 8 декабря в 1711 году в деревне Мишанинской, (сегодня это село Ломоносово) Архангельской губернии Холмогоровского уезда в семье беломорского крестьянина – рыбака. С детских лет он рыбачил вместе с отцом. Много выпало испытаний на долю маленького Миши. Рос он пытливым и любознательным мальчиком. С детства любил наблюдать за северным сиянием. Всякий раз подолгу смотрел, задрав голову, удивлялся, восхищался, и в голове крутилась мысль: отчего это так?

(Сообщение ученика) В 19 – летнем возрасте тяга к знаниям привела его в Москву в славянско – греко – латинскую Академию, затем в Германию, Петербург. Движимый стремлением к знаниям, он пешком приходит в Москву (1731 г.), где поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Там жизнь Ломоносова очень трудна и бедна. Однако благодаря упорству ему удается за 5 лет пройти весь 12-летний курс обучения. В числе лучших студентов в 1736 году отправляется учиться в Германию, где изучает технические и естественные науки, а также иностранные языки и литературу. Начал собирать свою библиотеку, в которую вошли как античные авторы, так и современники. Для тех времен биография Михаила Ломоносова была весьма насыщенной. Он изучает множество наук, ставит опыты, выступает с лекциями. Даже при такой занятости у Ломоносова остается время на сочинение стихотворений.

(слайд 9) Динамическая пауза.

Сценка:

Михайло и ученики. Сценка. (Ведущие отступают в сторону. Входят мачеха и отец Ломоносова. Отец опирается на палку).

Мачеха( недовольно) Василий Дорофеевич, прими ты меры к сыну своему Михайле.

Отец. А что стряслось-то?

Мачеха. Да ты сам видишь, проку от него в доме никакого. Ничего не делает, только сидит да книжки свои читает. Станешь его укорять, а он уткнется в страницу, губы сожмет и молчит. Своенравный отрок да упрямый.

Отец. Права, ты конечно, только я уж и не знаю, как с ним поступить. Сама знаешь, я даже женить его хотел . Отыскал дочь у одного неплохого человека, да Михайло и слушать о свадьбе не пожелал, прикинулся больным.

Мачеха. А еще слухи ходят, будто он всех расспрашивает, принимают ли в Москве на учебу сыновей рыбацких.

Отец. Ох, неужто про Москву думать затеял?

Робко входит дьячок. Дьячок. Василий Дорофеевич, мне потолковать с тобой нужно. Мачеха. Говори, дьячок, чего тебе надо?

Дьячок. Василий Дорофеевич был я у твоего сына наставником. Превзошел меня Михайло по всем знаниям. Отпусти его с рыбным обозом в Москву.

Отец (ошарашено). Да о чем ты говоришь-то, дьячок, думай! Я думал, будет Михайло мне помощником, а ты просишь вовсе его отослать незнамо куда.

Мачеха. Пойдем, Василий Дорофеевич, женить парня надо, да и дело с концом. Семья, она от себя далеко не отпустит. Он тогда о Москве и не помыслит.(Уводит отца)

Вбегает Михаил Ломоносов.

Михаил. Ну что, удалось тебе уговорить тятеньку?

Дьячок. Нет, он и слышать о науке не захотел.

Михаил. Я так и знал. А тут еще мачеха поедом ест. Я и сам пробовал отпроситься, в ноги падал, но так ничего и не добился.

Дьячок и Михаил Ломоносов уходит.

Ведущий: Страстная жажда знаний побудила Ломоносова уйти из дома. В декабре 1730 из Холмогор в Москву отправлялся караван с рыбой. Морозной ночью, когда в доме все спали, Ломоносов надел на себя две рубахи, взял с собой подаренные ему соседом «Грамматику» и «Арифметику» и отправился вдогонку за караваном. На третий день он настиг его и упросил рыбаков разрешить идти вместе с ними. Через три недели Ломоносов был в Москве, где он не знал ни одного человека.

1 ученик: Гляньте, какой дядя пришел с нами учиться! Ну и здоровый!

2 ученик: Дядь, достань воробушка!

Михайло приподнял одного из них за шиворот и, стараясь быть серьезным, проговорил:

Михайло: «Что с тобой сделать? На крышу забросить?».

1 ведущий. Больше над ним не смеялись, а как стал отвечать, на него будто на чудо стали смотреть.

1 ученик: Да он лучше учителей всё знает!

2 ученик: Посмотри, как умно говорит!

(Сообщение ученика)

Вклад Ломоносова в такие науки, как физика, химия, география, астрономия, минералогия, почвоведение, геология, картография, геодезия, метеорология очень велики. Литературное творчество Ломоносова содержит произведения на разных языках. Это «История Российская», трагедии «Тамара и Селим», «Демофонт» и многие стихотворения Ломоносова.

В 1754 году он разработал проект Московского университета, названный позже в его честь университетом Ломоносова. Кроме того, краткая биография Ломоносова знаменательна открытием закона сохранения материи, написанием работ по теории цвета, построением множества оптических приборов.

(Сообщение ученика) Большой вклад Ломоносов внес также в историю. Ученый создал «Краткий российский летописец с родословием», где описал главные события истории России с 862 по 1725 год. Это издание облегчило работу с историческими документами и стало очень популярно среди читателей. Ломоносов очень любил искусство. Он увлёкся мозаикой - составлением картин из кусочков цветного стекла. Он выполнил около 40 мозаичных картин. С некоторыми из них вы сейчас познакомитесь.

Смерть настигла Михаила Ломоносова в возрасте 54 лет. Умер великий ученый от воспаления легких 4 (15) апреля 1765 года и был похоронен на Лазаревском кладбище в Санкт-Петербурге.

(слайд 10)

(Ученик читает стихотворение Н.А. Некрасова «Школьник»). Ну, пошел же, ради бога!

Небо, ельник и песок -

Невеселая дорога...

Эй! садись ко мне, дружок!


Ноги босы, грязно тело,

И едва прикрыта грудь...

Не стыдися! что за дело?

Это многих славный путь.


Вижу я в котомке книжку.

Так учиться ты идешь...

Знаю: батька на сынишку

Издержал последний грош.


Знаю: старая дьячиха

Отдала четвертачок,

Что проезжая купчиха

Подарила на чаек.


Или, может, ты дворовый

Из отпущенных?.. Ну, что ж!

Случай тоже уж не новый -

Не робей, не пропадешь!…


Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик

По своей и божьей воле

Стал разумен и велик.


Не без добрых душ на свете –

Кто-нибудь свезет в Москву,

Будешь в университете –

Сон свершится наяву!

IV. Продуктивная обработка информации.

Итак, продолжаем разговор о Ломоносове.

В самых различных областях раскрылся талант Ломоносова.

Благодаря ему, в русский язык вошли новые слова. А вот какие, попробуйте собрать эти слова из частей.

Работа учащихся в парах. (Дети собирают слова из частей)

Словарная работа.

БАРОМЕТР- прибор для измерения атмосферного давления.

ФОРМУЛА – комбинация знаков, выражает символическое высказывание.

ТЕРМОМЕТР- прибор для измерения температуры воздуха, почвы, воды и так далее.

АТМОСФЕРА- газовая оболочка небесного тела.

- Ребята, а человечество сейчас использует эти понятия? Действительно, эти слова нам так хорошо знакомы, что никто не задумывается о том, что пришли они в нашу речь, благодаря Ломоносову (слайд 11)

Подводя итог нашей работе, каждой группе необходимо составить синквейн о Ломоносове.


t1698431888aa.gif

2 группа. Слова для справок: знаменитый, учился, Ломоносов, великий, открывал, работал, делал открытия в разных областях науки, ученый.


1 существительное Ломоносов

2 прилагательных Великий Знаменитый

3 глагола Учился Работал Открывал

Фраза Делал открытия в разных областях науки

Вывод Учёный

Слайд 12.

V. Итог урока.

Ломоносов был разносторонним человеком и сделал открытия в разных областях науки, стал великим учёным. А в каком направлении пошли бы вы?

Представим себе сюжет из сказки, когда вы стоите перед большим камнем и на нём написаны пути-дорожки в разных направлениях: спорт, программирование, здравоохранение, образование, искусство, строительство, торговля, транспорт, обслуживание, другое. Какую дорожку выбрали бы вы?

1. В каких отраслях науки сделал открытия М.В. Ломоносов? (области физики, химии, астрономии, оптики, геологии, техники, географии и метеорологии, экономики, истории и литературы, педагогики и психологии заложили основы для развития этих наук.)

2. Какие черты характера помогли Ломоносову добиться таких успехов? (Наблюдательность, упорство, трудолюбие, выносливость, любознательность). Кроме того – блестящие способности и огромная тяга к учению, знаниям.

3. Востребованы ли знания эти в современном жизни?

Михаил Васильевич Ломоносов занимает особое место в развитии отечественной и мировой науки и культуры. Разработанные им проекты и открытия в различных отраслях научных знаний не утратили своей актуальности и востребованы в современном обществе.

Д/З. Как назвал Ломоносова А. С. Пушкин и почему?

Если вам понравилось на уроке возьмите веселый смайлик, если нет – грустный.


Литература: https://obrazovaka.ru/alpha/l/lomonosov-mixail-vasilevich-lomonosov-mikhail-vasilyevich

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.