12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ивонина Гюльнара Фазиль-кызы1364
Учитель физической культуры высшей категории
Россия, Волгоградская обл., ст.Михайловская
Материал размещён в группе «Сельская школа»

 ИСКУССТВО УПРАВЛЯТЬ СОБОЙ

В мире слов и понятий: воля.

1. Учитесь управлять собой.

Умеете ли вы управлять собой, своим поведением? Вопрос сложный. Давайте попытаемся разобраться с такой чертой характера, как воля.

Воля – это сознательные действия, поступки, которые человек совершает для преодоления трудностей при достижении цели. Люди различаются между собой – у кого-то это получается лучше, у кого-то хуже. Волевому человеку проще управлять своей жизнью, он добивается больших результатов.

Воля проявляется в целеустремленности, самостоятельности, решительности, настойчивости, выдержке, дисциплинированности, смелости, инициативности. Это – волевые качества*.

Это нужно знать!

Признаки решительности:

  • быстрое и обдуманное принятие решений при выполнении того или иного действия или поступка;
  • выполнение принятого решения без колебаний, уверенно; отсутствие растерянности при принятии решений в затруднительных условиях и во время эмоционального возбуждения;
  • осуществление решительных действий в непривычной обстановке.

Признаки самостоятельности:

  • выполнение посильной деятельности без помощи и постоянного контроля со стороны других людей (способность без напоминаний и подсказок выполнять трудовые, учебные задания и т. п.);
  • умение самому найти себе занятие и организовать свою деятельность (приступить к подготовке уроков, обслужить себя, найти способ отдохнуть и т. п.);
  • умение отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямства, если не прав.

Признаки дисциплинированности:

  • сознательное выполнение установленного в данной деятельности порядка (соблюдение требований учителей, своевременное выполнение поручений, правил и т. д.);
  • добровольное выполнение правил, установленных коллективом;
  • соблюдение дисциплинированного поведения при изменении обстановки.

Признаки настойчивости:

  • стремление постоянно доводить начатое дело до конца; умение длительно преследовать поставленную цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями;
  • умение продолжать деятельность при нежелании заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности;
  • умение проявлять упорство при изменившейся обстановке (смена коллектива, условий труда и т. п.).

Признаки выдержки:

  • проявление терпения в деятельности, выполняемой в затруднительных условиях (большие помехи, испорченное настроение, неудачи и т. п.);
  • умение владеть собой в конфликтных ситуациях (при спорах, незаслуженном обвинении и т. д.);
  • умение сдерживать проявление чувств при сильном эмоциональном возбуждении (большой радости, негодовании и т. п.); умение контролировать свое поведение в непривычной обстановке.

Признаки смелости:

  • преодоление чувства страха;
  • сохранение присутствия духа перед опасностью, трудностями;
  • проявление верности своим принципам вопреки давлению со стороны других людей, откровенное выражение собственного мнения.

Признаки инициативности:

  • проявление творческих способностей, выдумки, рационализации;
  • участие в осуществлении разумного новшества, хорошего начинания, исходящего от других;
  • активная поддержка коллектива в реализации намеченных планов.

Признаки целеустремленности:

  • умение анализировать свои желания и выбирать приоритетные из них;
  • умение поставить перед собой цель, реально оценивая свои возможности;
  • умение осуществлять намеченное.

 

2. Искусство ставить цели, или как подчинить время.

Самое трудное – это научиться использовать ресурсы собственного «Я» и направлять их на достижение успехов. Множество людей по разным причинам часто не имеют представления о том, что бы они хотели делать, к чему стремиться. И очень часто они поэтому чувствуют себя несчастными.

Многие, когда говорят о целях, о своих планах, акцентируют внимание на недостаток времени, как бы оправдывая себя в том, что цель никак не достигается.

Гармоничные отношения со временем означают две вещи:

способность жить настоящим, то есть переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не как подготовку к будущему или как роковое следствие прошлого;

способность ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть видеть жизнь целостной.

Время – величайшая ценность. Отношения со временем должны строиться на «научной основе», важно «подружиться со временем», сделать так, чтобы оно «не сердилось на меня».

Давайте познакомимся с правилами гармоничного распределения времени.

Определение относительной важности дела. Принцип Парето**, или соотношение 80 : 20. Этот принцип работает, если вы умеете отличать важные дела и не очень важные. Потратив всего 20 % времени, вы можете получить 80 % удовлетворения, занимаясь важным делом. И, на-оборот, прозанимавшись весь день неглавным делом, в итоге получите 20 % удовлетворения.

Умение трезво рассчитывать силы и время. Подавляющее большинство людей склонны преувеличивать свои силы и недооценивать время, необходимое для выполнения задачи. Определить величину заблуждения можно, если Х единиц времени умножить на 3. Например, если вам кажется, что этот доклад вы можете написать за 30 минут, умножьте этот показатель на 3, и вы получите реальные временные затраты.

Умение давать обещания. Необходимо научиться анализировать свои возможности, прежде чем соглашаться делать что-то. В ответ на просьбу необходимо научиться отвечать: «Подожди, я подумаю, смогу ли я тебе помочь». Затем проанализировать ситуацию и дать ответ. Это проверенный способ приобретения авторитета и заслуженной славы надежного человека.

Итак, выведем основные правила:

 Не торопись соглашаться в ситуации психологического давления.

 Принимай решение только после рассуждений о приоритетах и затратах времени.

 Честно говори «НЕТ», если не можешь справиться с чем-то.

 Бери на себя только посильную часть проблемы.

 Говори себе почаще «МОЛОДЕЦ», если ты сдержал слово и нашел общий язык со своим временем.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1. В тетради нарисуйте круг. Пусть он символизирует волевого человека на 100 %. Отметьте в нем сектор, который, как вы считаете, соответствует вашей силе воли.

2. Оцените количество каждого волевого качества в себе по 100 %-ной шкале:

решительность;

настойчивость;

смелость;

самостоятельность;

целенаправленность;

инициативность;

выдержка;

дисциплинированность.

Обсудите с ребятами, насколько ваши представления о своих волевых качествах соответствуют действительности, какие развиты в достаточной степени, а над развитием каких качеств необходимо поработать.

 

3. Вспомните ситуации, когда вы чего-то не успели сделать, подводили кого-то, не сдерживали слово. Что чувствовали в данной ситуации? Как себя вели? Напишите эссе на тему «Мои отношения со временем».

4. Определите последствия разбазаривания времени.

5. Определите правила гармоничного распределения времени.

6. Обсудите с ребятами умение трезво рассчитывать свои силы и время, умение давать обещание.

7. Тест «Активизация внутренних ресурсов».

Этот тест поможет выяснить, насколько ты готов справиться с самим собой, своими достоинствами и недостатками, готов ли ты к саморазвитию.

Отметь знаком «+» свое согласие с предложенными утверждениями и знаком «–» – несогласие.

1) У меня появилось желание больше узнать о себе.

2) Я считаю, что мне нет необходимости в чем-то меняться.

3) Я уверен в своих силах.

4) Я верю, что все задуманное мною осуществится.

5) У меня нет желания знать свои положительные и отрицательные стороны.

6) В своих планах я чаще всего надеюсь на удачу, чем на себя.

7) Я хочу лучше и эффективнее учиться.

8) Когда нужно, я могу заставить изменить себя.

9) Мои неудачи связаны в основном с неумением что-то делать.

10) Меня интересует мнение других о моих качествах и возможностях.

11) Мне трудно самостоятельно добиться задуманного и воспитать себя.

12) В любом деле я не боюсь неудач и трудностей.

13) Мои способности и умения соответствуют требованиям учителей и родителей.

14) Обстоятельства сильнее меня, даже если я хочу что-то сделать.

А теперь сравни свои ответы с ключом:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

+

+

+

+

+

+

+

+

Построй систему координат (см. рис. на с. 152).

По оси ОХ отложи значение суммы совпавших ответов на вопросы:

Х = 1, 2, 5, 7, 9, 10, 13.

По оси ОУ отложи значение суммы совпавших ответов на вопросы:

У = 3, 4, 6, 8, 11, 12, 14.

А – могу совершенствоваться, но не хочу о себе знать;

Б – я не хочу знать о себе, не хочу изменяться;

В – хочу знать о себе и могу изменяться;

Г – хочу знать о себе, но не могу себя изменить.

 

Ты доволен полученным результатом?

Обсуди его с ребятами.

Методика «Круг воли» // Кунигель, Т. В. Тренинг «Активизация внутренних ресурсов подростка». – СПб.: Речь, 2006.

Парето Вильфредо (1848–1923) – итальянский экономист и социолог, представитель математической школы политэкономии. Пытался математически обосновать концепцию взаимозависимости всех экономических факторов. Сформулировал закон распределения доходов – закон Парето.

Опубликовано в группе «Сельская школа»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.