12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Маркова Людмила18
3

Использование информационных технологий для повышения эффективности учебной деятельности и повышения учебной мотивации в начальной школе

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Мыскаменская школа-интернат»

________________________________________________________________________________













Использование информационных технологий

для повышения эффективности учебной деятельности

и повышения учебной мотивации

в начальной школе




Методическая разработка







Автор: Маркова Людмила Владимировна,

учитель начальных классов













с. Мыс Каменный

Использование информационных технологий для повышения эффективности учебной деятельности и повышения учебной мотивации в начальной школе


Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения,

убивает в ученике охоту к овладению знаниями.

Приохотить ребенка к учению

гораздо более достойная задача, чем приневолить.

К.Д. Ушинский

Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться.

Ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов.

Что такое мотив?

Мотив – это побуждение к деятельности, то, ради чего учащийся совершает ту или иную деятельность.

Выделяют две группы мотивов:

Внутренние (познавательные) мотивы.

Связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения, потребность в овладении новыми умениями, навыками и знаниями.

2. Внешние (социальные) мотивы.

Связаны с потребностями ребенка в общении с людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.

Для развития личности ученика наиболее благоприятным является преобладание внутренней мотивации учебной деятельности.

Обучение будет успешным, если внутренне принято ребенком, если опирается на его потребности, мотивы, интересы, т. е. имеет для него личностный смысл.

Истинный источник мотивации человека находится в нём самом.

Вот почему значение придаётся не мотивам обучения - внешнему нажиму, а мотивам учения - внутренним побудительным силам.

Структура мотивации

1. Познавательная мотивация.

Ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился.

2. Мотивация достижения успеха.

Ребёнок проявляет желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат.

Престижная мотивация

Характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым.

Мотивация избегания неудачи.

Дети стараются избежать «двойки» и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, — недовольства учителя, санкций родителей.

5. Компенсаторная мотивация

Это побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области — в занятиях спортом, музыкой, рисованием, в заботах о младших членах семьи и т.п.

В ходе индивидуального и возрастного развития структура мотивов изменяется.

Среди разнообразных социальных мотивов учения ведущими в начальной школе являются мотивы:

- «доставить радость родителям»;

«хочу больше знать»;

«на уроке интересно».

Процесс формирования у учащихся положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, которая бы побудила их к систематической учебной работе, должен стать значительной частью работы школьного учителя.

Мы живем в век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока.

Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи.

Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.

Использование информационных технологий на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

Использование информационных технологий на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Я работаю учителем   тридцать четыре года. Мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Ведь задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей, привлечь внимание учеников, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами. Информационные технологиям эффективно применяю при организации творческой познавательной деятельности учащихся в процессе изучения различных школьных дисциплин. Уроки с использованием информационных технологий стали привычными для учащихся моих классов.

Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием информационных технологий должна быть чётко продумана и дозирована. Планируя урок, тщательно продумываю цель, место и способ использования ИКТ.

В своей практике я использую научно-познавательные и обучающие фильмы, специально разработанные электронные диски с заданиями к учебникам по программе «Школа России».

Для реализации учебных задач, с целью повышения мотивации и качества образования, использую дистанционные формы обучения – онлайн-сервисы для школьников, которые дают реальную возможность использовать информационно-коммуникационные технологии в педагогическом процессе.

В России онлайн-сервисы для школьников используются сравнительно недавно. Онлайн-обучение становится всё более популярным, всё больше компаний и провайдеров его используют, всё больше компаний предоставляют возможности для его осуществления.

В своей практике активно использую обучающие онлайн-платформы Учи.ру и Айсмарт, Якласс. Работа на онлайн-платформах заинтересовывает и в итоге мотивирует ребёнка выполнить задание правильно, без принуждения, путем вовлечения в азартный процесс. Ребёнок сам контролирует свои достижения, количества решённых заданий.

Одним из главных положительных моментов считаю то, что образовательные платформы предоставляют возможность реализации дифференцированного подхода к детям, имеющим разную степень мотивации к учебной деятельности и имеющим разные интеллектуальные способности.

Детям, имеющим низкую мотивацию и незначительные успехи в освоении знаний, на платформе представлен материал в виде карточек, позволяющих последовательно ежедневно отрабатывать базовые умения и навыки в своем собственном темпе, избегая при этом возникновения пробелов, стимулируя их через получение бонусов.

Благодаря системе поощрений дети сами стремятся учиться и выполнять задания, тем самым формируется самостоятельность и ответственность.

Например, платформа Айсмарт очень удобна   при обучении в дистанционном режиме, так как позволяет легко оценивать детей.

Учить ребенка радостно, без принуждения - возможно, если в своей работе педагог использует инновационные технологии.

Существует много различных видов работы с применением информационных технологий для проведения уроков в начальной школе. Компьютер присутствует на всех этапах урока и по всем предметам, конечно с учетом санитарно-гигиенических норм для каждого возраста. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной.

Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть четко продумана и дозирована.

Таким образом, применение ИКТ на уроках должно носить щадящий характер. Планируя урок в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.

Используя в своей работе обучающие онлайн-платформы, учитель получает возможность:

формировать у учащихся учебную самостоятельность и высокую познавательную мотивацию;

контролировать процесс освоения учебного материала;

оценивать достижения учащихся;

дистанционно обучать учащихся;

использовать интерактивные задания на разных этапах урока, во внеурочной деятельности.

А ученики получают возможность:

достигать планируемых результатов;

контролировать свои действия с помощью системы;

оценивать свои достижения;

повышать уровень своего интеллектуального развития;

работать в комфортном для себя режиме.

Использование ИКТ помогает разнообразить урок, пробудить интерес у школьников к изучаемому материалу и сформировать положительную мотивацию к учению.









Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.