12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Хабибулина Ия Григорьевна91
Преподаю роспись по дереву и основы ДПИ
Россия, Ханты-Мансийский АО, Новоаганск
2

Использование изображения птиц в различных видах декоративно - прикладного искусства. Выполнение мотива городецкой росписи «петушок».

Использование изображения птиц в различных видах декоративно - прикладного искусства. Выполнение мотива городецкой росписи «петушок».

 

Цель занятия

Ознакомление обучающихся с вариантами изображения птиц в различных видах декоративно - прикладного искусства, изучение кистевых приемов росписи.

 

Задачи:

-   изучение особенностей выполнения городецкой росписи;

-   знакомство с вариантами изображения птиц в различных видах ДЛИ;

- освоение навыков кистевой росписи на примере выполнения мотива городецкой росписи «петушок»;

- воспитание интереса к народному творчеству.

 

 

Наглядные пособия и инструменты для педагога:

-     изделия декоративно - прикладного творчества (глиняные игрушки, архангельская щепная птица, вышивка, работы хантыйских мастериц и т. д.);

-     детские работы с хохломской и городецкой росписью;

-     наглядные пособия с изображением вариантов стилизации мотива «петушок»;

 

-   загадки про птиц;

-   музыкальное сопровождение.

 

 

Материалы и инструменты для обучающихся:

-   гуашевые краски, беличьи кисти № 2;

-   бумажные заготовки в форме разделочной доски;

-   набор шаблонов для выполнения мотива «петушок».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия

 

Организационный момент.

1.     Приветствие.

2.     Сообщение темы занятия и плана занятия.

 

Объяснение нового материала

1.     Знакомство с экспонатами мини выставки. Способы изображение птиц в различных видах народного творчества.

2.     Загадки.

3.     Изображение птиц в городецкой росписи (демонстрация расписных изделий и вариантов стилизации мотива «петушок».

4.     Первичный контроль знаний.

    5.Физкультминутка

 

Практическая работа

1.     Изучение кистевых приёмов выполнения городецкой росписи.

2.     Зарисовка петушка карандашом или по шаблону.

3.     Раскрашивание и «оживка» эскиза.

 

Подведение итогов занятия

1.     Просмотр готовых работ

2.     Проверка усвоения знаний (тестирование)

3.  Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Приветствие.

2. Введение, сообщение темы и цели занятия.

3. Объяснение нового материала.

 

 

- Посмотрите на нашу выставку и постарайтесь определить, что объединяет все изделия декоративно-прикладного творчества?

С давних времен птицы имели большое значение в жизни человека. Люди охотились на птиц, разводили их в домашнем хозяйстве. Мясо птиц использовали в пищу, перья - для изготовления перин, подушек, из шкур шили одежду. Разводили певчих и декоративных птиц. Сами птицы, их изображения имели и культовое значение. Их использовали для заклинания от бед, катастроф, злых сил. Постепенно ритуальное значение утрачивалось, но символическая способность изображения осталась и глубоко была воспринята народным искусством.

Ознакомимся подробнее с изделиями декоративно - прикладного искусства представленными на нашей выставке.

 

 

Керамика.

Глиняные птицы нарядны, праздничны, декоративны, они служат украшением жилища. Изображения птиц олицетворяют воздух, свет, тепло.

Из глины делали игрушки, самые любимые из них - свистульки. Считалось, что громкий звук, свист отпугивает все злое. Возможно, поэтому и перешли свистульки да погремушки к детям, как к наиболее нуждающимся в защите от всяких бед. Существовал даже особый весенний праздник «Свистунья», когда свистом в глиняные игрушки прогоняли темные силы, скопившиеся за долгую зиму, и призывали светлую весну. (Показ свистульки.)

 

 

 

Вышивка.

Современная работа - вышивка гладью символа 2005 года - Петушка. Старинная работа мастерицы - наблюдник. Наблюдник использовали только на Пасху. По внешнему виду он напоминает скатерть, но раза в два меньше, квадратной формы. На вышитый наблюдник ставили чашку, клали туда пасху, крашеные яйца, сало, сыр, затем связывали его узлом и несли святить в церковь на первый день Пасхи. По приходу домой, наблюдник стирали и прятали в сундук до следующей Пасхи. (Показ вышивки «Петух».)

 

 

Аппликация.

Аппликацию можно выполнять из различного материала, например из ткани. (Демонстрация иллюстрации.)

 

 

Кружевоплетение.

Мастерицы кружевоплетения могут изобразить любую птицу. - Посмотрите внимательно на эту пелерину, что напоминает ее узор? Выплетая узор пелерины, мастерица использовала красоту перьев сказочной птицы. (Демонстрация иллюстраций.)

 

 

Соломенная пластика.

Трудно сказать, когда человек научился выплетать из соломки полезные вещи. Плели соломенные сосуды, корзины, сумки, шляпы, кольца, бусы, фигурки кукол, животных и птиц. Например, весну молодежь встречала с соломенными жаворонками, выходя на луг и запевая веснянки в хороводе:

Жавороночки, Прилетите к нам! Принесите нам Теплу летушку!..

В клювах соломенных жаворонков обязательно был колосок. Тем самым желали урожайного сытного года, удачной посевной. (Показ иллюстраций.)

Изделия из теста.

Северные козули. Пряники пекли к зимним праздникам - к Новому году, Рождеству. Украшали ими елку, дарили родным и знакомым. (Показ иллюстраций.)

Жаворонков из теста пекли весной. Птиц из теста насаживали на тонкие ивовые прутики или подбрасывали вверх, при этом пели веснянки:

 

 

Жаворонки, прилетите, Красну весну принесите, Холодну зиму унесите...

 

 

Роспись по дереву.

Во многих росписях по дереву изображают птиц. Птица счастья, голубка, глухарь, лебедь, утка и многие другие, но самая любимая птица - петух. Петушок яркий, нарядный, без него нельзя представить крестьянский двор. Образ петушка ассоциируется с достатком, счастьем, домашним уютом. Петушок размещенный на крыше дома оберегал дом от пожара.

 

 

Загадки.

Птиц не только изображали, они становились героями народных сказок,

песен, пословиц и поговорок, а также загадок.

Ходит гордо,

Смотрит важно,

В оперении нарядном:

Синий, желтый,

Красный круг-

Распустил свой хвост ...(индюк).

 

Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами,

Ночью распевает, время считает. (Петух)

 

 

 

Вдоль по речке, по водице

 

 Плывет лодок вереница.

 Впереди корабль идет,

За собою всех ведет. (Утка с утятами)

 

Птичка - невеличка

Ножки имеет,

Ходить не умеет.

Хочет сделать шажок –

Получается прыжок. (Воробей)

 

 

Что за странные

Дроби барабанные

Доносятся из чащи

То медленно, то чаще? (Дятел)

 

В синем небе голосок

 Будто крохотный звонок. (Жаворонок)

 

В болоте плачет,

 А из болота не идет. (Клик)

 

Сквозь летние сумерки парка,

 По краю искусственных вод Красавица птица - дикарка,

 Как белое диво, плывет. (Лебедь)

 

На два, на три километра

Поднимаюсь и кружу

 С высоты огромной этой

 Даже мышь я разгляжу. (Орел)

 

Мерзнут птицы, зябнут звери.

Я ж в морозы не тужу,

Потому что я из перьев

Чудо - валенки ношу. (Рябчик)

 

Днем спит, ночью летает, Путников пугает. (Сова)

 

На вид неказист,

 Зато голосист. (Соловей)

 

У этой птицы

 

Клюв, как две спицы,

 

Ноги длинные, как циркуль.

 По воде она гуляет,

То и дело нос купает. (Цапля)

 

Желтый крошка

 Ищет хлеба крошку,

 Если встретит червяка –

Наклюет ему бока! (Цыпленок)

 

 

 

 

 

Первичный контроль знаний.

1.      С    какими    видами    народного    творчества    вы    сегодня познакомились?

2.      Что символизирует изображение птиц в народном искусстве?

3.      Каких птиц чаще всего изображали народные мастера ?

 

 

Физкультминутка.

Рука подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули -

Ветер сбивает росу.

 В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем –

Крылья сложили назад.

 

Лебеди летят, крыльями машут. Прогнулись над водой,

Качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться. Очень бесшумно на воду садятся.

 

 

 

 

 

Практическая работа

 

Кистевые приемы росписи

1.      Рука должна быть неподвижна: локоть, кисть, мизинец должны лежать на столе, подвижны только пальцы (большой, указательный, средний).

2.      Кисть держат у основания, не наклонно, как ручку для письма, а строго вертикально.

3.      Краску набирать круговыми движениями, не надавливая на кисть.

4.      Роспись выполнять плавно опуская и плавно поднимая кисть, при этом, сильно нажимать на кисть нельзя.

5.      Вначале работа ведется светлыми красками, а затем темными.

 

 

Техника безопасности

1.      Выполнять роспись при хорошем освещении, желательно при дневном свете.

2.      Нельзя пробовать краски на вкус.

3.      Баночка с водой, палитра с красками и все инструменты должны размещаться с правой стороны (у левшей с левой).

4.      После работы вымыть руки с мылом.

Пальчиковая гимнастика Выполнение эскиза городецкого петушка

1.      Нарисовать карандашом петушка, как показано в таблицы. Мотив разместить в центре композиции.

2.      Выполнить подмалевку.

3.      Выполнить оживку.

 

Подведение итогов занятия

1.      Просмотр готовых работ.

2.      Проверка усвоения знаний. Исправить ошибки допущенные в высказываниях:

 

•                     При выполнении росписи, рука должна свисать с края стола.

•                     При выполнении росписи кисть надо держать за кончик и под наклоном.

•                     Чтобы набрать краску на кисть, надо сильно потереть кистью о палитру с красками.

•                     Чтобы аккуратно раскрасить рисунок надо с силою водить кисточкой по бумаге.

•                     В начале работу раскрасить темными красками, а затем светлыми.

•                     Выполнять роспись нужно при приглушенном освещении.

•                     Если руки испачканы красками, то их можно облизать.

•                     Птицы в народной росписи являются символами трудолюбия.

Рефлексия

Ребята, что нового вы узнали на этом уроке?

Что особенно запомнилось?

Чему новому научились на уроке?

Какие вопросы вы хотели бы задать?

Уборка рабочего места

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.      Соколова М. С. Художественная роспись по дереву: Технология народных художественных промыслов: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.

2.      Сподина В. И. «Представление о пространстве в традиционном мировоззрении лесных ненцев Нижневатровского района». -Новосибирск: Изд. центр «Арго». Изд. группа «Солярис». «ЦЭРИС». 2001.

3.      Юный художник. 1993 г., № 10, с- 4- 5.

4.      Народное творчество. 1999 г., № 2, с.-40.

5.      Народное творчество. 2001 г., № 6, с. - 7 -8.

6.      Народное творчество. 1999 г., № 4, с. - 6 -7.

7.      Народное творчество. 2002 г., № 3, с. - 18 - 21; 25 - 28.

8.      Народное творчество. 2002 г., № 2, с. - 18 - 21.

9.   Народное творчество. 1998 г., № 2, с. - 13 - 15.
Ю.Юный художник. 1991 г., № 8, с. - 18 -21.

11 .Юный художник. 1997 г., № 5 - 6, с. - 45 - 46.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Техника безопасности.

1.                   Выполнять роспись при хорошем освещении, желательно при дневном свете.

2.                   Нельзя пробовать краски на вкус.

3.                   Баночка с водой, палитра с красками и все инструменты должны размещаться с правой стороны (у левшей с левой).

4.                   После работы вымыть руки с мылом.

 

 

 

 

 

 

 

 

Кистевые приёмы росписи.

 

1 . Рука должна быть неподвижна: локоть, кисть, мизинец должны лежать на столе, подвижны только пальцы (большой, указательный, средний).

 

2. Кисть держат у основания, не наклонно, как ручку для письма, а строго вертикально.

3. Краску набирают круговыми движениями, не надавливая на кисть.

 

 

5.                   Роспись выполнять, плавно опуская и плавно поднимая кисть, при этом, сильно нажимать на кисть нельзя.

 

6.                   Вначале работа ведётся светлыми красками, а затем тёмными.

 

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.