Использование многофункциональных ширм и игрушек из фетра в сюжетно-ролевой игре младших дошкольников
Калинина Любовь Александровна,
воспитатель,
МДОУ Детский сад № 4,
г. Шуя.
Использование многофункциональных ширм и игрушек из фетра для сюжетно-ролевых игр младших дошкольников. Опыт работы.
Игра — ведущий вид деятельности дошкольников. Многие учёные, педагоги и психологи указывают на то, что без игры невозможно полноценное формирование личности ребёнка. Дети, в дошкольном возрасте лишённые возможности играть вдоволь, свободно, по своему желанию, при поступлении в школу имеют проблемы с успеваемостью, социализацией, склонны к неврозам и агрессии. Период младшего детства, а именно четвёртый год жизни, очень важен в искусстве овладения сюжетно-ролевой игрой, и педагогам, работающим с этим возрастом, нужно обращать особое внимание на развитие игровых умений воспитанников. Дети четвёртого года жизни переходят от сюжетно - отобразительных игр к ролевым, то есть от умения отображать в игре действия к умению брать на себя роль и следовать ей.
Главная руководящая и организующая роль в игре, конечно, принадлежит в этом возрасте воспитателю, но это не означает, что вся сюжетно-ролевая игра сводится к выполнению действий по его указанию. Чтобы игровой замысел, распределение и исполнение ролей исходили от самих малышей, им нужно давать больше свободы и инициативы, чаще обращаться к их небольшому, но уже существующему жизненному опыту.
В нашей группе одним из материалов для обогащения и развития ППРС была создана многофункциональная ширма. Ширма предназначена для сюжетно-ролевых игр «Больница», «Поликлиника». Ширма изготовлена из полипропиленовых труб, полотно прикреплено с помощью липучек, что позволяет изменять назначение ширмы в зависимости от игрового замысла.
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, вопрос об организации развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ на сегодняшний день является особенно актуальным.
Многофункциональная напольная ширма является очень интересным предметом интерьера детского сада, а главное, соответствует всем требованиям ФГОС ДО, предъявляемым к развивающей предметно-пространственной среды группы.
Ш ирма обладает широкими возможностями, многофункциональна в использовании, имеет возможность применения несколькими детьми одновременно. Кроме того, ширма трансформируема и легко переносится в любой уголок групповой комнаты. Трансформируемость ширмы обеспечивает возможность изменений предметов пространственной среды в зависимости от меняющихся интересов.
Все элементы ширмы надежны и безопасны в использовании.
Каждая зона пространства располагает детей к различным видам деятельности.
Цель: создание условий для развития игровой деятельности детей.
Задачи:
• развивать все компоненты детской игры: обогащение игровых действий, тематики и сюжетов игр;
• умение устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог;
• создавать ролевую обстановку, используя для этого, реальные предметы и их заместители;
• действовать в реальной и воображаемой игровой ситуации;
• воспитывать доброжелательные отношения между детьми в игре;
• дать детям возможность получать положительные эмоции и удовольствие от процесса игры.
З а ширмой дети могут посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Используя ее, ребенок может сделать комнату для игры, таким образом, отгораживаясь от общего пространства, создавая свой собственный мир. Этим простым способом осуществляется создание «своего» личного пространства.
Эта ширма многофункциональная, преобразовывается в автобус. Дети сразу несут стульчики, садятся в автобус. Ширма очень помогла организовать детей для игры, внесла элемент мотивации в игру. С помощью ширмы возможно реализовать гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста. Дети, и мальчики и девочки, играя и общаясь вместе, могут проявлять и свои индивидуальные особенности, а также особенности присущие своему полу. Именно в сюжетно – ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения.
Также для игр использовались настольные ширмы, изготовленные мной – больница, кукольная комната .Они просты в использовании, дети сами могут их взять и использовать в игре , а потом убрать на место.
Также при организации сюжетно-ролевых игр использовались предметы, изготовленные из фетра. Помимо своей прямой функции, их применение в игре несет и познавательную составляющую. Так, например,в игре дети закрепляют понятие «большая- маленькая» рыбка:
При использовании « печенья» из фетра дети закрепляют круглую и квадратную форму:
При использовании «пиццы» из фетра дети закрепляют понятие «часть и целое»:
Таким образом, использование напольной и настольных ширм и игрушек из фетра при организации игровой и образовательной деятельности дошкольников, позволяет обеспечить выполнение требований образовательных стандартов нового поколения, является эффективным развивающим средством.