12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Фёдоровна Волокитина4382
Учитель иностранных языков
Россия, Вологодская обл.
5

Использование мультипликационных фильмов на уроках французского языка

Использование мультипликационных фильмов на уроках французского языка для повышения мотивации учащихся.

Для повышения мотивации на уроках иностранного языка используют и стихи, и песни, и игры, и пословицы и поговорки. Мы хотим рассказать ещё об одном способе повышения мотивации при изучении иностранного языка, в данном случае, французского. Это - просмотр мультфильмов. Существует огромное количество различных видео сюжетов на французском языке на любые темы, как диалогов, так и монологов. Но все они, в подавляющем своём большинстве, произносятся взрослыми носителями языка беглой речью, которую ещё довольно трудно понять детям, изучающим иностранный язык первый либо второй год, как в нашем случае. А героев из мультфильмов озвучивают дети, речь которых не быстра и очень понятна. В этом случае понимание французской речи очень облегчено. Но для того, чтобы научиться как можно лучше понимать речь персонажей, необходимо не только как можно чаще смотреть мультфильмы на французском языке, но и выполнять определённые упражнения по закреплению увиденного и услышанного материала.

Современные школьные УМК не содержат мультипликационные фильмы, а значит, учителю самому необходимо найти подходящий теме, возрасту и знаниям мультфильм. Далее, нужно составить к нему различные упражнения - как для более сильных учеников, так и для ребят послабее. Подбор фильмов, как и процесс разработки заданий к ним, очень трудоемок, занимает много времени и требует много усилий со стороны учителя, но, один раз собрав материал, в дальнейшем им можно пользоваться неоднократно. Нами были составлены различные упражнения, которые со временем были объединены в комплекс. Данный комплекс упражнений разрабатывался на примерах французских мультипликационных фильмов и для работы именно с ними, но может активно применяться и при работе с другими иноязычными мультфильмами.

Прежде всего, нами была проведена беседа с учащимися с целью проверить на практике эффективность использования мультфильмов на уроках по французскому языку. (Исследования были проведены в МБОУ ВМР «Огарковская СШ» в 5-6 классах, где французский язык изучается как второй иностранный язык 2 часа в неделю). Мы выяснили, что ученики очень заинтересованы в просмотре мультфильмов на французском языке на уроках. Ребята рассказали, что иногда они самостоятельно смотрят мультфильмы на французском языке, но очень редко. И некоторые дети не заинтересованы в просмотре мультфильмов самостоятельно, потому что им трудно понять живую звучащую французскую речь. Далее мы решили узнать, хотят ли ребята, чтобы мультфильмы на французском языке были включены в учебную программу, на что все ребята ответили положительно. Ученики объяснили, что для самостоятельно просмотра у них не хватает времени, а зачастую просто желания, так как они заранее до просмотра знают, что многое будет непонятно и никто не сможет им помочь. А на уроках просмотр будет организованным и более плодотворным, так как учитель всегда может помочь, если что-то им непонятно. Посредством следующего вопроса мы выяснили, какие французские мультфильмы дети знают. Больше всего упоминаний было о таких мультфильмах, как «Астерикс и Обеликс» («Asterix et Obelix») и «Привет, я Николя!/Маленький Николя» («Le Petit Nicolas»).

В самом конце нашей беседы мы задали следующие вопросы: «Считаете ли вы, что мультфильмы на французском языке смогут помочь вам в изучении французского языка?» и: «Хотите ли вы, чтобы мультфильмы на французском языке были включены в учебную программу?» - все ребята ответили положительно. Таким образом, дети осознают пользу просмотра мультфильмов на французском языке.

В средней школе остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков. Как показывает практика, от четверти к четверти, от класса к классу происходит её снижение. До момента изучения иностранного языка и в самом начале у учащихся высокая мотивация. Им хочется изъясняться на иностранном языке, декламировать стихотворения, петь песни, читать, переписываться с иностранными сверстниками. Начинается процесс овладения языком, и отношение учащихся меняется, многие разочаровываются. Ведь в период накапливается лексический и грамматический материал, что вызывает различные трудности и отодвигает достижение целей, о которых мечталось. В результате уменьшается мотивация, пропадает активность, успеваемость снижается, что, в свою очередь, отрицательно влияет на мотивацию.

Таким образом, мы еще раз отмечаем актуальность использования мультфильмов на уроках французского языка. Этот прием содержит в себе принцип новизны, что ведет к проявлению интереса учащихся к данному виду деятельности. Наш комплекс упражнений направлен на формирование и совершенствование навыков аудирования, говорения, письма, фонетических и лексических навыков, а также на снятие трудностей по овладению этими навыками.

Предлагаем более детально рассмотреть упражнения данного комплекса.

1. Аудирование.

Использование для  обучения  аудированию имеет свои положительные и отрицательные стороны. С одной стороны, видеозапись, по сравнению с аудиозаписью, носит  более эмоциональный  характер – ученики  не только слышат, но и видят  говорящих, их  мимику и жесты, а также получают  информацию о  месте действия, возрасте участников и пр.
С другой стороны — все эти факторы отвлекают ученика от собственно  речи,  и он   может   увлечься   происходящим на экране,   вместо    того, чтобы сосредоточиться на аудировании. (Особенно остро стоит эта проблема при просмотре мультфильмов в коррекционном классе).
Поэтому ученики перед  просмотром  должны получить четкое  задание, на выполнении которого  они  должны будут сосредоточиться.

2. Работа с лексикой.

1. Знакомство с лексикой. Традиционная работа с новыми словами: их написание, перевод, произношение и повторение. Далее следует знакомство с основной лексикой, понятиями и персонажами мультфильма: кратко объясняется сюжет мультфильма, даётся небольшая характеристика каждому персонажу.

2. В следующем упражнении, но уже после просмотра, - необходимо дополнить данные предложения словами из фильма. Данный вид работы позволяет вспомнить и упорядочить сюжет мультфильма.

3. Составить собственные предложения, используя фразы из мультфильма. Такое упражнение позволяет закрепить понимание нового лексического материала. 

3. Работа с фонетикой.

Данные упражнения выполняются после просмотра мультфильма.

1. Учащимся необходимо найти слова с заданным звуком. Такое упражнение позволяет вспомнить правила чтения и буквосочетания, образующие данные звуки.

4. Письмо

1. Орфография. Составить слова из букв. Все слова задания – это лексика мультфильма, с которой ребята уже ознакомились. Упражнение формирует и совершенствует навык письма, а также позволяет увидеть, как ребята запомнили слова из первых блоков комплекса упражнений. 

2. Составить и записать собственные фразы со словами из мультфильма. Это упражнение предлагается выполнить в письменной форме, так как именно такая форма работы позволяет учащимся наиболее четко и обдуманно выражать свои мысли.

5. Говорение. Монологическая и диалогическая речь

1. В первом упражнении ребятам предлагается разыграть сцену мультфильма, например, рассказывая о мультфильме другу или описывая мультфильм маме. В упражнениях предлагается использовать фразы клише и слова из мультфильма.

2.   Выбирается отрывок из мультфильма, в котором беседу ведут 3-5  участников, и готовится  два  списка  —  имен  персонажей  и  их  реплик  в  произвольном порядке. У каждого учащегося должна быть своя копия. Отрывок  будет  показан  без звука. И   задачей   учеников будет расположить реплики по порядку, а также разобраться, кто что  говорит.  Далее  показывается видео  без  звука.  Учащиеся  работают  в    парах, восстанавливая последовательность реплик,  и  кому они принадлежат.  Затем  показывается отрывок  со  звуком, а  ученики  проверяют  правильность  своей работы.
3. Учащимся предлагается написать мини-сочинение "Le personnage bien aimé” («Любимый герой»). Упражнение может быть задано также на дом. Данная форма работы направлена на формирование и развитие навыка монологической речи.

Задания на поиск языковой информации.

Просмотрите мультфильм и…
1) Заполните   пропуски   в   предложениях   нужными словами и выражениями;
2) Запишите  все  прилагательные,  которые  употреблялись  в  мультфильме  с существительным   «школа», «мама»    (и т. д.);
3) Отметьте  те выражения, которые (не) употреблялись в тексте мультфильма.

4) Определите, верны/ или  неверны следующие утверждения.


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.