12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
ФЕДОРОВА ВЕРА ВАСИЛЬЕВНА1974
Россия, Чувашская респ., д.Сине-Кинчеры
16

Использование общечеловеческих ценностей по формированию духовного становления школьников в целостном учебно-воспитательном процессе

Нравственные и эстетические ценности человечество вырабатывало веками, тысячелетиями. Это нашло отражение в различных культурах,         религиях. Без моральных ценностей немыслимы воспитание, обучение, развитие школьников. Общечеловеческие в своей основе, они дополняются национальными, местными. Нравственность на Руси всегда была стержнем личности.  Отказавшись от прошлого, мы отвернулись от тысячелетней культуры, от вечных ценностей, предали забвению духовную жизнь народа.  Мы помним, что детские ценности неизбежно переходят во взрослые, социально значимые нравственные ценности, только позднее они дополняются конкретным содержанием, приобретают национальные черты, вступают в сложные контакты с многогранной жизнью.                     

           Острота ситуации, сложившейся в современной школе, ни у кого не вызывает сомнений. Выход из этой ситуации – поворот школы к духовности, нравственности. Для мыслящего и смотрящего вперед человека главной ценностью, несомненно, является правильно воспитанный и социально зрелый ребенок, который служит основным критерием будущего.

       Воспитание нравственности, духовности  начинается с малого, но ведет к ответам на самые глобальные вопросы, встающие перед человеком: кем   быть?         Каким         быть? С чего начать подготовку детей к ответам на эти вопросы? Традиционное начало — классные часы и беседы на тему: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?» В детском саду и начальной школе они эффективны, но в средней школе требуется нечто иное. Особенно важен поиск новых способов и средств нравственного воспитания для сельской школы.
 Для изучения некоторых аспектов нравственного становления учащихся средних и старших классов и определения эффективности форм и методов нравственного воспитания   в школах проводятся         тестирования.
             В результате проведенной диагностики были выявлены особенности ценностных ориентаций сельских подростков. Общинный характер взаимодействия обусловливает высокую степень развития эмпатийных качеств (чуткость, забота об окружающих, терпимость к недостаткам других и пр.) поэтому приоритетными для подростков, обучающихся в сельских школах, являются личностно значимые духовные ценности, а также ценности взаимоотношения. Замкнутость круга общения приводит к ограниченности и неопределенности системы жизненных целей сельских подростков. Они полны решимости действовать, добиваться всего собственным трудом.

             Безусловно, все направления работы способствуют формированию  нравственных качеств (коллективизма, чувства долга, ответственности любви и др.), и нравственного сознания личности сельских школьников. Но, на наш взгляд, в школах также необходимо проводить мероприятия и дела, предусматривающие разъяснение смысла понятий «нравственный  облик человека», «нравственное самосознание» «общечеловеческие  нормы нравственности»,  а также объяснение, почему надо быть добрым, почему человеческая жизнь является высшей ценностью?.
            Наиболее распространенной формой работы по формированию нравственности и, в частности, такого нравственного  качества, как патриотизм, является создание в сельских школах различных музеев. В нашей  школе тоже  имеется специально о6орудованный  кабинет, небольшой краеведческий музей,  в котором собраны образцы предметов быта, труда и повседневной деятельности жителей  местности ( в частности необходимые предметы местного кустарного производства валяния валенок), стенды, описывающие историю села, школы. При детской организации в школе создана поисково-исследовательская группа «Юный  следопыт».        Членами  группы  собран материал о ветеранах педагогического труда, о педагогах-ученых, материал о ветеранах ВОВ, ветеранах тыла, ветеранах труда,  участниках горячих   точек. Часто уроки культуры родного края  проводятся в краеведческом музее. Насыщенная жизнь школы сама способствует накоплению музейного материала, как продукта педагогической и образовательной    деятельности.
       С целью воспитания интереса у школьников к истории  района, республики классными руководителями   разработаны годовые программы для каждого класса по изучению родного края и истории школы. Данные программы помогают учащимся лучше изучить свой край, район, глубже понять особенности природы, культуры, истории, формируют у учащихся интерес и привязанность к родному народу, патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность.    Ежегодно организуется краеведческий конкурс «Лучшая находка года». позволяющий пополнить фонды     музея.

        Не теряется и связь поколений.   Организуются встречи с интересными людьми. В частности, школу посетил выпускник 1948 года, ныне подполковник в отставке Мочалов Павел Васильевич. Также приятно было видеть выпускника 1940 года Риманова Петра Андреевича, участника ВОВ, ныне жителя  Калининграда. Еще одна встреча надолго запомнилась детям. Это  приезд в школу писателя-краеведа Святского Александра Ивановича и презентация  его книги о нашей местности «Деревни на Анише».  

Эти   встречи   носят   не    только   воспитательное    направление,    но  и

имеют профессионально  - ориентационный характер. 

 
 
ПОЛНОСТЬЮ ДОКЛАД МОЖНО СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ./data/files/o1478028754.doc (ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ.)
 
Опубликовано в группе «Распространение педагогического опыта (бесплатные вебинары, конференции,семинары)»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.