12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Евгений Алексеевич17244
Учитель биологии и географии, сейчас занимаюсь репетиторством уже с внуками своих учеников. Создал интеллектуальный клуб "Эрудит" для ветеранов. Пишу игры для клуба и провожу их. Игры можно использовать в работе со школьниками и взрослыми
Россия, Ивановская обл., Тейково
Материал размещён в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»

Использование опорных схем в преподавании биологии

Для развития интереса к предмету важна не только интеграция учебных предметов, но и «внутритемная» целостность, чтобы ученики сразу представляли целостную картину знаний определенной темы. Это становится возможным с применением блочного изложения материала. Блочное изложение позволяет съэкономить время для уроков-практикумов, консультаций, зачетов. Выстраивается определенная методическая схема: урок-лекция ( теория, анализ, обобщение с обязательным использованием опорных схем); урок-взаимообучение; урок-практикум; урок-семинар. Вполне понятно, что эта схема мобильна. Из-за невозможности выделитьь на каждую форму отдельный урок практикуется совмещение на одном уроке пратикума и консультации, консультации и зачета. Все зависит от времени, отведенного на изучение темы.

Я хочу рассказать об опыте работы в профильных экологических классах, которые появились в школе очень давно, около 30 лет назад. Начинался профиль уже с 7 класса. На биологию было выделено достаточное количество часов. Поэтому можно было и разнообразить формы работы. Расссмотрим пример изучения темы «Кровь». Первый урок по теме начинается с рассказа учителя о внутренней среде организма. Затем начинается лекция. На столах у детей опорные схемы с пропусками. По мере объяснения материала на доске и в тетрадях выстраивается опорный конспект. Урок завершается сжатым объяснением, обобщением. С него же начинается и второй урок ( уроки шли парами).Объяснение снова идет по опорным схемам. Затем в течение 10 минут учащиеся по группам изучают свой вопрос, чтоб потом в парах сменного состава рассказать материал одноклассникам. В конце второго урока снова работа с опорными схемами..С ними у доски работают ученики, дорисовывая недостающие детали, специально мной убранные. Третий и четвертый урок – лабораторный практикум. ( Если кому интересно – напишу). Теоретические знания подтверждаются экспериментом. Пятый урок - интеллектуальная игра по теме или семинар-регламентированная дискуссия. На следующем уроке консультация и зачет по теме.

При таком изучении материала идет его многократное повторение. Большая часть темы отрабатывается на уроке, что позволяет при большом объеме материала не загружать учащихся домашними заданиями. Используемые опорные схемы позволяют сконцентрировать материал, выделить самое существенное. При постоянной работе по этой методической теме у учеников формируется определенный тип поведения, совершенствуются общеучебные и специальные предметные умения и навыки. Га уроках формируется положительное эмоциональное отношение к учению, предоставляется возможность самостоятельно использовать имеющиеся знания для объяснения опытов, результатов самонаблюдений. Опорные схемы позволяют обозреть суть предмета исследования, отбросить затеняющие мелочи. Схема – это целенаправленное обобщение материала, ее легко усвоить.

В начале работы со схемами рядом с ее элементами –рисунками, словами, расставляю цифры. То же делают и ученики в своих схемах. К каждой цифре должно быть одно-два предложения. Так просто передается логика вопроса, идет развитие монологической речи.

Начиная работу с опорными схемами, объясняю принцип их составления. Затем прямо на уроке предлагаю ученикам самостоятельно составить схему по данному вопросу. По завершению работы желающие зарисовывают на доске свои схемы, а я свою. Сравниваем, обсуждаем детали и находим совместное решение. Порой находки учеников бывают довольно интересными. В старших классах доля этой работы увеличивается существенно. Сотворчество плодотворно развивается И сбываются слова Выготского: « То, что ребенок сегодня сделает с помощью взрослого, завтра он сумеет сделать самостоятельно».

Даю образец трех схем .Первая, горизонтальная, на столах. Ученики ее дополняют по ходу объяснения. Вторую и третью они получают готовыми.


Опорная схема для учащихся на уроке по теме "Кровь"
JPG / 1.03 Мб

Готовая схема по теме "Кровь" начало
JPG / 753.88 Кб

Опорная схема по теме"Кровь" продолжение
JPG / 956.17 Кб
Данные схемы использовал сейчас и для подготовки к итоговой аттестации

Опубликовано в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.