12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Маркова Ирина Александровна86
Россия, Ставропольский край, Ставрополь
Материал размещён в группе «Уроки географии»

 Использование цифровых образовательных ресурсов и средств обучения на уроках географии

Методические рекомендации

Составила:

Учитель географии МОУ СОШ с углубленным

изучением отдельных предметов № 6 города Ставрополя

Маркова Ирина Александровна

Введение

Современное Российское общество находится в поиске наиболее перспективных путей развития и способов построения системы образования. Не будет преувеличением сказать, что школа определяет будущее России и является непременным условием её возрождения.

            Стратегия модернизации содержания общего образования одним из направлений развития определяет гуманизацию и повышение уровня индивидуализации образования. Обновление содержания образования требует поиска новых моделей обучения, которые могут обеспечить разностороннее  развитие личности с учетом их индивидуальных и психофизических и интеллектуальных возможностей.

            Урок – это динамическая и вариативная форма организации обучения, в которой наиболее ярко отражается двуединство всей природы педагогики. В нем заложено два противоборствующих элемента – нормативность и творчество. Урок олицетворяет собой диалектическое единство этих противоположностей. Поэтому творческий подход к уроку предполагает хорошее знание его нормативных начал.

            В период качественных изменений в работе школы особое внимание обращено на личность учителя и на урок. Ведь учитель – это автор урока. Это педагогическое произведение учителя имеет художественную окраску, которая зависит от личных качеств учителя, его мастерства и таланта, от понимания им новых целей школы, задач перестройки учебно-воспитательного процесса, в том числе и урока.

            Урок географии имеет много аспектов. В нем взаимодействуют все основные элементы учебно-воспитательного процесса: его цели, содержание, средства, методы и формы организации обучения. Стержень урока – процесс формирования личности средствами содержания учебной дисциплины, а основа урока – единство деятельности учителя и учащегося. Роль урока  определяется еще и индивидуальным подходом к учащимся, учетом особенностей класса.

            Результатам урока уделяется особое внимание, так как в них отражается приращение у учащихся знаний, умений и навыков. Современная школа ищет способы повышения качества усвоения знаний. Успешное решение этой практической задачи приобретает важное значение в связи с более высокими, чем прежде, требованиями к знаниям и умениям школьников.

            Таким образом, актуальность темы определена важностью использования ИКТ технологий в учебном процессе.

            Целью  работы является  разработка заданий, основанных на использовании интерактивных средств обучения для создания условий, повышающих учебную мотивацию учащихся

Задачи:

1.      Изучить современную психолого-педагогическую литературу по данному вопросу.

2.      проанализировать  особенности влияния различных методов, видов и форм ИКТ технологий.

3.      Провести анкетирование среди учащихся и педагогов школы, с целью выявления более эффективных форм .

4.      Разработать систему заданий с использованием интерактивных средств обучения географии;

Выполняя работу, я исходила из следующей гипотезы – систематически применяя различные виды ИКТ технологий, можно сделать процесс обучения более успешным. Правильно разработанные и подобранные задания будут способствовать снижению нагрузки, профилактики переутомления, развитию интереса к изучаемому предмету.

Методы исследования: теоретический анализ педагогических идей, педагогическое наблюдение, изучение и обобщение передового педагогического опыта, педагогический эксперимент, анкетирование среди учителей и учащихся.

Теоретическая значимость: изучен опыт работы педагогов-новаторов и  обобщен опыт работы педагогического коллектива средней общеобразовательной  школы №33.

Практическая значимость: разработана система заданий для контроля и проверки знаний, умений, навыков учащихся при изучении географии.

Полученные результаты исследования были использованы при обучении географии в 5-7-  классах.

Мотивация учебной деятельности.

 

Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были понятны, и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли отклик в его сознании.

Мотив - это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношени­ем ученика с ней. Действия человека исходят из определенных мотивов и направлены на определенные цели.

Мотив - это то, что побуждает человека к действию.

Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий

Теперь рассмотрим частный случай мотивации - учебная мотивация.

Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических факторов.

Во-первых. - она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляет­ся учебная деятельность;

во-вторых. - организацией образовательного процесса:

в-третьих. субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уро­вень притязании, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д.).

в-четвертых. - субъектными особенностями педагога и отношения его к ученику, к делу,

 в-пятых, спецификой учебного предмета.

Выделяют пять уровней учебной мотивации:

1. Первый уровень - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познаватель­ный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетво­рительные отметки.)

2. Второй уровень - хорошая школьная мотивация. ( Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью ) По­добный уровень мотивации является средней нормой.

3. Третий уровень - положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельно­стью. (Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.)

4. Четвертый уровень - низкая школьная мотивация. (Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают проте­кать занятия. На уроках часто 'занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.)

5. Пятый уровень - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. (Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общение с одно­классниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребы­вание в ней для них невыносимо. В других агучаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять за­дания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно психические нарушения.)

Причина спада школьной мотивации:

1. У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.

2. Отношение ученика к учителю.

3. Отношение учителя к ученику.

4. У девочек 6-7 кл. снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биоло­гическим процессом полового созревания.

5. Личная значимость предмета.

6. Умственное развитие ученика.

7. Продуктивность учебной деятельности.

8. Непонимание цели учения.

9. Страх перед школой.

Развитие мотивов учения.

В психологии известно, что развитие мотивов учения идет двумя путями:

1. Через усвоение учащимися общественного смысла учения;

2. Через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его.

На первом пути главная задача учителя состоит в том, чтобы, с одной стороны, донести до сознания ребенка те мотивы, ко­торые общественно не значимы, но имеют достаточно высокий уровень действительности. Примером может служить жела­ние получать хорошие оценки. Учащимся необходимо помочь осознать объективную связь оценки с уровнем знаний и уме­ний. И таким образом постепенно подойти к мотивации связанной с желанием иметь высокий уровень знаний и умений.

Это, в свою очередь, должно осознаваться детьми как необходимое условие их успешной, полезной обществу деятельности. С другой стороны, необходимо повысить действенность мотивов, которые осознаются как важные, но реально на их поведе­ние не влияют

1. Способ раскрытия учебного материала.

Обычно предмет предстает перед учеником как последовательность частных явлений. Каждое из известных явлений учитель объясняет, дает готовый способ действия с ним. Ребенку ничего не остается, как запомнить все это и действо­вать показанным способом. При таком раскрытие предмета есть большая опасность потери интереса к нему. Наоборот, когда изучение предмета идет через раскрытие ребенку сущности, лежащей в основе всех частных явлений, то, опира­ясь на эту сущность, ученик сам получает частные явления, учебная деятельность приобретает для него творческий ха­рактер, и тем самым вызывает у него интерес к изучению предмета. При этом мотивировать положительное отношение к изучение данного предмета может как его содержание, так и метод работы с ним. В последнем случае имеет место моти­вация процессом учения.

2. Организация работы над предметом малыми группами.

Принцип набора учащихся при комплектование малых групп имеет большое мотивационное значение. Если детей с нейтральной мотивацией к предмету объединить с детьми, которые не любят данный предмет, то после совместной ра­боты первые существенно повышают свой интерес к этому предмету. Если же включить учеников с нейтральным отно­шением к данному предмету в группу любящих данный предмет, то отношение у первых не меняется.

3. Отношение между мотивом и целью.

Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Для превращения цели в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижение вперед.

4. Проблемность обучения.

На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные мотивации, задания. Если учитель делает это, то обычно мотивации учащихся находятся на достаточно высоком уровне. Важно отметить, что по содержанию она яв­ляется познавательной, т.е. внутренней.

5. Содержание обучения.

1. Основу содержания обучения базовые (инвариантные) знания.

2. В обязательном порядке в содержание обучения входят обобщенные методы работы с этими базовыми знания­ми.

3. Процесс обучения так что ребенок усваивает знания через их применение.

4. Коллективные формы работы. Особенно важно сочетание сотрудничества с учителем, и с учащимся. Все вместе взятое и приводит к формированию у детей познавательной мотивации.

Если же замечено снижение учебной мотивации, то необходимо установить причины снижения учебной мотивации. А после проводится коррекционная работа. Коррекционная работа должна быть направлена на ликвидацию причины, при­ведшей к низкому уровню мотивации. Если это не умение учиться, то коррекция должна начинаться с выявления слабых звеньев. Поскольку в эти умения входят как общие, так и специфические знания умения, то необходимо проверить и те, и другие. Для ликвидации слабых звеньев необходимо провести их поэтапную разработку. При этом обучение должно быть индивидуальным, с включением учителя в процесс действий, заданий с занимательным сюжетом. В процессе учитель дол­жен отмечать успехи школьника, показывать его продвижении вперед. Делать это надо очень осторожно. Если учитель по­хвалит ученика за решение простой задачи, которая никакого труда для него не составила, то это может обидеть его. Для ученика это выступит как низкая оценка учителя его возможностей. Наоборот если учитель отметит успехи при решение сложной задачи, - это вселит в него дух уверенности.

Приобретение учеником необходимых средств учения позволит ему понять материал, успешно выполнить задание. Это приводит к удовлетворению от выполненной работы. У ученика появляется желание еще раз пережить успех на этом этапе работы. Важны для ученика нестандартные задания.

В ряде случаев необходимо использовать игровую деятельность для формирования у учеников недостающих средств учения. Такой метод применяется тогда, когда у ребенка учение еще не стало ведущей деятельностью, не приобрело личностного смысла.

Игра помогает подготовить ребенка к учению. Постепенно учение приобретает личностный смысл, начинает вызы­вать положительное отношение к себе, что является показателем положительных мотивов выполнения этой деятельности.

Современная школа испытывает острую потребность в развитии новых, более эффективных форм обучения, повышающих мотивацию учащихся, вовлекающих их в активное самостоятельное познание. Важную роль в решении этой задачи играют новейшие технические средства обучения.

Стараясь вовлечь ребят в учебный процесс, я использую следующие ИКТ технологии:

1. Интерактивная система голосования и тестирования VOTUM 

2.Готовые ресурсы электронных приложений к линии учебно-методического комплекса «Сфера»

            3. Работу с программами MS Office (Word, Power Point)

4. Использование возможностей сайта «Дневник.ру» для создания тестов, консультации детей по вопросам выполнения домашних заданий, консультации родителей.

5. Оптический микроскоп, снабженный преобразователем визуальной информации в цифровую.

 

В организационном моменте, что бы настроить ребят на работу, спрашиваю о цели посещения урока:

- Для чего вы пришли на урок?

- Чтобы трудиться!

Для труда нам необходимы следующие инструменты: тетрадь, ручка, учебник,  дневник

ИКТ технологии используются мною при подготовке и проведении уроков с целью визуализации учебного процесса. Под визуализацией понимается всякий способ обеспечения наблюдаемости реальности, а под результатом визуализации или визуальной моделью – любую зрительно воспринимаемую конструкцию, имитирующую сущность объекта познания. Визуализация выступает как промежуточное звено между учебным материалом и результатом  обучения,  как  своеобразный  гносеологический механизм, позволяющий «уплотнить» процесс познания, очистить его от второстепенных деталей и тем самым оптимизировать.  Визуализация  обеспечивает  синтез  знаний,  позволяет  опосредованно   и  наглядно представить изучаемые явления в тех областях, в которых непосредственно наглядное восприятие затруднено или вообще невозможно. Интерес к визуализации диктуется всем ходом развития человеческой деятельности, практики в самом широком смысле этого слова,  нарастанием  потока  информации,  для  освоения  которой  становятся  непригодны,  громоздки  традиционные методы и средства.    Для  дальнейшего    накопления,    освоения, хранения, переработки и передачи информации во всех   сферах человеческой   деятельности     необходимы     новые,  компактные, мобильные  средства  отражения  объективного мира в  сознании  субъекта. Визуализация — одно из  этих средств. Необходимость в более компактных, и  эффективных  средствах  обучения   становится  одной из важнейших задач общества, нуждающегося в систематических знаниях.

Для «окращивания» учебного процесса использую видеофрагменты. Перед показом фрагмента задаю детям вопрос: «Догадайтесь, изучению какого материка будет посвящен наш урок?»

Для слухового восприятия использую аудио фрагменты. Перед прослушиванием, акцентирую внимание детей: «Для какого континента характерен такой ритм, такое звучание? Что это за инструмент?»

Электронное приложение к учебнику является частью учебно-методического комплекса и значительно расширяет содержание учебника за счет дополнительных иллюстраций, мультимедиаресурсов, тренировочных упражнений.

Цифровой микроскоп использую на уроках природоведения и географии в освоении отдельных разделов курса.

 Оптический микроскоп, приспособленный для работы в школьных условиях, снабжен преобразователем визуальной информации в цифровую, обеспечивающим передачу в компьютер в реальном времени изображения микрообъекта и микропроцесса, а также их хранения, в том числе в форме цифровой видеозаписи. 
Микроскоп позволяет:

  • превращать самые обычные окружающие предметы в объекты исследования;
  • формировать необычные изображения различных предметов на экране компьютера;
  • создавать презентации со специальными эффектами и музыкальным сопровождением;
  • просматривать изображение на экране монитора или с помощью мультимедийного проектора передавать его на большой экран;
  • делать видеозаписи;
  • составлять коллекции различных изображений и видеосюжетов.

Дети по своей природе -  исследователи, с радостью и увлечением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно всё. Поддерживать стремление ребенка к самостоятельной деятельности, способствовать развитию интереса к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – вот, прежде всего, задачи, которые ставит перед собой учитель и школа сегодня.

Формы,  виды и методы  контроля 

Выявление и измерение результатов обучения называют проверкой. В состав диагностики входят различные формы контроля: тестирование, анкетирование, контрольная работа, зачет, экзамен, комплексный проект, образовательные ситуации и др.

Контроль является важной и необходимой составной частью обучения и предполагает систематическое наблюдение учителя за ходом учения на всех этапах учебного процесса.

В обучении применяются различные виды контроля: текущая проверка и оценка знаний, проводимая в ходе повседневных учебных занятий; четвертная проверка и оценка, которая проводится в конце учебной четверти; годовая оценка знаний, оценка успеваемости учащихся за год; выпускные и переводные экзамены.

Повседневное наблюдение за учебной работой учащихся позволяет учителю составить представление о том, как ведут себя учащиеся на занятиях, как они воспринимают и осмысливают изучаемый материал, какая у них память, в какой мере они проявляют сообразительность и самостоятельность при выработке практических умений и навыков, каковы их учебные склонности, интересы и способности.

В последнее время для проверки и оценки знаний учащихся все более широко используется такая инновационная методика, как тестирование, когда учащимся в письменном виде предлагаются вопросы, по ответам на которые судят о качестве усвоения изучаемого материала. Тест – это стандартизированное испытание, которое позволяет количественно выразить оценку тех или иных результатов учебной деятельности учащихся.  

В школе было проведено анкетирование среди учащихся школы. Было предложено ответить на вопрос: «Какие методы более всего эффективны на уроках».

Учащимся  больше всего нравится такие уроки, на которых используются ИКТ технологии, так как такие уроки позволяют учащимся чувствовать себя уверенно, способствуют снижению уровня школьной тревожности, что положительно отражается на их психике. Исходя из результатов анкетирования, были разработаны разноуровневые задания для учащихся.

Заключение

География, как учебная дисциплина призвана формировать в сознании и памяти школьников географическую картину мира. Но главное, география позволяет видеть, понимать, оценивать сложные взаимодействия между людьми, территорией и окружающей природой на разных уровнях: глобальном, региональном, локальном.

Считаю, что совокупность планируемых обязательных результатов обучения становится реально выполнимой, посильной и доступной абсолютному большинству школьников. Создаются условия выполнения установки для учащегося: «возьми столько, сколько сможешь, но не меньше обязательного». Ученик испытывает учебный успех.

В условиях школы именно подбор заданий с использованием новейших интерактивных средств обучения способен реально обеспечить школьнику постоянное пребывание в зоне ближайшего развития, обучение на индивидуальном максимально-посильном уровне.

При выполнении  работы были решены все поставленные задачи и получены следующие результаты:

Проведен анализ педагогической, методической, психологической литературы. Была изучена современная психолого-педагогическая литература по данному вопросу. Это позволило сравнить и проанализировать  особенности различных методов, видов и форм организации контроля и оценки знаний, умений и навыков изучить подходы разных авторов к методам проверки и контроля знаний у учащихся.

Разработана система заданий для контроля и проверки знаний умений и навыков, учащихся по географии с использованием ИКТ технологий. Задания построены с позиции принципа научности, доступности, с учетом индивидуальных особенностей детей, и с результатами анкетирования проведенных среди учащихся и педагогов.

Библиографический список

1.Душина И.В. Понурова Г.А. Как учить школьников географии: пособие для начинающих учителей и студентов педагогических институтов и университетов по географическим специальностям – М., 1996. – 192 с. –

2.Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 224 с.

3.Медведева А.В.  Уровневые задания при проверке знаний  //– География в школе .-,2004. - №6.- С.62-68

4.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. –М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.

5.Практикум по дидактике и методикам обучения / А.В. Хуторской - СПб.: Питер, 2004. – 541 с.: ил.- (Серия «Учебное пособие»).

6.Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В.С. Кукушина. – Серия «Педагогическое образование». – Ростов н/Д: издательский центр «Март», 2002. 320 с.

7.Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. П 24 для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 512 с.

8.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

9.Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. / И.Ф. Харламов. – 7-е изд. – Мн.: Университетское, 2002. – 560

10. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. Инновационные обучающие технологии в профессиональной  подготовке  специалистов.  Барнаул.  Изд-во  АлтГУ,  2002.

Опубликовано в группе «Уроки географии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.