12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юлия Николаевна4641
учитель истории стаж более 15 лет имею высшее образование закончила ТГУ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ. Учитель 1 категория полученная в 2015 году.
Россия, Тверская обл., д. Малое Коробино

Использование технологии проблемного изучения на уроках истории

Основная цель преподавания истории в школе – развитие личности ученика на основе знания прошлого и умения ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры. Что же предполагает данная цель? Развитие личности предполагает:

• формирование творческого мышления,

• способности критически анализировать прошлое и настоящее,

• делать собственные выводы на основе самостоятельного изучения исторических источников.

История должна ставить учеников перед проблемами нравственного выбора. Ученик получает право на субъективность и пристрастность, на обоснование своих решений нравственных проблем истории. Всему этому способствует технология проблемного обучения.

Данная технология ориентирована на личностную структуру обучения. Преобладающий метод обучения – проблемный. Обучение по данной технологии способствует активизации и интенсификации деятельности учащихся. Это методы, основанные на решении проблемных ситуаций и активной познавательной деятельности учащихся. В результате использования такой технологии, деятельность учащихся направлена на поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализ и умение видеть за отдельными фактами явления или законы.

Отработка учебного материала осуществляется активнее и эффективнее, если во главу угла поставлен продуктивный анализ и синтез исторических фактов, событий, личностей, основанный на проблемном методе обучения.

При таком обучении в основе познавательной деятельности лежит важная психоло-

гическая закономерность – проблемный характер мышления.

Основная цель проблемного обучения – вызвать к действию внутренние побуждения учащихся, потребность к поиску как необходимому условию в формировании нового отношения к деятельности, подвести их к пониманию возникшей трудности и желанию искать пути, позволяющие преодолеть эту трудность.

Актуальность данной технологии заключается в том, что сегодня нужны люди, способные решать проблемы, находить неординарные, творческие решения возникших противоречий. А значит, необходимо уже в школьные годы научить учащихся самостоятельной работе при решении проблемных ситуаций. Такие уроки способствуют развитию устной речи, активизируют мыслительную деятельность, прививают интерес к предмету, формируют культуру полемики, умение выслушивать оппонента, терпимость к иной точке зрения.

Сложности данной технологии. Научить всех всему тому, о чем сказано выше, в короткий срок нереально. Необходима длительная и кропотливая работа с учетом индивидуальных особенностей детей и оказание им дифференцированной помощи в преодолении трудностей. На начальной стадии проблемного обучения учащимся необходимы точные указания, где они могут найти дополнительные сведения, что с чем следует сопоставить.

Наиболее сильные ученики активно включаются в поиск. Намечают и применяют

различные пути подхода к разрешению вопроса. Им не нужно частое вмешательство учителя, они стремятся к самостоятельности.

Ученики со средними учебными возможностями, в отличие от сильных учеников,

нуждаются в большей помощи. Главная их трудность – правильно определить этапы действия по проблеме, последовательно и логично раскрыть содержание задачи. Моя задача –довести до сознания учеников, что является причиной, а что следствием. Это и является основой строгой логической последовательности.

Ученики со слабыми учебными возможностями на первых порах теряются и часто

отказываются от самостоятельного познавательного поиска. Для таких учащихся необходимо расписать весь ход действий и указать источники, к которым следует обратиться. Этих учащихся надо учить процессу доказательства. При постановке проблемы необходимо учитывать объема работы, темп и дать необходимые инструкции и разъяснения, зачем нужна данная работа. Зачастую такая работа

требует показа образца.

Практическое использование методики проблемного обучения включает

в себя несколько этапов:

На первом этапе я разрабатываю проблемные вопросы, ситуации.

Проблемный вопрос должен быть:

• сложным, сопряженным с противоречиями;

• увлекательным, но соответствующим логике науки;

• емким, способным охватить широкий круг вопросов;

• предполагающий научный спор на базе различных толкований;

• создающим затруднения, необходимые для проблемной ситуации.

Перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию осуществляется:

• через углубление проблемного вопроса;

• через поиск разных граней его решения;

• через сопоставление разных вариантов ответов.

Затем я определяю форму решения проблемных ситуаций:

• дискуссия;

• научный спор;

• проблемная лекция;

• проблемные задачи и задания;

• задачи исследовательского характера;

• исторические документы, тексты, материалы с проблемной направленностью.

Разрабатывая вопросы, задания, обязательно учитываю:

• уровень развития школьников;

• характер исторического материала;

• педагогические цели;

• творческие и познавательные способности учащихся, их интересы и потребности.

Проблемное задание

Его могут предложить как ученики, так и учитель. Логическое задание выступает в

виде вопроса.

У Д.И. Писарева есть такие слова: «Готовых убеждений нельзя ни выпросить у добрых знакомых, ни купить в книжной лавку, их надо вырабатывать процессом собственного мышления». Точнее и не скажешь.

Проводя уроки в старших классах, я учитываю психологические особенности старшеклассников. Это возраст ранней юности, время поиска и противоречий. Для учеников является привлекательной деятельность, сопряженная с речевой активностью, их интересует дискуссия как в качестве средства поиска истины, так и самоутверждения. Кроме того, такие уроки дают ребятам возможность преодолеть внутреннюю скованность.

На уроке в 10 классе, подводя итоги изучения времени правления Ивана Грозного,

я провела урок-дискуссию «Славы или позора достоин Иван Грозный?». Учащиеся на ос-

нове анализа деятельности Ивана Грозного в период опричнины, используя дополнитель-

ную литературу, решают данное проблемное задание. Хорошим дополнительным материа-

лом к данному уроку является учебник А.Л. Юрганова, Л.А. Кацва «История России XVI

– XVIII вв.». Используя материалы из главы «Грозный царь», ученики готовят собствен-

ные речи. Выступая на уроке в роли следователей, адвокатов, прокуроров, независимых

экспертов отстаивают свою точку зрения, подтверждают ее фактами, спорят.

Как это происходит на уроке?

Экспертная группа дает справку, какие территории входили в понятие «опричнина».

Используя карту «Россия в XVI веке», показывают территории, входившие в опричнину.

Прокурор цитирует: «Кто был близок к великому князю, тот обжигался, а кто оста-

вался вдали, тот замерзал» и приводит доказательства вины Ивана:

- опричнина – дорогостоящая политика, которая разорило страну; ослабило армию;

- террор и жестокость царя и его сторонников привели к обстановке всеобщего недоверия

к власти;

- гибель невинных людей, в частности, новгородский погром и расправы в Москве;

- Ливонская война – очередная авантюра царя, приведшая к гибели людей;

- поражение в Ливонской войне, затеянной царем, привело к тому, что страна оказалась

отрезанной от Балтийского моря.

- при царе заложены основы крепостного права.

Адвокат приводит аргументы в защиту царя и его политики:

- опричнина придумана не царем, а его приближенными;

- опричнина – это попытка царя не допустить времен феодальной раздробленности;

- причиной похода на Новгород была зреющая там измена и желание его жителей отдать

город литовскому королю;

- репрессии коснулись только изменников – бояр;

- опричные выселения были не массовыми, а единичными;

- служить царю – значит исполнять свой христианский и нравственный долг;

- время Ивана – это время сплоченности бояр и дворян;

- Ливонская война – необходимость, так как Ливония – наследственное владение царя и

его нужно было вернуть;

- успехи внешней политики на востоке: присоединение Западной Сибири и приобретение

важных торговых путей на восток.

- укрепление царской власти и начало создания государственного аппарата.

- завещание царя сыну, что надо быть милостивым правителем, опале предавать «не

вскоре, по разсуждению, не яростию»

- раскаяние царя, просьба о прощении у церковников.

Свидетели рассказывают о событиях периода опричнины в Москве, Новгороде,

Пскове.

Экспертная группа подводит итог, приводя сравнительный анализ позиции против-

ников и сторонников политики Ивана IV.

Итог всей работы – написание эссе по теме «Славы или позора достоин Иван Гроз-

ный?».

Используя технологию проблемного изучения, на заключительном уроке в 10 классе

по теме «Петр 1», необходимо дать оценку личности и дел Петра. Данный урок провожу в

форме урока-исследования «Споры о Петре».

Цели занятия:

1. Помочь учащимся осмыслить значение петровских преобразований для истории России;

2. Обобщить и расширить знания учащихся о Петре, его реформах, об их влиянии на

дальнейшую судьбу России;

3. Продолжить работу по развитию умений анализировать и обобщать, умения дискусси-

ровать.

Предоставить учащимся возможность сделать выводы о роли и месте Петра 1 в оте-

чественной истории.

Знакомлю учащихся с различными оценками деятельности Петра:

1. Петр 1 направил Россию к свету европейской образованности, ввел ее в число ев-

ропейских держав.

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта?

О мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте, уздой железной

Россию поднял на дыбы?

А.С. Пушкин

2. Петр 1 подверг жестокому испытанию национальную самобытность русского

народа, заразил ее скверной подражательства чужому.

Нет, не змия Всадник Медный

Растоптал, стремясь вперед, –

Растоптал народ наш бедный,

Растоптал простой народ

Н.Ф. Щербина

3. Реформы Петра при всей их шумности и внешней выразительности лишь

скользнули по поверхности народной жизни.

Формируем три группы. Каждая группа получает задание подобрать фактический

материал по отстаиванию своей позиции.

Учащиеся, обсуждая и доказывая свое мнение, работают с разными источниками.

Это и Соловьев, и Ключевский, и Погодин, и А. Толстой, и Е. Анисимов и др. Таким обра-

зом, учащиеся на уроке учатся мыслить, получают не готовые знания, а добывают их соб-

ственными усилиями.

Итог самостоятельной работы учащихся – дискуссия по трем позициям. В ходе дис-

куссии ребята отвергают третью – мнение о том, что реформы Петра лишь скользнули по

поверхности народной жизни и приходят к выводу, что однозначно оценить деятельность

Петра нельзя. Реформы Петра носили зачастую насильственный характер. Итогом все ра-

боты стали слова М. Горького: «Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а

вот изучать необходимо».

Данная работа требует от учащихся определенных навыков исследовательской рабо-

ты. Обучать этим навыкам я начинаю еще в среднем звене.

Так, приступая к изучению в 8 классе темы «Россия в годы царствования Александ-

ра I», на первом же уроке ребята знакомятся с характеристикой личности императора в

пределах учебника. Затем знакомлю учеников с оценкой этого человека разными людьми

и ставлю опережающее задание: к концу изучения темы (через 7 уроков) подобрать факты,

подтверждающие или опровергающие данную оценку.

- Пушкин: «Дней Александровых прекрасное начало».

- Вяземский: «Сфинкс, не разгаданный до гроба».

- Пушкин: «Плешивый щеголь, враг труда».

- Греч: «…доброе сердце, светлый ум, отсутствие самостоятельности характера, уп-

рям, злопамятен, “употреблял кнут на вате”».

- Адам Чарторыйский (друг юности императора) Александр «восторгался красотами

природы; нередко цветок, зелень, растение либо ландшафт какой-то местности восторгал

его. Александр любил смотреть на сельские работы, на грубую красоту крестьянок; поле-

вые труды, простая спокойная жизнь в уединении: таковы были мечты его юности».

На последнем уроке по теме «Россия в царствовании Александра I» ребята получа-

ют возможность дать оценку личности Александра I и доказать справедливость этой оцен-

ки.

Конечно, оценка личности в истории – дело трудное, хотя и необходимое. Этот при-

ем необходим, говоря словами Ключевского, не с целью «винить их в собственных гадо-

стях», а для того, чтобы учить ребят определять объективное место этих личностей в исто-

рии и чему-то полезному поучиться у них.

• Проблемная задача – это дидактическое средство в виде текста или схемы, со-

держащее в себе реальное или кажущееся (учебное противоречие), вызывающее затрудне-

ние при выработке на него ответа, требующее не вспоминания готовых знаний, а размыш-

ления, рассуждения.

Проблемные вопросы часто вынужденно перерастают в проблемные задачи, а зада-

чи, наоборот, переконструируются до уровня вопроса, термины «проблемный вопрос» и

«проблемная задача» разграничиваются лишь условно.

При решении проблемных задач пользуюсь технологией их разработки, предложен-

ной А.Т. Степанищевым, профессором кафедры истории университета г. Владивостока, и

Н.Г. Дайри.

Суть этой технологии такова.

• За основу берется соответствующий факт, событие. Затем выбранному компо-

ненту отыскивается альтернатива. На основе идеи и альтернативы формулируется про-

блемная задача.

• При разработки проблемных вопросов необходимо руководствоваться только

одним – потребностями учебного процесса.

• Работа с использованием элементов проблемности требует систематичности.

Такие задачи применяю при изучении исторических личностей, их деятельности. К

разным темам по разным классам подобраны проблемные задания разного типа:

1. Задачи на анализ теоретических положений, высказанных различными личностями

по одному и тому же вопросу и содержащие противоречия.

2. Задачи на анализ двух и более высказываний, точек зрения одного и того же лица на

одну и ту же проблему, содержащих кажущееся или реальное противоречие.

3. Задачи на анализ факта, события.

4. Задачи на оценку деятельности конкретной личности.

5. Задачи на сопоставление фактов и событий далекого прошлого и современности.

6. Задачи на сравнение российских и зарубежных аналогов.

Используя книгу И.Я. Лернера «Развитие мышления учащихся процессе обуче-

ния истории» (М.: Просвещение. 1982.), я составила сборник задач для учащихся 7 класса

по теме «Петр I» (Приложение).

• Проблемная ситуация – психологическое состояние интеллектуального затруд-

нения, которое возникает у человека, когда он не может объяснить при помощи имеющих-

ся знаний факт;

Логика работы с альтернативной ситуацией такова:

1. создание ситуации выбора – уяснение ее сущности учащимися;

2. определение критериальной основы рассмотрения предложенных альтернатив;

3. их анализ и оценка в соответствии с избранными критериями;

4. аргументированное изложение учащимися своей позиции;

5. анализ результатов работы учащихся учителем.

Использование альтернативных ситуаций требует соблюдения ряда перечисленных

ниже методических условий.

- Альтернативная ситуация должна обеспечивать решение ведущих образовательно-

воспитательных задач, способствовать выработке у школьников научного подхода к исто-

рическому процессу;

- Предлагаемые альтернативы должны быть доступны для понимания и анализа

школьниками, соответствовать объему их знаний и уровню мыслительных умений;

- Обучение анализу альтернативных ситуаций должно осуществляться поэтапно, по

мере приобретения теоретических знаний, необходимых для выработки критериев ана-

лиза исторических процессов, при постепенном усложнении мыслительной деятельно-

сти школьников.

Некоторые методические приемы создания проблемных ситуаций:

1. подвести к противоречию и предложить ученикам самим найти способ разреше-

ния;

2. сталкивание _т1087 противоречий;

3. изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

4. рассматривание явления с различных позиций;

5. побуждать делать сравнения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.

6. ставятся проблемные задачи с недостаточными или избыточными исходными

данными;

Как это сделать на практике?

Подвести к противоречию и предложить ученикам самим найти способ разре-

шения.

Вот так можно подвести учеников к противоречию при изучении вопроса о присое-

динении Новгорода Иваном III.

Даю характеристику ситуации, сложившейся в городе. Можно использовать отрыв-

ки из исторической литературы (Н. Карамзин «Марфа Посадница», роман Балашова

«Марфа-посадница»).

Учитель: Во второй половине 15 века в Новгороде верховодила олигархическая

группа, интриговавшая против Москвы, против усиления общегосударственной власти в

стране. Новгородские бояре стремились к сепаратизму, искали союза против Москвы со

всеми, кто был заинтересован в ослаблении русской государственности: литовскими фео-

далами, тевтонским орденом, косвенно – с татарским ханом и даже ватиканским престо-

лом. Ватикан поддерживал заговорщиков деньгами, дипломатией, обещаниями.

Народ же не мог поддерживать боярскую верхушку.

И когда под новгородские стены стремительно подошла небольшая московская рать,

предводительствовавший ее Иван III обратился к новгородцам со словами: «Я сам опас (то

есть защита) для невинных и государь ваш; отворите ворота: когда войду в город – невин-

ных ничем не оскорблю». Что делать новгородцам? Необходимо собраться на вече и смо-

делировать позиции горожан. Делим учащихся на 2 группы: «за» и «против». Нужны ар-

гументы. Возникает ситуация исторического выбора, которую надо ребятам решить на

уроке. Эта проблема побуждает учащихся делать сравнения, сопоставлять факты и прийти

к выводу о том, как бы сложилась судьба города, если бы его жители одержали победу на

р. Шелони и отразили поход Ивана? Почему победа оказалась на стороне царя? В чем сила

и слабость новгородцев?

Рассмотрение явления с различных позиций

6 класс.

Тема – «Борьба Руси с западными завоевателями».

Учитель: На сравнительно легковооруженное русское ополчение движутся «танки»

того времени – закованные в сталь конные рыцари, выстроившиеся клином («свиньей»).

Противостоять этой слаженной махине невозможно. Стрелы отскакивают от лат, которыми

покрыты всадник и конь, как от стенки горох. Даже если ухитриться и стащить рыцаря с

лошади багром, он успеет заколоть несколько человек копьем. А главное, он несокруши-

мым ударом прорывает строй обороняющихся, легко их добивает или обращает в бегство

следующих за конницей пеших мечников. Именно таким образом тевтонские рыцари ис-

требили племена пруссов, оставив от них только название «Пруссия», покорили ливов, эс-

тов и все прочие племена на территории нынешней Прибалтики. Теперь настала очередь

новгородских руссов. И их участь тоже, можно сказать, была предрешена. Во главе тев-

тонского ордена стоял магистр ордена Герман фон Зальц.

Проблема – «Что можно было посоветовать А. Невскому в плане подготовки к

сражению?».

Ученики предлагают разные способы решения данной проблемы: прорубить лед,

поставить легкое заграждение – и кони встанут на дыбы, быстро отступить за обоз и т.д.

Далее идет изучение фактического материала, и учащиеся приходят к выводу, что А. Нев-

ский применил тактику, которая свела на нет все преимущества противника. Он заранее

примирился с мыслью, что строй оборонявшихся будет неизбежно расколот рыцарской

«свиньей», и поставил позади строя обоз под высоким берегом Чудского озера. Таким об-

разом, рыцари, прорвав строй, неизбежно «увязали» в санях обоза и упирались в кручу бе-

рега, теряя силу удара и становясь легкой добычей крючников с баграми. С флангов нале-

тала конница русских.

А дальше ученикам можно предложить следующую проблему.

Станьте на минуту рыцарями тевтонского ордена. Что бы вы посоветовали ве-

ликому магистру Герману фон Зальцу? Были ли у рыцарей шансы на победу?

Учащиеся, анализируя ситуацию, сложившуюся на льду Чудского озера приходят к

выводу: спасение немцев было только в быстро и умело поставленной круговой обороне. И

даже если бы весенний лед на озере проваливаться не стал, ни о какой победе наступавщих

не могло быть и речи. Раньше или позже их добили бы стрелами или взяли бы измором. В

лучшем для себя случае они бы, закрываясь щитами и ощетинившись во все стороны копь-

ями, убрались восвояси с огромными потерями. Верх всегда одерживает высокое военное

искусство.

8 класс.

Тема: «Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов».

Перед изучением материала темы ставлю перед учащимися учебную задачу:

«Сегодня на уроке мы попытаемся понять, ради чего декабристы рисковали своей жизнью,

карьерой? Достойны ли декабристы нашей памяти и уважения?».

Изучив ход и итоги выступления, знакомлю ребят с различными точками зрения на

выступление декабристов:

Оценки движения декабристов.

1. «Это были утописты, романтические политики или политические дилетанты». П.

Вяземский.

2. «Именно потому, что им не безразлична судьба русского народа, потому что они

патриоты и вольнолюбцы, они идут на штурм устоев самодержавия». В. Ленин.

3. «Вся будущность страны в один прекрасный день была разыграна в кости не-

сколькими молодыми людьми, между трубкой и бокалом вина». П. Чаадаев.

4. «Горсть дерзких злодеев и ослепленных юношей замыслили приобщить и нашу

девственную нацию к ужасам и морали растленного Запада». М. Корф.

5. «Эти замыслы были чужды для русского ума и сердца». Н. Греч.

6. «Порядок вещей, который господствует и который так трудно искоренить, дол-

жен был рано или поздно привести к подобному результату». Николай 1.

7. «И эта штука не удалась!» М. Сперанский.

8. «Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье» А. Пушкин.

1. После ознакомления с материалом темы, провожу дискуссию «Кто же такие декаб-

ристы? Патриоты? Злодеи__________? Авантюристы?».

Итог дискуссии подвожу словами М.И. Муравьева-Апостола: «Счастлив тот, кто в

состоянии принести жертву своей Родине, он имеет право на уважение и почет своих со-

отечественников».

Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос

8 класс

Тема «Отечественная война 1812 г.».

При изучении Бородинского сражения знакомлю учащихся с различными мнениями

о результатах и последствиях этого сражения:

а) Бородинская битва завершилась поражением русской армии, которая не смогла

воспрепятствовать дальнейшему продвижению Наполеона.

б) Русские войска нанесли ощутимый урон французам, поэтому Бородино было ус-

пехом Кутузова.

в) Бородино стало генеральной репетицией, без которой не были бы возможны

позднейшие успехи русской армии.

Ребята высказывают свои суждения, сравнивают планы Наполеона и Кутузова перед

сражением, спорят. В споре рождается истина. Они приходят к выводу, что в Бородинской

битве Наполеону не удалось сломить сопротивление русской армии, его армия понесла не-

восполнимый моральный урон, была потеряна половина войска.

Заканчивая данный урок, определяем коллективно причины победы России в войне

1812 года.

- Некоторые считают основной причиной поражения Наполеона русскую зиму. Так

ли это?

- Закончите слова Н.Г. Чернышевского о причинах победы в войне 1812 г: «Глав-

нейшими же причинами нашего торжества в 1812 году должны быть признаны…».

Учащиеся должна аргументировать свой вариант ответа.

9 класс.

Тема – «Внешняя политика России. Русско-японская война».

Обосновать или опровергнуть следующие утверждения:

- Портсмутский договор был национальным позором России.

- Заключение Портсмутского мира стало успехом русской дипломатии

Учащиеся должны:

- выбрать убедительную для себя версию;

- привести факты и аргументы вы пользу своего выбора.

8 класс.

Тема – «Революционное народничество второй половины 60-х – начала 80-х гг. 19-

го века».

В учебнике А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной есть вопрос к §27 (№5): «Каково ваше

отношение к убийству Александра II?». Я расширяю этот вопрос, предлагая учащимся

разные оценки этого события.

Убийство Александра народовольцами было:

а) заслуженной карой самодержцу,

б) политическим убийством;

в) актом, затормозившим демократическое обновление России;

г) актом, способствующим ускоренному развитию российского общества;

д) безответственной и преступной акцией.

Учащиеся высказывают собственное суждение, аргументируя их фактами.

Но данная дискуссия имеет и большой воспитательный эффект. В ходе обсуждения

неизбежно возникает вопрос: может ли быть оправдан террор? Моя задача подвести уча-

щихся к выводу, что цель, какой бы благородной она ни была, не оправдывает методов и

средств ее достижения.

При анализе альтернативных ситуаций ученики постепенно овладевают действиями,

определенными в памятке:

1. Сформулируйте сущность каждого из предлагаемых путей.

2. Выявите историческую обусловленность каждого из предлагаемых путей.

3. Определите свое отношение к ним.

4. Объясните достоинства и недостатки избранного пути.

5. Покажите достоинства и недостатки отвергнутого пути.

6. Оцените произошедшее.

Проблемные задачи с недостаточными или избыточными исходными данными

Текст задания-характеристики подобран так, что содержит как хорошо известную

для детей информацию, так и новую. Объем новой информации значительно превышает

объем старой, известной. Поэтому задания носят более информативный характер, чем

обычные контрольные. Чтобы успешно выполнить такое задание, ученик должен обладать

не только определенным минимумом исторических знаний, но и уметь работать с текстом

(выделить главное, найти ключевое слово-подсказку) С помощью данного вида задания

развивается познавательный интерес. Как, например, при обсуждении личности Аракчеева.

а) Этот человек служил трем императорам и одной императрице. Начал службу как

преподаватель математики и артиллерийского дела. В конце жизни он мог похвастаться

многими званиями, титулами и должностями, которые он занимал: генерал от артиллерии,

сенатор, граф, комендант Санкт-Петербурга. В основном вся его жизнь была связана с ар-

мией, но в военных действиях Аракчеев участия не принимал, даже в 1812 году. Поэтому

он отказался от пожалованного ему в 1814 году звания генерала-фельдмаршала.

б) Являясь прекрасным исполнителем, Аракчеев иногда позволял себе спорить с

императором. Сначала выступил против идеи военных поселений, а потом стал их органи-

затором и начальником. Занимался крестьянским вопросом, предложил проект, по которому крестьяне получили бы свободу через 200 лет, но в своем имении открыл крестьянский

банк и госпиталь для крестьян.

в) Этот человек на долгие годы стал символом консерватизма и реакционности. При

этом в его библиотеке насчитывающей 15 тысяч томов, в числе которых было 100 томов

запрещенной цензурой литературы.

г) Пушкин писал про него:

Всей России притеснитель,

Губернаторов мучитель

И Совета он учитель.

А царю он – друг и брат.

Полон злобы, полон мести,

Без ума, без чувств, без чести…

Анализ альтернативных оценок прошлого подводит учащихся к пониманию сложно-

сти исторического поиска, воспитывает уважение к различным точкам зрения, стимулиру-

ет формирование собственного подхода к истории.

Завершающей частью при проблемном обучении является проверка правильности

решения проблемы и закрепление нового материала в памяти учащихся. Контроль само-

стоятельной работой учащихся необходим, прежде всего, для того, чтобы придать уверен-

ности в правильности выполнения работы и исправить ошибки.

8 класс.

Раздел №1. Россия в первой половине 19 века (20 часов)

1. Вводный урок. Основные вехи исто-

рии страны к концу 18 века.

Проблемные вопросы, задания

2. Россия на рубеже 18 – 19 веков.

3. Внутренняя политика Александра 1. 1.Пушкин об Александре I и его правлении оста-

вил нам два противоположных высказывания:

«дней Александровских прекрасное начало»?

«плешивый щеголь, враг труда».

Вопрос: Были ли у поэта основания на такие вы-

сказывания?

4. Внешняя политика в 1801 – 1812 гг. Проблемное задание: «В чем вы видите положи-

тельные и отрицательные последствия Тильзит-

ского договора?»

5. Реформаторская деятельность М.М.

Сперанского.

Почему Наполеон предлагал императору обменять

Сперанского на королевство?

6. Отечественная война 1812 года. Проблемный вопрос: «Кто победил в Бородинском

сражении?»

7. Заграничный поход русской армии. Проблемный вопрос: «Существовала ли необхо-

димость заграничного похода русской армии?»

8. Внутренняя политика Александра I.

в 1815 – 1825 гг.

Социально-экономическое развитие

России после войны.

Проблемный вопрос: « Почему Александр 1 пошел

на отмену крепостного права в Прибалтике, а в

России нет?»

9. Общественное движение при Алек-

сандре I.

Проблемное задание: «Сравнить программы (Се-

верного или Южного общества). Какая из них бы-

ла наиболее приемлемой в период их разработки?»

10. Контрольная работа №1 по теме

«Правление Александра I».

11 Династический кризис 1825 г. Высту-

пление декабристов.

Проблемные задания:

1. Кто же такие декабристы? Патриоты, злодеи,

авантюристы?

2. Почему декабристы потерпели

поражение?

12 Внутренняя политика Николая I. Что дало основание В. Ключевскому дать такой

нелицеприятный отзыв об императоре?

13 Социально-экономическое развитие

России в 20-50 гг. 19 в.

14 Внешняя политика Николая I.

в 1826-1849 гг.

15 Общественное движение в годы прав-

ления Николая I.

Проблемная лекция.

16 Крымская война 1853-1856 гг. Обо-

рона Севастополя.

Проблемные вопросы: «Почему ученые-историки

считают, что Николай 1 проиграл войну еще до ее

начала? Были ли шансы у России одержать побе-

ду?»

17 Образование и наука.

Русские путешественники.

18 Художественная культура. Быт и нра-

вы.

19 Обобщение и повторение раздела

«Россия в первой половине 19 века».

Включение в урок проблемных заданий.

20 Контрольная работа №2 по разделу

«Россия в первой половине 19 века».

Раздел №2. Россия EDиu1074 во второй половине 19 века (20 часов)

21. Накануне отмены крепостного пра-

ва.

Альтернативная ситуация: «Почему реформы осущест-

вляются только во второй половине 19 века?».

Уч-ся 1-й, 2-й и 3-й групп формулируют варианты про-

ектов решения аграрного вопроса (статьи для прессы);

«Правительство» выбирает и обосновывает свое реше-

ние, «Эксперты» анализируют условия, при которых

возможно принятие каждого из трех проектов.

22 Крестьянская реформа 1861 года. Проблемное задание – определить, какие крепостниче-

ские пережитки сохранились в реформе.

23 Либеральные реформы 60-х – 70-х

годов.

Какая из реформ была более прогрессивной? Докажи-

те.

24 Социально-экономическое разви-

тие России после отмены крепост-

ного права.

Крепостное право тормозило развитие страны. Почему

же и после его отмены в стране наблюдался экономи-

ческий спад?

25 Общественное движение: либералы

и консерваторы.

Прав ли был Ленин, называя земства «пятым колесом

телеги»?

26 Зарождение революционного на-

родничества и его идеология.

Проблема – «В чем выражался утопизм движения?»

27 Революционное народничество

второй половины 60-х – начала 80-

х гг.

Оправдан ли террор народовольцев?

28 Внешняя политика Александра II. Продажа Аляски – политическая глупость царя или

вынужденная мера?

29 Русско-турецкая война 1877-1878

гг.

Почему Россия после заключения Сан-Стефанского

мирного договора согласилась на решения Берлинско-

го конгресса?

30 Контрольная работа №3 по те-

ме «Правление Александра 2».

Включить проблемный вопрос на рассуждение.

31 Внутренняя политика Александра

III.

Чья программа, Игнатьева или Победоносцева, по вы-

воду России из кризиса более реалистична?

32 Экономическое развитие в годы

правления Александра III.

Сравнение экономических программ. Какая из пред-

ложенных программ подъема экономики кажется вам

наиболее удачной? (работа в группах).

33 Положение основных слоев обще-

ства.

34 Общественное движение в 80-х –

90-х гг.

35 Внешняя политика Александра III. Проблемный вопрос – «Обосновано ли прозвище

Александра Третьего – «Миротворец»?»

36 Просвещение, наука и литература.

37 Архитектура, музыка, театр.

38 Быт: новые черты жизни города и

деревни.

Почему крестьянская жизнь менялась несравненно

медленнее, нежели чем городская?

39 Контрольная работа №4 по раз-

делу «Россия во второй половине

19 века».

40 Урок повторения и обобщения.

Приложение 1.

Урок по теме: «Отечественная война 1812 г.». 8 класс.

Цели:

1. ознакомление с событиями Отечественной войны;

2. развитие умения анализировать последствия события; делать выводы;

3. способствовать воспитанию чувства гордости за нашу славную историю.

Задачи:

1. ознакомить с особенностями военной истории: стратегией, тактикой, состоянием воору-

жения армий в изучаемую эпоху;

2. учить умению решать проблемные задачи и анализировать исторического факты;

3. отрабатывать навыки работы с картой и чтения ее легенды.

Оборудование: Карта «Отечественная война 1812 г.», портреты полководцев, репродук-

ции картин: «Совет в Филях», «И клятву верности сдержали…», Герасимов «М.И. Кутузов

на Бородинском поле», Смирнов «Пожар Москвы», И. Прянишников «Эпизод из Отечест-

венной войны»; контрольные тесты.

Форма урока: Комбинированный урок с элементами проблемного обучения и компьютер-

ной поддержкой.

Эпиграф к уроку:

Кичась, они забыли ныне;

Забыли русский штык и снег,

Погребший славу их в пустыне.

Знакомый пир манит их вновь –

Хмельна для них славянов кровь,

Но тяжко будет их похмелье.

А. Пушкин

I. Введение в тему

Решение проблемного вопроса: какое утверждение верно?

1. Заключение Тильзитского договора имело только отрицательные последствия;

2. Тильзитский договор имел двойное значение для России.

Учитель обобщает высказывания учащихся:

Франция добилась господства в Европе. В 1811 г. Наполеон говорил: «Через пять

лет я буду господином мира; остается одна Россия, но я раздавлю ее».

Присоединение России к континентальной блокаде пагубно сказалась на ее внешней

торговле, стремление освободиться от французского влияния отвечало экономическим ин-

тересам российского дворянства. Очень скоро Александр 1 начинает уклоняться от со-

блюдения условий Тильзитского договора. Это накалило отношения между Францией и

Россией и привело к войне, которая получила название Отечественной.

II. Объявление темы.

Воспроизведение учащимися памятки – алгоритма по изучению войны.

1. Причины и характер войны:

− основные противоречия, приведшие к войне;

− подготовка к войне, соотношение сил;

− план сторон.

2. Ход войны (основные этапы):

− повод к войне и ее начало;

− основные этапы и главные сражения;

3. Окончание войны, условия мира, итоги.

Значение войны. Экономические, социальные, политические и другие последствия войны.

III. Знакомство с планом и задачами урока.

План.

1. Причины войны и цели воюющих сторон.

2. Начало и ход войны, ее характер.

3. Бородинское сражение.

4. Изгнание французов с территории России.

1. Причины войны (коллективное формулирование, запись):

а) Наполеон хотел нанести поражение России, принудить ее к подписанию мирного дого-

вора и заставить быть союзницей против Англии.

б) Александр 1 намеревался самостоятельно вести внешнюю политику и активно влиять на

международную обстановку в Европе.

Цели воюющих сторон (в сравнении) и характер войны для ее участников (объяснение

учителя и выполнение учащимися задания).

Задание:

1. Зная о цели войны, определите ее характер.

2. Работа с картой.

Цель Наполеона – разгром русской армии; подчинение России, превращение ее во

второсортную державу, отторжение у нее ряда территорий и оттеснение России от неза-

мерзающих морей. Прибалтику Наполеон обещал Пруссии, юго-западную Украину – Ав-

стрии, Белоруссию, Литву и Украину – Польше, Крым и Грузию – Турции, Восточное За-

кавказье – Ирану.

Цель России – защитить свои территории и не допустить завоевания страны.

Проверка выполнения задания: определение характера войны.

Вывод: Для Наполеона война захватническая, для России – освободительная, Отечествен-

ная.

1. Начало войны.

а) Рассказ учителя, работа с картой,

Самостоятельная работа учащихся: сравнение соотношения сил.

Задания:

1. На основе диаграммы сравните военно-экономический потенциал России и Франции?

(слайд), сделайте выводы.

2. Работа с картой, портреты Наполеона и Александра I (слайды).

Итог: русская армия сохранена, план Наполеона – разбить русские армии в приграничных

сражениях по одиночке не удался. Война принимает народный характер.

б) сообщение ученика о Кутузове.

Вопрос классу: «Чем объяснялась популярность Кутузова в народе?»

Введение значения слова тактика (оборонительная тактика).

3. Бородинское сражение.

а) Ознакомление с целями Наполеона и Кутузова в этом сражении.

Сравнение соотношения сил перед сражением (слайд).

б) Рассказ о ходе сражения (слайды).

Словарь: флеши.

в) решение проблемного задания:

Кто же победил в этом сражении?

Учащимся предлагается несколько вариантов ответов на этот вопрос. Карточка с вариан-

тами ответов – на каждую парту.

Несколько различных мнений о результатах и последствиях Бородинского сражения:

А) Бородинская битва завершилась поражением русских, которые не смогли воспрепят-

ствовать дальнейшему наступлению Наполеона;

Б) русские войска нанесли ощутимый урон французам, поэтому Бородино было успехом

Кутузова;

В) Наполеону не удалось осуществить свои планы и уничтожить русскую армию в гене-

ральном сражении;

Г) Бородино было поражением французов, которым не смогли в полной мере воспользо-

ваться русские;

Д) Бородинская битва закончилась безрезультатно, судьба войны решалась в последую-

щих сражениях;

Е) Бородино стало генеральной репетицией, без которой не были бы возможны дальней-

шие победы русских.

Вопросы: Какие из суждений кажутся вам наиболее верными? Можно ли ограничиться

какой-либо одной из приведенных здесь оценок? Какие суждения дополняют друг друга?

Итог: выступления учеников с защитой своей точки зрения. Для того чтобы защита была

аргументированной, предлагаю вернуться к планам Наполеона и Кутузова.

г) Совет в Филях. Тарутинский маневр.

Рассказ учителя с использованием репродукции картины Кившенко «Совет в Филях».

Задание: Дайте оценку заявлению, сделанному Кутузовым: «С потерей Москвы не поте-

ряна Россия».

Работа с картой. Что такой Тарутинский маневр? Это план М.И. Кутузова. Русская армия

отступила из Москвы по Рязанской дороге, свернула на Калужскую дорогу и расположи-

лась лагерем у села Тарутино, прикрыв Калугу и Тулу. Наполеон потерял русскую армию

из виду. В Тарутино русская армия численно пополнилась, улучшилось ее вооружение,

была увеличена конница, сделаны продовольственные запасы.

д) Партизанское движение (самостоятельная работа по учебнику).

− работа над пониманием значение термина «партизаны»,

− самостоятельная работа по учебнику.

Задание: Прочитайте материал и оцените роль партизан в достижении победы.

4. Изгнание французов с территории России.

- Рассказ с опорой на карту и слайды.

Самостоятельное формулирование причин победы России в войне.

Задание: Закончите слова Н.Г. Чернышевского о причинах победы в войне 1812 г:

«Главнейшими же причинами нашего торжества в 1812 году должны быть признаны…».

5. Домашнее задание: §4, нанесите на контурную карту основные события войны

Творческие задания по желанию: подготовить сообщения о партизанском движении и его

героях.

7. Проверка усвоения материала в форме теста:

Отступление русских войск в начале войны 1812 г. было вызвано

1. внезапностью нападения наполеоновской армии на Россию;

2. превосходством сил Наполеона;

3. неумелым руководством Александра I;

4. неподготовленностью России к войне.

Герасим Курин, Архип Семенов, Василиса Кожина были

1. партизанами;

2. поэтами;

3. гусарами;

4. крепостными крестьянами.

После этого сражения наполеоновской армии пришлось отступать из Москвы по старой

смоленской дороге

1. под Красным;

2. под Смоленском;

3. под Тарутином и Малоярославцем;

4. под Волоколамском.

Главнокомандующим Первой русской армии в июне 1812 г. был

1. М.Б. Барклай-де-Толли;

2. М.И. Кутузов;

3. П.И. Багратион;

П.В. Чичагов.

Решение М.И. Кутузова оставить без боя Москву преследовало цели

1) сохранить армию;

2) спасти Петербург;

3) навязать Наполеону зимнюю кампанию;

4) вызвать всенародный гнев к Наполеону.

Приложение 2

Внеклассное мероприятие по теме:

«Социальные корни и последствия Холокоста». 10 класс.

На доске: Катастрофа европейского еврейства (1933-1939).

Цели:

− Сосредоточить внимание уч-ся на уникальности значения Катастрофы в контексте

мировой истории.

− Развивать умения уч-ся критически осмысливать исторические факты и явления,

высказывать в отношении их собственные суждения.

− Воспитать толерантность к другим народам и нациям.

"Не все жертвы фашизма были евреями, но все евреи были жертвами фашизма"

Эли Визель

План

1. Социальные корни Холокоста.

2."Еврейский вопрос" в Германии и в странах Европы.

3. Уроки Холокоста: быть или забыть?

Вводное слово учителя

Сегодня у нас очередное заседание "Круглого стола". Тема, которой оно посвящено, слож-

на, спорна и болезненна. "Катастрофа европейского еврейства". Она долго у нас замалчи-

валась, но в последние годы о ней говорят все чаще. Задачи нашего заседания – начать

изучение это исторического явления, попытаемся дать ему оценку, высказав свои сужде-

ния, мысли и решить еще один важный вопрос: «Уроки Холокоста: быть или забыть?»

Предлагаю начать с прослушивания музыкального произведения, исполненного еврейским

музыкантом Сонцем, мастером игры на скрипке – музыкальном инструменте, особо лю-

бимом еврейским народом. Язык музыки доступен и понятен людям любой национально-

сти. О чем поет скрипка в руках еврейского музыканта? О событиях радостных, трагиче-

ских и печальных в судьбе его народа. И одним из таких трагических событий является

Катастрофа европейского еврейства, в которой погибло 6 млн. чел. На западе её называют.

Холокост, в Израиле – Шоа, на иврите это слово и означает «катастрофа».

Итак, вопрос: «Каковы социальные корни Холокоста?». (Группа учащихся изучала

этот вопрос специально).

На доске плакат с надписью:

"Там где сжигают книги, будут жечь людей".

Генрих Гейне

Вывод: три современные науки повлияли на утверждения нацистской теории в соз-

нание людей: антропология, биология, лингвистика. С помощью этих наук нацизм обза-

велся понятийным аппаратом, позволившим им выстроить свою идеологию. В основе этой

идеологии лежала мечта об обществе чистой расы. И так первый социальный корень – ра-

сизм.

Работа с документами:

1) Нюрнбергские законы (закон о защите немецкой крови и немецкой чести).

Вопрос: «Что означали эти законы для будущего евреев в Германии? Высказывание

ребят. Вывод: еще один корень катастрофы – антисемитизм.

2) Документ 2: Сочинения Листинч.

В результате чего стало возможным появление подобных сочинений? Намеренная

дегуманизация образа евреев подготовила почву для физического уничтожения носителей

этого образа, для "окончательного решения еврейского вопроса".

Возникает вопрос: как одержимый маниакальными идеалами человек стал вождем

просвещенной европейской нации? Немецкий народ дал миру великих мыслителей и гу-

манистов. Прославленные немецкие университеты и гимназии воспитали не одно поколе-

ние дисциплинированных, уравновешенных и законопослушных людей.

Вопрос: «Как такой народ позволил манипулировать собой?»

Учитель: Итак, Гитлер умело обратился к инстинктам толпы, к ее антисемитским

настроениям. Это и позволило «фюреру» возбудить в немцах массовый психоз и осущест-

вить в небывалых масштабах свои замыслы.

Массовый психоз

Многие немцы, участвовавшие в страшных преступлениях, в уничтожение миллио-

нов евреев, не были профессиональными убийцами. Тогда почему одни убивали других?

(Ребята высказывали свои суждения, приводя доказательства из исследований профессора

Д.И. Гольдхагена).

Переходим ко второму вопросу плана.

Вывод: "Тяжело и малоприятно погружаться в эту пучину зла. Есть искушение, помор-

щившись, отвернуться и отключить сознание. Этому искушению нельзя поддаваться", –

писал Примо Леви.

Вопрос: А как считаете вы?

4) Теперь обсудим третий вопрос.

Дома вы и ваши родные знакомились с книгой "Расскажите об этом детям вашим".

Расскажите о своих впечатлениях, мыслях, которые возникли у вас.

Общий итог

По всему миру стоят музеи и мемориалы Катастрофы. Такие, как Яд-Вашем в Иеру-

салиме, музей Катастрофы в Варшаве, мемориал Катастрофы в Париже. Каждый год, в

день начала восстания в Варшавском гетто, 29 нисана (9 апреля) весь мир отмечает День

Катастрофы. Наш долг – никогда не забывать о прошлом и сделать все возможное, чтоб

подобная трагедия никогда не повторилась ни с одним народом. А пока пусть звучит

скрипка и волнует наши сердца...

Задача из немецкого учебника по математике для средней школы (1939 г). «Юнкерс

вылетел с грузом 12 дюжин бомб, каждая весом 10 кг. Самолет держит курс на Варшаву –

центр мирового еврейства. Он бомбит этот город. При вылете с полной боевой нагрузкой и

бензобаком, содержащим 1500 кг горючего, самолет весит 8 тонн. При возвращении из

своего крестового похода он все еще имеет 230 кг горючего. Каков собственный вес само-

лета?»

Вопросы:

1. Что необычного, по вашему мнению, в содержании школьной задачи по

математике?

2. С чем связано ее появление в немецком учебнике 1939 г?

Задание №2. Перед вами расписание занятий в немецкой школе для девочек (1933 -

1942 гг.):

Время Понедель-

ник

Вторник Среда Четверг Пятница Суббота

8.00-8.45

Нем. яз Нем. яз Нем. яз Нем. яз Нем. яз Нем. яз

8.50-9.35

География История Пение География История Пение

9.40-10.25

Расовое уче-

ние

Расовое

учение

Расовое

учение

Идеология Идеология Идеология

10.25-11.00 Свободное время, физкультура, специальные программы

11.00-12.05 Домоводство, математика (ежедневно)

12.10-12.50 Расовая гигиена, здоровье.

Словарь: идеология – это система взглядов, идей, характеризующих определенную

социальную группу, класс, политическую партию.

Вопрос: «Как вы думаете, какие учебные предметы в расписании немецких школ

повлияли на антисемитские взгляды и убеждения школьницы?»

Литература

1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.:

Просвещение, 1985.

2. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. – М., 1992.

3. Бордовский Г.А., Извозчикова В.А. Новые технологии обучения. – М., 2005.

4. Дайри Н.Г. Основное усвоить на уроке. – М.: Просвещение, 1997.

5. Дайри Н.Г. как подготовить урок истории. – М.: Просвещение, 1969.

6. Кудрявцев П.О. Проблемное обучение: Истоки и сущность. – М.: Знание, 1991.

7. Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. – М.: Просвещение, 1987.

8. Селевко Г.Н. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование,

1998.

9. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории: Учебное пособие для ву-

зов. – Владивосток, 2003.__

Опубликовано


Комментарии (1)

Лихина Елена Викторовна, 18.08.16 в 03:35 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за материал!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.