Исследование уровня развития коммуникативной функции речи
(при наблюдении за свободным общением детей между собой)
В процессе наблюдения обращалось внимание на характер общения, инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать его, слушать товарища, или же речь наблюдаемого ребенка в основном эгоцентрическая. Важно было выяснить, понимает ли речь ребенок, умеет ли ясно выразить свои мысли, пользуется ли формами речевого этикета. Критериями оценки уровня коммуникативного развития речи служит балльная оценка по следующим параметрам:
Высокий уровень – ребенок активно общается, хорошо и внимательно слушает, понимает говорящего, общается с учетом ситуации, легко входит в контакт с взрослыми и сверстниками, ясно и последовательно выражает свои мысли, использует в своей речи речевой этикет. Такой уровень считается высоким;
Средний уровень – ребенок слушает и понимает речь, участвует в общении, но чаще по инициативе других, если использует речевой этикет, то непостоянно. Это средний уровень коммуникативного общения;
Низкий уровень – ребенок малоактивен, малоразговорчив в общении с взрослыми и детьми своего возраста, невнимателен, редко пользуется речевым этикетом, не умеет пользоваться книгами, не может ясно и последовательно излагать свои мысли, передавать содержание прочитанного текста. Это самый низкий уровень речевой коммуникации.