12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Трушина Светлана Юрьевна6517
Учитель музыки высшей квалификационной категории, педстаж работы 37 лет. 20 лет- музыкальный руководитель в ДОУ
Россия, Забайкальский край, Село Знаменка, Нерчинский район
Материал размещён в группе «В мире музыки»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная казачья школа»
с. Знаменка , Нерчинский район, Забайкальский край

Муниципальный конкурс исследовательских и творческих работ

школьников «Шаг в науку»

Секция «Искусство»

Тема работы : «Учителя, мы помним ваши имена»

Слащёв Даниил - 8 класс

МБОУ СОКШ

Научный руководитель: Трушина Светлана Юрьевна

Содержание

Введение …………………………………………………………..…………1

I Тема учительства в кинематографе XX века …………………………...3

II . Образ учителя в кинофильмах XXI века………………………………..5

Заключение………………………………………………………………….. 7

Список литературы

Приложения

Введение

Выбранная мною тема исследовательской работы не случайна - я сын учителя и об этой профессии знаю не понаслышке, я понимаю всю трудность и нужность этой профессии, которая, несомненно, одна из самых благородных  и нужных на Земле. Именно учитель закладывает в детях основы знаний, учит мыслить и рассуждать, а самое главное – учит быть честными и достойными людьми.

В нашей школе преподают замечательные учителя, многих из которых можно назвать Учителем с большой буквы. Я всегда буду помнить свою первую учительницу, и к своим 14 годам я заметил, что в каждом возрасте отношение к образу учителя меняется. Когда я был в младших классах, то считал, что учитель должен, в первую очередь, быть добрым, хорошим, умным. В средних классах я был уверен, что учитель должен быть справедливым, понимающим, строгим и внимательным. Теперь я думаю, что учитель ко всем уже перечисленным мною качествам, должен быть ещё более образованным и высококвалифицированным.

В этом учебном году по плану школьной «Недели искусства» классам были даны задания приготовить презентации, которые освещали тему образа учителя в разных видах искусства. Меня очень заинтересовали темы образа учителя в литературе, скульптуре, в кинофильмах 20 века, живописи, изображения учителя на почтовых марках, песни об учителях, которых более тысячи!

Не оставила меня равнодушным и та информация, что в годы войны не остались в стороне и учителя. Большинство мужчин ушли из школ на фронт. Учителя-фронтовики стали командирами и солдатами, внесли свой вклад в победу, также я узнал, что в 2010 году, состоялся сетевой образовательный проект, посвященный памяти учителей-фронтовиков.

Актуальность моей работы продиктована тем, что образ учителя, по сравнению с фильмами 20 века, в 21 веке чаще показан отрицательным и негативным.

На уроках литературы мы уже обращались к теме учительства и к образам учителя в произведениях разных писателей, много спето песен об учителях на уроках музыки, мы часто слышим песни об учителе на разных концертах и мероприятиях.

Поскольку 2016 год объявлен Годом российского кино, то я решил проследить изменение образа учителя в киноискусстве. Цель работы – проследить изменение образа учителя на разных этапах истории развития образования на примере киноискусства

Задачи исследования:

-рассмотреть  образ учителя в кинематографе XX - начала XXI века

-сопоставить различные трактовки образов педагогов в советских кинофильмах и в сериалах нового времени;

-через исследования формировать уважение к нелёгкому труду учителя

Предмет исследования: образ учителя

Объект исследования: особенности образа учителя на примере кино.

Тема работы: … «Учителя, мы помним ваши имена»

Гипотеза: если образ учителя давних времён значительно отличается от образа сегодняшнего времени, то в кино образ учителя может быть далёк от реальности как прошлых времён, так и сегодняшнего времени.

План работы:

подобрать литературу и материалы для работы

просмотреть кинофильмы.

проследить изменения образа учителя на примере кино,

4.    сделать выводы

 

I Тема учительства в кинематографе XX века

Для формирования образа учителя, простого пони­мания, кто он такой и какое место занимает в социуме, не достаточно. Важно представлять себе: каков он или каким он должен быть. Являясь определенным общественным ориенти­ром, кинообраз учителя влияет на отношение к этой общественной фигуре всех членов обще­ства: учеников, их родителей и, что немаловажно, самих учителей. Представляя учителя в кино, общество через творческую интеллигенцию способно выражать свои ожидания, дать возможность педагогам понять, какого учителя общество желает видеть в школе. Учитель же получает вектор для личностного, творческого, и профессионального развития.

Опираясь на данный тезис, можно утверждать, что кинообраз учителя обеспечивает возникновение целого ряда критериев оценки и самооценки реального педагога, переводя ки­нематограф и педагогику в одну смысловую плоскость. [ 3 ]

Образ учителя в кино меняется в зависимости от внутренней политики государства. Причем, на этот образ оказывает влияние не только политика государства в области образо­вания, но и общая внутриполитическая доктрина. За последние 80 лет в СССР и России учи­тель на экране проходит путь от передового представителя народа (в кино 30-х годов) к прак­тически не подверженному критике «государственному» человеку (конец 40-х- начало 50-х годов), а затем через противоречивость «хрущевского» и «брежневского» кинематографа к малозаметному «представителю сферы образовательных услуг» в постсоветском российском кино. [1, с.30-36]

В советское время образ учителя в кино был показан как образ совершенно идеальных людей , которые боролись за каждого ученика, будь то ребенок или взрослый, считая своим долгом привить ему любовь к знаниям.

В то время образ учителя в кино был необыкновенно прекрасен. Это было связано с рекламой профессии учителя.. Основной задачей кино было вдохновлять людей, чтобы они брали пример с героев. В реальности же, зачастую, таких учителей, как в советском кино, конечно, не было

«Весна на Заречной улице», «Первая учительница», «Доживем до понедельника», «Большая перемена», «Первый учитель» — список можно и продолжить.

В этих картинах учитель показан как мессия, ведущий своих подопечных в светлое, прекрасное будущее.


 

«Сельская учительница» (1947г) Другое название: Воспитание чувств(Приложение 1.1)

Бывшая гимназистка Варенька перед Первой мировой войной едет учить крестьянских детей, как тогда говорили  - "идет в народ". Сурово встречает российская деревня юную учительницу. Кто она для них? Девчонка городская! А скольких детей она вырастила, сделала настоящими людьми, воспитала.

Это ее ученики ушли на фронт в 1941 году, и следующее поколение - их детей - она вновь приняла в свой класс в послевоенные годы…[5]

Сельская учительница, стала для своих учеников второй матерью, настоящей, искренней, любящей и понимающей, верящей в них и, несмотря на сложности и тяжелые условия проживания, она становится одной из активисток в борьбе с кулачеством в данной деревне.

 

Вспомним сцену из картины «Весна на Заречной улице» (1956г), когда молодая учительница Татьяна Сергеевна сидит, слушая по радио концерт классической музыки

Она кажется человеком из другого мира, попасть в который можно только через школу. Фильм "Весна на Заречной улице" про рабочую молодежь, про интересы , любовь и увлечения. Пропагандируется важность учебы в жизни. (Приложение 1.2)

Доживем до понедельника (1968) (Приложение 1.3)

Один из лучших советских фильмов о школе, о сложных взаимоотношениях учеников и педагогов.

Этот фильм неизвестно как бы смотрелся без Вячеслава Тихонова, умеющего выдержать паузу... только серьезный взгляд выдает то, что учитель думает... прежде чем сказать...
Трогательный и добрый фильм о нескольких днях в советской школе. Хотя показана всего неделя из жизни героев, но как объемно и качественно она показана.
Отличный фильм о настоящих учителях. Этот фильм нужно смотреть, хотя бы для того, чтобы знать, каким должен быть учитель...

Интересно показаны отношения между детьми, между учителями, обстановка в классах и в учительской, конфликтные ситуации и дружба, насмешки и понимание, способность поддержать и простить.
Неоднозначную реакцию вызвал фильм «Доживем до понедельника», который сегодня считается классикой. Многие педагоги возмущались: безобразие, вы порочите образ учителя! Особенное бешенство вызывала сцена, где герой Тихонова приходил домой и просил маму налить ему водки. Прошли годы, и сегодня учитель истории, которого сыграл Тихонов, считается образцовым.[5]

Большая перемена (1973) (Приложение 1.4)

Нестор Петрович – классный руководитель 9-А, поначалу далекий от мирской суеты, начинает жить заботами своих взрослых учеников

Весь фильм пронизан легким юмором, смешными жизненными ситуациями.
Как то, конечно, непривычно в наше время смотреть, что за школьными партами сидят взрослые дяди и тети.

Трудно всему научить и вырастить человека из ребенка, но еще труднее научить новому и сделать настоящими людьми взрослых! Как приучить к дисциплине, заставить учить уроки, да даже просто - не пропускать учеников, если они… старше их учителя? Как добиться от них уважения, понимания, доверия? Ответы на все эти вопросы есть в телевизионном фильме "Большая перемена", фильме о вечерней школе для взрослых.

Фильм наполнен добротой, обаянием, юмором и буквально "растащен на цитаты"

Именно тогда, когда советское образование было «лучшим» в мире, эти персонажи на экране, а также литературные образы (благо, что СССР был еще и самой читающей страной в мире) и формировали образ советского учителя. В каждом из этих фильмов учитель – это что-то святое, необыкновенный, глубокоуважаемый и почитаемый человек. Нужно признать, что в те годы это так и было на самом деле.

Но жизнь изменилась, и в кино пришли жесткие образы. Это касается не только учителей, современные фильмы о школе просто вписываются в общий тренд. Общество перекладывает на учителей ответственность не только за целую ораву распущенных, никому не нужных детей, но и за все вообще.

2. Образ учителя в кинофильмах XXI века

Кто он - настоящий учитель, педагог? От фильма к фильму мы видим, как менялись учителя и ученики вместе с эпохой, какими были, какими стали...

В современных киноисториях много реального: есть случаи, когда учителя действительно дрались с учениками и родителями, но все-таки подобный образ преподавателя еще больше роняет престиж этой и без того трудной профессии. .[4 ]

Как же так оказалось, что самая нужная профессия является трудом благородным, но не благодарным? Кто или что формирует сегодня такой непопулярный имидж учителя, как профессии непрестижной, малооплачиваемой, но довольно трудной и нервной?

В современном кинематографе - например, картины «Школа» и «Географ глобус пропил», как раз и дают нам образ обычного учителя: практически нищего человека, при этом ощущающего острую ненужность своей профессии. Никому, включая самих учеников, их знания не нужны. То, что они вдалбливают, — странный обряд, оставшийся от прошлого. В этих фильмах особенно отчетливо видно презрение к делу учителя и к образованию как к таковому. Такой радикальный режиссерский подход, тем не менее, отражает общую ситуацию. Кинематограф достаточно объективно показывает крайний упадок не только профессии педагога, но и всей системы образования, причем именно с социально-психологической стороны. .[5 ]

Фильм «Географ глобус пропил» (2010г)

Обычный биолог Виктор Служкин, к среднему возрасту спасаясь от безденежья, устраивается в захолустную сельскую школу обычным учителем географии. Как человек, не имеющий педагогического образования и обладающий отнюдь не педагогической внешностью и привычками, он сразу попадает в немилость к местному завучу. Да и дети, старшеклассники, совершенно не воспринимают его всерьез. Виктору приходится по крупицам завоевывать авторитет на своей новой должности.
Пытаясь завоевать доверие детей, школьный географ берет их с собой в поход – сплавляться по реке. Там, плечом к плечу встретившись со стихией, преодолевая холод и трудности, Виктор и его подопечные по-настоящему раскрываются друг перед другом. Именно тогда суждено было зародиться новому, запретному, но всепоглощающему чувству между учителем и его ученицей
.

Это фильм о кризисе среднего возраста, аналогичный тем же «Полетам во сне и наяву», «Утиной охоте».

Учитель не может быть неприкасаемой фигурой. Любое настоящее искусство исследует глубины человеческой психики, ментальные проблемы и так далее. Учитель в кино, прежде всего, человек со всеми человеческими слабостями

и страстями. . [4] . (Приложение1.5)

Современный кинематограф предлагает зрителю совсем другой образ учителя. Так, в фильме «Училка», получившем ряд наград на фестивале «Окно в Европу», учительница, которую сыграла Ирина Купченко, отбирает у ученика пистолет, чтобы с помощью него восстановить свой авторитет и заставить учеников играть по своим правилам. Так почему же картины о школе в российском кино из лирической мелодрамы трансформировались в жесткую драму с социальным подтекстом? .[ 4 ] (приложение 1.6)

"Школа" (2010 г)- это многосерийный авторский проект Валерии Гай Германики, радикальный сериал про подростков.

Так жизнь школы еще никто не показывал, и такой предельной документальности на нашем телевидении раньше не было.[3]
Валерия Гай Германика
Этот фильм о целом мире, о детях, о родителях, об учителях, о взрослении и одиночестве. Об этом закрытом мире, куда чужие не могут попасть.

О невозможности найти общий язык с окружающими. Но образы учителей в фильме, сначала жесткие и отталкивающие, постепенно преображаются, и становится понятно, что они не такие уж и плохие люди. Нельзя вешать ярлыки и разделять все на черное и белое. Среди учителей, как в любой массовой профессии, есть и умные, и ограниченные.

Мне этот сериал не понравился, я считаю его просто ужасным! Не думаю, что такое реально творится в обычной школе? Может только в каких-нибудь учреждениях для трудных подростков. Я против таких фильмов о школе.

(Приложение 1.7)

Так как же представлен образ учителя и школы в современном кино?
Названия фильмов говорят сами за себя.
Сериал
"Учитель в законе", где учитель литературы, бывший уголовник, вор в законе.
Фильм
"Географ глобус пропил", где учитель географии алкоголик.
Фильм "
Училка", где учительница с пистолетом в руках берёт в заложники своих учеников, совершает теракт. Такого на самом деле никогда не было в реальности. Зачем лгать?.
Сериал "Физрук",  где учитель физкультуры, бывший бандит, пытается украсть деньги из школьного сейфа, позволяет себе разные вольности с молодыми учительницами.
В сериале
"Школа" учителя и ученики тоже изображены в негативном свете.
Вот они какие, учителя- алкоголики, уголовники, террористы !
И кто будет потом уважать и ценить учителей?
Получается, чем грязнее покажешь школу, учителей, тем круче, затейливей фильм.
А где образ доброго, честного учителя, мудрого наставника молодёжи? Его нет!
А зачем, когда модно только очернять труд учителя!
И во всём этом сквозит неблагодарность и непорядочность к своим учителям.
Унижая, уничтожая личность учителя, рисуя его только в негативных тонах,
наши киношники наносят огромный вред детям и обществу в целом,
подрывая ради эпотажа моральные устои и воспитывая цинизм, жестокость и безнравственность [6]

Положительный образ учителя, господствующий на экране, способен содействовать по­вышению качества образования. Негативный или нейтральный образ учителя на экране спо­собствует снижению его авторитета и, соответственно, авторитета системы образования в це­лом. Следствием является снижение образовательной мотивации молодежи и снижение уровня образованности.

Хотелось бы видеть на экранах такие фильмы, которые бы воплотили образ настоящего учителя, а не те фильмы, что втаптывают в грязь наших педагогов!

 

Заключение

В ходе работы  мы выяснили, что все изменения, касающиеся учителя и его взаимоотношений с учениками в реальной действительности, отразились в искусстве кино, что оценка образа учителя противоречива, и отношение к образу учителя является неоднозначным, также узнали, что в кинофильмах 21 века образ учителя больше негативный или отрицательный.

Кинофильмы 20 века создали образ учителя с высокими моральными качествами, который выполнял великую миссию – образовать безграмотный народ России. Социальный и нравственный статус учителя был высок. Любовь к детям, преданность своему делу, готовность к самопожертвованию и высокая гражданская позиция – вот что отличает учителя 20 века.

Престиж учительской профессии зависит напрямую от престижа образования в обществе. Проходит время, меняется общество, ничто не стоит на месте. На характер и поведение учителя влияли историческая эпоха и состояние общества. Переход России в новую экономическую формацию не изменил нравственный облик учителя, но изменил его социальный статус, труд учителя стал малооплачиваемым.

И всё- таки, я думаю, что в 21 веке мало изменился нравственный облик учителя: в учителе также остается главным качеством любовь к детям и к своей профессии

От учителей во многом зависит, какими будут следующие поколения, какие ценности будут преобладать у них. Однако на каждом этапе исторического развития требования к личности учителя меняются.

Учитель меняется в соответствии со временем, а это влияет на его отношения с другими людьми, прежде всего, с  учениками.  Это и нашло своё отражение в искусстве кино.

Современное общество должно проникнуться уважением к Учителю, признать его важную роль в формировании личности человека.

Учителя, учителя, мы помним ваши имена, 
Их не забыть нам никогда, учителя. 
Вы научили нас мечтать, науку жизни изучать. 
Мы будем помнить вас всегда, учителя.  С.Ранда

 

Список литературы

Арабов Ю.Н. Кинематограф и теория восприятия: учебное пособие. -М.: ВГИК, 2003. - С. 36.

http://uchportfolio.ru/articles/read/465

http://www.e-reading.club/chapter.php/149430/4/Isaev,_Slastenin,_Shiyanov_-_Pedagogika.html

http://vm.ru/news/2015/08/29/chemu-nas-uchat-kino-i-shkola-kak-menyalsya-obraz-uchitelya-na-ekrane-295774.html

http://www.liveinternet.ru/users/rosavetrov/post303956001/

http://iledebeaute.ru/culture/2013/8/21/36521/

ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ

п/н

Пункт плана

Описание

1

Проблема

Образ учителя, по сравнению с фильмами 20 века, в 21 веке чаще показан отрицательным и негативным.

2

Гипотеза

Если образ учителя давних времён значительно отличается от образа сегодняшнего времени, то в кино образ учителя может быть далёк от реальности как прошлых времён, так и сегодняшнего времени.

3

Методы исследования:

1.сравнительный

 

2)метод анализа

 

3)исследовательский.

Провели сравнение изменения образа учителя в кинофильмах 20 века и 21.

Проанализировали нравственные качества учителя в кино 20 и 21 века.

Установили , что все изменения, касающиеся учителя и его взаимоотношений с учениками в реальной действительности, отразились в киноискусстве,       

что оценка образа учителя противоречива, и отношение к образу учителя является неоднозначным.

4

Библиография

1.Арабов Ю.Н. Кинематограф и теория восприятия: учебное пособие. -М.: ВГИК, 2003. - С. 36.

http://uchportfolio.ru/articles/read/465

http://www.e-reading.club/chapter.php/149430/4/Isaev,_Slastenin,_Shiyanov_-_Pedagogika.html

http://vm.ru/news/2015/08/29/chemu-nas-uchat-kino-i-shkola-kak-menyalsya-obraz-uchitelya-na-ekrane-295774.html

http://www.liveinternet.ru/users/rosavetrov/post303956001/

http://iledebeaute.ru/culture/2013/8/21/36521/

 

Рецензия на исследовательскую работу ученика 8 класса

МБОУ «СОКШ село Знаменка» Тема работы: «Учителя, мы помним ваши имена»

Тема исследовательской работы весьма актуальна- образ учителя, по сравнению с фильмами 20 века, в 21 веке чаще показан отрицательным и негативным.

Даниил работал над этой темой в течение 1 месяца. Автор показал особенности образа учителя в киноискусстве 20, начала 21 века.

Изучены материалы, имеющие отношение к образу учителя по заданному периоду, прослеживается убедительность аргументации в определении целей и задач исследования.

Во введении автор дает обоснование выбора темы, приводит аргументы, свидетельствующие о значимости данного исследования, показывает необходимость проведения такой работы с целью проследить изменение образа учителя на разных этапах истории развития образования.

В теоретической части работы дается обзор исследований по данной проблеме на примере различных кинофильмов.

Проведён анализ образа учителя в кино 20 и 21 века.

В заключении автор дает собственные выводы по исследуемой теме, показывает неизменность нравственных черт учителя- любовь к детям и к своей профессии, уважение к нелёгкому труду учителя.

Научный руководитель: Трушина Светлана Юрьевна

Учитель музыки

высшей квалификационной категории

1. Приложение

1.1 Сельская учительница (1947) Другое название: Воспитание чувств

Режиссер: Марк Донской Сценарист: Мария Смирнова

Учительница: Вера Марецкая

1.2 . «Весна на Заречной улице» (1956г) сценарий: Феликс Миронер

Учительница: Нина Иванова ,Саша Савченко- Николай Рыбников

1.3.Доживем до понедельника (1968) Режиссер: Станислав Ростоцкий

Сценарист: Георгий Полонский (дипломная работа)

Учителя: Вячеслав Тихонов, Ирина Печерникова, Нина Меньшикова, Михаил Зимин

1.4.Большая перемена (1973) Режиссер: Алексей Коренев

Сценаристы: Алексей Коренев, Георгий Садовников

Учителя: Михаил Кононов, Наталия Богунова, Людмила Касаткина, Анастасия Георгиевская, Валентина Талызина

1.5 Фильм «Географ глобус пропил» 2010 г.

1.6 Ирина Купченко в фильме «Училка» 2015 г. Режиссёр- Алексей Петрухин

1.7 Фильм «Школа» 2010г. Валерия Гай Германика

Опубликовано в группе «В мире музыки»


Комментарии (2)

Воропаева Лилия Алексеевна, 08.08.18 в 10:36 1Ответить Пожаловаться
Очень хорошая работа!
Трушина Светлана Юрьевна, 08.08.18 в 12:40 0Ответить Пожаловаться
Лилия Алексеевна, спасибо Вам за отзыв!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.