12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кайкова Светлана Борисовна131
4

Урок на тему «Историческая живопись Василия Сурикова»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ

«ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ».

ТЕМА: Историческая живопись Василия Сурикова

 

Преподаватель С.Б.Кайкова

 

 

Цели урока: 

Образовательные:

- познакомить с творчеством известного русского живописца, с его произведениями и творческим методом;

- выработать умение анализировать художественное произведения, оценивать его значимость;

 

Воспитательные:

-показать темы народа и русской истории как форму осознания величия собственной страны;

 

Развивающие:

- сформировать умение систематизировать и обобщать знания;

- развивать такие познавательные процессы, как художественное воображение и память;

- способствовать развитию художественного кругозора обучающихся и желанию лучше знать и понимать произведения отечественной культуры.

- развивать у обучающихся познавательный интерес к изобразительному искусству и его памятникам.

 

Форма урока: урок-презентация

 

Материалы и оборудование:

компьютер с мультимедийным  проектором

 

Зрительный ряд:  презентация “Историческая живопись В.И Сурикова”.

 

План урока: 

1. Организационный момент – подготовка оборудования и сообщение темы урока.    5 мин.            

2. Краткая биография и первые большие полотна –«Утро стрелецкой казни» и «Меншиков в Березове» -20 мин.

3. «Боярыня Морозова» - 10 мин.

4. Особенности творческого метода художника -10 мин.

5. Поздние произведения - 10 мин.

6. Подведение итогов урока: сравнительный анализ художественных произведений для определения степени усвоения нового материала, его повторения и закрепления. 20 мин.

7. Домашнее задание. 5 мин.

             Продолжительность урока – 90 минут

 

 

Ход урока

Эпиграф: М. Нестеров о художнике: "Суриков поведал страшные были минувшего, представил в своих образах человечеству героическую душу своего народа".

 

1.Сегодня темой нашего урока будет творчество известного русского живописца Василия Сурикова, создавшего значительные картины на темы русской истории. Его видение истории было глубоким и проникновенным. Картины Сурикова вызывали споры и неоднозначные оценки у современников, но все признавали значимость созданных им образов. Эти произведения до сих пор не утратили своего острого звучания и вошли в золотой фонд отечественной живописи. Многие из них вам знакомы по репродукциям в различных изданиях (книгах, журналах). Говоря о полотнах художника, мы вспомним и некоторые важные исторические события.

 

2. Годы жизни художника: 1848-1916. (Сл.1. Автопортрет). Творческая судьба художника сложилась довольно счастливо. Он родился в Красноярске, который в 19 в. сохранял уклад допетровской жизни. Его предки пришли в Сибирь в 16 в. с атаманом Ермаком. Всю жизнь Суриков гордился своим казачеством и чувствовал свою связь с ним. Он очень рано начал рисовать, но в семье не было средств на художественное образование. Однажды рисунки его увидел енисейский губернатор и нашел мецената, который помог Сурикову поступить в Петербурге в Академию художеств. За годы обучения Суриков получил несколько денежных премий и четыре серебряные медали. В 1875 г. Василий Суриков окончил Академию художеств и получил звание классного художника первой степени.

В 1877 г. Суриков переезжает в Москву. Последующая судьба художника во многом была связана с древней столицей, улицы и площади которой дышали историей. Позже он вспоминал: «Приехавши в Москву, попал в центр русской народной жизни, сразу стал на свой путь». Художник И. Н. Крамской сказал, что творчество Сурикова насквозь пропитано "духом древности". В Москве художник начал заниматься тем, о чем давно мечтал — писать картины на сюжеты русской истории. Два года он работал над большим заказом, выполняя росписи в храме Христа Спасителя. Это была единственная заказная работа в жизни художника. Все остальные произведения написаны исключительно в ходе творческих поисков.

3. В 1881 г. Суриков закончил свое первое крупное произведение - «Утро стрелецкой казни». (Сл.2). Уже в этом произведении проявилась особенность его подхода к историческим сюжетам. Его интересовали острые, драматические моменты истории. Это отличало его от других исторических живописцев своего времени, которые выбирали сюжеты более жанрового содержания – выезды царского поезда, выборы царских невест и др.

Вопрос: какие исторические события вдохновили художника? /Обучающиеся вспоминают стрелецкий бунт 1698 г., когда стрельцы поддержали царевну Софью против молодого Петра, который беспощадно расправился с бунтовщиками /.

Суриков показывает не саму казнь, а предшествующие ей моменты. На полотне много лиц –стрельцы, их семьи, которые должны видеть казнь, толпа зрителей и на заднем плане –лицо молодого царя, искаженное яростью и гневом. Каждое лицо индивидуально и передает сильные чувства. Особенно выразительны лица членов семей стрельцов. Фоном происходящему служит написанный темными красками собор Василия Блаженного и глухая кремлевская стена, уходящая, вопреки правилам прямой перспективы, вглубь полотна. Эта масштабная картина повествует о трагедии народа на одном из изломов его истории. Такими же обобщающе выразительными, символическими функциями наделен и колорит картины - эффект горящих свечей в голубоватых утренних сумерках дал художнику колористическую завязку картины. Пламя свечей еще достаточно ярко в рассветной полумгле, но уже не настолько интенсивно, чтобы соперничать со светом утра. Противоборство утренних сумерек с набирающим силу дневным светом подчеркивает трагизм события. По словам художника, ему хотелось передать не саму казнь, а суровую торжественность последних минут, предощущение неизбежной трагедии.

Закончив эту картину, Суриков вошел в состав Товарищества передвижных художественных выставок.

В 1883 году на XI выставке Товарищества передвижников была выставлена картина «Меншиков в Березове» (Сл.3). В картине изображен Александр Меншиков, всесильный временщик эпохи Петра I, которого после смерти императора за государственные интриги отправили в ссылку Сибирь, под Березов. В центре полотна – образ сильного человека, низвергнутого с вершины власти и потерявшего и власть, и богатства. Чтобы подчеркнуть трагизм ситуации, этот контраст между сильной личностью и ее положением, художник пишет непропорционально низкий потолок бревенчатой избы с маленьким оконцем, бедная обстановка контрастирует с одеждой девушек, хранящей остатки былой роскоши. Известно, что у семьи Меншикова при аресте были конфискованы все драгоценности, дорогие наряды и вещи. Суриков же изображает младшую белокурую дочь Меншикова в нарядном полушубке и парчовом платье, на пальце самого Меншикова - дорогой перстень, из-под тяжелого края запахнутой темной шубы Марии - старшей дочери опального князя - выбивается легкая блестящая складка расшитого золотом платья. Эти живописные детали напоминают о былом величии этой семьи и словно подсказывают, в какие мысли погружены герои картины. Образы дочерей Меньшикова отличаются особым лиризмом. Одну из них –княжну, закутанную в шубу, - Суриков писал со своей жены.

Картину приобрел Павел Третьяков, что позволило художнику посетить Италию, Германию, Австрию и Францию, познакомиться с коллекциями крупнейших музеев.

4. Эти полотна принесли Сурикову заслуженную славу выдающегося исторического живописца. Одновременно с «Меньшиковым в Березове» художник начал делать эскизы «Боярыни Морозовой» (1884-1887) (Сл.4). "Боярыня Морозова" - безусловная вершина творчества Сурикова Работа над этой картиной растянулась на несколько лет. Сам сюжет был неординарным и отражал одно из самых трагических явлений в русской истории, на долгие столетия расколовшее русское общество на никонианцев и староверов.

Вопрос: когда произошел церковный раскол и с чес он был связан?

В картине изображен момент, когда верную сподвижницу "огнепального" протопопа Аввакума раскольницу Федосью Прокопьевну Морозову провозят по Москве "на позорище", перед тем как обречь на медленную смерть в земляной тюрьме. Долго подыскивая типаж, Суроков выбрал в роли модели главной героини свою тетку, натуру цельную и сильную. В картине два героя- сильная и страстная женская натура, верная своим убеждениям, и народ, представленный в виде многочисленной толпы. Толпа распалась на две противоположные от саней стороны – ее противников и тех, кто искренне сочувствовал о сопереживал опальной боярыне. При этом художник стремится к реализму, к предельной достоверности изображаемого события. Движение толпы подчеркивается фигурой бегущего мальчика; след от едущих саней передает эффект поскрипывающего зимнего снега; в архитектурных фонах, отдельных предметах, в одеждах окружающих персонажей воспроизведены формы и пестрое узорочье 17 века. Декоративная красота суриковского полотна перекликается с полихромией и декоративным богатством русской архитектуры и фресок XVII в. В нарядной в целом красочной гамме резким диссонансом звучит пятно черных одежд Морозовой, которое вносит трагический аккорд в это полотно.

Композиция картины подчинена идее художника – показать событие и передать неистовый дух раскола сквозь призму его влияния на жизнь всего народа. Как и в «Утре стрелецкой казни», Суриков в этом полотне нарушает законы академической живописи: сани едут, мальчик бежит, но куда? Перспектива движения упирается в толпу, реального движения не может быть. Именно благодаря таким «несуразицам» с точки зрения академического искусства картина стала одним из символов «бунташного века» и одним из лучших произведений в творчестве Сурикова

5. На примере этой картины можно рассмотреть особенности творческой манеры художника, который подчинял идее, замыслу, весь композиционный строй полотна.

- Главным действующим лицом почти всех его картин выступает народ как решающая историческая сила

- Суриков, прежде всего, был художником, то есть поэтом, и всякое новое его полотно начиналось с озарения, с "видения" исторического сюжета. Импульсом к написанию картины могла послужить мимолетная ассоциация. Замысел «Стрелецкой казни» зародился, когда художник однажды проходил по Красной площади. Архитектура древнего Кремля и собора Василия Блаженного на фоне окрашенного в сумеречные краски неба дала Сурикову ощущение большой исторической трагедии. Черная ворона с подбитым крылом, застывшая на белом снегу послужила толчком к написанию «Боярыни Морозовой». Увиденная художником потемневшая от сырости деревянная изба на окраине Москвы навеяла образ «Меньшикова в Березове».
 

- Искусство композиции, т.е. построения, сочинения картины, Суриков называл "математикой". Донося до нас атмосферу былых времен, он смело комбинировал в своих работах "умершие" вещи и сохранившуюся в реальности архитектуру, оставшиеся в ходу элементы одежды, бытовые предметы.

- Для создания художественного образа, для его усиления художник жертвует законами перспективы и правилами академической живописи, за что вызывал критику зрителей. Например, в «Утре стрелецкой казни» кремлевская стена развернута наоборот и замыкает пространство. В «Боярыне Морозовой» в движении саней с боярыней нет перспективы, движение упирается в толпу, а мальчику некуда бежать. В «Меньшикове в Березове» потолок избы непропорционально низок, если герой картины встанет, он упрется в потолок.

- Суриков нарушает и исторические реалии. Железный ошейник, надетый на боярыню и цепью прикреплявшийся к «стулу» (чурбану, лежавшему на дровнях и стеснявшему боярыню), Суриков заменил кандалами XIX столетия. Да и толпы при этом событии, скорее всего не было, - ее должны были разогнать стрельцы для избежания ненужных волнений.

- Художник тщательно работал над всеми деталями, над всеми образами, продумывал жесты и костюмы. Долго и трудно он искал натурщиков, и часто находил их среди близких людей.

- Суриков был замечательным мастером колорита. Большое влияние на него оказали впечатления, полученные в путешествии от полотен Тициана, Веласкеса, импрессиониста Мане. Художник много работал на пленэре, знал теорию импрессионистов. Но выработал собственную живописную манеру. Например, в «Меньшиков в Березове», при всей неяркости общего колорита, цветовые отношения связаны в единое гармоничное целое. Каждое цветовое пятно образует с соседними и дальними гармоничное целое. В «Боярыне» цветовые пятна звучны, насыщены оттенками. Некоторые критики называли картину «ковром».

5. После смерти жены в 1888 г. художник пережил душевный кризис и больше таких крупномасштабных исторических полотен не писал. Но это не значит, что он отвернулся от исторической темы. Она по-прежнему составляла смысл его творчества.
На Международной выставке в Париже в 1900 году Суриков получил именную медаль за картину «Взятие снежного городка» (1891,
Сл. 5). Картина была написана в Красноярске, на родине Сурикова. Художник изобразил старинное сибирское игрище. В центре казак, атакующий снежный "бастион", вокруг зрители, пришедшие на масленичное гулянье. Светлое, пронизанное солнцем полотно создает мажорное «историческое» звучание. Суриков всегда тяготел к изображению крупномасштабных событий. В этой картине мы видим неистощимую удаль русского народа, который способен создать залихватскую атаку на ровном месте, без всякого повода, но из этого обязательно возникает целое событие. Простая игра превращается здесь в настоящий штурм крепостных укреплений, хоть и театрализованный.

В последующих работах Суриков отходит от трагически заостренных исторических сюжетов и переходит к позитивному освещению героических страниц национальной истории. В "Покорении Сибири Ермаком" (1895, Сл. 6) на первом плане написана победоносная дружина Ермака под развевающимися стягами и хоругвями. Лица дружинников, волевые и сосредоточенные, выписаны четко, с индивидуальными характеристиками. Им противостоит войско Кучума, символически показанное в обобщенной манере как стихийная, волнующая безликая масса. "Две стихии встречаются" - так характеризовал сам Суриков основную мысль этой картины. Акцентом на индивидуальность и безликость противоборствующих стихий художник указывает, на чьей стороне будет победа. Немаловажную роль играет в картине панорамный разворот сурового сибирского пейзажа, придающий композиции эпический масштаб.

Виртуозное мастерство в построении композиции Суриков продемонстрировал и в работе «Переход Суворова через Альпы» (Сл.7). Вертикальный формат был абсолютно нехарактерен для батальных произведений. Кроме того, сцена построена так, будто лавина солдат обрушивается прямо на зрителя. «Главное у меня в картине – движение, храбрость беззаветная», – пояснял Суриков. Многие эскизы были написаны во время пребывания в Швейцарии. Здесь живописец проявил себя как прекрасный пейзажист, одновременно показывая массу воинов, исполняющих приказ полководца и преодолевающих горы. Эпизод легендарного маневра русской армии представлен почти как шуточная зимняя потеха. Веселье съезжающих в пропасть смеющихся солдат, ободряемых напутствиями гарцующего на коне у края бездны полководца, маскирует реальный драматизм момента.

В годы первой русской революции Суриков работал над картиной "Степан Разин"(Сл.8). Здесь тоже можно наблюдать характерный для художника потрясающий водный пейзаж, написанный перламутровыми красками, контрастирующий с тяжелыми раздумьями мятежного атамана История действительная уступает место истории легендарной, преломленной сквозь призму сказаний и песенного фольклора. Это произведение Сурикова близко васнецовской линии в русском искусстве, где сюжеты и образы черпаются не прямо из действительной истории, а из истории уже переработанной, поэтически украшенной народной фантазией и патриотическим энтузиазмом.

 

Последние годы жизни. В 1910 году художник путешествует по Испании. Картины Василия Сурикова этого периода тоже относятся к исторической тематике. Он рисует такую сильную личность, как Емельян Пугачев (Сл.9) перед казнью, в клетке.

К таинственной затворнической жизни аристократок высшего сословия живописец обращается в «Посещении царевной женского монастыря»(Сл.10).

В 1914-15 годах художник начал болеть и переехал на лечение в Крым. Но его преследовали сердечные расстройства. Он так и не смог исцелиться и умер в Москве в марте 1916 года. Василия Сурикова похоронили на Ваганьковском кладбище рядом с женой. Его имя носит Московский художественный институт, а в Красноярске — на родине художника — открыт музей-усадьба

 

6. Подведение итогов

Для закрепления материала предлагаются вопросы:

1. С какой эпохой связаны первая и третья картины Сурикова?

2. Назовите наиболее яркие черты творчества художника.

3. Вы видите исторические полотна современных Сурикову художников. В чем заключается отличие их видения истории России?

4. С какой работы началась творческая жизнь художника в Москве и почему именно в Москве он окончательно решил заняться исторической живописью?

5. К каким картинам относятся представленные фрагменты картин Сурикова?

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.