12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
ЛАПКО ИРИНА ВАЛЕНТИНОВНА5321
Россия, Донецкая Народная Респ., г. Донецк
Материал размещён в группе «Традиции воспитания»
5

Творческая работа «История Донбасского края»


 

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"ШКОЛА 80 ГОРОДА ДОНЕЦКА "

 


 

Республиканская историко — краеведческая экспедиция учащейся молодежи

«Донбасс – мой родной край»

"Заветы доброй старины "

 

Содержание


 

Введение. Роль краеведения в воспитании патриота и гражданина.

Истоки культурного развития Донбасса.

Было время да прошло, а слова остались…

Исторические и ландшафтные объекты Донбасса.

Источник

Приложение

Введение. Роль краеведения в воспитании патриота и гражданина

Сохранение, развитие и популяризация нематериального культурного наследия народов Донбасса играет важную роль в социальном, экономическом, культурном и политическом развитии края. Нематериальное культурное наследие окружало и продолжает окружать нас всегда, это обычаи и обряды, сказки и народные песни, географические названия и местный языковой диалект. Ведь сила памяти – это и есть сила патриотизма, благородства и высокой гражданственности. Все передается от поколения к поколению, формируя в нас чувство самобытности и преемственности, содействуя тем самым развитию каждого человека. У всех народов во все времена существовали люди, интересующиеся своим краем, хорошо знающие окружающую их местность, особенности ее природы, истории, быт и обычаи населения, проникающие вглубь времени, доставая из прошлого новые факты, события, даты, имена.

Донбасс — исторически сложившийся регион, включающий северную часть Донецкой (за исключением Приазовья) и южную часть Луганской (за исключением северной части — слобожанщины) — (малый Донбасс). Большой Донбасс включает в себя Донецкую Народную Республику и Луганскую Народную Республику, а также части Днепропетровской и Ростовской областей.

Тесное переплетение исторического развития, интересов и хозяйства двух областей Донецкой и Луганской, обусловили неформальное объединение их в общий историко-культурный и экономический регион. Донбасс- крупный центр угольной промышленности, чёрной и цветной металлургии.

Цель работы: охарактеризовать изменения, которые происходили в развитии культуры ,традициях, науке и литературном творчестве; выяснить, в чем особенность храмового зодчества; выяснить в каких условиях жили жители края.

Задачи работы:

1.Пробуждение у населения Донбасса интереса к своему краю, его культуре и традициям.

2.Ознакомление с историей своего края.

3.Формирование понимания взаимосвязи местных традиций и событий, опознавания важности их содержания и поддержания.

4.Воспитание любви к малой родине, чувства ответственности за её судьбу.

 

2. Истоки культурного развития Донбасса

В первом тысячелетии до нашей эры территория Донбасса входила в состав Скифского государства, так называемой Золотой Скифии — центральной части древнего царства. Начало славянской колонизации края относится к VIII и IX векам нашей эры, в это же время край находился под властью хазар. В колонизации края принимали участие вятичи, радимичи, а особенно черниговские северяне. Памятником этой первой славянской колонизации, остаётся название реки Северский Донец.

Древнеямная культура Донбасса известна в основном по погребениям. Всего их раскопано около 100. Все они совершены в простых прямоугольных или овальных ямах и перекрыты деревянным настилом или каменными плитами. Возле погребенных находят глиняные сосуды яйцевидной формы. Орнамент на таких сосудах выполнен оттиском шнура. Погребальный инвентарь включает древнеямной культуры кремневые наконечники копий, костяные гарпуны и крупные булавки, бронзовые бусы и украшения. Антропологически (антропология — наука о происхождении и строении человека) древнеямники были рослыми и хорошо сложенными людьми. Они являлись индоевропейцами. Индоевропейская общность сформировалась в энеолите и бронзовом веке и включает в себя предков многих современных народов Евразии.

В конце IX века на эти земли пришли кочевые тюркоязычные народы, сначала печенеги, в начале XI века — торки, а в середине XI века — половцы, которые оставили в степях десятки тысяч каменных идолов. Из летописных источников известно, что на Северском Донце было несколько половецких городов: Шарукань, Сугров и Балин. В 1220—1241 годах с востока пришли монголо-татары, уничтожившие практически все поселения, что на столетия сделало безлюдным Донецкий край и включило его в состав Дикого поля, контролируемого Золотой Ордой. Оседлое население сохранилось на Северском Донце, где известен ряд поселений с «керамикой древнерусского облика»; жители поселений в этническом плане были чрезвычайно неоднородны и представляли собой потомков населения Хазарского каганата. Во второй половине XIV века современный Донбасс представлял основную часть улуса темника Мамая, здесь отмечался рост поселений. Абсолютное большинство этих поселений не пережило походы Тамерлана 1391—1395 годов и распад Золотой Орды. Их гибель обозначила новый этап в истории донецких степей, период «Дикого поля», который продолжался до конца XVI века и характеризовался полным отсутствием на этой территории оседлости и господством кочевого быта. Активное заселение края началось после начала Хмельничины (1648—1654 годы), когда от ужасов войны на эти земли бежали тысячи крестьян с Правобережной Украины.

17 января 1920 г. образован временный Юзовский район. 12 июля 1920 г. образован Юзовский район с волостями, а 16 декабря 1920 г. образован Юзовский уезд с волостями: Авдеевская, Александрийская, Бешевская, Благодатовская, Волновахская, Григорьевская, Галициновская, Грузско-Лозовская, Еленовская, Зуевская, Ивановская, Каракубская, Красногорская, Калино-Зеленопольская, Макеевская, Марьинская, Михайловская, Новотроицкая, Новоандреевская, Нижнекрынская, Николаевская, Ольгинская, Платоновская, Старомихайловская, Стыльская, Степановская, Троицко-Харцызская, Харцызская, Ясиноватская. В 1924 г. Юзовка была переименована в Сталино. Население города – 63 708, а в 1925 г. – 80 085 человек, к 17 декабря 1926 г. – 174 000 человек. В 1924 г. рядом со старой Ларинкой началось строительство жилого массива Стандарт для металлургов и около 30 двух- и трёхэтажных домов для горняков Рутченковских и Вознесенских рудников. В 1929 г. с лица центральной части города были снесены небольшие кладбища: могилы были перенесены на вновь открытое Мушкетовское кладбище возле Рыковки (Калиновки). Расширение границ города в 1925–1926 гг. состоялось согласно постановлению Сталинского окрисполкома "Об установлении городской черты города Сталино" (5 октября 1925 г.) и постановлению "Об создании Сталинского райгорсовета". В 1926–1927 гг. произошло массовое переименование улиц Сталино, меняли название целые районы. В ноябре 1961 г. Сталино переименован в Донецк.

Истоки культурного развития в нашем регионе находятся в далеком прошлом - со времен заселения края. В самом далеком начале здесь был развит фольклор, обрядовые традиции. С открытием угольных копей начинается этап более бурного развития культуры, искусства, ремесел. Наиболее распространены были в Донбассе легенды, в частности, о хозяине богатых подземных кладов Шубине. У горловских шахтеров была своя, отличная от донецких и макеевских, трактовка образа Шубина. С одной стороны, он и злой леший, с другой, добрый покровитель горняков. Историки утверждают, что в районе нынешней Бессарабки есть болото под названием Шубинское, с которым связано немало сказов и поверий.

Первое культурное заведение, клуб-театр, было открыто в 1890 году руководством Корсунских копей. Оно предназначалось в первую очередь для служащих. В нем проводились собрания, вечера отдыха, выступления заезжих артистов. Примерно тогда же в поселке переоборудовали под клуб одну из больших казарм, устроили сцену и зрительный зал со скамьями. Вопрос о составе отдыхающих был решен более демократично. В клубе был буфет с чаем, печеньем, булочками, сладостями, поэтому за ним закрепилось название «Чайная». На всех крупных предприятиях города устраиваются помещения для клубов. Например, зрительный зал на шахте №5 вмещал около 500 зрителей. В клубах чаще всего ставились спектакли, зрителями которых в большей части были служащие шахт и заводов. Активизировались кружки художественной самодеятельности, переняв и приумножив традиции клуба Первого рудника. В 1927 году был дан старт многим полезным делам. Дворец Труда стал организационным и методическим центром развития культуры не только в городе, а и во всем Донецком крае. Он являлся приветливым домом для взрослых и детей, для ветеранов труда, женщин, для пытливых и любознательных. Впоследствии Дворцу культуры присвоили имя В.И. Ленина, и он на долгие годы стал в Горловке центром культурной жизни. В 20-30-х гг. начинается восстановительный период в области образования и культуры. Вели в 1922 г. в школах обучалось 15% детей, то к 1924 г. насчитывалось уже более 80%, обучающихся. Росла и сеть профессионально-технических школ. В мае 1921 г. и Юзовке открылся горно-механический техникум, а в 1923 г. начал работу Краматорский машиностроительный техникум. В 1928 г. Сталинский горный техникум реорганизовали в горный институт, начали работать металлургический и углехимический институты, которые в 1935 г. были объединены в Сталинский индустриальный институт. В 1930 г. в Сталино был создан Сталинский государственный медицинский институт. В 1940 г. в 7 вузах области обучалось 6,4 тыс. студентов, в техникумах — 16,7 тыс. учащихся, в школах — около 570 тыс. детей. В предвоенные годы на Донетчине было создано несколько музыкальных училищ и школ, работали известные музыкальные деятели.

После освобождения Донбасса первостепенное внимание было уделено восстановлению культурных учреждений, школ, больниц и было завершено к 50-му году. В клубах и дворцах заработали различные кружки, ансамбли, оркестры. Открылись кинотеатры в Никитовке, «Шахтер» - в центре города (1950 г.). В 1946 г. в новом здании разместилась городская библиотека, а через год от нее отпочковался детский филиал. Безусловно, вся культурная жизнь концентрировалась вокруг угледобывающих предприятий. Была открыта в январе 1931 года Донецкая областная филармония — государственное театрально-зрелищное учреждение в Донецке. В 1959 году Донецкой филармонии передали орган, который стоял в церкви Петра и Павла в Санкт-Петербурге. На этом органе занимались студенты Санкт-Петербургской консерватории, в частности Пётр Ильич Чайковский. Базовым коллективом Донецкой филармонии является Академический симфонический оркестр имени Сергея Прокофьева. Коллектив был создан в 1933 году Народным артистом СССР Натаном Рахлиным, который изначально и возглавлял его. За годы существования с оркестром выступало много з наменитых дирижеров и исполнителей, среди которых К. Симеонов, Д. Китаенко, Ю. Темирканов, И. Гамкало, Я. Зак, Я. Флиер, Д. Ойстрах, Д. Коган, Л. Оборин, Т. Хренников, Б. Которович... С 2014 года главным дирижером оркестра является Владимир Заводиленко. После некоторого затишья в 60-е годы наблюдалось оживление художественного творчества. Проводились смотры самодеятельных коллективов, театральных студий. Ансамбль народного танца ДК шахты «Кочегарка» заслужил всеобщее признание. К концу шестидесятых годов в Горловке насчитывалось 15 многотиражных газет, десять из которых выходили на шахтах объединения «Артемуголь». В 1962 году начались регулярные передачи городского проводного радио. Радиостудии, сообщавшие информации о ходе добычи угля, о трудовых вахтах горняков, стали появляться и на шахтах. В крупных жилмассивах города в середине 70-х функционировало 24 Дворца культуры и клуба, музыкальные школы, музей истории города, художественный музей, 70 библиотек. Состояние культурной жизни в Горловке, как и в других регионах, во многом зависело от экономики и отражало ее зигзаги. Учреждения культуры оказались в весьма затруднительном положении и постепенно сворачивали свою активность и самодеятельность. Не выдержали испытания кризисом некоторые кинотеатры и кинозалы. Лишились финансовой поддержки Дворцы культуры шахт «Кочегарка» и им. Н. Изотова.

3. «Было время да прошло, а слова остались….», -

так гласит народная мудрость. И лучше не скажешь. Да прошли века, а след жизни поколений запечатлелся и продолжается в Слове. Донецкий край имеет целый ряд своих неповторимых традиций, передающихся из поколения в поколение. Так, звуковой сигнал гудка Юзовского (теперь Донецкого) металлургического завода, подаваемый несколько раз в сутки: утром — в 5 и 6 часов, вечером — в 17 и 18 часов стал для дончан ориентиром во времени. Первоначально продолжительность гудка была около 5 минут, а сейчас время его звучания сократили до 30 секунд. Такой заметный и привычный для жителей города звук уже является неотъемлемой частью их жизни.

Традиция закреплять свои романтические чувства не только штампом в паспорте, но и символическим запиранием металлического замка, возникла не так давно. Вслед за героями романа «Три метра над землей» с легкой руки его автора Федерико Моча влюбленные вне зависимости от места своего проживания стремятся запереть именной замок в знак крепости чувств и верности друг другу. Среди проживающих в Донецке брачующихся или просто влюбленных пар популярным местом расположения замочка любви является мост через первый городской ставок, соединяющий парк Щербакова и улицу Университетскую. Прочный пешеходный мост протяженностью 300 метров и сооруженный на 12 бетонных опорах был построен в середине пятидесятых годов на смену своему деревянному предшественнику. Кроме своей функциональности и значения для карты пешеходных маршрутов города, он быстро приобрел популярность для неторопливых прогулок к самому знаменитому парку культуры и отдыха.

Для русского человека очень важно его историческое наследие. Русские народные традиции и обычаи веками соблюдаются как среди сельских жителей, так и среди горожан. К ним относятся и христианские, и языческие обряды, пришедшие в современную жизнь с древних веков. Христианство дало народу Пасху и Рождество, язычество сказывается в праздновании россиянами Ивана Купалы и Масленицы. Рождественские колядки и свадебные обычаи также крепко вошли в современную жизнь. Традиции особо соблюдаются во время празднования Пасхи. Перед наступлением этого праздника пекут куличи и красят яйца. Ночью собирают куличи и крашеные яйца в корзины, берут всякую снедь, наготовленную к празднику, и несут в церковь. Священник ходит с ведром и веником, и, брызгая святой водой на снедь и прихожан, произносит: "Христос воскресе!", а все люди вторят ему: "Истинно воскресе!". Это означает радость от воскресения Христова, которое и празднуется в этот день. Затем идут "разговляться", то есть вкушать скоромную пищу, которую нельзя было есть в течение всего Поста. Зимой традиции русского народа особо проявляются в праздновании Рождества Христова. Особо интересны колядки, которые устраиваются в ночь на 7 января. Люди ходят по домам, поют песни (колядки), за это их хозяева благодарят и угощают. Особенно любят эту традицию дети. Они с особым удовольствием собираются небольшими группками и ходят колядовать. Многие люди перед наступлением рождественских праздником заранее покупают конфеты, печенье, фрукты для того, чтобы угощать маленьких гостей. Считается, что они приносят удачу в дом и благополучие.Особенно русские обычаи сказываются в обряде крещения. Детей обычно крестят в младенчестве. Для обряда крещения родителями ребенка выбираются крестные мать и отец, которые в дальнейшем будут наряду с родителями малыша нести за него ответственность и помогать на протяжении всей жизни. Обычно крестные и настоящие родители всегда поддерживают теплые дружеские отношения, а крестники на Рождество носят так называемую "вечерю" к своим крестным. В платок заворачивают калачи, складывают гостинцы, и ребенок идет в гости – несет угощение к своим крестным родителям. Те в ответ его угощают и дарят подарки.

Очень красив обряд церковного венчания, который, чтя русские обычаи, совершают после бракосочетания молодожены. Считается, что после проведения венчания, когда Господь освятит их отношения, молодые будут жить счастливо под покровительством небесных сил. Когда молодые после венчания приезжают домой, по традиции, их на пороге встречают родители с хлебом и солью, желая им счастья и долголетия.

Следующий виток аграрных календарных праздников и обрядов приурочен ко времени сбора урожая и началу его переработки. Особенно значительными были: праздник "первых плодов" (начало августа); чествование Рода, когда хлеба уже ссыпаны в закрома (время "бабьего лета", с конца августа до середины сентября); начало прядения льна (октябрь). Календарные праздники и обрядность – одна из древнейших форм духовной культуры славян, которая составляет богатейшие народные традиции. Их основой изначально был принцип трудолюбия как важнейшее средство борьбы наших предков за своё существование и познание ими природных явлений.

Современные семьи татар на Донетчине имеют патриархальный характер. Когда женщина выходит замуж, она перестает быть членом родительской семьи. Считается, что муж обязан содержать семью. Главным критерием при выборе профессии для мужчины является её прибыльность. В современной татарской семье женщины могут реализовать себя в профессиональном плане, но при этом у них остаются обязанности ведения домашнего хозяйства, воспитания детей. Мужчины чаще всего в этом участия почти не принимают. Детей воспитывают в строгости, прививают уважение к старшим. Даже после того, как ребёнок достигнет совершеннолетия, между ним и родителями сохраняется эмоциональная привязанность. Как правило, сын не женится, пока ему семья не поможет "встать на ноги". Татарские бабушки и дедушки принимают активное участие в воспитании внуков. В то же время у татар нет домов престарелых, так как ребёнок считает своим долгом заботиться о родителях до их смерти.

История различных для всех этнических групп населения игрушек, очень древняя и неразрывно связана с культурным развитием человечества. Погремушки, куклы были предметами культов, ритуальными и музыкальными инструментами. Они прошли через столетия, постепенно сменяя названия, форму, материалы, из которых изготовлены, и назначение. Сегодня эти куклы стали обычными детскими игрушками или музыкальными инструментами.

Современный греческий язык (новогреческий) – один из самых ярких образцов культурного наследия страны. Греки привыкли гордиться своим языком, напрямую связывая его с наречием Гомера или мифами Аттики, однако на самом деле в новогреческом гораздо больше славянских или турецких словоформ, чем античных. И при этом во многих областях вовсю используются различные местные диалекты – сфакья на Крите, цаконика на востоке и в центре Пелопоннеса, саракицани в горных районах, влашский в северо-западных районах и т.д. При этом в некоторых поселениях можно услышать говоры этнических групп, которые в стране официально никак не учитываются. Ещё одна известная и популярная греческая традиция – карнавалы, Апокриес (праздник, соответствующий Масленице). Карнавальная пора в Греции начинается за две недели до Чистого Понедельника (Кафари Девтера). Все греки от мала до велика наряжаются во всевозможные карнавальные костюмы, выходят на улицы, в клубы, рестораны и бары, где веселятся, танцуют, развлекаются и гуляют ночи напролёт. Самые известные греческие карнавалы – в городах Патры и Касторье, но и каждый маленький городок и деревушка имеют свои карнавальные традиции.

На Донбассе татары имеют возможность праздновать свои праздники. Любимейший праздник татарского народа - Сабантуй– праздник древний и новый, праздник труда, в котором сливаются воедино красивые обычаи народа, его песни, пляски, обряды.Название праздника происходит от тюркских слов: сабан – плуг и туй – праздник. Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же – в честь их окончания (в июне).

Большинство евреев владеют и говорят на языках тех стран, в которых живут. Еврейская традиция, в отличие от других, имеет свой конкретный источник – Тору. И религиозные, и нерелигиозные евреи соглашаются, что Тора – основа еврейской традиции, хотя и не все одинаково придерживаются этой традиции в повседневной жизни.

3.Исторические и ландшафтные объекты Донбасса.

Один из самых интересных музеев нашего края - Музей народной архитектуры, быта и детского творчества расположен в селе Прелестное Славянского района. Комплекс под открытым небом состоит из сельского двора XIX века — ветряной мельницы, дома, амбара, кузницы, колодца, ульев. Самым примечательным из зданий музея является деревянный, белёный дом с крышей покрытой камышом — типичное крестьянское жильё Слобожанщины XІX — начала XX века. Центральное место в хате занимает печь. По традиции, если в хате была девушка на выданье, то печь была разрисованная. Заходит парень в хату видит - печь разрисованная, значит можно сюда сватов засылать. Экспозиция мариупольского музея народного быта и этнографии отражает картину населения территории города и его окрестностей греками, русскими, украинцами, немцами, евреями, болгарами и других народами, воссоздавая картины их жизни, культуры и быта.

Музей истории Донецкой железной дороги открылся в канун Дня железнодорожника и в ознаменование 130-летнего юбилея Донецкой магистрали. Его первыми экспонатами непосредственно стали: здание паровозного депо, построенное в 1872 году и представляющее собой архитектурный памятник промышленного железнодорожного строительства, паровоз ФД, платформа и два багажных вагона, где разместилась уникальная документально-историческая экспозиция, основу которой составила семейная коллекция директора музея Донченко Владимира Николаевича. Всю свою жизнь посвятил он делу сохранения исторического наследия железнодорожников. Коллекционировал всё, что касается Донецкой магистрали и железнодорожного транспорта, и мечтал о создании культурно-просветительского центра железных дорог Донбасса. На сегодняшний день документально-историческая экспозиция музея, насчитывающая более чем 8,5 тысяч учетных единиц хранения, представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных, дополняющих друг друга экспонатов, позволяющих в исторической последовательности воспроизвести 140-летнюю историю Донецкой железной дороги. Одним из первых экспонатов музея стал паровоз серии ФД20-1393, изготовленный на Луганском паровозостроительном заводе в 1936 году. Особое отношение в музее к историческим материалам и документам из личных архивов тружеников магистрали. Имена родных, передавших свои семейные раритеты в дар музею, заносятся в Книгу Памяти музея Донецкой магистрали, а сами они награждаются Почетной грамотой. На основе исторического документального материала сформированы тематические экспозиции, посвященные различным эпохальным событиям дороги. Новые юбилейные экспозиции выставляются в местах массового чествования работниками магистрали данного праздничного события, а затем устанавливаются в экспозиционном зале музея.

Полиэтничность региона стала причиной формирования многоконфессиональности. Общее количество религиозных общин на Донетчине превышает 1500. Наряду с доминирующими православными объектами здесь расположены и католические, и протестантские. Есть и мечети, и буддийский храм, единственный в Украине.

Справочные книги Екатеринославской епархии содержат сведения о православных церквях города по правому берегу Кальмиуса. Духовная Консистория Войска Донского, насколько известно, такие отчёты не составляла, поэтому данные о храмах Левобережья отрывочные и неполные.

Строительство церквей на территории современного Донецка началось в XVIII в. Древнейшим храмом была церковь, построенная на средства помещика поручика Евдокима Степановича Шидловского, о чём в сентябре 1793 г. рапортовал в Бахмутское духовное правление приказчик Аким Терентьев. Он просил об освящении церкви в честь преподобного Александра Свирского. В сентябре 1793 г. Преосвященный Гавриил, митрополит Екатеринославский, поставил свою резолюцию архипастыря, и 5 февраля 1794 г. Бахмутский протоиерей Петр Пасевский соборно освятил Александро-Свирскую церковь. Первоначально церковь была деревянной, в 1872 г. (почти через 100 лет) к ней пристроили два каменных придела и притвор. Внешне сооружение было оштукатурено и традиционно побелено, сверху покрыто железом. В плане церковь стала крестообразной. Строительство церкви в 1872 г. было осуществлено ​​за счёт крестьян-собственников, на средства которых с 1861 г. и существовала церковь. В соседнем помещичьем владении Григорьевке, основанном в 1-ой четверти XIX в. на средства помещика Алексея Рутченко, в 1808 г. была построена однопрестольная деревянная церковь в честь святого Николая Чудотворца с расположенной отдельно каменной колокольней. Её приход составляли сёла Любимовка и Катериновка. Известно, что в течение 1873–1877 гг. церковь и колокольня перестраивались и расширялись. В 1842 г. в с. Авдотьино, бывшем казацком селе Мандрыкино, на средства помещика П. Мандрыкина построили каменную церковь в честь святого Великого Александра Невского. С разрешения епархиального руководства в 1858 г. на средства помещицы Дарьи Мандрыкиной церковь была перестроена снаружи и обновлена изнутри, что стоило помещице суммы в 3000 рублей серебром. Приход Авдотьинськой церкви составляли сёла Новосёловка, Обильное, Григорьевка (вторая), хуторы Выбрановский, Туткевича, Манжоса. В Юзовке самостоятельный приход был открыт 29 августа 1883 г. после строительства молитвенного дома и назначением в его штат священнослужителей. Деньги на строительство дал Бахмутский купец Степан Лобасов с условием их будущего возвращения. Сооружение было деревянным, считалось временным, поскольку шла подготовка к строительству каменного сооружения церкви в честь Преображения Господня. Молитвенный дом находился на кладбище и прослужил 12 лет. Затем по приказу Екатеринославской Духовной Консистории в 1895 г. он был закрыт для богослужения, но его ещё долго использовали как часовню. Преображенская церковь была построена в 1886 г. на средства рабочих, торговцев и конторы Юзовского завода. Её строительство обошлось в 32000 рублей. Специально для церкви изготовляли кирпич на небольшом заводе недалеко от места строительства. Изначально церковь была строгой кубической формы с одним куполом. Позже, в 1893 г., к ней пристроили трапезную, колокольню, четыре купола и два помещения для алтарей с юга и севера от главного алтаря. Северный алтарь освящён в честь Казанской иконы Божьей Матери. Колокольня – самое высокое здание, с которой открывался вид на весь посёлок.

Во все времена Святогорье словно духовным магнитом притягивало к себе творческих людей, писателей и художников. Здесь был поэт и философ Григорий Сковорода. В монастырской гостинице останавливался А. П. Чехов. Эти места очаровывали Федора Тютчева, Немировича-Данченко, Ивана Бунина, Марину Цветаеву. А Илья Репин написал свою знаменитую картину «Вид Святогорского монастыря на Донце», которая хранится сегодня в Третьяковской галерее. С 1922 по 1992 гг. Святогорский монастырь не работал. Более того, многие его объекты использовались не по назначению. 29 декабря 2003 г. окончательно передали монастырю здания, постройки и земли, исторически принадлежавшие ему. На территории монастыря покоятся представители знатнейших родов России: Голицыны, Платовы, Куракины, Иловайские.В 2004 г. Святогорскому мужскому монастырю предоставили статус Лавры. Присвоение монастырю этого высокого статуса – событие выдающееся. Так, в масштабе Русской Православной Церкви последний раз оно имело место 170 лет назад – в 1833 г., когда Почаево-Успенский монастырь был удостоен столь высокой чести. Свято-Успенская Святогорская Лавра – пятая по счету после Киево-Печерской, Троице-Сергиевой (г. Загорск Московской области), Александро-Невской (г. Санкт-Петербург) и Почаево-Успенской. Лавра, в отличие от обычного монастыря, обладает рядом административных привилегий, например, непосредственно подчиняется высшему руководству Церкви. Но основное значение Лавры – быть духовным центром. В праздники Святогорской иконы Божией Матери, преподобного Иоанна Затворника Святогорского, Успения Божией Матери, на Пасху обитель собирает до 15 тыс. паломников из Украины, России и Беларуси.Село Никольское расположено на расстоянии около 12 км от Великоанадольского музея леса.К концу 90-х годов прошлого столетия здесь были основаны сразу два монастыря:

- мужской Свято-Васильевский,

- женский Свято-Никольский.

Строительство монастырей и благоустройство с. Никольское неразрывно связаны с именем духовного старца, отца Зосимы. В селе Ольгинка расположен единственный в Украине буддийский монастырь Шейчен-Линг. В настоящий момент в Донбассе насчитывается 16 мечетей – восемь мечетей на Донетчине: Донецк (две мечети), Константиновка, Макеевка, Мариуполь, Снежное, Торез и Шахтёрск и восемь мечетей на Луганщине: Луганск, Красный Луч, Антрацит, Алчевск, Свердловск, Стаханов, Ровеньки, Брянка.

Скалообразное обнажение меловых пород и окружающие его участок лесостепи (0,35 га) является частью регионального ландшафтного парка «Краматорский», в который также входит участок «Пчёлкинские окаменевшие деревья» (здесь на площади более 15 гектар находятся окаменевшие араукарии), Беленькое и Камышеваха. Белые меловые скалы, которые возвышаются над степью, образовались в эпоху мезозойского периода из рыхлого морского осадка древнего моря. Оголение меловой породы поднимается на высоту более 25 метррв. На восточной околице оголения стоит гора Меч. Возраст меловой горы около 90 млн. лет! У подножия горы расположены множество других более мелких скал, выбоин, большие и малые пещеры.

Продолжая знакомиться с природными красотами Донбасса, все больше понимаешь сколь неверно воспринимать его, только, как место где добывают уголь, как самый промышленный район страны и только. Заповедники с уникальной флорой и фауной «Меотида», «Каменные могилы», «Хомутовская степь» — все это здесь, на Донбассе и, посетив эти заповедные места, нельзя не заглянуть в еще один уникальный уголок. Зовется он город Соледар и расположен в ста километрах от Донецка.

Есть в Донецкой области еще одно прекрасное место, называемое жемчужиной Донбасса. Недалеко от города Святогорск вдоль левого берега реки Северский Донец раскинулся национальный природный заповедник «Святые горы». Основу комплекса памятников заповедника составляет — Свято-Успенская Святогорская лавра (основана в XIII — XVI веках), расположенная на скалистом правом берегу Северского Донца. К комплексу исторических памятников также относится монументальная скульптура Артёма работы И. П. Кавалеридзе. Рядом с памятником находится Мемориал Великой отечественной войны. В состав Национального природного парка «Святые горы» включены 13 особо охраняемых природных территорий Донецкой области – ландшафтных, лесных, ботанических заказников и памятников природы.

Ландшафтный парк расположен на территории Константиновского района. Территория парка (а это более 2 тыс. гектар) представляет собой живописную, гористую местность по оба берега Клебан-Быкского водохранилища, в устье речки Бычок (приток реки Кривой Торец). Создание парка — это также дань историческому прошлому. Эта местность тесно связана с историей Войска Запорожского и его государства — славной Запорожской Сечи. Природный ландшафт парка характеризуется эрозионными расчленениями, обнажением коренных пород, которые выступают на поверхность сплошными грядами. Это свидетельствует о том, что данную территорию в каменноугольный период покрывало неглубокое теплое море. До нас дошли следы необычайного расцвета живого компонента древнего ландшафта в виде окаменелых остатков растений, моллюсков, кораллов.

Всего каких-то 150 километров к югу от Донецка и вы попадаете в сказочную древнюю страну Меотиду. Так ее назвали древние греки в первом тысячелетии до нашей эры и, в переводе с их языка, «меотида» означает кормилица. Впрочем, Меотидой греки называли все Азовское море и прилегающие к нему земли. Сегодня Меотида — это ландшафтный парк на юге Донецкой области. Он раскинулся на протяжении ста пятидесяти километров вдоль берега Азовского моря и захватывает два километра береговой линии. Именно здесь, когда-то, жил древний народ меоты. Здесь они ловили морскую рыбу, которая бесконечными косяками ходила в прибрежных водах, здесь охотились на бесчисленные колонии птиц, вьющих гнезда на берегу. егодня в состав регионального ландшафтного парка Меотида включено несколько заказников общегосударственного значения. Среди них и "Приазовский цапельник", и "Белосарайская коса", и орнитологический заказник "Кривокосский лиман". Также к Меотиде относятся такие памятники природы, как "Кривая коса" и "Сосновые культуры". Каждое из этих мест по-своему уникально и в каждом, просто необходимо побывать.

Уникальный уголок Донецкой области — заповедник «Хомутовская степь». Чтобы добраться до него, нужно выехать на шоссе Донецк-Новоазовск и недалеко от села Хомутовка свернуть на дорогу в заповедник, который граничит с территорией Ростовской области и находиться всего в двадцати километрах от побережья Азовского моря. Главное богатство заповедника — богатейшая флора разнотравно-типчаково-ковыльной степи. Здесь можно обнаружить более шестисот четырех тысяч видов различных цветов и папоротников.

 


 

Источники:

1.http://www.cultmanager.ru/competition_2013_b040

2.Source: http://gorodrodnoy.com/o-donetskoj-oblasti/istoriya-donetskoj-oblasti

3.По материалам сайта: http://www.imperialplus.com.ua ).

4.Лярский Я. А. Пособие по краеведению.— Минск: Высшая школа, 1966.

5. nice- places.com/articles/ukraine/donbass/423.htm

 


 

Приложение

Музей истории Донецкой железной дороги.


 


 


 


 

Местом расположения замочка любви является мост через первый городской ставок, соединяющий парк Щербакова и улицу Университетскую.


 

 

Белокузьминовка — меловые скалообразования


 


 

Соледарская солевая шахта


 

Святогорская лавра в национальном заповеднике «Святые горы»


 

Ландшафтный парк "Клебан Бык".


 

 

Песчаные косы заповедника "Меотида"


 


 

"Хомутовская степь". Берега речки Грузский Еланчик

Опубликовано в группе «Традиции воспитания»


Комментарии (1)

Марина, 27.11.17 в 20:48 1Ответить Пожаловаться
Богатейший материал о Донбассе! Хорошие фотографии помогают увидеть красоту этого края. Спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.