12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Соловова Екатерина Николаевна76
Учитель русского языка и литературы высшей категории; 22 года педагогического стажа
Россия, Челябинская обл.
6

Итоговый контроль по литературе в 8 кл. Произведения русской литературы XIX века (Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой)

Итоговый контроль по литературе в 8 кл. Произведения русской литературы XIX века (Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой)

Примечание. Тексты взяты из художественных произведений русских писателей (открытые источники интернета). Проверочная работа включает в себя задания с кратким ответом (базовый уровень) и задания с развёрнутым ответом (повышенный уровень). Задания ориентированы на проверку умения учащихся осмысленно читать фрагмент текста, анализировать его смысл, определять языковые средства. Данный вид работы можно использовать и в качестве подготовки обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ по литературе.


I. Прочитайте фрагмент и выполните по нему задания.

Н.В. Гоголь «Шинель»

Когда и в какое время он поступил в департамент и кто определил его, этого никто не мог припомнить. Сколько ни переменялось директоров и всяких начальников, его видели все на одном и том же месте, в том же положении, в той же самой должности, тем же чиновником для письма, так что потом уверились, что он, видно, так и родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове. В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая муха. Начальники поступали с ним как-то холодно-деспотически. Какой-нибудь помощник столоначальника прямо совал ему под нос бумаги, не сказав даже «перепишите», или «вот интересное, хорошенькое дельце», или что-нибудь приятное, как употребляется в благовоспитанных службах. И он брал, посмотрев только на бумагу, не глядя, кто ему подложил и имел ли на то право. Он брал и тут же пристраивался писать ее. Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия, рассказывали тут же пред ним разные составленные про него истории; про его хозяйку, семидесятилетнюю старуху, говорили, что она бьет его, спрашивали, когда будет их свадьба, сыпали на голову ему бумажки, называя это снегом. Но ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто бы никого и не было перед ним; это не имело даже влияния на занятия его: среди всех этих докук он не делал ни одной ошибки в письме. Только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» И что-то странное заключалось в словах и в голосе, с каким они были произнесены. В нем слышалось что-то такое преклоняющее на жалость, что один молодой человек, недавно определившийся, который, по примеру других, позволил было себе посмеяться над ним, вдруг остановился, как будто пронзенный, и с тех пор как будто все переменилось перед ним и показалось в другом виде. Какая-то неестественная сила оттолкнула его от товарищей, с которыми он познакомился, приняв их за приличных, светских людей. И долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысинкою на лбу, с своими проникающими словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?»  — и в этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой». И закрывал себя рукою бедный молодой человек, и много раз содрогался он потом на веку своем, видя, как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости в утонченной, образованной светскости, и, Боже! Даже в том человеке, которого свет признает благородным и честным...

1. Тип героя, к которому принадлежит Акакий Акакиевич Башмачкин, назван в русской критике «маленьким человеком» Какие черты этого типа героя проявляются в приведенном отрывке? (Ответ дайте связный в виде 2-3 предложений.)

2. Приведенный фрагмент повести критики часто называют «гуманным местом». Попробуйте объяснить, почему он получил такое название. (Ответ дайте связный в виде 2-3 предложений.)

3. Какое художественное средство языка представлено в следующих примерах: «не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая муха»; «остановился, как будто пронзенный»? (Ответ дайте одним словом.)

4. Как называется важный элемент в произведении, который позволяет создать образ персонажа: «низенький чиновник с лысинкою на лбу»? (Ответ дайте одним словом.)

5. Выпишите из текста цитату, где автор с горечью говорит о причине жестокого поведения некоторых людей. (Ответ дайте в виде предложения или части предложения.)

II. Прочитайте фрагмент и выполните по нему задания.

И.С. Тургенев «Ася»

Весь этот день прошел как нельзя лучше. Мы веселились, как дети. Ася была очень мила и проста. Гагин радовался, глядя на нее. Я ушел поздно.

Въехавши на середину Рейна, я попросил перевозчика пустить лодку вниз по течению. Старик поднял весла  — и царственная река понесла нас. Глядя кругом, слушая, вспоминая, я вдруг почувствовал тайное беспокойство на сердце... поднял глаза к небу  — но и в небе не было покоя: испещренное звездами, оно все шевелилось, двигалось, содрогалось; я склонился к реке... но и там, и в этой темной, холодной глубине, тоже колыхались, дрожали звезды; тревожное оживление мне чудилось повсюду  — и тревога росла во мне самом. Я облокотился на край лодки... Шепот ветра в моих ушах, тихое журчанье воды за кормою меня раздражали, и свежее дыханье волны не охлаждало меня; соловей запел на берегу и заразил меня сладким ядом своих звуков. Слезы закипали у меня на глазах, но то не были слезы беспредметного восторга. Что я чувствовал, было не то смутное, еще недавно испытанное ощущение всеобъемлющих желаний, когда душа ширится, звучит, когда ей кажется, что она все понимает и любит... Нет! во мне зажглась жажда счастья. Я еще не смел называть его по имени,  — но счастья, счастья до пресыщения  — вот чего хотел я, вот о чем томился... А лодка все неслась, и старик перевозчик сидел и дремал, наклонясь над веслами.

Отправляясь на следующий день к Гагиным, я не спрашивал себя, влюблен ли я в Асю, но я много размышлял о ней; ее судьба меня занимала, я радовался неожиданному нашему сближению. Я чувствовал, что только со вчерашнего дня я узнал ее; до тех пор она отворачивалась от меня. И вот, когда она раскрылась, наконец, передо мною, каким пленительным светом озарился ее образ, как он был нов для меня, какие тайные обаяния стыдливо в нем сквозили...

Бодро шел я по знакомой дороге, беспрестанно посматривая на издали белевший домик, я не только о будущем — я о завтрашнем дне не думал; мне было очень хорошо.

6. Какое художественное средство языка представлено в следующих примерах: «слезы закипали», «тревога росла»? (Ответ дайте одним словом.)

7. Как называется важный элемент в произведении, который позволяет создать образ природы: «...но и в небе не было покоя: испещренное звездами, оно все шевелилось, двигалось, содрогалось; я склонился к реке... но и там, и в этой темной, холодной глубине, тоже колыхались, дрожали звезды»? (Ответ дайте одним словом.)

8. Каково психологическое состояние господина Н.Н. в приведённом отрывке? (Ответ дайте связный в виде 2-3 предложений.)

9. Что увлекло господина Н.Н. в Асе? (Ответ дайте связный в виде 2-3 предложений.)

10. Почему судьба Аси занимала господина Н.Н.? (Ответ дайте связный в виде 1-2 предложений.) Чтобы ответить на этот вопрос, обратитесь к содержанию произведения в целом.

III. Прочитайте фрагмент и выполните по нему задания.

Ф.М. Достоевский «Белые ночи»

Я пришел назад в город очень поздно, и уже пробило десять часов, когда я стал подходить к квартире. Дорога моя шла по набережной канала, на которой в этот час не встретишь живой души. Правда, я живу в отдаленнейшей части города. Я шел и пел, потому что, когда я счастлив, я непременно мурлыкаю что-нибудь про себя, как и всякий счастливый человек, у которого нет ни друзей, ни добрых знакомых и которому в радостную минуту не с кем разделить свою радость. Вдруг со мной случилось самое неожиданное приключение.

В сторонке, прислонившись к перилам канала, стояла женщина; облокотившись на решетку, она, по-видимому, очень внимательно смотрела на мутную воду канала. Она была одета в премиленькой желтой шляпке и в кокетливой черной мантильке. «Это девушка, и непременно брюнетка», — подумал я. Она, кажется, не слыхала шагов моих, даже не шевельнулась, когда я прошел мимо, затаив дыхание и с сильно забившимся сердцем. «Странно! — подумал я, — верно, она о чем-нибудь очень задумалась», и вдруг я остановился как вкопанный. Мне послышалось глухое рыдание. Да! я не обманулся: девушка плакала, и через минуту еще и еще всхлипывание. Боже мой! У меня сердце сжалось. И как я ни робок с женщинами, но ведь это была такая минута!.. Я воротился, шагнул к ней и непременно бы произнес: «Сударыня!» — если б только не знал, что это восклицание уже тысячу раз произносилось во всех русских великосветских романах. Это одно и остановило меня. Но покамест я приискивал слово, девушка очнулась, оглянулась, спохватилась, потупилась и скользнула мимо меня по набережной. Я тотчас же пошел вслед за ней, но она догадалась, оставила набережную, перешла через улицу и пошла по тротуару. Я не посмел перейти через улицу. Сердце мое трепетало, как у пойманной птички. Вдруг один случай пришел ко мне на помощь.

11. Какое художественное средство языка представлено в следующих примерах: «радостную минуту», «премиленькой шляпке»? (Ответ дайте одним словом.)

12. От какого лица ведётся повествование? Кто он, главный герой повести? (Ответ дайте двумя словами.)

13. О каком случае, который пришёл на помощь, говорит герой? (Ответ дайте связный в виде 1-2 предложений.) Чтобы ответить на этот вопрос, обратитесь к содержанию произведения в целом.

14. Какое противоречие заключается в описании душевного состояния героя, выраженное в следующей строке: «Я шел и пел, потому что, когда я счастлив, я непременно мурлыкаю что-нибудь про себя, как и всякий счастливый человек, у которого нет ни друзей, ни добрых знакомых и которому в радостную минуту не с кем разделить свою радость»? (Ответ дайте связный в виде 1-2 предложений.)

15. Как называется монолог, который герой произносится про себя? (Ответ дайте одним словом.)

VI. Прочитайте фрагмент и выполните по нему задания.

Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы»

Да! вам непременно предстоит разочарование, ежели вы в первый раз въезжаете в Севастополь. Напрасно вы будете искать хоть на одном лице следов суетливости, растерянности или даже энтузиазма, готовности к смерти, решимости, — ничего этого нет: вы видите будничных людей, спокойно запятых будничным делом, так что, может быть, вы упрекнете себя в излишней восторженности, усомнитесь немного в справедливости понятия о геройстве защитников Севастополя, которое составилось в вас по рассказам, описаниям и вида и звуков с Северной стороны. Но прежде чем сомневаться, сходите на бастионы, посмотрите защитников Севастополя на самом месте защиты или, лучше, зайдите прямо напротив в этот дом, бывший прежде Севастопольским собранием и на крыльце которого стоят солдаты с носилками, — вы увидите там защитников Севастополя, увидите там ужасные и грустные, великие и забавные, но изумительные, возвышающие душу зрелища.

Вы входите в большую залу Собрания. Только что вы отворили дверь, вид и запах сорока или пятидесяти ампутационных и самых тяжело раненных больных, одних на койках, большей частью на полу, вдруг поражает вас. Не верьте чувству, которое удерживает вас на пороге залы, — это дурное чувство, — идите вперед, не стыдитесь того, что вы как будто пришли смотреть на страдальцев, не стыдитесь подойти и поговорить с ними: несчастные любят видеть человеческое сочувствующее лицо, любят рассказать про свои страдания и услышать слова любви и участия. Вы проходите посредине постелей и ищете лицо менее строгое и страдающее, к которому вы решитесь подойти, чтобы побеседовать <...> Теперь, ежели нервы ваши крепки, пройдите в дверь налево: в той комнате делают перевязки и операции. Вы увидите там докторов с окровавленными по локти руками и бледными угрюмыми физиономиями, занятых около койки, на которой, с открытыми глазами и говоря, как в бреду, бессмысленные, иногда простые и трогательные слова, лежит раненый под влиянием хлороформа. Доктора заняты отвратительным, но благодетельным делом ампутаций. Вы увидите, как острый кривой нож входит в белое здоровое тело; увидите, как с ужасным, раздирающим криком и проклятиями раненый вдруг приходит в чувство; увидите, как фельдшер бросит в угол отрезанную руку; увидите, как на носилках лежит, в той же комнате, другой раненый и, глядя на операцию товарища, корчится и стонет не столько от физической боли, сколько от моральных страданий ожидания, — увидите ужасные, потрясающие душу зрелища; увидите войну не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами, а увидите войну в настоящем ее выражении — в крови, в страданиях, в смерти...

16. Какой принцип, художественное средство использует писатель, чтобы показать картины осаждённого Севастополя, вызывающие у читателей противоречивые чувства: «...увидите там ужасные и грустные, великие и забавные, но изумительные, возвышающие душу зрелища»? (Ответ дайте одним словом.)

17. Как жители Севастополя относятся к войне? Совпадает ли оно с тем представлением о геройстве защитников Севастополя, которое составилось по рассказам у человека, который впервые въезжает в Севастополь? (Ответ дайте связный в виде 2-3 предложений.)

18. В чём нуждались, по мнению писателя, тяжело раненные больные, защитники Севастополя?

(Ответ дайте связный в виде 1-2 предложений.)

19. Как писатель показывает настоящую войну в произведении «Севастопольские рассказы»? (Ответ дайте связный в виде 1-2 предложений.)

20. Какие черты русского национального характера проявляют защитники Севастополя, сражаясь в нечеловеческих условиях 349 дней с неприятелем, силы которого превосходили в несколько раз? (Ответ дайте связный в виде 1-2 предложений.)

За правильный (полный) ответ на вопрос – 1 балл.

Максимальное количество баллов за всю работу – 20 б.



Ответы

1. Черты «маленького человека» у Башмачкина проявляются в том, что «в департаменте не оказывалось к нему никакого уважения». К герою «холодно-деспотично относилось начальство», сослуживцы над ним посмеивались и издевались. Башмачкин терпел унижения и злое отношение от окружающих людей, не роптал на свою судьбу.

2. Данный фрагмент критики часто называют «гуманным местом», потому что здесь звучит гуманистический призыв писателя к читателю: нужно относиться ко всем по-человечески, видя в каждом своего «брата». Нельзя унижать человека за то, что он невысокого социального положения, бедный, скромный.

3. Сравнение

4. Портрет

5. «И закрывал себя рукою бедный молодой человек, и много раз содрогался он потом на веку своем, видя, как много в человеке бесчеловечья...»

6. Метафора

7. Пейзаж

8. Господин Н.Н. в приведённом отрывке испытывает радостное чувство, он был счастлив. Он почувствовал тайное беспокойство на сердце, поймал себя на мысли, что влюбился в Асю.

9. Господина Н.Н. увлекло в Асе то, что эта девушка «была очень мила и проста», как ребёнок. Её образ для героя был нов и таинственен. Девушка сначала отворачивалась от Н.Н., была недоступной, холодной, недоверчивой, а потом раскрылась перед ним, то есть доверилась ему.

10. Судьба Аси занимала господина Н.Н. потому, что эта девушка с противоречивым поведением была для него как загадка. У неё была необычная судьба: Ася была внебрачным ребёнком от горничной, сводной сестрой Гагина.

11. Эпитеты

12. Повествование ведётся от 1-го лица. Главный герой повести – одинокий городской Мечтатель без конкретного имени. Это небогатый чиновник, живущий в своём вымышленном мире.

13. К незнакомке пристаёт на улице нетрезвый прохожий. Герой прогоняет хулигана и знакомится с девушкой, чтобы поделиться с ней своими мечтами, чувствами, так как увидел в ней душу, способную его понять.

14. Противоречие в душевном состоянии героя заключается в том, что он испытывает счастье, несмотря на то, что одинок, у него «нет ни друзей, ни добрых знакомых и которому в радостную минуту не с кем разделить свою радость».

15. Внутренний монолог

16. Принцип контраста (антитеза, противопоставление)

17. Жители Севастополя относятся к войне буднично. Такое житейское, не героическое отношение к военным действиям не совпадает с тем представлением о геройстве защитников Севастополя, которое составилось по рассказам у человека, который впервые въезжает в Севастополь.

18. Тяжело раненные больные, защитники Севастополя нуждались в словах любви и участия.

19. Писатель показывает настоящую войну в произведении «Севастопольские рассказы» без прикрас, без героического ореола, а через кровь, страдания, смерть.

20. Защитники Севастополя, сражаясь в нечеловеческих условиях 349 дней с неприятелем, силы которого превосходили в несколько раз, проявляют такие черты русского национального характера, как мужество, храбрость, смелость, упорство, взаимовыручка, несгибаемая сила воли, самоотверженность.

Критерии перевода полученных баллов в отметку

На «5» - 20-18 б.

На «4» - 17-14 б.

На «3» - 13-10 б.

На «2» - 9-0 б.


5


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.