Статья «Из опыта реализации проектной деятельности обучающихся начальной школы как средство реализации новых стандартов с применением ИКТ-технологий в образовательном процессе»
Из опыта реализации проектной деятельности обучающихся начальной школы как средство реализации новых стандартов
с применением ИКТ-технологий в образовательном процессе
Вишняк Ольга Вячеславовна
онлайн-школа «Тетрика», г.Москва
«Творчество - способ существования личности;
только в творчестве осуществляется личность,
и отсутствие творчества означает отсутствие личности»
А.А.Никифоров
На современном этапе обучения и воспитания актуальной задачей образования является формирование активной творческой личности младшего школьника, развитие его креативных способностей.
Психологические особенности младших школьников таковы, что они отличаются высоким уровнем любознательности (постоянно задают вопросы «зачем?», «как?», «почему?»), оригинальным способом мышления, необычными идеями и высказываниями.
Эффективность творческой деятельности обучающихся зависит от создания условий образовательно-воспитательного процесса, от личности самого учителя и методов руководства учебной деятельностью младших школьников.
Обновленный Федеральный государственный образовательный стандарт представляет «портрет выпускника начальной школы»:
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение и др. [4 с.5]
Ведущую роль в развитии такой творческой, активной, самостоятельной личности младшего школьника играет учитель, воспитатель, тьютор, которые каждый по-своему создают условия для потребностей обучающихся, помогают им учиться, познавать, творить.
Тьютор в переводе с английского «tutor» значит «домашний учитель, опекун». Известно, что первые тьюторы появились в классических английских университетах еще в XIV веке — Оксфорде и несколько позднее — в Кембридже. Наставник (тьютор) прикреплялся к ученику сразу по прибытии в среднюю школу и сопровождал его вплоть до поступления и окончания высшего образовательного учреждения. В те времена вузы пропагандировали принцип свободы: профессора читали лекции, а студенты были вправе сами выбирать занятия, которые они хотели посещать. В этом выборе им помогал тьютор.
В образовательных учреждениях России должность тьютора появилось сравнительно недавно. Тьютор в отличие от учителя работает не с целым классом, а с отдельной группой или конкретным ребенком. Он помогает школьнику общаться со сверстниками, решает проблемы с учителями, составляет индивидуальные планы дополнительного обучения, исполняет роль репетитора [3].
В сопровождении тьютор опирается на запрос, интересы, возможности и индивидуальные особенности тьюторанта.
Обучающимся начальной школы нужна педагогическая и тьюторская поддержки для того, чтобы они могли успешно преодолевать трудности в учебном процессе, усваивать знания, иметь успехи в учебе, познавать окружающий мир, приобретать практический опыт.
В младшем школьном возрасте закладываются способности к свободному мышлению и самостоятельности, а творческая деятельность становится личностной потребностью.
Процесс обучения и воспитания активности обучающихся строится на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей.
В течение двенадцати лет работала в детском доме и сотрудничала с Детским благотворительным фондом «Виктория» (г. Москва), в рамках благотворительной программы «Знаю. Умею. Могу», проекта «РОСТ», обучающиеся начальной школы, прошедшие в первом классе диагностику творческих, интеллектуальных, социальных и специальных способностей, принимали со 2 класса ежегодное участие в проектной деятельности, которая развивает творческие способности, самостоятельность, коммуникативность, гибкость мышления младших школьников. Кроме этого, обучающиеся под руководством тьютора учились работать с ресурсами Интернет, осваивали особенности работы на ПК.
Каждый проект, выполняемый школьником, был неповторим и представлял обучающемуся возможность получить новые знания, проявить себя как творческую личность, самореализовать себя.
В «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой приводятся следующие значения слова «проект»: 1) предварительный текст какого-нибудь документа; 2) план, замысел.
Под методом проекта понимают способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным осязаемым практическим результатом, оформленным определенным образом [2, с.8].
Проект – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность партнеров, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Проект с точки зрения школьника – это возможность сделать самостоятельно или в группе что-то новое, интересное, используя по максимуму свои возможности; это возможность проявить себя, попробовать свои силы, показать перед аудиторией достигнутый результат.
Проектная деятельность формирует у обучающихся компетенции:
информационные (поиск и обработка информации, корректировка данных);
коммуникативные (умение сотрудничать, оказывать помощь товарищам, работать в группе, высказывать свое мнение);
исследовательские (наблюдение, анализ, обобщение, формулировка выводов);
презентационные (выступление перед публикой, подведение итогов, оценка деятельности).
Работая над проектом, у младших школьников формируется самостоятельность, ответственность, расширяется кругозор, растет познавательная активность, раскрывается творческий потенциал.
Выделяют следующую классификацию проектов [1, с.38]:
по целям и задачам (практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий проекты);
по предметно-содержательной области (монопроекты, межпредметные проекты);
по характеру контактов между участниками (внутриклассные, внутришкольные, региональные, межрегиональные, международные проекты);
по продолжительности (мини-проекты, краткосрочные, недельные, годичные проекты).
Проектная деятельность отличается от исследовательского создания какого-нибудь нового продукта. От обучающихся требуется постоянная активная работа, они сами себе намечают программу выполнения занятий, успешно прорабатывают одно задание за другим. Количество этапов проекта зависит от учебного предмета, темы и цели.
Проект, создаваемый в малой группе, выполняется интенсивнее, т.к. младшие школьники выполняют роли руководителя и активного исполнителя, совместно составляют план проекта, строят свою деятельность по достижению цели, учатся видеть возникающие проблемы и совместно их решать, высказывают свою точку зрения, взаимодействуют друг с другом, обсуждают, как и кто оформляет результаты работы.
Учитывая возрастные особенности младших школьников, с обучающимися второго класса лучше выполнять проекты краткосрочные, так как они не умеют еще в должной степени управлять своим восприятием, не могут в полной мере самостоятельно анализировать тот или иной объект. Второклассники достаточно легко решают те учебные задачи, где можно использовать практические действия, где применяется наглядность.
Обучающиеся 3-4 классов способны качественно усваивать предлагаемые знания и, в случае необходимости, добывать их самостоятельно. Школьники владеют продуктивными приемами учебной деятельности, у них формируется произвольность познавательных процессов: внимания, памяти, происходит осознание потребности в саморазвитии, поэтому с третьеклассниками и четвероклассниками можно выполнять долгосрочные проекты.
Методика работы над проектом:
подготовка к работе над проектом;
выбор проблемы;
сбор информации;
разработка собственного варианта решения проблемы;
реализация плана действий;
подготовка к защите проекта;
презентация проекта;
рефлексия.
Так, например, обучающиеся 3 класса при создании альбома «Лекарственные растения Кемеровской области» в течение двух месяцев работали над проектом. Младшие школьники распределяли роли, устанавливали сроки выполнения этапов работы, читали справочники, энциклопедии, выделяли нужную информацию о лекарственных свойствах растений, рисовали рисунки, посещали аптеку, беседовали с фармацевтом, интересовались, как поступают в аптеку лекарственные препараты, фиксировали результаты работы, проводили опрос сотрудников и обучающихся о применении лекарственных растений и т.д. Работа проходила в рамках внеклассной деятельности.
Обучающиеся 4 класса, работая над проектом «Задачник», анализировали учебники математики 1-4 классов, «Задачник» Г.Остера, опрашивали учащихся начальной школы, выясняли, какие произведения они читают, какие герои их привлекают и почему. На основе полученной информации четвероклассники разрабатывали свои задачи, где главными лицами были сказочные герои. Обучающиеся рисовали к ним рисунки, набирали текст на компьютере, оформляли сборник, презентовали работу перед одноклассниками, практиковали решение задач.
Каждая выполненная работа обучающихся была представлена в виде печатной работы, с поэтапной характеристикой каждого пункта. Выполненные проекты сопровождались презентацией и красочными буклетами, которые были подарены не только членам жюри, но и присутствующим гостям (имеется в виду, если работа принимала участие в очном конкурсе проектных и исследовательских работ). Сами проектные работы («Альбом», «Задачник» и др.) были выполнены в рукописном и в печатном видах (самостоятельная работа школьников в свободное от учебы время).
Выполняя проект, младшие школьники учатся выделять из текста основные понятия, выстраивать по порядку идеи, прогнозировать результаты, делать выводы и умозаключения, публично представлять результаты работы. Грамотно организованная проектная деятельность с использованием ИКТ-технологий способствует становлению самооценки и формирует образ личности младшего школьника, повышает продуктивность обучения, его практическую направленность.
Список используемой литературы
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для сотрудников пед.вузов и системы повышения квалификации пед.кадров / Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е.; под ред. Полат Е.С. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 224 с.
Ступницкая, М.А. Что такое учебный проект? / М. А. Ступницкая. – М.: Первое сентября, 2010. – 44 с.
Тьютор [Электронный ресурс]. – Электрон, дан. - Тэги: словарь абитуриента. – Режим доступа: [finecpsf.moeobrazovanie.ru›tutor_print…]
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. — М.: Просвещение, 2010. — 31 с. — (Стандарты второго поколения).