12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Заболотних Марина Владимировна4768
Работаю учителем начальных классов. Стаж работы 27 лет. Самое главное моё качество - ответственность. Люблю природу, в людях ценю доброту и юмор.
Россия, Архангельская обл., Макаровская
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Изучение родного края на уроках и во внеклассной работе

Из опыта работы

учителя начальных классов

Мошинской средней школы

Заболотних М.В.

Каждый человек любит то место, где он родился и живёт.  Это место и есть его родной край. Никогда не забывается свой дом. Всегда помнится дорога в школу, родное селение и его незабываемые окрестности. Отсюда, от порога родного дома, начинается любовь к своей Родине. Знать свой край – его природу, историю – не менее важно, чем знать историю своего государства, зарубежных стран. Осознание уникальности, неповторимости своего края заставляет бережно относиться к своей малой  Родине, заботливо сохранять народные традиции. Знание прошлого своего края помогает лучше понять его настоящее, прогнозировать будущее. Чтобы ребенок научился любить свою Родину, понимать природу, чувствовать её красоту, беречь её богатства, надо прививать эти чувства с раннего возраста. Именно начальная школа играет исключительно важную роль в воспитании этих чувств.

Младшие школьники отличаются эмоциональностью, любознательностью, стремлением к поиску тайн. Спросите у детей, кто из них хочет отправиться в путешествие – поднимется лес рук, заблестят глаза, вспыхнут улыбки. Сделать эмоции и симпатии детей союзниками учителя при организации учебно-воспитательного процесса поможет краеведческая работа.

Её цель и задачи таковы:

1. Пробудить у детей чувство гордости родным краем, воспитывать любовь к природе, уважение к трудовому человеку.

2. Познакомить школьников с историческим прошлым края, его сегодняшним днём, его культурой, природой.

3. Помочь маленькому человеку раскрыть творческие способности, дать возможность реализовать их в практических делах, в процессе коллективной творческой деятельности.

4. Приобщить учащихся к трудовым делам на пользу и радость окружающим людям.

Приехав работать в Мошу, я не могла не влюбиться в красоту природы этого края. Это чистый воздух, множество озёр и рек, леса, богатые грибами и ягодами, уникальные и талантливые люди. Работаю в школе уже 27 лет и всегда природа вдохновляла и помогала в работе. А программа «Перспективная начальная школа», по которой я работаю с детьми, даёт уникальную возможность в изучении родного края.

Существуют различные формы изучения родного края. Это программные (урочные и внеурочные) учебные занятия и непрограмные (внеклассные) работы. К ним относятся экскурсии, походы, встречи с известными людьми, праздники, выставки, конкурсы, конференции, игры, кружки и другие.

Основными слагаемыми краеведческой работы для учителя являются поиск и методическая обработка материала, различные варианты и приемы его использования на уроках и во внеклассной работе. Важная составляющая такой работы – элементарная самостоятельная поисково-исследовательская деятельность учащихся по заданию или инструкции учителя.

Выбирая формы, методы и способы проведения занятий, я пришла к выводу о необходимости поэтапной работы в процессе изучения родного края.

1 этап

«Введение в краеведение»

«Моя малая Родина»

Первоначальные сведения о родном селе.


 

1 – 2 кл.

2 этап

Развитие творческих способностей

«Мы – жители села Моша!»

 

Сочинения, сообщения, рисунки, изготовление поделок, конкурсы, проекты и др.


 

2 – 3 кл.

3 этап


 

Развитие исследовательских навыков

«Достопримечательности нашего села»

«Улицы нашего села»

«Водоёмы села»

«Животный мир»

«Растительность озёр»

«Моя семья»

«Самый красивый дом»

«Мои земляки»


 

3 – 4 кл.

Одной из главных форм работы считаю урок. При отборе краеведческих сведений для урока следует придерживаться следующих правил:

События местной истории и культуры должны быть важными для данного края, понятными и доступными возрасту учащихся;

Факты должны быть достаточно яркими, эмоционально насыщенными;

Предоставить учащимся возможность совершать маленькие «открытия», привлекая их к участию в работе по какой-нибудь теме или знакомому объекту;

Формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в известном, незнакомое в знакомом;

Вызывать интерес к познанию родных мест, содействовать формированию патриотических чувств.

Краеведческий материал использую фрагментарно практически на всех уроках.

На уроках математики это решение текстовых задач, которые носят познавательный характер, и ребята в дальнейшем уже сами пробуют составлять такие задачи.

Вот пример познавательных задач в 1 классе.

Тема: «Этот разноцветный мир».

Рассмотри герб Няндомского района. Какие цвета здесь используются, сколько их. Какие из этих цветов есть в народном костюме Няндомского района?

Тема: «Направления».

Во время экскурсии по родному селу, назови, какие организации расположены справа от тебя, слева, спереди, сзади. Изменится ли их местоположение, если ты изменишь направление движения?

Тема: «Задача. Нахождение и запись решения».

Егор собрал 5 листьев тополя, а Саша – 3 листка берёзы. Сколько всего осенних листиков собрали мальчики?

У Юли 6 сосновых шишек, а у Ани на 2 шишки больше. Сколько сосновых шишек нашла Аня?

Такая же работа продолжается и во втором классе. В частности, при составлении задач по краткой записи я опираюсь на знания детей о птицах, которые им знакомы, домашних животных, овощах, которые растут у нас в огородах; работе магазина, рынка, почты и так далее.

Если нужны числовые данные, беру их из справочников, энциклопедий, подбираю по своему усмотрению в соответствии с возрастными особенностями учащихся и требованиями программы. Задачи с жизненно-практическим содержанием могут быть и такими, в которых фактические данные явно не показаны. Можно использовать задачи, связанные с сезонными явлениями, календарем природы, различными видами спорта, проведением ремонта или праздника и другой разнообразный близкий и интересный для детей материал, в сборе которого они принимают непосредственное участие. В 3-4 классах это задачи-расчёты, информация о растительном мире, протяжённости рек, площади водоёмов Архангельской области. Вот некоторые из составленных задач:

1). В Красную книгу Архангельской области занесено 2 вида пресмыкающихся, 2 вида рыб, 36 видов птиц, 27 видов млекопитающих и 220 видов растений. На сколько больше в Красной книге видов растений, чем животных?

2). Площадь Няндомского района – 8100 квадратных километров. Примерно третью часть района занимают болота. Какова площадь, не занятая болотами?

3). Площадь озера Байкал примерно составляет 31500 квадратных километров, а площадь Мошинского озера – 8600 квадратных километров. На сколько квадратных километров площадь Мошинского озера меньше, чем площадь озера Байкал?

4). Длина реки Моша 131 километр. Сравни длины рек Моша и Северная Двина, если длина Северной Двины равна 744 километрам.

5). На территории Няндомского района проживает примерно 32 тысячи человек, а на территории Мошинского административного округа около 2 тысяч. Составь и реши задачи, используя эти данные.

Обращение к краеведческому материалу приобретает особое значение и на уроках русского языка. Ведь именно на этих уроках ученики обогащают речь, овладевают нормами употребления слов в предложении, в тексте, в устной и письменной речи.

Начинаю работу по развитию речи с первого класса. Изучая написание буквы, связываю уроки с местным материалом, с материалом близким детям, знакомым им.

При изучении темы «Звук и буквы С,с» используется текст «Россия», который предлагается детям для чтения и пересказа. Я предлагаю дополнить его, представив, что речь идёт о нашем селе. Когда учу писать заглавную букву «М», тут же появляются слова «село Моша», «деревня Макаровская».

При дальнейшем изучении русского языка (2-4 класс) краеведческий материал я применяю активнее. Например, при выполнении упражнений на составление текста из слов солнце, воробьи, громко, днём, тает, лужи, лёд, чирикают, светит, ночью, ярко усложняю задание – предлагаю дописать к получившемуся тексту несколько предложений, повествующих о том, что дети заметили в природе, идя в школу.

В 4 классе, работая с картиной И.Левитана «Тихая обитель», даю возможность ребятам с помощью рамки выделить похожую картину, прямо не выходя из класса. Рассматривая картину В.Поленова «Заросший пруд», пишем сочинение-описание «Заросший Котовский ручей». Ребятам очень нравится писать сочинения описательного характера на разнообразные темы: «Мой край», «Весна в нашем крае», «Отдых в воскресный день», «Мои соседи» и другие. Пишем и сочинения-рассуждения. Например, «За что я люблю своё село?», «Если ко мне приедут гости, то куда я их поведу?». Свои сочинения дети оформляют фотографиями, рисунками.

Вот некоторые отрывки из сочинений ребят:

«Природа нашего края необычная. Летом бывают изумительные закаты. В озёрах отражаются густые леса. Кажется, что под водой спрятан неведомый сказочный мир. Так и хочется побывать там».

«Места у нас красивые. Когда разливается Мошинское озеро, кажется, что берег от берега так далеко! Сильный ветер гонит волны с белой пеной, словно это море разгневалось. А бывает такая тишина, что можно разглядеть отражение деревьев и домов, стоящих на берегу. Осенью деревья роняют свои листочки, и они плывут как кораблики с золотыми парусами. Зимой на озере белым-бело. Любители рыбалки сидят неподвижно и похожи на чёрные столбики. По озеру постоянно ездят машины и тракторы, перевозят разные грузы. А весной на озере начинается ледоход. Льдины, одна за другой, плавают как огромные куски зимнего одеяла. Ветер их треплет, и они становятся всё меньше и меньше, пока совсем не исчезнут».

Беседуя по теме «О чём рассказала старая фотография», ребята приносят в класс фотографии своих предков и делятся друг с другом своими знаниями, которые они получили от своих родственников.

Большую роль отвожу изучению родного края на уроках литературного чтения. Начинается она с изучения фольклора. Знакомлю детей с северными загадками, скороговорками, колыбельными песнями.

Ненецкие пословицы.

Если хочешь жить зимой в тёплом чуме, то летом надо работать. Не будь жадным, и не останешься одиноким. Доброе дело равняет человека со звездой.

Загадки.

Стоит на льду цела церковь людей (огурец).

Кругло, кругло, а не месяц,

Зелено, зелено, да не веник,

есть хвост, да не мышь (репа).

Бык железный, а хвост льняной (иголка).

Предлагаю ребятам не только отгадать и объяснить значение, но и сравнить ту или иную загадку с известными детям загадками.

Позднее знакомлю со сказками. Сказки сравниваем между собой, рисуем или лепим главных героев. Изучая тот или иной раздел фольклора, мы посещаем школьный музей, в котором собрана удивительная коллекция предметов крестьянского быта.

Целенаправленно использую на уроках богатейший краеведческий материал – произведения писателей и поэтов Архангельской области: Д.Ушакова, Н.Рубцова, О.Фокиной, С.Писахова, Б.Шергина, Ф.Абрамова. Здесь огромным подспорьем является хрестоматия «Морянка», где собраны произведения северных писателей и поэтов.

На уроках использую различные приёмы: инсценирование, чтение наизусть, викторины, конкурсы. Такие уроки помогают детям узнать литературное богатство северного края.

На уроках технологии ребята собирают природный материал: шишки, листья, веточки, солому. Мастерят удивительные поделки. Очень любят делать аппликации. Например: «Белые берёзы под окном», «Осенний лес». Прямо на уроке рождаются стихи.

Ах, берёзка белая! Под окном росла.            Осень, осень, осень! Как ты хороша

Зелена, кудрява лето всё была.                   Наряжаешь лес ты в разные цвета.

Осень наступила и дала наряд                     Тонкая осинка предо мной стоит,

Беленькой берёзке –                                  Шелестит листвою

жёлтый сарафан.                                       На ветру дрожит.

Снег пошёл из тучи, и пришла зима.

И берёзка стала вся белым-бела.

Совершая экскурсию по селу, находим самый красивый дом, рассматриваем наличники. Потом конструируем макеты домов, колодцев, транспорта. Ребята приносят из дома полотенца и мы вышиваем красивые северные узоры. Гуляя вдоль озера, наблюдаем за растениями и животными. Итог этому – работы детей: «На берегу», «Водный мир».

Но больше всего времени на изучение родного края я отвожу урокам окружающего мира. Многие вопросы краеведения легко вплетаются в канву изучаемой темы.

1. Мой дом и моя семья.

Ребята выясняют, где и в каком качестве трудятся их родители, близкие родственники, рассказывают о своём доме, рисуют свою семью.

2. Наша школа.

Знакомятся с традициями, историей своей школы, выпускниками, которыми гордится школа.

3. Моя малая Родина.

Обращается внимание на название села, историю его названия, размеры, интересные природные и архитектурные объекты, стройки, разрушения.

4. Природа нашего края.

Растительный и животный мир нашего края, его охрана. Разведение комнатных растений в школе и дома, уход за ними. Изготовление кормушек. Проведение акции «Помоги пернатым зимой».

5. Наш край богат талантами.

Знакомство с народными умельцами, местными поэтами и художниками, интересными людьми, краеведами.

6. Моё село в прошлом и настоящем.

Узнают о прошлом села, почему надо беречь то, что осталось от прошлого, что надо сделать для того, чтобы село стало краше. Операция «Чистый берег», «Чистое село».

7. Наш край в годы Великой Отечественной войны.

Изучение событий истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края. Узнают, кто из родственников воевал, какие имеет награды. Проведение уроков Мужества, возложение цветов к обелиску, помощь и поздравления ветеранам.

8. Мой край на карте Родины.

Территория и географическое положение области. Знакомство с картой, границы, полезные ископаемые. Составление кратких сообщений, сбор материала.

На уроках использую рабочую тетрадь учебно-методического комплекса «Морянка». На страницах этой тетради собрано много полезного и занимательного материала, что помогает сделать уроки более интересными.

Провожу много экскурсий. Сначала по школе, школьному двору, пришкольному участку. Затем идём на берег озера, в парк, лес. Наблюдаем за сезонными изменениями в природе, рассматриваем растения, наблюдаем за животными. На свежем воздухе играем в игры: «Круговая панорама», «Уши, нос, глаза». После таких прогулок ребята становятся внимательнее и добрее.

Использование краеведческого материала на уроках окружающего мира помогает ученикам эффективнее усваивать программный материал, делает уроки более увлекательными и способствует воспитанию любви к своему родному краю.

Выходя за рамки уроков, продолжаю работать по теме и на внеклассных мероприятиях. Любая внеклассная работа направлена на расширение кругозора ребят, на привитие навыков самостоятельной работы. Внеклассная работа развивает находчивость, смекалку, умственные способности школьников, учит наблюдательности. Использую различные формы работы. Это викторины, конкурсы, походы, экскурсии, игры, путешествия, праздники, предметные недели.

Хочу поделиться опытом проведения недели краеведения в начальной школе. Неделю проводили сразу в 1-4 классах, привлекая к работе библиотекаря.

Девизом проведения недели стали слова Д.Лихачёва: «Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».

Цель и задачи:

повышать интерес к русскому языку, математике, чтению, окружающему миру, изобразительному искусству;

познакомиться с земляками, прославившими наш родной край;

способствовать осуществлению прочной связи обучения с жизнью;

повысить уровень воспитанности;

знать и любить свой край;

воспитывать чувство гордости и уважения к краю, в котором мы живём;

развивать творческие способности и умения самостоятельно добывать знания;

способствовать сплочению детей, родителей и учителей.

План проведения недели

1.Арифметический понедельник

• решение задач на уроках математики (по классам)

• беседа «История нашей школы»

• викторина «Любимая школа»

• изготовление макетов самых красивых домов в нашем селе

2.Грамматический вторник

• словарные диктанты (по классам)

• сочинение «Мой край» (оценивается творчество: рисунки, фото, способ оформления)

3.Окружающая среда

• экскурсии по своему краю (по классам)

• беседа «Реки и озёра Мошинского края»

4.Литературный четверг

• конкурс стихов собственного сочинения о своём крае, своей семье, любимых животных, живущих рядом

• проверка техники чтения (2-4 класс) на основе текстов из хрестоматии «Морянка»

• беседа «Наши известные земляки»; выступление ученика 4 класса Оношко Димы «Мой земляк – художник и поэт, Швецов А.Я.»

5.Культурная пятница

• праздник «Мы за чистый край»

• конкурс рисунков и фотографий «Мой край»

6.Домашняя суббота

• семейный творческий проект «Герб моей семьи»

7.Весёлое воскресенье

• совместный отдых на природе: катание с горы на лыжах, санках, ватрушках

• разучивание северных народных игр


 

Изучение родного края является эффективным средством, способствующим формированию знаний, основанных на восприятии окружающего мира, формированию и развитию интереса к учёбе, воспитывает любовь к своей малой Родине.

Материал недели краеведения, подобранный для 4 класса

1.Реши задачи.

Город Архангельск был основан в 1584 году, а город Няндома в 1939году. На сколько лет Архангельск старше Няндомы?

Годы жизни Фёдора Абрамова – 1920-1983, а Степана Писахова – 1879-1960. Кто прожил дольше и на сколько?

Вес медведя 2 центнера, а ежа 1 килограмм. Во сколько раз тяжелее медведь?

Длина реки Моша 131 километр. Сравни длины рек Моша и Северная Двина, если длина Северной Двины равна 744 километрам.

2.Проверка техники чтения.

Отрывок из рассказа Бориса Шергина «Двинская земля»

Великое дело у нас ледоход. Иной год после суровой зимы долго ждём не дождёмся. Вскроется река, и жизнь закипит. Пароходы придут заграничные от Вологды. Весело будет. Горожане – чуть свободно – на угор, на берег идут. Двина лежит ещё скована, но лёд посинел, вода проступила всюду. В школе чуть перемена – сразу летим лёд караулить. По дворам лодки заготовляют, конопатят, смолят. И вот топот по всему городу. Народ табунами на берег валит. Значит, река пошла. Гулянья по берегам откроются. На городских башнях всё время выкидывают разноцветные флаги и шары. Город мой, родина моя, ты дверь, ты ворота в неведомые полярные страны. «Архангельский город – всему морю ворот».(103 слова)

3.Словарный диктант.

Мороз, гражданин, Петариха, медведь, улица, столица, северный олень, берёза, осинник, шиповник, куропатка, наличник, Архангельск, корабль, хозяин, Ломоносов, морж, Мошинское озеро, мышь, Россия.

4.Викторина «Любимая школа».

1.Сколько ступенек на входном крыльце школы?

2.Сколько ступенек надо пройти, чтобы подняться с 1 этажа на 3 этаж?

3.Какое отчество является самым распространённым среди учителей нашей школы?

4.В скольких кабинетах ведётся обучение учеников нашей школы?

5.Напиши адрес нашей школы.

6.Сколько учителей работает в школе?

7.На каком этаже находится музей?

8.Как зовут директора нашей школы?

9.Какой бы урок ты отменил навсегда?

10.Что нарисовано на кабинете Марины Владимировны?

11.Где училась Елена Фёдоровна?

12.Сколько лет работает в школе Тамара Николаевна?

13.В каком заведении учится Ирина Николаевна?

14.Сколько окон в школе?

15.Сколько лет нашей школе?


 

5. «Игры народов Севера»

Игры рекомендуется проводить в актовом зале, учебном кабинете или на улице.

Для проведения игр необходим инвентарь: мячи, канат (верёвка), бубен, кубики.

Ловля оленей

Играющие делятся на две группы. Одни – олени, другие – пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной кругом площадке. По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг.

Правила игры. Ловить оленей можно только по сигналу. Круг замыкают тогда, когда поймано большее количество игроков. Олени стараются не попадать в круг, но они уже не имеют права вырываться из круга, если он замкнут.

Белый шаман

Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга – водящий. Это белый шаман – добрый человек. Он становится на одно колено и ритмично бьёт в бубен. Затем подходит к одному из играющих и отдаёт ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.

Правила игры. Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.

Тройной прыжок

На снегу (полу) проводится черта, играющие становятся за нею. По очереди они прыгают от черты вперёд: в первых двух прыжках прыгают с одной ноги на другую, в третьем прыжке приземляются на обе ноги. Выигрывает тот, кто прыгнул дальше.

Правила игры. Начинать прыгать надо от черты. Прыгать можно только указанным способом.

Рыбаки и рыбки

На полу (снегу) начерчен круг – это сеть. В центре круга стоят трое детей – рыбаков, остальные игроки – рыбки, остальные игроки – рыбки. Дети рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг. Дети рыбаки ловят их.

Правила игры. Ловить детей-рыбок можно только в кругу. Рыбки должны забегать в круг (сеть) и выбегать из него, чтобы рыбаки их не поймали. Кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак.

Отбивка оленей

Группа играющих находится внутри очерченного круга – это олени. Выбираются три пастуха – они за кругом. По сигналу «Раз, два, три – отбивку начни!» пастухи по очереди бросают мяч в оленей. Олень, в которого попал мяч, считается пойманным, отбитым от стада. Каждый пастух отбивает  3 - 5 раз. После чего он подсчитывает отбитых оленей.

Правила игры. Бросать мяч можно только в ноги и только по сигналу с места в подвижную цель.

Перетягивание каната.

На площадке проводится черта. Играющие делятся на две команды и встают по обе стороны черты, держа в руках канат. По сигналу водящего «Раз, два, три начни!» каждая команда старается перетянуть соперника на свою сторону. Чья команда сумеет это сделать, та считается победительницей.

Правила игры. Начинать перетягивание каната можно только по сигналу. Команда, перешагнувшая черту, считается побеждённой.

Меткий стрелок

Участники игры встают друз за другом за чертой. На расстоянии 5 очерченный круг - мишень. Задача игроков поочерёдно бросать снежки (мячики), целясь в мишень. Победителями становятся те ребята, которые совершили большее количество попаданий.

Правила игры. Каждый игрок имеет право сделать 5 бросков.

Играйте! Закаляйтесь! И будьте здоровы!

6. Наши земляки.

Наша северная природа очень красива. И пускай, в ней нет ярких красок. Это неброская красота. Наш край славится чистейшими озёрами и реками, в которых водится рыба. Леса богаты грибами, ягодами. Но не только этим славится наша северная земля. В Моше жили и живут замечательные люди. Мы, проходя рядом с ними, даже не задумываемся, что они талантливы. Сегодня я хочу поговорить о некоторых из них. А моим помощником будет ученик моего класса – Дима Оношко.

1). Рассказ ученика 4 класса о поэте и художнике – Швецове А.Я.

2). Почётный житель нашего села – Попова З.К.

3). «Умелые руки не знают скуки» Рассказ об увлечениях наших учителей и воспитателях детского дома.

Список литературы

1. «Мой северный край»: Разработки внеклассных мероприятий. – Салехард: ГОУ ДПО ЯНОИПК РО, 2009

2. А.Подвысоцкий. «Словарь областного архангельского наречия в его бытовом и этнографическом применении».

3. Н.Гринбанд. «Загадки Архангельской губернии», 2009

4. Словарь-справочник для младших школьников «Архангельская область». – Архангельск: АО ИППК РО, 2010

5. Хрестоматия о Русском Севере «Морянка». – Архангельск: АОИППК РО, 2010

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.