План исследовательской работы «Изучение видового состава берёзовой рощи»
План исследовательской работы.
1. Изучение почвы.
- Определите тип почвы участка (100 м), степень утоптанности, состояние лесной подстилки; температуру и влажность почвы в разных местах участка.
- Подумайте: существует ли связь между уплотненностью почвы, влажностью и состоянием лесной подстилки? Если да, то какая?
- Возьмите образцы утоптанной и неутоптанной почвы, положите их в разные пакеты, подпишите.
- С помощью лопаты сделайте почвенный разрез глубиной 30 – 40 см; зарисуйте его.
- Выясните: оказывает ли человек влияние на состояние почвы участка? В чем оно выражается и какую роль играет?
2. Изучение растений.
- Определите количество ярусов в березовой роще. Изучите их видовой состав, количество деревьев, их обхват и санитарное состояние. Заполните таблицу «Древесный ярус».
Ярус |
Название деревьев |
Обхват, см |
Санитарное состояние |
- Определите сомкнутость крон деревьев, для этого встаньте в центре пробной площадки и, посмотрев вверх, выясните приблизительно, какую часть неба закрывают деревья. Если они закрывают все небо, то примите сомкнутость за 1, если половину за 0,5 и т.д.
- Определите видовой состав кустарников, густоту кроны и среднюю высоту каждого из них. Заполните таблицу « Кустарниковый ярус».
Название кустарника |
Средняя Высота, м. |
Густота кроны |
Степень Затененности, % |
Санитарное состояние |
- Изучите видовой состав растений травянистого яруса; отметьте, какие из них встречаются очень часто, какие редко.
- Выясните, встречаются ли в лесу травянистые растения, не характерные для него (сорные, луговые). Если да, то перечислите их и назовите биологические особенности.
- Определите, на каких участках леса и на какой почве растут луговые травы, на каких – лесные; есть ли на участке мохово-лишайниковый ярус, каково его состояние.
- Выясните, подрост каких видов древесных и травянистых растений имеется на площадке и в каком количестве.
- Имеются ли следы деятельности человека на данном участке? Какое влияние они оказывают на растительный покров? Подсчитайте соотношение поврежденных и неповрежденных человеком деревьев и кустарников.
- Запишите характеристику растений, произрастающих в березовой роще.
- Выскажите свое предположение о будущем этого сообщества. Можно ли это лес использовать для массового отдыха людей?
Ответ обоснуйте.
3. Изучение животных.
- Изучите видовой состав насекомых травянистого яруса.
- Изучите комплекс насекомых, связанных с древесными породами.
- Изучите беспозвоночных животных, обитающих в лесной подстилке. Разложите несколько горстей подстилки на чистом листе бумаги, найдите беспозвоночных животных и определите, к каким типам они относятся.
- Попробуйте обнаружить на участке земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих или следы их жизнедеятельности.
- Составьте примерную схему, отражающую связи между организмами в цепях питания, характерными для данного биогеоценоза.