12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фокина Лидия Петровна39680
Россия, Новосибирская обл., ст. Евсино
Материал размещён в группе «Программа ''Школа России''»

Фокина Лидия Петровна К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» Литературное чтение, 4 класс

Урок 53
КОНСТАНТИН ГЕОРГИЕВИЧ ПАУСТОВСКИЙ.
«КОРЗИНА С ЕЛОВЫМИ ШИШКАМИ»

Цель: расширение знаний учащихся о творчестве К. Г. Паустовского.

Задачи:

рассказать о композиторе Э.Григе;

обучать правильному выразительному чтению;

прививать интерес к литературе, любовь к чтению.

Ход урока

I. Организационный момент

II.Работа со скороговорками

СЛАЙДЫ 2 - 3

III. Проверка домашнего задания

Тест по произведению Б. С. Житкова «Как я ловил человечков»

Это произведение: а) рассказ, б) повесть, в) сказка.

2. Автор этого произведения: а) К.Паустовский, б) Б.Житков, в) П.Бажов

3. Имя главного героя: а) Вова, б) Витя, в) Боря.

4. У кого жил мальчик: а) у сестры, б) у бабушки, в) у тёти.

5. Где, по мнению мальчика, жили человечки?

а) в ночнике, б) на пароходике, в) на полке.

6. Что сделал мальчик?

а) заболел, б) разобрал дорогую вещь, в) поймал человечков.

7. Как поступил мальчик?

а) хорошо, потому что был настойчив в достижении цели и узнал то, что хотел;

б) плохо, потому что обманывал и испортил дорогую памятную вещь.

КЛЮЧ: 1- 5 вопросы – 1 балл; 6 вопрос – 2 балла; 7 вопрос – 3 балла.

9-10 баллов – «5»; 7-8 баллов – «4»; 5-6 баллов – «3».

IV. Изучение нового материала.

1. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

СЛАЙДЫ 4 - 8

Прослушивание детьми пьесы Эдварда Грига «Утро». Под музыку идёт смена слайдов природы Норвегии.

Учитель:

Прекрасная музыка? Не правда ли?

Учащиеся:

Да, музыка очень красивая.

Учитель:

Знакома ли она вам? Кто её автор?

Учащиеся:

(могут и не ответить на этот вопрос)

СЛАЙД 9

Эдвард Григ – норвежский композитор.

Учитель:

СЛАЙД 10

Норвегия находится на востоке и северо-востоке Скандинавского полуострова. Это горная страна, знаменитая своими лесами, реками, озёрами, фьордами.

СЛАЙД 11 - 14

Григ Эдвард родился 15 июня 1843 года в Бергене.

В возрасте шести лет Эдвард начал заниматься музыкой с матерью. По совету знаменитого норвежского скрипача У. Булля пятнадцатилетнего Грига отправили учиться в Лейпцигскую консерваторию. Большее значение имело знакомство Грига с молодым норвежским композитором, автором национального гимна Р. Нурдроком (1842–1866), состоявшееся в 1863, после возвращения из Германии.

В 1885 году Григ поселился в “Трольхаугене” – прекрасной загородной вилле под Бергеном, которую покидал только во время концертных поездок. Григ выступал во Франции, Англии, Германии, Польше и Венгрии и пользовался большим уважением, как за рубежом, так и в родной стране. В 1898 году Григ организовал в Бергене первый Норвежский музыкальный фестиваль, имевший большой успех. Смерть Грига 4 сентября 1907 оплакивала вся Норвегия. Его останки были захоронены в скале недалеко от любимого дома композитора.

Работа над произведением.

Ребята, не кажется ли вам странным, что прежде чем начинать следующее произведение, я рассказываю вам о великом композиторе?

Учащиеся:

……….

Учитель:

Прочитайте имя автора и название произведения. О чём будет рассказ?

Учащиеся:

………

Учитель:

СЛАЙД 15

Константин Георгиевич Паустовский писал не только о природе. Он встречался со многими известными людьми: писателями, поэтами, художниками, музыкантами. Часто Паустовский описывал случаи их жизни. С одной историей мы познакомимся сегодня.

V.Физкультминутка

VI. Ознакомление с рассказом «Корзина с еловыми шишками»

Словарная работа:

СЛАЙД 16

АККОРД – сочетание нескольких музыкальных звуков различной высоты, воспринимаемых как звуковое единство.

СИМФОНИЧЕСКИЙ – от слова «симфония» - большое музыкальное произведение для оркестра.

СЛАЙД 17

БОТФОРТЫ – высокие кавалерийские сапоги.

ПАРЧА – плотная узорчатая шёлковая ткань с переплетающимися золотыми, серебряными нитями.

ФЕТРОВАЯ ШЛЯПА – фетр – плотный вяленый материал из высококачественных сортов шерсти.

2.Чтение текста учителем и хорошо читающими детьми.

Учитель:

Ваши впечатления от прочитанного?

Учащиеся:

………

VII. Итог урока.

Какие открытия сделали?

Какие мысли, чувства вызвал у вас сегодняшний урок?

Домашнее задание:

перечитать рассказ К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками», сделать рисунок к прочитанной части рассказа или к услышанной на уроке пьесе;

по желанию приготовить основные сведения событий жизни К. Г. Паустовского.

Урок 54
константин георгиевич ПАУСТОВСКИЙ.
«КОРЗИНА С ЕЛОВЫМИ ШИШКАМИ»

(продолжение)

Цель: расширение знаний учащихся о творчестве К. Г. Паустовского.

Задачи:

продолжить работу над произведением К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»;

учить детей проникать в суть произведения, понимать замысел автора;

развивать воображение, воспитывать посредством слова, пережитых чувств такие качества, как благородство, благодарность.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Из рисунков учащихся организуется выставка. Дети могут рассказать о том, что они хотели передать своей работой.

Затем учащиеся по желанию рассказывают об основных событиях К. Г. Паустовского.

III. Изучение нового материала.

Беседа по прочитанному:

Учитель:

Какой же подарок получила Дагни от Грига?

Учащиеся:

Музыкальное произведение.

Учитель:

Как Дагни догадалась, что музыка Грига посвящена именно ей?

Учащиеся:

Было названо ее имя.

Учитель:

Смогла ли героиня понять, что хотел сказать ей Григ? О чем она сожалела?

Учащиеся:

Слушая музыку, Дагни ясно представляла себе картины природы своего родного края, вспомнила человека, который помог ей донести тяжелую корзину. Он рассказал о своих чувствах, которые испытал, встретив одинокую бедную девочку, милую и скромную. Дагни сожалела, что не успела выразить ему свою благодарность за такой прекрасный подарок.

Выборочное чтение:

Учитель:

Прочитайте, как выглядит лес в Норвегии

Учащиеся:

«От обилия влаги буйно разрастается мох. Он свешивается с веток зелеными прядями до самой земли».

Учитель:

Найдите описание осени. Как автор говорит об осенних листьях?

Учащиеся:

«Если бы можно было собрать все золото и медь, какие есть на земле, выковать из них тысячи тоненьких листьев...».

Учитель:

Найдите описание дома композитора.

Учащиеся:

«Все, что могло приглушить звуки – ковры, портьеры и мягкую мебель – Григ давно убрал из дома. Его украшал только рояль...».

Учитель:

О чем думал Григ, когда сочинял музыку для девочки?

Учащиеся:

«Он писал и видел, как навстречу ему бежит, задыхаясь от радости, девушка с зелеными сияющими глазами...».

Учитель:

Какое впечатление производила музыка на слушателей и почему?

Учащиеся:

«Загулявшие матросы рассаживались на ступеньках и слушали, всхлипывая. Прачка ... вытирала ладонью покрасневшие глаза и покачивала головой...»

 

IV. Итог урока.

Учитель:

О чем написал рассказ К.Паустовский?

Учащиеся:

О встрече композитора Грига с бедной норвежской девочкой.

Учитель:

Какие картины можно представить себе, слушая музыку Грига?

Учащиеся:

Северный край, суровая природа, заросшие мхом деревья. Холодное северное море. Можно услышать шум ветра и тяжелый плеск волн.

Учитель:

Какой подарок решил сделать композитор девочке?

Учащиеся:

Сочинить музыку и посвятить ей.

Домашнее задание: перечитать ещё раз рассказ К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками», подготовить выразительное чтение наиболее понравившегося отрывка, выписать в тетрадь по чтению эпитеты и олицетворения

Используемые источники:

Картинки и скороговорки из книги «Повторяй-ка!»: Скороговорки. М. : ЗАО Издательство ЭКСМО-Пресс, 1998.

Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2011, 223 с. (Школа России)

Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению: 4 класс. М.: ВАКО, 2006, 240 с. (В помощь школьному учителю)


 

Интернет источники:

Э. Григ «Утро» http://muzofon.com /

Шаблон презентации Волковой В. Е. http://pedsovet.su /

Портрет Э. Грига http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/1e/Eilif_Peterssen-Edvard_Grieg_1891.jpg

Кавалерийские сапоги http://s41.radikal.ru/i091/1011/23/e3144cbb94a5.jpg

Парча http://www.asta-tex.ru/images/price/2584.jpeg

Фетровая шляпа http://www.tamboff.ru/forum/files/thumbs/t_henschel_shlapa_5165_40_183.jpg

Симфонический оркестр http://www.zaural100.ru/foto/filarmoniya01.jpg

Картинки для слайдов 10 - 15 из презентации Понятовской Ю. Н. http://ponyatovskaya.ucoz.ru/load/kg_paustovskij_quotkorzina_s_elovymi_shishkamiquot/1-1-0-67



К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
ZIP / 6.65 Мб

Опубликовано в группе «Программа ''Школа России''»


Комментарии (2)

Фокина Лидия Петровна, 20.02.17 в 16:42 0Ответить Пожаловаться
Елена Александровна! Большое спасибо за внимание к работе и отзыв. С благодарностью, Лидия Петровна.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.