12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Давид1159
Россия, Москва, Москва

Обществознание. 6 класс.

Тема: Как человек познаёт мир.

Тип урока: урок лекция.

Цели: образовательные: определить сущность понятия познание, его виды, формы.

Обучающие: совершенствование УУД:

Коммуникативных: умения полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, владения монологической и диалогической формами речь.

Познавательных: умения находить и выделить необходимую информацию, умения выдвигать и обосновать гипотезу, умения структурировать информацию.

Личностных: умения дать нравственно – этическую оценку.

Регулятивных: умения ставить учебную задачу, оценить качество и уровень усвоения материала.

Воспитательные: формирование представления об ответственности за свое проведение.

План урока:

1. Введение в тему урока

2. Определение сущности понятия познание, его виды и формы.

3. формирование представления об ответственности человека за своё поведение.

4. Закрепление пройденного материала

5. Подведение итогов.

Оборудование: компьютер, доска, учебник, тетрадь.

Ход урока:

1. Введение в тему урока: зачитать изречение: Есть два вида сознания: одно посредством чувств. Другое – мысли. Учитель задаёт нваводящие вопросы для формулирования темы урока: Какие органы чувств вам известны?

Свойственны ли ощущения животным? Что такое восприятие и представление?

Ученики высказывают мнение: урок будет о чувствах, познание.

2. Определение сущности понятия познание, его виды и формы.

Запись в тетради: Познание – это процесс приобретения человеком новых знаний. Ученики демонстрируют перед одноклассниками различные формы ощущения человека и задает учитель вопрос:

1. С помощью каких органов чувств человек получает информацию об окружающем мире? Ученики записывают в тетради органы чувств.

2. Какую информацию человек может получить с помощью зрения? слуха? языка? обоняния? осязания?

Учитель: ребята, обратите внимание, что каждый орган чувств воспринимает какое – либо свойство предмета.

Далее перед учениками на столе лежит муляж какого либо фрукта. Учитель предлагает ученикам вопрос: с помощью каких органов чувств они могут получить информацию об этом фрукте?

На основе высказанных учениками мнений составляется на доске схема из правильных ответов

Схема выглядит примерно так:

 

Зрение

Вкус

Обоняние

Осязание

слух

Формы , вкус, запах, и т.д.

 

 

Восприятие.

 

Учитель обращает внимание на то, что соединение ощущений всех органов чувств формирует в мозгу человека целостное представление о предмете, т.е. его восприятие. Для доказательства высказанного мнения учитель предлагает устно описать до этого выставленный на показ предмет по памяти. Это чувственный образ, сохраненный в сознание человека и воспроизведённый по памяти.

Учитель далее задает вопросы:

1. По словам Демокрита существуют два вида познания: одно посредством чувств, другое –мысли. Как вы думаете, что он имел в виду?

Ученики: человек пытается осмыслить получаемую с помощью органов чувств информацию.

2. Человек обладает разумом. На латинском языке разум это рацио. Если с помощью разума мы познаем что – либо новое, как такое познание может называться?

Ученики: рациональное

3. Учитель демонстрирует перед учениками на одном из добровольцев костюм, рубашку, брюки и спрашивает: что вы видите на вашем товарище?

Ученики: одежду.

Учитель: одежда это общее понятие, которое объединяет все эти вещи. Понятие – одна из форм рационального познания. Т. е. понятие говорит об общих и существенных свойствах предметов.

Далее учитель показывает ученикам верхнюю одежду и костюм и спрашивает: что вы можете сказать об этой одежде?

Ученики: одежда бывает зимней и летней.

Учитель : то, что вы разделили одежду на зимнюю и летнюю это называется суждением. Вы высказали свое понятие, мнение о данных предметах. Т. е. вы сделали умозаключение. А умозаключение – это мысленная логическая связь нескольких суждений и выведение на их основе нового суждения.

Какой вывод можно сделать из ваших суждений об одежде?

Ученики: люди носят одежду по сезону.

Ученик на основе изученного составляют схему : Познание.

3. формирование представления об ответственности человека за своё поведение.

Учитель: для человека узнать что – либо новое, неопознанное - интересно и увлекательно. Человек с древних времен стремиться изведать мир, проникнуть в еще неизведанные области сознания. Ученикам можно показать картину дымящихся заводов и фабрик и спросить:

В свое время исследователи изобрели станки, оборудовали ими мануфактуры и превратили ручное производство в производство товаров на заводах и фабриках. В действие техника приводится с помощью энергии, отходы от выработки топлива выводится в атмосферу с помощью труб. Заводы одновременно выпускают товары, необходимые человеку для своей деятельности. Какие положительные и отрицательные стороны существуют у данного явления в истории человечества?

Ученики рассказывают о положительных и негативных последствиях возникновения заводов и фабрик.

Учитель: Как вы думайте, каких правил должны придерживаться люди, которые стремятся узнать что – то новое?

Ученики: их познавательная деятельность не должна вредить людям и природе.

4. закрепление изученного материала. Учащиеся отвечают на вопросы и выполняют задания 1 – 8 к §5 учебника.

5. подведение итогов: озвучить отметки за урок.

Д/З. §5 задания 9-14, задания 15,16 по желанию.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.