12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Пушкина Тамара Николаевна1109
Люблю школу. Люблю своих учеников. Люблю волшебные звуки скрипки.
Россия, Нижегородская обл., Балахна
4

Как обрести уверенность в себе. Шесть шагов на пути к себе

 Как обрести уверенность?

Шесть направлений на пути к себе

Наша жизнь – как блуждание в лесу. А уверенность открывает нам путь, по которому надо идти. И вот если этой уверенности нет, то мы идём, говоря словами народной сказки, «не знаю куда», кружась на одном и том же месте.

Первый путь: самооценка .

Самооценка бывает заниженная, завышенная и адекватная.
Человек с низкой самооценкой думает, что у него ничего не получится. Во внутреннем монологе лейтмотивом звучит тема «Я неудачник». Люди с низкой самооценкой ставят себе слишком амбициозные, высокие цели – не выполнив этого задания, человек утверждается в своей никчемности, снова поднимает высоко планку, снова её не осиливает, снова считает себя неудачником. И так до следующего раза. Мозг радуется, что легко отделался и ему не надо изменяться и создавать новые активные центры и производить больше дофамина. Мозг лениво отдыхает, а человек утверждается в свой низкой самооценке. Был такой американский философ, психолог Уильям Джеймс, который создал формулу самооценки: Самооценка = Успех / Уровень притязаний Чем больше притязаний, желаний, амбиций, тем больше должно быть успеха. Потому есть выбор: или пахать на успех с утра до вечера, на действительный успех, или сократиться с притязаниями. Джеймс рекомендовал второе.

Второй путь: критика.

Критика убивает. Это как ядом поливать цветы. Я не имею в виду конструктивную критику, когда говоришь по делу и предлагаешь варианты. Когда идёт совместная работа по выявлению недостатков. Цель такой критики – помочь исправить ошибки, чтобы было лучше. Но как правило, критика – это просто уничтожение всего живого. «Не можешь». «Руки не из того места растут». «Недотёпа». «Лучше я всё сделаю сама, ты ничего не умеешь и не можешь». «Тебе нельзя ничего доверить». Опять же наш мозг, выслушивая все эти негативные эпитеты, поначалу относится к ним с недоверием, но по мере их нарастания мы уже начинаем сомневаться в своих суждениях. И постепенно критические высказывания записываются в структуру нашей личности. Знаете, как это ни странно, но легче писать свои негативные качества, чем позитивные. Десять негативных характеристик пишутся в три минуты, десять позитивных характеристик – это уже проблема, многие не доходят и до пяти. Конечно, мы слышим критику намного чаще, чем похвалу, мало того, критике мы доверяем больше, чем похвале. Поэтому надо научиться ставить границы этой критике. Критика – это объявление нам войны. Как только вы поддаётесь критике и начинаете оправдываться, знайте: ваши территории занимаются противником, у вас забирают ваше личное пространство. Поэтому простой вариант – вас критикуют, а вы можете сказать: «А я не согласен / не согласна». Вам кричат «Тупица!», а вы парируете: «А я другого мнения». Если критика победила, поздравляю – впереди тупик. И надо из него всё-таки выбираться.

Третий путь: выбор.

К сожалению, мы живём во времени и пространстве и не можем быть в двух местах одновременно, и рук у нас только две, а выбор бывает один. Куда поехать: отдыхать в горы или на море? Что купить: сапоги или холодильник? С кем пойти на свидание: с блондином или брюнетом? И вот когда выбор сделан или иногда кто-то другой сделал за нас выбор, то начинается мучительной процесс – а что бы было при другом варианте? И море перестаёт быть солёным, и холодильник плохо морозит, а с блондином могло бы быть веселей. Всё, начался процесс интоксикации организма. Поэтому, понятное дело, выбор должен быть ваш, ответственный и лучший. И когда выбор сделан – всё, он был правилен. Отдыхайте и плещитесь на море, даже если заливают дожди, даже если с брюнетом было скучно, зато вы узнали всё о ядерной физике. А холодильник у вас просто лапочка.

Путь четвёртый: благодарность.

Есть такие слова в Новом Завете: «За всё благодарите». Очень странная и нелогичная формула. Чего это я буду благодарить за всё, даже за плохое? Перевернув значение, взглянув психологически и даже психофизиологически на эту фразу, можно сказать, что она переворачивает положение человека. Итак, когда всё плохо, что мы начинаем делать? Мы брюзжим, грустим, настроение на нуле – в лучшем случае, в худшем – на глубоком минусе. Мысли крутятся вокруг неудачи, мы погружаемся в пучину негатива, закручиваемся в этой спирали. И, как гласит известный закон, подобное притягивает подобное. Как говорят, начинается чёрная полоса. Но заметьте, стоит случиться какому-то положительному событию, мы хватаемся за этот момент, как за спасательный круг, появляется надежда, мы по-другому начинаем воспринимать действительность. Оказывается, вокруг нас не так уж и мало позитивного, и мы говорим: «Ну наконец-то белая полоса». Мозг абсолютно по-разному функционирует во время грусти и радости. Он поддаётся тренировке. Если постоянно грустить и замечать негативное, уверяю вас – мозг подстроится под это настроение и споёт с вами в унисон осеннее танго. Он пойдёт дальше и сократится с производством дофамина, поскольку не видит смысла в его производстве, более активной станет правая лобная доля и – здравствуй, депрессия. И наоборот, улыбнитесь прямо сейчас и почувствуете себя лучше. Благодарите за каждый день несколько раз в день, и вы увидите, что улыбка чаще гостит на вашем лице, и атмосфера в доме улучшилась. Наша жизнь – дар, она удивительно коротка, если взглянуть на нашу жизнь с перспективы космоса, то это мгновение. Это тайна, как мы попали в этот мир, почему родились именно от этих родителей, именно в этом месте. Это дар. Будьте благодарны, откройтесь для подарков судьбы. Благодарность – это открытость для мира, для его даров, какими бы они ни были. И эти дары учат нас, учат прежде всего любви к другим, миру и к себе. Принимайте подарки, прощайте неудачи и благодарите.

Путь пятый: отдача.

Простите меня за подробности, но что будет, если есть, пить и не ходить в туалет? Правильно, неприятная проблема. А вдыхать и не выдыхать? Физиология нас учит: если что-то взял, надо и отдать. По большому счёту искусство – это побочный эффект нашей жизнедеятельности. Помните у Ахматовой: Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда. Нельзя держать всё в себе. Всё в природе отдаёт себя другим, это позволяет цветам цвести, плодам расти. Поэтому выберите какую-то область творчества или волюнтариата, которая вам близка. Я, например, люблю котов и им помогаю. Когда подвожу итоги дня сознательно или бессознательно, есть ощущение, что было что-то сделано, оставлен какой-то след, что день прожит не напрасно. И в итоге – я молодец.

Путь шестой: доверие.

Пройдя долгий путь к взрослой жизни, имея различный опыт, мы часто теряем доверие к себе. Мы забываем, чего мы хотим, о чём мечтали, к чему лежало и к чему лежит наше сердце. Но доверие к себе – именно тот огонь, в котором есть жизнь. Для меня талант – это доверие к себе. Это нечто неуловимое, всегда индивидуальное, неповторимое, в котором чувствуется жизнь. Моя мама при всех своих недостатках – очень интересный, необычный и в хорошем значении этого слова авантюрный человек. Который с удовольствием бы путешествовал и знакомился с различными людьми, для неё не было бы проблемой незнание языков и стеснённость в средствах. Но она поставила на этом крест, она испугалась чужого мнения – «как же в её возрасте путешествовать». И она сидит с бабульками во дворе и с неохотой выслушивает последние городские новости. Она испугалась своих желаний и тихо и грустно угасает. У меня есть масса знакомых, которые добились невероятного успеха, поверив в себя, рискнув. Которые услышали из глубины зов внутреннего Я. Им захотелось сделать то, что они по-настоящему хотят и любят. Одна знакомая переехала в Непал и покоряет горы. Другая в 45 лет начала изучать психологию – и теперь автор многочисленных книг и постоянная ведущая психологических программ на телевидении. Мой дедушка научился рисовать в 60 лет.

Автор: Наталья Войцель
Источник: http://shkolazhizni.ru/psychology/articles/76350/© Shkolazhizni.ru

Опубликовано


Комментарии (2)

Седова Ольга Анатольевна, 17.06.16 в 09:25 1Ответить Пожаловаться
Этот материал можно и даже нужно использовать для беседы со старшеклассниками: у многих из них притязания зашкаливают, а желание трудиться и адекватно своим усилиям получать результат отсутствует.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.