12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Норин Эдуард Николаевич309
Мой педагогический стаж составляет 17 лет. Последние четыре года работаю в физико-математическом лицее.
Россия, Калужская обл., Калуга
Материал размещён в группе «Учитель года России»

Здесь будет изображение: /data/edu/files/z1438331548.jpg (1920x996)

В педагогической среде, как и в любом другом профессиональном сообществе, есть свои рейтинги и прочие состязания, где можно продемонстрировать свой учительский потенциал. Анализируя конкурсы «Учитель года» на разных этапах, от внутришкольного контекста до общегородского, диву даёшься, сколь талантливо и разнообразно представляют свою работу педагоги. А уж выбор лучшего учителя страны – это поистине ярмарка талантов. Но не секрет,что даже самый красивый алмаз может выглядеть блёкло без должной огранки. Так и конкурсы: можно и середнячка представить ярко и оригинально, и наоборот, очень талантливого специалиста совсем неталантливо презентовать. Конечно, над выступлением одного человека трудится целая команда. Вовсе не значит, что он сам работает над концепцией, пишет сценарий и занимается поисками реквизита. Но всё же не зря выбрали именно его! Многие педагоги, даже интуитивно чувствуя свою способность побороться за звание лучшего, не решаются пойти на конкурс из-за страха не справиться с постановкой выступления. Для них и всех тех, кому не чужды педагогические амбиции, подсказкой станет эта статья.

Запоминается гармоничный образ

Иногда «перегруз» образа портит всё впечатление. Нагромождение талантов и способностей, желание уместить как можно больше информации в лаконичное по определению выступление подведёт конкурсанта. Запоминается участник обычно чем-то одним – ярким, цепляющим зрителя и жюри. Если эта одна неповторимая черта выделяется на фоне общей доброжелательности, грамотности, обаяния – это уже успех. Не стоит перечислять все хобби и умения конкурсанта, далеко не каждое из них как-то повлияло на него, как на педагога. И даже если вы нашли то самое, которое стоит упомянуть, преподнести его нужно ярко. Хобби может быть старо, как мир: пишет стихи, шьёт плюшевых мишек, или готовит торты, но если его чуть приукрасить – будет то, что надо. Пишет стихи на переменках (именно тогда его посещает муза), у каждого плюшевого мишки есть своё имя и все мишки обязательно с галстуками, торты готовит по своим рецептам и т.д. Конечно, обман здесь неуместен, но разумный компромисс между правдой и способностью её приукрасить, найти можно.

Не очень удачно «разбивать» образ. Если участник предстаёт перед зрителем энергичным, неуёмным, жизнерадостным человеком, то и деятельность его, его увлечения должны соответствовать образу. Всем представляется, что конкурсант любит скорее рок-энд-ролл, чем чтение стихов у камина. Зрители и жюри должны поверить образу, должны увидеть перед собой уникальную, гармоничную личность.

Участнику нужно быть шоуменом

Шоумен – это не только глашатай сенсаций и заводила публики. Это к тому же приятный человек, легко адаптирующийся к любым декорациям и жанрам. Поведение его естественно, речь легка и достаточно проста,а улыбка не выдаёт волнения. Неубедительно и отталкивающе смотрятся заученные речи, с обилием «умных» слов и цитат. Участник должен говорить так, будто всё это он хотел сказать именно сейчас, даже если он всю ночь учил слова. Как и шоумен, конкурсант должен чувствовать зрителя. Делать паузы, улыбаться, шутить,если обстановка располагает. Чем больше естественности в поведении на сцене,тем лучше результат.

Задача одна – нужно стать звездой мероприятия. Пусть на вечер, но нужно влюбить в себя зрителя. Всё это напрямую зависит от совпадения сценария выступления с реальным образом педагога. Конечно, ещё при подготовке к конкурсу нужно помнить, что некий образ идеального учителя уже заложен в подсознании общества. Не стоит изобретать велосипед и сильно откланяться от имеющихся представлений. Не прощается учителю безграмотность, зацикленность на себе и своем внешнем виде. Основные черты настоящего педагога, по устоявшемуся мнению, мудрость, доброжелательность, внимательность, терпеливость, искренность.

Сила в индивидуальности педагогического стиля

Главное то, чем вы уникальны и талантливы в профессии. Сильные стороны педагога заслуживают главного внимания в подобных конкурсах. И это необходимо продемонстрировать. Вопрос – как? Делать доклад о своих педагогических достижениях? Скучно. Показать мультимедийную презентацию с основными тезисами своей работы? Не ново. Инсценировать фрагмент урока на сцене? Тоже не вариант.

На самом деле решений этой проблемы много. Рассказывая о своих приёмах и методах работы на уроке, учитель может совместить устное выступление с демонстрацией этих самых приёмов. В качестве аудитории – зрительный зал. Первые ряды вряд ли откажутся поучаствовать в выступлении. Это подходит тем педагогам, кто, к примеру, интересно проводит опрос или ярко, красноречиво рассказывает новый материал. Практически любое своё повествование надо визуализировать. К примеру, рассказывая про виды деятельности, применяемые учителем на уроке, можно рисовать цветок или маленький пейзаж, где на лепестках и облачках будут написаны эти виды деятельности. Всё просто: магнитная доска и детали общей картины, которые легко на эту доску крепятся. То есть зритель увлечённо следит за процессом создания элементарного объекта изобразительного искусства и получает информацию о ваших педагогических предпочтениях.

Конкурсант может поиграть с залом в «Угадай мелодию». Например, он рассказывает, как настраивает ребят на экзамен или контрольную работу. Зрители предлагают песни-ассоциации, в итоге звучит песня – «Всё будет хорошо» (Митя Фомин). Здесь, конечно, нужно подумать над выбором песен. Но в само содержание такого элемента выступления учитель уже закладывает информацию о его индивидуальных педагогических приёмах. Так он может рассказать об интеллект-минутках на уроке, о ролевом распределении учеников, когда каждый урок назначаются два ученика, выполняющих на уроке роли цензора и оптимиста. То есть один выносит замечания, а второй – ищет поводы для похвалы класса.

Внешность важна?

Конечно, обаятельные и симпатичные люди всегда привлекают внимание. Но не стоит переусердствовать, ведь учитель – это стиль и разумная строгость. Переходить на образ тамады никак нельзя! Однако и деловой скучный костюм может разочаровать публику. Внесите элемент элегантности и лёгкости. Это может быть, как яркий шейный платок, так и изысканное, но уместное украшение. Вполне возможно сочетание чёрного делового костюма с красными туфлями на шпильке. Яркий акцент убирает скучность образа и поднимает настроение. Зритель, как и ученик, всегда отметит элегантность и чувство стиля педагога. А привлекательность внешнего образа – это первая симпатия, которая располагает к контакту и сотрудничеству.

Если подводить итог, можно сказать, что чувство стиля (а это не только характеристика внешности) должно просматриваться во всём выступлении. Прекрасно, если нет ничего лишнего: обилия слов и жестов, волнения, желания сказать и показать всё. И так же важна дружная поддержка коллег, это ведь тоже признание педагога. Если всё это есть, удача уже на вашей стороне.

Источник: ссылка

 

Опубликовано в группе «Учитель года России»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.