12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Чертихина Людмила Павловна311
Россия, Волгоградская обл., Волжский

Как выбрать профессию по душе.

Чертихина Л.П.

преподаватель математики

«Найди работу по душе и тебе не придется работать ни дня в своей жизни». 

(Конфуций) 

Многие делают свой профессиональный выбор под давлением каких-то сторонних обстоятельств. Родители, друзья, знакомые, реклама, невразумительные понятия о «престижности» какой-либо профессии.

Большинство людей делают этот выбор исходя из двух принципов – деньги и статус, который они намереваются получить в будущем. Все хотят стать менеджерами, юристами или экономистами, думая, что, получив первую заработную плату на одной из этих должностей, они будут удовлетворены своей работой. Но , первое разочарование, которое появится после первой же зарплаты, это будет самым маленьким разочарованием в жизни такого человека. Это разочарование будет со временем увеличиваться как снежный ком. И к сорока годам, не самореализовавшись на нелюбимой работе, человек сталкивается с огромнейшим психологическим кризисом. И винить тут можно только себя самого, за то, что, в свое время, был сделан неправильный первый шаг.

Так почему же нельзя потратить чуть-чуть времени и, при выборе своего призвания и своей профессии, провести самоанализ и прислушаться к своим желаниям? Почему нужно идти учиться на ту специальность, которая в почете у ваших каких-нибудь знакомых или даже соседей? Почему вы должны руководствоваться чужим мнением, а не своими желаниями? Разве это так сложно понять, что выбирать свою будущую работу по совету друзей – очень даже неправильно, и за это придется рано или поздно расплачиваться?» 
Да, у нас, в России, профессиональное ориентирование, только зарождается и обретает уже некоторые реальные черты. Есть небольшая законодательная база, есть регулирующие органы и организации, курирующие эту тему. В то время как на западе это устоявшаяся, отлаженная и четкая система с длинной историей и очень богатым опытом.
И каковы результаты функционирования этого зарубежного бюрократического аппарата? – спросите вы. 
Менее 20% европейцев недовольны своим выбором. То есть, если сравнивать с Россией, то в последней число недовольных превышает среднеевропейское на более чем 45% работников. Как вы догадались, число недовольных своей работой в России – больше 65%, т.е. гораздо больше половины всех обеспеченных работой россиян. 
Это огромные и пугающие цифры. А если учесть, что работа – основополагающий фактор экономики, то можно себе представить, какие деньги теряет наша страна из-за недостаточно эффективных механизмов профессиональной ориентации. Возможно мы бы давно уже «удвоили ВВП», если бы каждый был бы на своем месте и делал бы любимую работу.
А когда человек выполняет работу, которой он не увлечен, то вряд ли он сможет хоть как-то самореализоваться, и вряд ли он сможет достичь хоть каких-то карьерных высот. 

Работа должна быть, в первую очередь, любимой и интересной. Работа должна давать человеку чувство ощущения смысла и значимости той деятельности, которую он выполняет.

Проблема выбора будущей профессии – это самая большая проблема профессиональной ориентации. Особенно, для ребенка в возрасте 15 -16 лет. Ведь в школьном возрасте мало кто четко себе представляет, кем он хочет стать в будущем. Большинство даже не представляют себе – в какой области им бы хотелось бы работать в будущем. А выбор делать уже надо сейчас, чтобы уже начать подыскивать подходящий ВУЗ. 
Но в жизни чаще всего происходит все ровным счетом наоборот: родители выбирают сначала ВУЗ, а уже потом выбирают факультет и специальность, из имеющихся в этом учебном заведении. Да и ВУЗ выбирают, не исходя из интересов ребенка, а, как правило, из каких-то других факторов. Кто-то выбирает ВУЗ исходя из месторасположения и удаленности от дома, кто то исходит из субъективного параметра «престижность учебного заведения», кто то прислушивается к очень «полезным» мнениям и советам родственников (или даже соседей по лестничной площадке), кто то обращает внимание на наличие военной кафедры в ВУЗе, кто то поддался рекламе с второсортной «звездой эстрады и кино», а кто то и совсем пошел по простому пути: куда приняли документы, и куда удалось сдать вступительные экзамены, туда и пошел. 
Как видите, выбирают будущую профессию своего ребенка как угодно, но не так, как действительно необходимо и правильно. 
Мы только заметим, что помощью специалистов, занимающихся профессиональным ориентированием, воспользовались только 5%.

Чтобы избежать именно таких вот ситуации, любому человеку, начинающему свою профессиональную трудовую деятельность, необходимо самоопределиться с тем – откуда ему следует начинать свою успешную карьеру, чтобы она действительно оказалась успешной.
Скажем даже больше – на кого следует пойти учиться после школы, чтобы профессиональное образование дало правильный старт вашей трудовой карьере. 
 

ПРИНЦИПЫ ПРАВИЛЬНОГО ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

1. ОТКРЫТОСТИ. Не бойтесь критики и самокритики;
2. ОТВЕТСТВЕННОСТИ. Защищайте свой выбор конкретными аргументами;
3. ВРЕМЯ - НАШЕ ЗОЛОТО. Не бойтесь начать, бойтесь отложить на потом;
4. ЛУЧШЕ МНОГОЕ. Все полезно, если про профессию;
5. ЛУЧШЕ РАЗНОЕ. Как можно больше источников информации;
6. ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТИ. Идем туда, куда ведет сердце и здравый смысл;
7.
 УДОВОЛЬСТВИЯ. Сделайте процесс увлекательным.

ПОШАГОВЫЙ АЛГОРИТМ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ ПРИНЦИПЫ ПРАВИЛЬНОГО ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

1. Составьте список Ваших требований к своему профессиональному будущему (минимум 20);
2. Составьте максимально большой
 список профессий. Постарайтесь детально разобраться в каждой;
3. Выберите из них список профессий, которые Вам
 нравятся (минимум 10);
4. Выберите из них те профессии, которые, по Вашей оценке, Вам будут по способностям;
5. Спрогнозируйте , как будут развиваться Ваши профессии в будущем (на 10-15 лет);
6. Согласуйте свой выбор с родителями, учителями, специалистами, друзьями;
7. Определите конкретные практические шаги к успеху (зоны развития, экзамены, учебное заведение...).


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.