ВСЕРОССИЙСКИЕ КОНКУРСЫ
Бесплатные конкурсы для учителей. Сертификаты и призы участникам!
Материал опубликовала
Кристина Шер38
Я – учитель начальных классов. Работаю в школе 9 лет. Есть опыт работы в инклюзивном образовании.
Еврейская АО, Биробиджан
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Здесь будет изображение: /data/edu/files/c1438587502.jpg (600x364)

Помните, как вы прогуливались в магазине среди рядов колясок? А как выбиралиботиночки на первый шаг? Устраивали тест-драйв трёхколёсным велосипедам? Выбору вас есть и при поступлении ребёнка в школу. Например, вы можете выбратьвозраст, в котором завершится дошкольное детство вашего чада. Рассмотретькандидатуры на почётную должность первого учителя. Можно изучить вариантыподходящих, с вашей точки зрения, школ. Но один из самых сложных моментов – этовыбор программы, по которой будет проходить обучение вашего ребёнка.

Если вопросы выбора коляски, велосипеда, ботиночек вы можете решить, ориентируясьна собственные вкусы, то проблему выбора образовательной программы решитьгораздо сложнее. Что такое хорошая школьная программа? А плохие программыбывают? Попробуем разобраться.

Все программы начальной школы можно условно разделить на две группы. Первая– традиционные программы, вторая – так называемые программы развивающегообучения.

Традиционная программа в исходном варианте – это та самая программа, покоторой учились практически все советские школьники и большинство современныхродителей. Сейчас она носит название «Школа России». В эту же группу можновключить программы «Начальная школа ХХI века», «Школа 2100», «Гармония»,«Перспективная начальная школа», «Классическая начальная школа», «Планетазнаний», «Перспектива».

Среди программ развивающего обучения наиболее известны системы Л.В. Занковаи Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. В эту же группу входят многочисленныеавторские программы, по которым может проходить обучение в единственном классена весь город, а то и на всю Россию.

Уже эта классификация вызывает резонный вопрос: «Это что же, традиционнаяпрограмма - не развивающая?»

Дело в том, что понятие «программа развивающего обучение» появилось в тегоды, когда обучение в начальной школе проводилось по единственной программе,общей для всех школ Советского Союза. Некоторые ученые были убеждены, что этапрограмма не соответствует возрастным и психологическим особенностям детей. Иприступили к разработке собственных систем обучения, которые должны былиразвить у учеников мышление, воображение, память. В итоге сложилось так, чтовсе системы обучения, альтернативные традиционной, объединены общим названием«развивающие».

Сейчас все действующие программы прошли испытание временем, утверждены ирекомендованы Министерством образования. Более того, результаты обучения полюбой из программ ориентированы на единый образовательный стандарт. Этоозначает, что список знаний и умений, которыми должен обладать выпускникначальной школы, общий для всех – независимо от того, по какой из программобучался ребёнок.

И снова возникает логичный вопрос: «Для чего же столько разных программ,если результат обучения всё равно одинаковый?» И – удивительное рядом –образовательный стандарт общий, а результаты обучения – разные!

Самый распространённый миф о традиционной программе обучения – то, что онаустарела. Это не так. Программа многократно обновлялась. Открыв учебники изкомплекта «Школа России», вы с трудом узнаете те книги, по которым училиськогда-то сами.

Все программы традиционного типа имеют общую характерную особенность.Учебный материал подаётся так, чтобы ребёнок шёл по пути «от простого ксложному». Постепенно нарабатывается определённый учебный навык (в идеале -доведённый до автоматизма). Самый простой пример – это большое количествооднотипных задач, расположенных в учебнике страница за страницей. Решая их,ребёнок запоминает способ решения задач такого типа и уверенно пользуется им.

Именно эта технология обучения подвергалась критике за то, что многие дети врезультате не умеют применять знания в нестандартных условиях. Немногонепривычно сформулирован текст задачи – и ребёнок не может воспользоватьсяимеющимся навыком.

Авторы других программ традиционного типа попытались объединить полезные спрактической точки зрения наработки авторов программ развивающего обучения ивнедрить их в традиционную программу.

Одним из самых ярких примеров такой работы являются учебники по математике,разработанные Л.Г. Петерсон. Они отличаются более высоким уровнем сложности иразнообразием типов заданий, изучением терминологии, свойственной среднейшколе. Это пугает родителей, но очень помогает детям: освоив правильнуютерминологию в начальной школе, им не надо переучиваться в средних классах.

Бытует мнение, что традиционные программы выращивают «винтиков». Это не так.В современном виде они дают довольно прочную базу знаний, но в основномсохраняют ведущую роль учителя, который объясняет, рассказывает, даёт образец,и за счёт многократного повторения определённых действий формируются знания,умения и навыки.

Системы обучения Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова до сих порвызывают массу дискуссий. Нередко можно услышать негативные отзывы от родителейо результатах обучения детей по этим программам.

Причин этому чаще всего две. Первая – в большинстве современных школневозможно создать условия, в которых эти системы обучения будут работать так,как задумывали авторы. Вторая – мало педагогов-энтузиастов, которые готовысоблюдать технологию обучения, а без этого хороших результатов добитьсяневозможно.

Что имеется в виду под условиями и технологией обучения? Например, Л.В.Занков предполагал, что почти каждый учебный день будет начинаться смини-экскурсии учителя с детьми, последующей беседой и даже написаниеммини-сочинений по итогам увиденного и услышанного. В условиях современной школыэтого, очевидно, обеспечить невозможно.

При пролистывании учебников из этих комплектов у многих вызывает шокотсутствие чёткого деления на темы, отказ от привычных рамочек с правилами,которые надо выучить. Не найдёте вы и нескольких похожих заданий, расположенныхподряд. Эти системы обучения подразумевают совершенно другой подход к процессуобучения – более творческий, требующий от детей активности и любознательности.Учитель выступает не как наставник, а как друг и помощник, направляющий ходмысли детей.

Учиться и по системе Занкова, и по программе Эльконина-Давыдова интересно инеобычно. Это возможность научиться нестандартно мыслить и не теряться вразличных ситуациях, что очень пригодится в жизни.

Полистайте современные учебники. Вы наверняка найдёте что-то неожиданное,удивительное, непохожее на ваши воспоминания из школьного детства. Не спешитеэто отвергать, присмотритесь. Быть может, так — интереснее?

Источник: ссылка

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Поблагодарить автора 2 Добавить в избранное
! Пожаловаться

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.