12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ольга Николаевна122
Россия, Татарстан респ., Нижнекамск
5

"Как водород друзей искал" (внеклассное мероприятие, посвященное созданию Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева)

Инсценированное представление-сказка, посвященное созданию

Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева​​​​​​​

КАК ВОДОРОД ДРУЗЕЙ ИСКАЛ

Шарафутдинова Ольга Николаевна,

учитель химии высшей квалификационной категории

МБОУ «Гимназия №25»


Цели и задачи:

Выявлять и развивать у школьников познавательный интерес к изучению химии.

Создавать условия для творческой деятельности и изобретательности как элементов самореализации личности учащихся.

Формировать умение работать с дополнительными источниками информации, самостоятельно добывать необходимые знания, совершенствовать практические навыки по выполнению химического эксперимента.

Воспитывать ответственное отношение к материальным ценностям, умение работать в коллективе, прислушиваться к мнению других и уважать чужой труд.

Оборудование: Периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева, портрет Д.И.Менделеева, постеры и стенгазеты к юбилею ПСХЭ (для украшения кабинета), проектор для показа презентаций. Набор лабораторного оборудования и химических реактивов: штатив с пробирками, красный фосфор, сера, уголь, спиртовка, спички, металлические ложки для сжигания неметаллов, бенгальские огни (1-2 шт.), натрий, вода в стакане, фенолфталеин.

Участники праздника: ведущие – ученики 11 класса (одеты в футболки с изображение знаков химических элементов), зрители – ученики 7-8 классов.

С учениками-ведущими заранее отработано проведение опытов, проведен инструктаж по технике безопасности.


Вступительное слово учителя. Здравствуйте, дорогие ребята. Мы рады всех вас видеть на нашем празднике, посвященном замечательному событию в нашей науке. В 2019 году весь научный мир будет отмечать 150-летие создания Периодической системы химических элементов. Ее автором является выдающийся русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев, именем которого и названа Периодическая система. Ваши старшие товарищи, ученики 11 класса, подготовили необычное путешествие в мир химических элементов. Надеемся, что вам будет очень интересно.

1-й ведущий. Однажды из огромной Вселенной на Землю попала маленькая молекула – Водород. И хотя в его молекуле было два атома, ему стало скучно, и решил он найти себе друзей. Пришел Водород в необычный город. Город был очень большой, с высокими многоэтажными домами, и жили в этом городе химические элементы. Обрадовался малыш Водород: «Как много здесь жителей! Значит, я точно найду себе друзей». Огляделся вокруг и увидел большую площадь в центре города, а посреди площади – памятник. Подошел поближе и увидел надпись: «Д.И.Менделеев». Интересно стало малышу, почему этому человеку памятник поставили, решил спросить у прохожих. Мимо проходили два весельчака, Натрий и Калий. Уж очень они любили делиться всем, что у них есть, даже своих электронов им было не жалко. И рассказали они интересную историю про жизнь и деятельность Д.И.Менделеева.

2-й ведущий (рассказывает о жизни и деятельности Д.И.Менделеева, использует презентацию).

t1696267068aa.jpg

Дмитрий Иванович Менделеев (17 января (8 февраля) 1834г.- 20 января (2 февраля) 1907г.). Родился в Тобольске в семье директора гимназии. В 1850 году поступил в Главный педагогический институт в Петербурге, на отделение естественных наук физико-математического факультета. В 1855г году Менделеев окончил институт с золотой медалью и был назначен старшим учителем гимназии в город Симферополь, но перевелся в Одессу из-за начавшейся Крымской войны. В Одессе он работал учителем в Ришельевском лицее. В 1856 году Менделеев защитил диссертацию в Петербургском университете, получил степень магистра, в 1857 году был утвержден приват-доцентом этого университета и читал там курс органической химии. В 1859-1861 гг. Менделеев работал в Германии, в лаборатории Р.Бунзена и Г.Кирхгоффа в Гейдельбергском университете. В 1860 году совместно с другими русскими химиками принимал участие в работе Международного конгресса химиков в Карлсруэ, на котором в ходе выступлений и дискуссий по поводу разграничения понятий атома, молекулы и эквивалента были созданы предпосылки к открытию периодического закона. Вернувшись в Россию в 1861г., Менделеев продолжил чтение лекций в Петербургском университете, опубликовал учебник «Органическая химия». В 1864г. Менделеев был избран профессором химии Петербургского технологического института, в 1865г. защитил докторскую диссертацию «О соединении спирта с водой» и был утвержден профессором технической химии Петербургского университета, а через два года возглавил кафедру неорганической химии. Читая лекции студентам, Менделеев не нашел пособий, по которым могли бы заниматься его ученики, и начал писать свой классический труд «Основы химии». В предисловии ко второму выпуску первой части учебника, вышедшему в 1869 г., Менделеев привел таблицу элементов под названием «Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве», а в марте 1869г. на заседании Русского химического общества от его имени было доложено о периодической системе элементов. Менделеев разработал гидратную теорию растворов, занимался проблемами переработки нефти, высказал идею подземной газификации углей, разработал технологию изготовления бездымного пороха. Менделеев был одним из основателей Русского химического общества и неоднократно избирался его президентом, был членом более 90 академий наук, научных обществ, университетов разных стран. Его имя носит химический элемент №101 (менделевий), ряд учебных заведений и научных институтов, подводный горный хребет и кратер на обратной стороне Луны.

1-й ведущий. Очень понравился Водороду рассказ о Менделееве, поблагодарил он отзывчивых Натрия и Калия и пошел дальше по улице Неметаллов. Остановился у дома №VIII, постучался в дверь с табличкой «Благородные газы». Дверь открыл медленный и ленивый Аргон. В комнате проживали еще 5 газов, но не обрадовались они гостю: в углу затаился скрытный Криптон, чужим оказался Ксенон, а Гелий, хотя и излучал солнечную улыбку, так же, как и Неон, не захотел нового друга. Огорчился Водород такому приему: «Какие же они благородные, если они совсем инертные», и пошел дальше по улице Неметаллов. В окне дома №VII увидел наш герой цветные пузыри и вошел в дверь с табличкой «Галогены». Встретили его достаточно приветливо: Фтор осветил гостя своей желтой улыбкой, Хлор приветливо прищурил зеленые глаза, Бром растекся в поклоне бурой лужицей, только Йод молчаливо поблескивал, испуская фиолетовые пары. «Наконец-то я нашел настоящих друзей!»- воскликнул доверчивый малыш Водород. - «Какие вы все добрые!». «Да, мы очень добрые», - за всех ответил Фтор, - «Но еще мы очень голодные. Подай-ка свой электрон, нам его как раз не хватает». Испугался Водород, что лишится своего единственного электрона, и бросился бежать. Вдруг смотрит - в окнах дома №VI яркие огни, фейерверки, праздник и веселье. «Вот здесь мне точно будут рады» - подумал Водород и вошел в дом. В доме зачинщиком был заядлый окислитель Кислород. Мало того, что он уже давно сжег свою соседку Серу, так еще грозился окислением Азоту, Фосфору и Углероду, проживающим в соседних домах №IV и V.

3-й ведущий. Демонстрирует реакцию горения красного фосфора, серы и угля. Комментирует уравнение химической реакции, просит зрителей помочь расставить коэффициенты: 4P + 5O2 = 2P2O5 , S+ O2= SO2, С+ O2= СO2.

1-й ведущий. Обратился Водород к Кислороду с просьбой принять его в друзья, но тот злобно посмотрел на малыша и сказал: «Ну-ка, иди поближе, я тебя вмиг окислю, только мокрое место останется». Не захотел Водород превратиться в воду, и убежал прочь.

3-й ведущий. Комментирует уравнение химической реакции, просит зрителей помочь расставить коэффициенты: 2H2 + O2 =2H2O.

2-й ведущий. Грустно побрел малыш Водород по городу, свернул на улицу Металлов. Вокруг все было таким блестящим и сверкающим, что сразу забылись неприятности, случившиеся с ним на улице Неметаллов. В первом же окне дома №III увидел Водород серебристого старика, испускающего сверкающие искры. Зрелище было великолепное, ведь это был сам Алюминий. А искры исходили от горения его в кислороде.

3-й ведущий. Демонстрирует реакцию горения алюминия (Опыт «Горение бенгальских огней»). Комментирует уравнение химической реакции, просит зрителей помочь расставить коэффициенты: 4Al + 3O2 = 2Al2O3.

1-й ведущий. Красиво было в жилище у Алюминия и его соседей, но не захотели они принять его к себе. И пошел Водород дальше. А дальше проживали два дружных семейства. В доме №II у щелочноземельных металлов все было необычным: жили Кальций, Стронций и Барий в специальных капсулах с керосином. «Какие неженки, боятся даже воздуха» - подумал Водород, но из вежливости промолчал. А вот Магний и Бериллий воздуха совсем не боялись, и даже обливались водой, потому, что она на них совсем не действовала. Пригласили щелочноземельные металлы Водород пожить у них, но ему захотелось поселиться в доме №I, потому что там жили щелочные металлы: они были самыми мягкими, добрыми и совсем не жадными, могли легко отдать свой единственный электрон. Жили они тоже в капсулах с керосином, только у лития капсула была вазелиновая. Иногда натрий развлекал всех своими превращениями: пригласит в гости фенолфталеин, а сам прыгнет в воду и становится бедный гость малиновым.

3-й ведущий. Демонстрирует реакцию растворения натрия в воде. Комментирует уравнение химической реакции, просит зрителей помочь расставить коэффициенты: 2Na + 2H2O = 2NaOH + H2↑.

2-й ведущий. Вот так приняли щелочные металлы малыша к себе в друзья, и остался Водород жить в доме № I. А сказочный город, про который мы вам сегодня рассказали, и сейчас существует, только жителей в нем становится все больше и больше, и знает о нем весь мир и каждый школьник. А как называется этот город, ребята? Правильно, это – Периодическая система химических элементов Дмитрия Ивановича Менделеева.

Учитель. Ну как. Ребята, понравилась вам наша химическая сказка? А кто из вас что-нибудь знает о Дмитрии Ивановиче Менделееве? (выслушивает возможные ответы, строит беседу).

Давайте поблагодарим наших старшеклассников за отличную работу. До новых встреч!


Использованная литература:

Биографии великих химиков. Перевод с нем.под ред.Быкова Г.В. – М.: Мир, 1981. 320с.

Волков В.А., Вонский Е.В., Кузнецова Г.И. Выдающиеся химики мира. – ВШ, 1991. 656с.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.