12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Писарева Екатерина Викторовна1712 Россия, Самарская обл., Самара |
Календарно-тематическое планирование биология 10 класс (базовый уровень)
Тематическое планирование по биологии (базовый уровень) для 10 класса 2014-2015 учебный год | ||||
№ | Тема урока | Элементы содержания | Возможные направления творческой и исследовательской проектной деятельности | Освоение предметных знаний |
Тема 1: Биология как наука. Методы научного познания (4часа) | ||||
Тема 1.1 Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии (2 часа) | ||||
1 | Краткая история развития биологии. | Предмет и задачи общей биологии, методы исследования в биологии, связь биологии с другими науками. | Учащиеся должны знать, что изучает общая биология, уметь охарактеризовать особенности методов познания живого. | |
2 | Методы исследования в биологии | Методы исследования, свойства живого, уровни организации живой материи | Закрепить и углубить понимание учащимися особенностей современной биологической науки | |
Тема 1.2 Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи (2 часа) | ||||
3 | Сущность жизни свойства живого | Биология. Жизнь. Основные свойства живых организмов. Многообразие живого мира. | Учащиеся должны уметь объяснять основные свойства живых организмов: обмен веществ, саморегуляция, самовоспроизведение, наследственность и изменчивость, рост и развитие, раздражимость и уметь привести примеры представителей 5 царств живой природы. | |
4 | Уровни организации живой материи | Уровни организации живой природы:молекулярный, клеточный, организменный, популяционно- видовой, экосистемный, биосферный. | Учащиеся должны уметь характеризовать уровни организации живого, уметь вычленять уровни организации жизни в окружающей природе. | |
Тема 2: Клетка (10 часов) | ||||
Тема 2.1 Методы цитологии. Клеточная теория. (1час) | ||||
5 | Методы цитологии. Клеточная теория. | Клетка, цитология, основные положения клеточной теории | Учащиеся должны знать методы изучения клетки, уметь раскрывать основные положения современной клеточной теории, основные отличия в строении клеток организмов разных царств. Учащиеся должны уметь доказать материальное единство органического мира | |
Тема 2.2 Химический состав клетки (4 часа) | ||||
6 | Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества. | Элементарный состав живого вещества. Строение и биологическое значение воды и минеральных солей. | Учащиеся должны знать элементарный состав живого вещества и уметь привести примеры макроэлементов, биоэлементов и микроэлементов; содержание и роль воды и минеральных солей в клетке. | |
7 | Углеводы, липиды. | Строение и биологическое значение углеводов, липидов . | Учащиеся должны знать особенности строения и биологическое значение моносахаридов, дисахаридов, полисахаридов, жиров и других липидов. | |
8 | Строение и функции белков. | Биополимеры, полипептиды, пептидная связь; структуры, свойства и функции белковых молекул; биологические катализаторы - ферменты. | Учащиеся должны знать строение, свойства, функции и биологическое значение белков в клетке; уметь объяснять функции белков особенностями строения их молекул. | |
9 | Нуклеиновые кислоты. | ДНК, РНК, генетический код. АТФ, АДФ, АМФ, макроэргическая связь | Учащиеся должны знать особенности строения молекул ДНК, РНК , их биологическое значение. Учащиеся должны уметь схематически изображать нуклеотиды и структуру АТФ, процесс удвоения ДНК. строения АТФ, знать роль витаминов в живой природе. | |
Тема 2.3 Строение клетки (3часа) | ||||
10 | Строение клетки. | Строение и функции оболочки, цитоплазматической мембраны, ядра. | Учащиеся должны знать строение и функции цитоплазмы, клеточных мембран, ядра. | |
11 | Эукариотические и прокариотические клетки. | Строение и функции органоидов клетки( ЭПС, комплекс Гольджи, Лизосомы, митохондрии, пластиды, органоиды движения), клеточные включения. | Учащиеся должны знать строение и функции цитоплазмы, клеточных мембран, органоидов, клеточных включений, особенности строения и жизнедеятельности бактерий и вирусов. | |
12 | Строение и функции хромосом. | Клетка- целостная элементарная система, мембрана, ядро, цитоплазма, органоиды немембранные, одномембранные и двумембранные. | Проверить усвоение учащимися знаний о строении клетки, об особенностях строения растительных, животных клеток и грибов. | |
Тема 2.4 Реализация наследственной информации в клетке (1час) | ||||
13 | ДНК – носитель наследственной информации. Ген. Генетический код. | Клетка, ДНК, ген, генетический код. | Учащиеся должны знать процесс репликации ДНК. Объяснять, что такое генетический код. Называть основные свойства генетического кода. | |
Тема 2.5 Вирусы (1час) | ||||
14 | Вирусы, особенности строения и размножения | Вирусы – неклеточные формы | Учащиеся должны знать особенности строения и способы размножения вирусов. | |
Тема 3: Организм (19 часов) | ||||
Тема 3.1 Организм – единое целое. Многообразие живых организмов. (1 час) | ||||
15 | Организм – единое целое. Многообразие живых организмов. | Одноклеточные, многоклеточные и колониальные организмы. | Учащиеся должны знать основные характеристики живого организма | |
Тема 3.2 Обмен веществ и превращения энергии- свойства живых организмов (2 час) | ||||
16 | Обмен веществ и превращение энергии – свойство живых организмов. | Метаболизм, анаболизм и катаболизм, три этапа энергетического обмена, гликолиз, КПД дыхания. | Учащиеся должны усвоить сущность и значение обмена веществ в клетке. Особенности энергетического обмена клетки и значение митохондрий в процессах клеточного дыхания. | |
17 | Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий. | Автотрофы, гетеротрофы, фотосинтез, световая и темновая фазы фотосинтеза, хемосинтез. | Учащиеся должны знать типы питания организмов и особенности автотрофного питания и уметь привести примеры организмов с различными типами питания. | |
Тема3.3 Размножение (4 часа). | ||||
18 | Размножение – свойство организмов. | Жизненный цикл клеток. Фазы митоза. | Учащиеся должны знать особенности и значение деления клетки , особенности интерфазы и фаз митоза. Учащиеся должны уметь объяснить механизм, обеспечивающий постоянство числа и формы хромосом в клеточном ядре. | |
19 | Деление клетки. Мейоз. | Гаметы и гаметогенез, сперматогенез и овогенез, биологическое значение полового процесса. | Учащиеся должны знать особенности и биологическое значение полового размножения, основные фазы мейоза и особенности гаметогенеза яйцеклеток и сперматозоидов. | |
20 | Формы размножения организмов. Бесполое и половое размножение | Формы бесполого размножения: митоз, спорообразование, почкование и вегетативное размножение. | Учащиеся должны знать особенности и биологическое значение бесполого размножения и его форм, особенности и биологическое значение полового размножения. | |
21 | Развитие половых клеток. Оплодотворение. | Наружное и внутреннее оплодотворение, двойное оплодотворение у растений, развитие без оплодотворения. | Учащиеся должны знать сущность процесса оплодотворения, особенности строения зиготы, особенности оплодотворения у цветковых растений. | |
Тема 3.4. Индивидуальное развитие организма (2 часа) | ||||
22 | Онтогенез. Индивидуальное развитие организмов. | Эмбриогенез и постэмбриональное развитие. Вред курения, употребления алкоголя, наркотиков, пищевых добавок, лекарств, излучений, стрессовых ситуаций и др. | Учащиеся должны знать закономерности онтогенеза позвоночных и вредное влияние курения и употребления алкоголя и наркотиков на развитие зародыша человека, меры профилактики нарушений зародышевого развития человека. | |
23 | Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических средств на развитие зародыша человека. | Сущность размножения и его биологическая роль, формы размножения, цитологические основы полового и бесполого размножения, мейоз, особенности развития организмов. | Учащиеся должны знать особенности и значение деления клетки , особенности интерфазы и фаз митоза, уметь объяснить механизм, обеспечивающий постоянство числа и формы хромосом в клеточном ядре, особенности и биологическое значение полового размножения, основные фазы мейоза, знать особенности и биологическое значение бесполого размножения и его форм, особенности и биологическое значение полового размножения, факторы, оказывающие вредное воздействие на развитие зародыша и меры профилактики нарушений зародышевого развития человека. | |
Тема3.5 Наследственность и изменчивость (7 часов) | ||||
24 | История развития генетики. Гибридологический метод. Моногибридное скрещивание. | Основные термины и понятия генетики. Гибридологический метод, моногибридное скрещивание, первый и второй законы Менделя. | Учащиеся должны знать основные понятия, задачи и методы генетики. Учащиеся должны знать генетическую терминологию и символику, уметь записывать схемы скрещивания. | |
25 | Генетическая символика. Анализирующее скрещивание. | Решение задач на моногибридное наследование. Множественный аллелизм, кодоминирование, неполное доминирование, сверхдоминирование. | Учащиеся должны уметь решать основные типы генетических задач, составлять схемы анализирующего скрещивания. | |
26 | Закономерности наследования. Дигибридное скрещивание. | Дигибридное скрещивание, третий закон Менделя. | Учащиеся должны знать законы Менделя и уметь записывать схемы скрещивания и составлять решетку Пеннета. | |
27 | Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование. | Закон Моргана, кроссинговер, генетические карты, цитоплазматическая наследственность. Явление сцепленного наследования, закон Моргана, генетика пола. | Учащиеся должны знать основные положения хромосомной теории наследственности, уметь объяснять закон Моргана, иметь представление о генетических картах. | |
28 | Современные представления о гене и геноме. Генетическое определение пола. | Явление сцепленного наследования, закон Моргана, генетика пола. Решение задач на сцепленное с полом наследование. | Учащиеся должны знать хромосомный механизм определения пола и о сцепленном с полом наследовании. Уметь решать задачи на сцепленное с полом наследование. | |
29 | Наследственная и ненаследственная изменчивость. Мутации. | Наследственная изменчивость: комбинативная, мутационная и соотносительная, мутагены, мутации и мутагенез, закон гомологических рядов Вавилова. | Учащиеся должны знать виды наследственной изменчивости, типы мутаций и виды мутагенов, способы и причины мутагенеза, формулировку закона гомологических рядов. | |
30 | Значение генетики для медицины и селекции. Генетика человека. | Влияние различных вредных факторов на наследственность человека. | Учащиеся должны знать о вредном влиянии курения, употребления алкоголя и наркотиков на наследственность человека. | |
Тема 3.6 Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология. (3 часа) | ||||
31 | Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. | Селекция | Учащиеся должны знать задачи генетики как науки, этапы становления, направления селекции | |
32 | Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. | Методы селекции, гибрид, гибридизация, основные направления искусственного отбора. | Учащиеся должны знать сущность методов, их особенности | |
33 | Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. | Биотехнология, перспективы ее развития на современном этапе. | Учащиеся должны знать направления биотехнологии | |
34 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Организм» | Основные понятия по теме | Учащиеся должны знать основные понятия по теме |