12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Силюкова Виктория Сергеевна64 Россия, Омская обл., п. Новоуральск |
Календарно-тематическое планирование по русскому языку (1 класс)
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Основные виды учебной деятельности | Дата | |||||||||||||||
План | Факт | ||||||||||||||||||
Блок « Русский язык. Обучение письму» | |||||||||||||||||||
1 четверть (45 часов) | |||||||||||||||||||
Добукварный период (17 часов) | |||||||||||||||||||
1 | Пропись – первая учебная тетрадь. | 1 | Знакомство с шариковой ручкой и правилами обращения с ней при письме; правилами посадки при письме. Знакомство с разлиновкой прописи. Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. Гигиенические правила письма. Обводка предметов по контуру. Письмо элементов букв (овал, полуовал, прямая наклонная короткая линия), узоров, бордюров. | ||||||||||||||||
2 | Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. | 1 | Подготовка руки к письму. Гигиенические правила письма. Обводка предметов по контуру. Письмо элементов букв (полуовал, прямая наклонная короткая линия, короткая наклонная линия с закруглением влево, петля), узоров, бордюров. | ||||||||||||||||
3 | Письмо овалов и полуовалов. | 1 | Подготовка руки к письму. Правила посадки при письме. Составление предложений к иллюстрациям прописи. Обозначение изображённых предметов словом. Обводка и штриховка предметных рисунков. Рисование бордюров и чередующихся узоров. Классификация предметов на основе общего признака. | ||||||||||||||||
4 | Рисование бордюров. | 1 | Подготовка руки к письму. Освоение правил правильной посадки при письме. Штриховка и обводка предметных рисунков. Воспроизведение сказки по серии сюжетных картинок. Объединение предметов в группу по общему признаку. | ||||||||||||||||
5 | Письмо длинных прямых наклонных линий. | 1 | Освоение правил правильной посадки при письме. Штриховка и обводка предметных рисунков. Деление слова на слоги, графическое изображение слога в схеме-модели слова. Воспроизведение эпизода сказки по иллюстрации. | ||||||||||||||||
6 | Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево). Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо). | 1 | Соблюдение правил правильной посадки при письме. Рисование бордюров. Штриховка и обводка предметных рисунков. Слого-звуковой анализ слов. Составление рассказов по сюжетным картинкам прописи. | ||||||||||||||||
7 | Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево). Письмо длинной наклонной линии с закруглением внизу (вправо). | 1 | Соблюдение правил правильной посадки при письме. Рисование бордюров. Штриховка и обводка предметных рисунков. Составление рассказов по иллюстрациям прописи. | ||||||||||||||||
8 | Письмо больших и маленьких овалов, их чередование. Письмо коротких наклонных линий. | 1 | Соблюдение правил правильной посадки при письме. Конструирование из отдельных элементов известных учащимся букв, их печатание (н, п). Сравнение элементов письменных и печатных букв. Слого-звуковой анализ слов. Рисование бордюров. Штриховка и обводка предметных рисунков. Нахождение недостающих деталей в изображённых предметах и воссоздание рисунка по заданному образцу. Рисование дуги. | ||||||||||||||||
9 | Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование. Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением влево и вправо. | 1 | Соблюдение правил правильной посадки при письме. Конструирование из отдельных элементов, известных учащимся, букв (и). Сравнение элементов письменных и печатных букв. Слого-звуковой анализ слов. Рисование бордюров, узоров. Штриховка и обводка предметных рисунков. | ||||||||||||||||
10 | Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу вправо. Письмо коротких наклонных линий с закруглением вверху влево и закруглением внизу вправо. Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. | 1 | Соблюдение правил правильной посадки при письме. Конструирование из отдельных элементов известных учащимся букв (п, г, т). Слого-звуковой анализ слов. Рисование бордюров, узоров. Штриховка и обводка предметных рисунков. Составление рассказов по иллюстрациям прописи. | ||||||||||||||||
11 | Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. Письмо полуовалов, их чередование. Письмо овалов. | 1 | Соблюдение правил правильной посадки при письме. Конструирование из отдельных элементов известных учащимся букв (е). Слого-звуковой анализ слов. Рисование бордюров, узоров. Штриховка и обводка предметных рисунков. Составление рассказов по иллюстрациям прописи. | ||||||||||||||||
12 | Строчная и заглавная буквы А, а. | 1 | Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуком [а]. Заглавная буква в именах собственных. Анализ образца изучаемой буквы, выделение элементов в строчных и прописных буквах. Называние элементов буквы А, а. Соблюдение соразмерности элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. | ||||||||||||||||
13 | Строчная и заглавная буквы О, о. | 1 | Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуком [о]. Обозначение границ предложения на письме. Заглавная буква в именах собственных. Воспроизведение формы изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму. Соблюдение соразмерности элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. | ||||||||||||||||
14 | Строчная буква и. | 1 | Сравнение печатной и письменной букв. Конструирование буквы из различных материалов. Слого-звуковой анализ слов со звуком [и]. Подбор слов со звуком [и], запись некоторых из них. Комментированное письмо слов и предложений. Комментированное письмо слогов и слов с изученными буквами. | ||||||||||||||||
15 | Заглавная буква И. | 1 | Сравнение печатной и письменной букв. Сравнение строчной и заглавной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуком [и]. Работа по развитию речи: составление устного рассказа по опорным словам, содержащим изученные звуки. Запись с комментированием слога, слова с новой буквой. Заглавная буква в именах собственных. | ||||||||||||||||
16 | Строчная буква ы.
| 1 | Сравнение печатной и письменной букв. Конструирование буквы из различных материалов. Слого-звуковой анализ слов со звуком [ы]. Подбор слов со звуками [ы], [и], сравнение произношения и написания слов с этими звуками/буквами. Комментированное письмо слов, содержащих буквы и, ы, и предложений. | ||||||||||||||||
17 | Строчная и заглавная буквы У, у.
| 1 | Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуком [у]. Заглавная буква в именах собственных. Письмо предложений. Обозначение границ предложения на письме. Закрепление изученных звуков и букв. Взаимооценка. | ||||||||||||||||
Букварный период (66 часов) | |||||||||||||||||||
18 | Строчная и заглавная буквы Н, н.
| 1 | Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками [н], [н’]. Письмо слогов и слов с буквами Н, н. Заглавная буква в именах собственных. Письмо предложений с комментированием. | ||||||||||||||||
19 | Строчная и заглавная буквы С, с.
| 1 | Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками [с], [с’]. Письмо слогов и слов с буквами С, с. Заглавная буква в именах собственных. Деформированное предложение. Письмо под диктовку. | ||||||||||||||||
20 | Заглавная буква С.
| 1 | Сравнение строчной и заглавной букв. Письмо слов с буквами С, с. Списывание с письменного шрифта. Списывание с рукописного текста. Оформление границ предложения на письме. Работа по развитию речи: составление устного рассказа по заданной учителем теме. | ||||||||||||||||
21 | Строчная и заглавная буквы К, к.
| 1 | Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюров. Слого-звуковой анализ слов со звуками [к], [к’]. Письмо слогов и слов с буквами К, к. Списывание предложений. Повествовательная и восклицательная интонация. Оформление интонации на письме. | ||||||||||||||||
22 | Строчная и заглавная буквы Т, т.
| 1 | Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками [т], [т’]. Письмо слогов и слов с буквами Т, т. Списывание с письменного шрифта. Создание письменных текстов. | ||||||||||||||||
23 | Строчная и заглавная буквы Т, т. | 1 | Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками [т], [т’]. Письмо слогов и слов с буквами Т, т. Списывание с письменного шрифта. Создание письменных текстов. | ||||||||||||||||
24 | Строчная и заглавная буквы Л, л.
| 1 | Сравнение строчной и заглавной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками [л], [л’]. Письмо слогов и слов с буквами Л, л. Рисование бордюров. Списывание с письменного шрифта. Правописание имён собственных. Сравнение предложений с различными видами интонации. Обозначение интонации в письменной речи знаками «!», «?», «.». Оформление границ предложения. | ||||||||||||||||
25 | Повторение и закрепление изученного. | 1 | Закрепление написания изученных букв. Слого-звуковой анализ слов. Списывание предложений с печатного и письменного шрифта. Письмо вопросительных, восклицательных, повествовательных предложений. Восстановление деформированного предложения. Работа по развитию речи: составление и запись текста из 2–3 предложений по теме, предложенной учителем. Самооценка. | ||||||||||||||||
26 | Строчная буква р. Заглавная буква Р. | 1 | Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Письмо слогов и слов. Письменные ответы на вопросы. | ||||||||||||||||
27 | Строчная и заглавная буквы В, в. | 1 | Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками [в], [в’]. Письмо слогов и слов с буквами В, в. Рисование бордюров. Запись и интонирование предложений, различных по цели высказывания и интонации. Списывание с письменного шрифта. | ||||||||||||||||
28 | Строчная и заглавная буквы Е, е. | 1 | Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками [j’э], [’э]. Списывание с письменного шрифта. Составление ответа на поставленный в тексте вопрос. | ||||||||||||||||
29 | Строчная и заглавная буквы П, п. | 1 | Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками [п], [п’]. Письмо слогов и слов с буквами П, п. Обведение бордюрных рисунков по контуру. Дополнение предложений словами по смыслу. Письменные ответы на вопросы. | ||||||||||||||||
30 | Строчная и заглавная буквы П, п. | 1 | Слого-звуковой анализ слов со звуками [п], [п’]. Письмо слогов и слов с буквами П, п. Обведение бордюрных рисунков по контуру. Дополнение предложений словами по смыслу. Оформление границ предложения. Составление и запись текста из 2-3-х предложений на тему, сформулированную самими учащимися. | ||||||||||||||||
31 | Строчная и заглавная буквы М, м. | 1 | Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками [м], [м’]. Письмо слогов и слов с буквами М, м. Письмо элементов буквы М в широкой строке безотрывно. | ||||||||||||||||
32 | Строчная и заглавная буквы М, м. | 1 | Оформление границ предложения. Запись и интонирование вопросительных предложений. Списывание с печатного шрифта. Разгадывание ребусов. | ||||||||||||||||
33 | Строчная и заглавная буквы З, з. | 1 | Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками [з], [з’]. Письмо слогов и слов с буквами З, з. Письмо элементов буквы З. | ||||||||||||||||
34 | Строчная и заглавная буквы З, з. | 1 | Дополнение предложений словами по смыслу. Оформление границ предложения. Запись и интонирование различных видов предложений. Списывание с печатного шрифта. Письменные ответы на вопросы. | ||||||||||||||||
35 | Строчная и заглавная буквы З, з. | 1 | Письмо слогов и слов с изученными буквами. Работа по развитию речи: составление письменного текста. Дополнение содержания письменного текста. Письмо под диктовку | ||||||||||||||||
36 | Строчная и заглавная буквы Б, б. | 1 | Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками [б], [б’]. Письмо слогов и слов с буквами Б, б. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. | ||||||||||||||||
37 | Строчная и заглавная буквы Б, б. | 1 | Различение единственного и множественного числа существительных (один – много). Дополнение предложений словами по смыслу. Оформление границ предложения. Запись и интонирование различных видов предложений, вопросы. | ||||||||||||||||
38 | Строчная и заглавная буквы Б, б. | 1 | Слого-звуковой анализ слов со звуками [б], [б’]. Письмо слогов и слов с буквами Б, б. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Списывание с печатного шрифта. | ||||||||||||||||
39 | Строчная и заглавная буквы Д, д. | 1 | Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками [д], [д’]. Письмо слогов и слов с буквами Д, д. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Наблюдение за изменением формы числа существительного. Оформление границ предложения. Запись и интонирование различных видов предложений. Списывание с печатного шрифта. Разгадывание ребусов. Работа с поговорками. | ||||||||||||||||
40 | Строчная и заглавная буквы Д, д. | 1 | Письмо слогов и слов с изученными буквами. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Наблюдение за изменением формы числа существительного. Различение единственного и множественного числа существительных. Списывание с печатного шрифта. Работа с поговорками. Работа по развитию речи: составление рассказа с использованием поговорки. | ||||||||||||||||
41 | Заглавная буква Д. | 1 | Письмо слогов и слов с изученными буквами. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Наблюдение за изменением формы числа существительного. Оформление границ предложения. Списывание с печатного шрифта. | ||||||||||||||||
42 | Строчная и заглавная буквы Я, я. | 1 | Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками [j’а], [’а]. Обозначение буквой я мягкости предыдущего согласного на письме. Письмо слогов и слов с буквами Я, я. | ||||||||||||||||
43–45 | Резерв. | 2 | |||||||||||||||||
2 четверть (35 часов) | |||||||||||||||||||
46 | Строчная и заглавная буквы Я, я. | 1 | Обозначение буквой я мягкости предыдущего согласного на письме. Письмо слогов и слов с буквами Я, я. | ||||||||||||||||
47 | Строчная и заглавная буквы Я, я. | 1 | Обозначение буквой я мягкости предыдущего согласного на письме. Письмо слогов и слов с буквами Я, я. | ||||||||||||||||
48 | Строчная и заглавная буквы Я, я. | 1 | Дополнение предложений словами по смыслу. Дополнение текстов своими предложениями. Оформление границ предложения. Обозначение буквами а-я твёрдости/мягкости предыдущего согласного на письме. | ||||||||||||||||
49 | Строчная и заглавная буквы Г, г. | 1 | Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Слого-звуковой анализ слов со звуками [г], [г’]. | ||||||||||||||||
50 | Строчная и заглавная буквы Г, г. | 1 | Письмо слогов и слов с буквами Г, г. Число имени существительного. Дополнение предложений словами по смыслу. Оформление границ предложения. Запись и интонирование различных видов предложений. Списывание с печатного шрифта | . | |||||||||||||||
51 | Строчная буква ч. | 1 | Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Слого-звуковой анализ слов со звуком [ч’]. Характеристика звука. Правописание ча, чу. Письмо слогов и слов с буквой ч. | ||||||||||||||||
52 | Строчная буква ч. | 1 | Наблюдение над личными местоимениями я, они. Наблюдение за изменением формы числа глаголов. Оформление границ предложения. Списывание с печатного шрифта. Разгадывание кроссвордов. | ||||||||||||||||
53 | Заглавная буква Ч. | 1 | Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуком [ч’]. Письмо слогов и слов с буквами Ч, ч. Правописание ча, чу. Правописание имён собственных. Работа по развитию речи: составление предложений о героях рассказа А. Гайдара «Чук и Гек». Работа с пословицей. | ||||||||||||||||
54 | Буква ь. | 1 | Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Слого-звуковой анализ слов с ь. Обозначение мягким знаком мягкости предыдущего согласного. | ||||||||||||||||
55 | Буква ь. | 1 | Письмо слогов и слов с буквой ь в конце и середине слова. Вопросительные слова «кто?», «что?». Образование существительных с помощью уменьшительного суффикса -к-. Списывание с печатного шрифта. Письменные ответы на вопросы. | ||||||||||||||||
56 | Строчная и заглавная буквы Ш, ш. | 1 | Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Слого-звуковой анализ слов со звуком [ш]. Письмо слогов и слов с буквами Ш, ш. Правописание сочетания ши. Правописание имён собственных. Списывание с печатного шрифта. Письменные ответы на вопросы. Работа с пословицей. | ||||||||||||||||
57 | Строчная и заглавная буквы Ш, ш. | 1 | Письмо слогов и слов с буквами Ш, ш. Правописание сочетания ши. Правописание имён собственных. Списывание с печатного шрифта. Письменные ответы на вопросы. | ||||||||||||||||
58 | Письмо слогов и слов с изученными буквами. | 1 | Сопоставление букв и, ш, И, Ш. Слого-звуковой анализ слов с сочетаниями ши, запись слов с ши под диктовку. Анализ предложений. Письмо под диктовку изученных букв, слов с изученными буквами, 1-2 предложений. Работа по развитию речи: составление рассказа по иллюстрации, запись 2-3-х предложений с комментированием. | ||||||||||||||||
59 | Строчная и заглавная буквы Ж, ж. | 1 | Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Слого-звуковой анализ слов со звуком [ж]. Письмо слогов и слов с буквами Ж, ж. Правописание сочетаний жи, же. Правописание имён собственных (имён людей и кличек животных), модели. | ||||||||||||||||
60 | Строчная и заглавная буквы Ж, ж. | 1 | Списывание с печатного шрифта. Наращивание слов с целью получения новых слов (Анна –Жанна). Образование простой сравнительной степени наречий по образцу (низко – ниже). Запись предложений, оформление границ. Дополнение предложения словом, закодированным в схеме. | ||||||||||||||||
61 | Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв. | 1 | Рисование узоров в широкой строке. Письмо слогов и слов с изученными буквами. Работа по развитию речи. Запись предложения под диктовку с предварительным разбором. | ||||||||||||||||
62 | Строчная буква ё. | 1 | Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Слого-звуковой анализ слов со звуками [j’о], [’о]. Двойная роль йотированного ё в начале слова и после гласной. Обозначение мягкости предыдущего согласного буквой ё, твёрдости предыдущего согласного буквой о. Письмо слогов и слов с буквой ё. | ||||||||||||||||
63 | Строчная буква ё. | 1 | Обозначение мягкости предыдущего согласного буквой ё. Правописание сочетаний жи–ши. Списывание с печатного шрифта. Образование существительных – названий детёнышей животных по образцу, данному в прописи. | ||||||||||||||||
64 | Заглавная буква Ё. | 1 | Слого-звуковой анализ слов со звуками [j’о], [’о]. Обозначение мягкости предыдущего согласного буквой ё, твёрдости предыдущего согласного буквой о. Письмо предложений, содержащих слова с буквой ё. Обозначение мягкости предыдущего согласного буквой ё. | ||||||||||||||||
65 | Строчная и заглавная буквы Й, й. | 1 | Рисование верхнего элемента букв Й, й в широкой строке. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Слого-звуковой анализ слов со звуком [j’]. Письмо слогов и слов с буквой й. Употребление имён прилагательных в речи для характеристики предмета. | ||||||||||||||||
66 | Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв. | 1 | Рисование узоров в широкой строке. Письмо слогов и слов с изученными буквами. Работа по развитию речи. Запись предложения под диктовку с предварительным разбором. | ||||||||||||||||
67 | Строчная и заглавная буквы Х, х. | 1 | Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Слого-звуковой анализ слов со звуками [х], [х’]. Письмо слогов и слов с буквами Х, х. | ||||||||||||||||
68 | Строчная и заглавная буквы Х, х. | 1 | Употребление имён прилагательных в речи для характеристики предмета. Правописание парных согласных на конце слова, проверочное слово. Правописание имён собственных (имена людей). Дополнение предложений словами, закодированными в схемах-моделях. | ||||||||||||||||
69 | Строчная и заглавная буквы Х, х. | 1 | Списывание с печатного и письменного шрифта. Списывание с печатного текста. Работа с пословицами и поговорками. Запись предложений, оформление границ. Разгадывание кроссворда. | ||||||||||||||||
70 | Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв. | 1 | Рисование узоров в широкой строке. Письмо слогов и слов с изученными буквами. Работа по развитию речи. Запись предложения под диктовку с предварительным разбором. Составление рассказа по поговорке, запись текста из 3–5 предложений. | ||||||||||||||||
71 | Строчная и заглавная буквы Ю, ю. | 1 | Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Рисование узоров в широкой строке. Слого-звуковой анализ слов со звуками [j’у], [’у]. | ||||||||||||||||
72 | Строчная и заглавная буквы Ю, ю. | 1 | Письмо слогов и слов с буквами Ю, ю. Обозначение на письме звука [j’у] буквами Ю, ю в начале слова и после гласного. Обозначение буквой ю мягкости предыдущего согласного, буквой у твёрдости предыдущего согласного. | ||||||||||||||||
73 | Строчная и заглавная буквы Ю, ю. | 1 | Правописание имён собственных (имена людей). Личные местоимения я – они. Списывание с печатного и письменного шрифта. Работа с поговоркой. Запись предложений, оформление границ. | ||||||||||||||||
74 | Строчная и заглавная буквы Ц, ц. | 1 | Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование отдельных элементов буквы ц в широкой строке. Слого-звуковой анализ слов со звуком [ц]. Характеристика звука [ц]. Письмо слогов и слов с буквами Ц, ц. | ||||||||||||||||
75 | Строчная и заглавная буквы Ц, ц. | 1 | Списывание с печатного и письменного шрифта. Работа с пословицами и поговорками. Интонирование восклицательного предложения. Запись предложений, оформление границ. Классификация понятий, объединение в группу по общему признаку. | ||||||||||||||||
76 | Письмо слогов и слов с буквами Ц, ц и другими изученными буквами. | 1 | Работа по развитию речи. Письмо элементов изученных букв. Рисование бордюров в широкой строке. Письмо букв Ц, ц и других изученных букв. Письмо предложений с использованием слов с изученными буквами. Правописание гласных после ц. Запись текста по опорным словам. | ||||||||||||||||
77-80 | Резервные уроки. | 2 | |||||||||||||||||
3 четверть (45 часов) | |||||||||||||||||||
81 | Строчная и заглавная буквы Э, э. | 1 | Сравнение строчной и заглавной, печатной и письменной букв. Рисование бордюрных узоров в широкой строке. Слого-звуковой анализ слов со звуком [э]. Письмо слогов и слов с буквами Э, э. Указательные местоимения. Правописание сочетания жи. | ||||||||||||||||
82 | Строчная и заглавная буквы Э, э. | 1 | Правописание имён собственных (имена людей). Списывание с печатного и письменного шрифта. Работа над деформированным предложением. Обогащение представлений учащихся о мужских именах. | ||||||||||||||||
83 | Строчная буква щ. | 1 | Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюрных узоров в широкой строке. Слого-звуковой анализ слов со звуком [щ’]. Соотношение звучания и написания слогов ща, щу. Письмо слогов и слов с буквой щ. | ||||||||||||||||
84 | Строчная буква щ. | 1 | Правописание сочетаний ща, щу. Составление слов из слогов. Списывание с печатного и письменного шрифта. Дополнение слогов до полного слова. Письмо предложений с комментированием. | ||||||||||||||||
85 | Заглавная буква Щ. | 1 | Работа по развитию речи. Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюрных узоров в широкой строке. Слого-звуковой анализ слов со звуком [щ’]. Соотношение звучания и написания слогов ща, щу. | ||||||||||||||||
86 | Строчная и заглавная буквы Ф, ф. | 1 | Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюрных узоров в широкой строке. Слого-звуковой анализ слов со звуками [ф], [ф’]. | ||||||||||||||||
87 | Строчная и заглавная буквы Ф, ф. | 1 | Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюрных узоров в широкой строке. Слого-звуковой анализ слов со звуками [ф], [ф’]. Письмо слогов и слов с буквами Ф, ф. | ||||||||||||||||
88 | Строчные буквы ь, ъ. | 1 | Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюрных узоров в широкой строке. Слого-звуковой анализ слов, пишущихся с ь и ъ. Письмо слов с буквами ь, ъ. | ||||||||||||||||
89 | Строчные буквы ь, ъ. | 1 | Письмо слов с буквами ь, ъ. Функция букв ь, ъ. Списывание с письменного шрифта. Рисование бордюрных узоров в широкой строке | ||||||||||||||||
90 | Контрольное списывание. | 1 | Списывание текста с соблюдением каллиграфических норм и изученных орфографических правил. | ||||||||||||||||
Послебукварный период (21 час) | |||||||||||||||||||
911 | Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. | 1 | Запись предложений с комментированием. Сопоставление написания слов сел – съел, семь – съем, их фонетический анализ. Включение слов с буквами ь, ъ в предложения, их запись. Письмо под диктовку изученных букв, слогов, слов. | ||||||||||||||||
92 | Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. | 1 | Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. | ||||||||||||||||
93 | Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. | 1 | Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. | ||||||||||||||||
94 | Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. | 1 | Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. | ||||||||||||||||
95 | Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. | 1 | Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. | ||||||||||||||||
96 | Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. | 1 | Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. | ||||||||||||||||
97 | Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. | 1 | Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. | ||||||||||||||||
98 | Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. | 1 | Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. | ||||||||||||||||
99 | Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. | 1 | Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. | ||||||||||||||||
100 | Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. | 1 | Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. | ||||||||||||||||
101 | Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. | 1 | Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. | ||||||||||||||||
102 | Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. | 1 | Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. | ||||||||||||||||
103 | Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. | 1 | Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. | ||||||||||||||||
104 | Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. | 1 | Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. | ||||||||||||||||
105 | Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. | 1 | Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. | ||||||||||||||||
106 | Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. | 1 | Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. | ||||||||||||||||
107 | Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. | 1 | Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. | ||||||||||||||||
108 | Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. | 1 | Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. | ||||||||||||||||
109 | Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. | 1 | Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. | ||||||||||||||||
110 | Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. | 1 | Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. | ||||||||||||||||
111 | Контрольное списывание. | 1 | Списывание текста с соблюдением каллиграфических норм и изученных орфографических правил. | ||||||||||||||||
112-115 | Резервные уроки. | 2 | |||||||||||||||||
Блок «Русский язык» (50 часов) | |||||||||||||||||||
Наша речь (2 часа) | |||||||||||||||||||
116 | Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей. | 1 | Рассматривание обложки, страницы книги, вычленение отдельных элементов, чтение обращения авторов. Просматривание учебника. | ||||||||||||||||
117 | Виды речи (общее представление). | 1 | Знакомство с понятиями «речь устная» и «речь письменная» (общее представление). Работа со словами с непроверяемым написанием: язык, русский язык. | ||||||||||||||||
118 | Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. | 1 | Деление текста на предложения. Запись предложений под диктовку. Составление предложений с заданными словами, предложений на заданную учителем тему. | ||||||||||||||||
119 | Диалог. | 1 | Выделение предложения из речи. Установление связи слов в предложении. Приобретение опыта в составлении предложения по рисунку и заданной схеме. | ||||||||||||||||
120 | Диалог. Проверочная работа. | 1 | Чтение текста по ролям. Знакомство с понятием «Диалог». Постановка знаков препинания в конце предложения (точка; вопросительный, восклицательный знаки). Списывание диалога с печатного образца. | ||||||||||||||||
Слова, слова, слова… (4 часа) | |||||||||||||||||||
121 | Слова – названия предметов и явлений, слова – названия признаков предметов, слова – названия действий предметов. | 1 | Наблюдение над значением слов. Классификация слов в зависимости от их морфологической принадлежности. Письмо под диктовку. | ||||||||||||||||
122 | Слова однозначные и многозначные (общее представление). | 1 | Наблюдение над употреблением однозначных и многозначных слов, а также слов, близких и противоположных по значению в речи, приобретение опыта в их различении. | ||||||||||||||||
123 | Развитие речи. Составление текста по рисунку и опорным словам. | 1 | Составление рассказа по рисунку. Составление плана рассказа. Подбор заглавия. Слова с непроверяемым написанием: ворона, воробей, пенал, карандаш. | ||||||||||||||||
124 | Слова – названия предметов и явлений, слова – названия признаков предметов, слова – названия действий предметов. Проверочная работа. | 1 | |||||||||||||||||
4 четверть (40 часов) | |||||||||||||||||||
Слово и слог (2 часа) | |||||||||||||||||||
125 | Деление слов на слоги. | 1 | Составление схем слов. Подбирать слова к схемам и схемы к словам. Упражнение в делении слов на слоги. Классификация слов в зависимости от количества слогов в них. | ||||||||||||||||
126 | Деление слов на слоги. Проверочная работа. | 1 | Нахождение ударного слова. Классификация слов в зависимости от количества слогов в них. Запись слов под диктовку. Слова с непроверяемым написанием: лисица (лисичка). Составление слов из слогов. Подбор схемы к слову. | ||||||||||||||||
Перенос слов (2 часа) | |||||||||||||||||||
127 | Правило переноса слов. | 1 | Классификация слов в зависимости от количества слогов в них. Деление для переноса слов с мягким знаком в середине. Отработка навыка переноса слов. | ||||||||||||||||
128 | Развитие речи. Наблюдение над словом как средством создания словесно-художественного образа. Проверочная работа. | 1 | Деление слов для переноса. Запись слов под диктовку. Наблюдение над текстами-описа-ниями. Выявление роли прилагательных (без термина) в речи. | ||||||||||||||||
Ударение (общее представление) (2 часа) | |||||||||||||||||||
129 | Ударение. Ударный и безударный слог. | 1 | Графическое обозначение ударения. Слогоударные модели слов. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Знакомство с орфоэпическим словарём. | ||||||||||||||||
130 | Развитие речи. Коллективное составление содержания основной части сказки. | 1 | Восстановление деформированного текста. Составление сказки по началу и концовке. Характеристика героев сказки. Работа со словами с непроверяемым написанием: сорока, собака. | ||||||||||||||||
Звуки и буквы (34 часа) | |||||||||||||||||||
131 | Звуки и буквы. | 1 | Произношение звуков в слове и вне слова, распознавание гласных звуков, а также букв, которыми они обозначаются на письме. Работа со словами с непроверяемым написанием: пальто, весело. | ||||||||||||||||
132 | Русский алфавит, или Азбука. | 1 | Знакомство с алфавитом. Правильное называние букв, их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями. Запись слов в алфавитном порядке. | ||||||||||||||||
133 | Русский алфавит, или Азбука. | 1 | Заучивание алфавита. Правильное называние букв, их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями. Запись слов в алфавитном порядке. | ||||||||||||||||
134 | Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. | 1 | Работа со словами с непроверяемым написанием: хорошо, учитель, ученик, ученица. | ||||||||||||||||
135 | Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. Слова с буквой э. | 1 | Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки (сон-сын). | ||||||||||||||||
136 | Развитие речи. Составление развёрнутого ответа на вопрос. | 1 | Устные и письменные ответы на вопросы. Запись предложений с комментированием. Работа со словом с непроверяемым написанием: деревня. | ||||||||||||||||
136 | Ударные и безударные гласные звуки. | 1 | Знакомство с понятиями «ударный гласный», «безударный гласный»; отработка навыка выделения ударных и безударных гласных в слове. | ||||||||||||||||
138 | Ударные и безударные гласные звуки. | 1 | Произношение ударного (безударного) гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме. | ||||||||||||||||
139 | Ударные и безударные гласные звуки. | 1 | Знакомство со способами проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук (изменение формы слова). Наблюдение над особенностями проверяемых и проверочных слов. | ||||||||||||||||
140 | Развитие речи. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам. Проверочная работа. | 1 | Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам. Выполнение задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. | ||||||||||||||||
141 | Проверочный диктант. | 1 | Письмо под диктовку. | ||||||||||||||||
142 | Согласные звуки. | 1 | Дифференциация звуков в словах. Различение согласных звуков. Подбор слов с определенным согласным звуком. Работа со словами с непроверяемым написанием: заяц, петух, корова, молоко. | ||||||||||||||||
143 | Слова с удвоенными согласными. | 1 | Наблюдение над смыслоразличительной ролью согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки Знакомство с правилом переноса слов с удвоенными согласными. | ||||||||||||||||
144 | Буквы Й и И. Слова со звуком [й’] и буквой «и краткое». | 1 | Сравнение способов обозначения мягкости согласных звуков, звука [й’]; выбор нужного способа в зависимости от позиции звука в слове. Применение правил графики и орфографии, правил переноса слов с буквой й в середине слова. Письмо под диктовку. | ||||||||||||||||
145 | Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений | 1 | Восстановление текста с нарушенным порядком предложений (восстановление деформированного текста). Запись восстановленного текста. | ||||||||||||||||
146 | Твёрдые и мягкие согласные звуки. | 1 | Работа с форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв». Определение и правильное произношение звонких и глухих согласных звуков. Дифференциация звонких и глухих согласных звуков. | ||||||||||||||||
147 | Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков. | 1 | Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь. Работа со словом с непроверяемым написанием: ребята. Работа с форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв». | ||||||||||||||||
149 | Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. | 1 | Использование на письме мягкого знака как показателя мягкости предшествующего согласного звука в конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки). | ||||||||||||||||
150 | Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости. | 1 | Произношение звуков в слове и вне слова, распознавание согласных звуков, а также букв, которыми они обозначаются на письме. Нахождение мягких согласных звуков в словах. | ||||||||||||||||
151 | Согласные звонкие и глухие. | 1 | Произношение звуков в слове и вне слова, распознавание согласных звуков, а также букв, которыми они обозначаются на письме. Запись слов под диктовку и с комментированием. | ||||||||||||||||
152 | Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова. | 1 | Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и его обозначение буквой на письме. Работа с форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв». | ||||||||||||||||
153 | Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова. | 1 | Знакомство с правилом обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова в двусложных словах; с особенностями проверяемых и проверочных слов. Работа со словами с непроверяемым написанием: тетрадь, медведь. | ||||||||||||||||
154 | Проверочный диктант. | 1 | Письмо под диктовку. | ||||||||||||||||
155 | Шипящие согласные звуки. | 1 | Знакомство со значением шипящих звуков [ж] и [ш] в древнерусском и современном русском языке. Наблюдение над шипящими согласными звуками: непарными твёрдыми ш, ж; непарными мягкими ч, щ. | ||||||||||||||||
156 | Проект «Скороговорки». Составление сборника «Весёлые скороговорки». | 1 | Творческая деятельность. Работа со словами с непроверяемым написанием: работа (работать). Наблюдение над изобразительными возможностями языка. | ||||||||||||||||
157 | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. | 1 | Знакомство с правописанием сочетаний чк, чн, чт, нч. Работа со словом с непроверяемым написанием: девочка. Запись слов под диктовку и с комментированием. | ||||||||||||||||
158 | Буквосочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ. | 1 | Знакомство с правилом правописания сочетаний: жи–ши, ча–ща, чу–щу. Работа со словом с непроверяемым написанием: машина. Развитие речи. Воспроизведение по памяти содержания русской народной сказки «Лиса и журавль». | ||||||||||||||||
159 | Проверочный диктант. | 1 | Письмо под диктовку. | ||||||||||||||||
160 | Заглавная буква в словах. | 1 | Наблюдение над написанием имен, фамилий, отчеств, кличек животных, названий городов. Распознавание имен собственных в тексте. Деление текста на предложения. Письмо под диктовку. | ||||||||||||||||
161 | Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и т.д. | 1 | Знакомство с происхождением названий некоторых русских городов. | ||||||||||||||||
162 | Проверочная работа. | 1 | Выполнение текстовых заданий (определение темы и главной мысли, подбор заголовка, выбор предложений, которыми можно подписать рисунки). | ||||||||||||||||
163 | Проект «Сказочная страничка» (в названиях сказок – изученные правила письма). | 1 | Творческая деятельность. Составление ответов на вопросы; составление рассказа по рисунку. Правила вежливого обращения. | ||||||||||||||||
164 | Итоговая проверочная работа. | 1 | Проверка и самопроверка усвоения изученного материала. Отработка умения применять знания на практике. | ||||||||||||||||
Итоговое повторение (1 час) | |||||||||||||||||||
165 | Итоговое повторение. | 1 | Отработка написания слов с изученными орфограммами. Обобщение изученного в первом классе. |
Материально-технические средства для реализации программы
Исходя из целей современного начального образования, предлагаемый перечень материально-технического обеспечения составлен с учетом следующих требований:
– обеспечение природосообразности обучения младших школьников (организации опыта чувственного восприятия, наглядности обучения);
– создание материально-технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания младших школьников (расширение знаний, развитие мышления, речи, воображения; формирование коммуникативных, художественных, трудовых и др. умений и т.п.);
– создание условий для организации практической деятельности школьников (наблюдений, опытов, моделирования и пр.), а также элементарной художественной деятельности (рисования, конструирования и др.).
Демонстрационные и печатные пособия
– Магнитная доска.
– Наборное полотно.
– Демонстрационное пособие «Картинный словарь».
– Таблички со словарными словами, изучаемыми в курсе «Русский язык» в первом классе.
– Демонстрационное пособие «Образцы письменных букв».
– Набор печатных букв, слогов.
– Касса букв и сочетаний.
– Демонстрационные таблицы по русскому для первого класса.
– Демонстрационная таблица «Алфавит».
– Плакат «Правильно сиди при письме».
– Наборы сюжетных (и предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования по русскому языку (в том числе в цифровой форме).
Технические средства обучения
– Персональный компьютер с принтером.
– Ксерокс (по возможности).
– Телевизор с диагональю не менее 72 см.
– Проектор для демонстрации слайдов.
– Мультимедийный проектор.
– Экспозиционный экран размером 150 Х 150 см.
– Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку.