Календарно-тематический план уроков биологии в 6 классе по УМК В.В. Пасечника
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
города Новосибирска «Лицей №113»
Календарно-тематический план (основное общее образование) уроков биологии
в 6-х классах (35 часов в год, 1 час в неделю), 2018 – 2019 учебный год
Предлагаемое календарно-тематическое планирование реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством В. В. Пасечника. Учебники входят в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. Учебники имеют гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».
составитель:
Вышинская Н.И., учитель биологии высшей квалификационной категории
2018
№ |
Тема урока |
Сроки |
Форма и тип урока |
Планируемые образовательные результаты |
содержание |
материально-техническое обеспечение |
|||||||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|||||||||||||
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 часов) |
|||||||||||||||
1 |
Строение семян двудольных растений |
1 неделя сентяб ря |
Урок открытия нового знания Урок - лекция |
Учащиеся должны: давать определения понятий: «двудольные растения», «семядоля», «эндосперм», «зародыш», «семенная кожура» |
Познавательные: Учащиеся должны: уметь работать с текстом параграфа, выделять в нем главное. Регулятивные: уметь организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные: уметь слушать учителя и отвечать на вопросы. |
формируется умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. |
1. Разнообразие семян 2. Строение семени фасоли 3. Разнообразие семян двудольных растений |
1. Мультимедийная презентация учителя «Семена двудольных растений» 2. Коллекции семян. 3. Раздаточный матерал: семена фасоли (сухие и набухшие), лупы, препаровальные иглы 4. Таблица "Строение семени фасоли |
|||||||
2 |
Строение семян однодольных растений. Л.Р.№1. Строение семян двудольных и однодольных растений |
2 неделя сентяб ря |
Урок совершенствования знаний, умений и навыков Урок-исследование |
Определять понятия: «однодольные растения», «семядоля», «эндосперм», «зародыш» |
Познавательные: уметь работать с текстом, выделять в нем главное. Регулятивные: применять инструктаж-памятку последовательности действий при проведении анализа строения семян Коммуникативные: уметь слушать и слышать друг друга, представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме. |
формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов. |
1. Разнообразие семян однодольных 2. Строение семени пшеницы 3. Сравнение строения семени пшеницы и фасоли |
1. Раздаточный материал: семена пшеницы, лупы, препаровальные иглы 2. Презентация учителя «Строение семян однодольных растений» 3. Таблица "Строение семени пшеницы" 4. коллекция семян (плодов) злаков 5. Набор круп из злаков |
|||||||
3 |
Виды корней. Типы корневых систем. Л.Р.№2. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы. |
3 неделя сентяб ря |
Урок изучения нового материала Урок практичес ких самостояте льных работ (исследова тельского типа) |
Определять понятия: «главный, боковые и придаточные корни»; «стержневая и мочковатая корневые системы». |
Познавательные: распознавать виды корней и типы корневых систем Регулятивные: уметь организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, делать самооценку и самоанализ; обмениваться знаниями для принятия эффективных совместных решений. |
формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам |
1. Понятие «корень» и «корневая система» 2. Виды корней 3. Типы корневых систем |
1. Раздаточный материал: гербарий корней однодольных и двудольных растений. 2. Аппликация «Признаки двудольных и однодольных». 3. Таблица "Типы корневых систем" |
|||||||
4 |
Строение корней. Входная диагностическая работа. |
4 неделя сентяб ря |
Урок совершенствования знаний, умений и навыков Уро- беседа и диагностическая работа |
Определять понятия: «корневой чехлик», «корневой волосок», «зоны корня». |
Познавательные: уметь выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы Регулятивные: анализировать строение клеток корня Коммуникативные: уметь работать в составе групп. |
формируется осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях |
1. Зоны корня, их строение и функции 2. Управление ростом корня 3. Входная диагностическая работа. |
1. Тестовые задания для диагностики 2. Таблица «Внутреннее строение корня» 3. Презентация учителя «Зоны корня» |
|||||||
5 |
Видоизменения корней |
1 неделя октября |
Комбинированный урок Урок - деловая игра |
Определять понятия: «корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные корни», «дыхательные корни». |
Познавательные: уметь работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал Регулятивные: устанавливать причинно-следственные связи между условиями существования и видоизменениями корней Коммуникативные: уметь воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. |
формируется умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. |
1. Функции корня 2. Видоизменения корней |
1. Презентация учителя «Видоизменения корней». 2. Коллекция корнеплодов моркови, редьки, корневые клубни георгина 3. Таблица "видоизменённые корни" 4. Растения зимнего сада с видоизменёнными корнями |
|||||||
6 |
Побег. Почки и их строение. Л.Р.№3. Строение почек. Располо жение почек на стебле. |
2 неделя октября |
Урок изучения нового материала Урок практических самостоятельных работ (исследовательского типа |
Определять понятия: «побег», «почка», «конус нарастания», «узел», «междоузлие», «пазуха листа», «очередное, «супротивное, «мутовчатое расположение» |
Познавательные: уметь структурировать учебный материал, выделять в нем главное Регулятивные: анализировать результаты лабораторной работы и наблюдений за ростом и развитием побега Коммуникативные: уметь работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками. |
осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях, формирование бережного отношения к окружающей природе |
1. Понятие «побег», его строение. 2. Почка- зачаточный побег 3. Виды почек и расположение их на стебле |
1. Раздаточный материал: побеги сирени, тополя, цветочные и генеративные почки сирени, рябины 2. Гербарии побегов разных растений 3. Аппликация"Вегетативная и генеративная почки" |
|||||||
7 |
Внешнее строение листа |
3 неделя октября |
Комбинированный урок Экскурсия в зимний сад лицея |
Определять понятия «листовая пластинка», «черешок», «простой лист», «сложный лист», «сетчатое, «параллельное, дуговое жилкование». |
Познавательные: уметь структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Регулятивные: заполнять таблицу по результатам изучения различных листьев Коммуникативные: обмениваться знаниями для принятия эффективных совместных решений, уметь представлять конкретное содержание и сообщать его. |
формируется эстетическое восприятие природы |
1. Лист- боковой орган побега 2. Внешнее строение листа 3. Виды листьев: простые и сложные 4. Типы жилкования |
1. Живые растения кабинета и зимнего сада 2. Презентация учителя "Этот удивительный лист" 3. Раздаточный материал: гербарии простых и сложных листьев, черешковых и сидячих листьев, листьев с разными способами жилкования |
|||||||
8 |
Клеточное строение листа. Видоизменение листьев |
4 неделя октября |
Урок совершенствования знаний, умений и навыков Урок- дискуссия |
Определять понятия: «кожица листа», «устьица», «проводящий пучок», «видоизменения листьев». |
Познавательные: уметь структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Регулятивные: уметь организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные: уметь слушать и слышать друг друга, отстаивать свою точку зрения. |
формируется умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. |
1. Ткани листа 2. Функции листа и их связь с внутренним строением листа 3. Видоизменения листьев |
1. Таблица «Внутренне строение листа» 2. Микроскопы 3. Микропрепараты «Мякоть листа герани» 4. Презентация учителя «Клеточное строение листа» |
|||||||
9 |
Строение стебля. Л.Р.№4. Внутрен нее строение ветки дерева. |
5 неделя октября |
Урок изучения нового материала Урок-исследование |
Определять понятия: «травянистый и деревянистый стебель», «пробка», «кора», «луб», «камбий», «древесина», «сердцевина». |
Познавательные: уметь выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними. Регулятивные: выполнять лабораторную работу по инструкции и обсуждать ее результаты Коммуникативные: признавать чужое мнение и высказывать свое, слушать и слышать друг друга. |
формируется бережное отношения к окружающей природе |
1. Внутреннее строение стебля: макро- и микростроение 2. Ткани стебля и связь внутреннего строения стебля с его функциями |
1. Раздаточный материал: продольные и поперечные срезы стебля клёна, спилы деревьев, микропрепарат"Поперечный разрез стебля" 2. Аппликация «Слои стебля». 3. Микроскопы 4. Аппликация "Ткани стебля" |
|||||||
10 |
Видоизменения побегов. Л.Р.№5. Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица). |
3 неделя ноября |
Комбинированный урок Урок – лаборатор ная работа |
Определять понятия: «видоизмененный побег», «корневище», «клубень», «луковица». |
Познавательные: изучить видоизмененные побеги - клубень и луковицу Регулятивные: выполнять лабораторную работу и обсуждают ее результаты Коммуникативные: обмениваться знаниями для принятия верных совместных решений, уметь представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. |
формируется сознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях |
1. Видоизменения побега: Корневище, Клубень, Луковица, клубнелуковица и др. |
1. Раздаточный материал: корневища сансевьеры, клубни картофеля, луковицы лука. 2. Презентация учителя «Видоизменения побегов» 3. Растения зимнего сада с видоизменёнными побегами |
|||||||
11 |
Строение цветка. Л.Р.№6. Строение цветка. |
4 неделя ноября |
Урок изучения нового материала Урок-исследова ние |
Определять понятия: «пестик», «тычинка», «венчик», «чашечка», «семязачаток», «однодомные и двудомные растения». |
Познавательные: уметь работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Регулятивные: выполнять лабораторную работу и обсуждают ее результаты Коммуникативные: обсуждать информацию для принятия эффективных совместных решений. |
формируется эстетическое восприятие природы Эстетическое восприятие природы |
1. Понятия «вегетативные и генеративные органы» 2. Цветок как генеративный орган, его функции 3. Строение и разнообразие цветков 4. Формула и диаграмма цветка 5. Однодомные и двудомные растения |
1. Раздаточный материал: гербарии цветков яблони, лилии, соцветия тополя, ивы 2. Презентация учителя «Цветок- орган семенного размножения» 3. Живые цветущие растения зимнего сада 4.Аппликация «Однодомные и двудомные растения» 5. Модели цветков вишни и пшеницы |
|||||||
12 |
Соцветия. |
5 неделя ноября |
Урок изучения нового материала Урок-ролевая игра |
Определять понятия «соцветие: простое и сложное». |
Познавательные: распознавать простые и сложные соцветия, делать вывод о биологическом значении соцветий Регулятивные: выполнять лабораторную работу, заполнять таблицу по результатам работы с текстом учебника и дополнительной литературой Коммуникативные самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе |
1. Понятие «соцветие», их биологическая роль 2. Простые и сложные соцветия, их виды |
1. Раздаточный материал: гербарии простых и сложных соцветий, схемы соцветий, иллюстрации цветущих растений с разными соцветиями 2. Презентация учителя "Соцветия" 3. Живые цветущие растения зимнего сада с соцветиями 4. Самодельные модели соцветий |
||||||||
13 |
Плоды, их классификация. |
1 неделя декабря |
Комбинированный урок Семинар |
Определять понятия: «околоплодник», «сухие и сочные плоды», «односемянные и многосемянные плоды». |
Познавательные: применять критерии классификации плодов Регулятивные: анализировать рисунки и сравнивать различные плоды Коммуникативные: вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. |
формируется осознание многообразия и многоликости живой природы, осознание важности этих знаний для сохранения здоровья |
1. Понятие «плод», его биологическое значение 2. Классификация плодов по: а) количеству семян; Б) по консистенции околоплодника 3. Простые и сложные плоды |
1. Раздаточный материал: коллекции сухих плодов, сочные плоды: яблоко, ягода, костянка. 2. Презентация учителя «Разнообразие плодов» 3. Фотовыставка «Необычные плоды» |
|||||||
14 |
Распространение плодов и семян. |
2 неделя декабря |
Урок совершенствования знаний, умений и навыков Мультиме диа- урок |
Определять значение семян, выяснять способы их распространения. |
Познавательные: наблюдать за способами распространения плодов и семян в природе, работать с текстом учебника, коллекциями, гербарными экземплярами. Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению Коммуникативные: готовить сообщения с презентацией. |
формируются рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации |
1. Разнообразие плодов и биологическое значение разнообразия 2. Приспособления плодов к распространению: А) ветром Б) животными В) водой Г) самораспространению |
1. Раздаточный материал: коллекции плодов, распространяемых ветром, животными, водой. 2. Видеофильм «Удивительные путешественники» 3. Таблица "Распространение плодов и семян" |
|||||||
Раздел 2. Жизнь растений (12 часов) |
|||||||||||||||
15 |
Основные процессы жизнедеятельности |
3 неделя декабря |
Урок изучения нового материала Экскурсия в зимний сад лицея |
Выделять существенные признаков процессов жизнедеятельности растений. |
Познавательные: уметь работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал Регулятивные: уметь организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные: уметь строить эффективное взаимодействие с одноклассниками |
формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о жизнедеятельности и росте растений, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам |
1. Процессы жизнедеятельности организма, их функции: А) обмен и его составляющие Б) рост В) размножение Г) развитие |
1. Презентация учителя «Растение- живой организм» 2. Аппликации: "Обмен веществ в растении", "Рост растения", "Развитие пшеницы" |
|||||||
16 |
Минеральное питание растений. |
4 неделя декабря |
Комбинированный урок Урок - деловая игра |
Определять понятия: «минеральное питание», «корневое давление», «почва», «плодородие», «удобрение». |
Познавательные: Выделять существенные признаки почвенного питания растений, объяснять необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путём внесения удобрений. Регулятивные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности Коммуникативные: вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении и принятии решения. |
формируется понимание вреда, наносимого окружающей среде использованием значительных доз удобрений, необходимости мер охраны природной среды |
1. Виды питания растения 2. Корень как орган почвенного питания 3. Управление ростом корня 4. Минеральные удобрения, их виды и роль в развитии растения 5. Признаки минеральной недостаточности у растения |
1. Коллекция минеральных удобрений 2.Фотографии растений с признаками минеральной недостаточности 3. Аппликация "Корневая система растения до и после пикировки" |
|||||||
17 |
Фотосинтез |
3 неделя января |
Урок совершенствования знаний, умений и навыков Урок- лекция |
Понимать роль растений в образовании и накоплении органических веществ и кислорода на Земле, значение фотосинтеза. |
Познавательные: выявлять приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза, определять условия его протекания. Регулятивные: формулировать познавательную цель, достигать ее при выполнении учебных действий Коммуникативные: высказывать свое мнение, уметь слушать и слышать друг друга, признавать свои ошибки, делать выводы |
формируются рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации |
1. Воздушное питание растений 2. Фотосинтез 3. Космическая роль растений на Земле |
1. Презентация учителя «Фотосинтез» 2. Опыты Сакса 3. Аквариумы с водными растениями 4. Демонстрация «Выделение углекислого газа листьями элодеи» |
|||||||
18 |
Дыхание растений |
4 неделя января |
Комбинированный урок Проблемный урок. |
Понимать дыхание растений, его сущность; роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений; объяснять взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. |
Познавательные: выделять существенные признаки дыхания Регулятивные: объяснять роль дыхания в процессе обмена веществ, объяснять роль кислорода в процессе дыхания. Коммуникативные: вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. |
формируется умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам, эстетическое восприятие природы. |
1. Дыхание как процесс жизнендеятельнос ти 2. Структуры растения, обеспечивающие его дыхание 3. Сравнение дыхания и фотосинтеза |
1. Презентация учителя «Фотосинтез и дыхание» 2. Аппликация «Питание и дыхание растений» |
|||||||
19 |
Испарение воды растениями. Листопад |
5 неделя января |
Комбинированный урок Проблемный урок. |
Понимать процесс испарения воды растением, его значение; листопад, его значение; объяснять осеннюю окраску листьев. |
Познавательные: определять значение испарения воды и листопада в жизни растений Регулятивные: выделять и осознавать усвоенное и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. |
1. Испарение и его биологическая роль 2. Листопад, его причины и биологическая роль 3. Вечнозелёные и листопадные растения |
1. Презентация учителя "Растения осенью" 2. Демонстрация результатов опытов «Испарение воды листьями» 3. Гербарий растений нашей местности с разной окраской листьев |
||||||||
20 |
Передвижение воды и питательных веществ в растении. Л.Р.№7. Передвиже ние воды и минеральных веществ по древесине. |
1 неделя февраля |
Урок совершенствования знаний, умений и навыков Урок практических самостоятельных работ (исследователь ского типа) |
Проводить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты. Приводить доказательства необходимости защиты растений от повреждений. |
Познавательные: объяснять роль транспорта веществ в процессе обмена веществ, объяснять механизм осуществления проводящей функции стебля. Регулятивные: анализировать информацию о процессах, протекающих в растении Коммуникативные: проявлять готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке групповой позиции. |
формируется осознание необходимости бережного отношения к окружающей природе. |
1. Корневое давление и испарение воды, их значение в передвижении веществ по растению 2. Проводящие ткани, их виды 3. Восходящий и нисходящий потоки в лубе и древесине стебля 4. Последствия повреждений стебля |
1. Презентация учителя "Восходящий и нисходящий потоки по рстению" 2. Укоренённые черенки растений с каллусом. 3. Демонстрация опыта по передвижению растворов мин. солей по древесине у бальзамина 4. Фотографии с повреждениями коры растений |
|||||||
21 |
Прорастание семян |
2 неделя февраля |
Урок изучения нового материала Проблемный урок. |
Знать условия, необходимые для прорастания семян, роста и питания проростков. |
Познавательные: объяснять роль семян в жизни растений Регулятивные: выявлять условия, необходимые для прорастания семян. Коммуникативные: работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. |
формируется опыт связи теории с практикой при обосновании необходимости соблюдения сроков и правил проведения посевных работ |
1. Значение сушки семян 2. Условия, необходимые для прорастания семян 3. Живой зародыш- главное условие прорастание семян. Срок годности семян |
1. Опыты, демонстрирующие необходимость определённых условий прорастания семян 2. Проросшие и набухшие семена |
|||||||
22 |
Способы размножения растений |
3 неделя февраля |
Урок изучения нового материала Экскурсия в зимний сад лицея |
Раскрывать особенности и преимущества полового размножения по сравнению с бесполым; объяснять значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира. |
Познавательные: определять значение размножения в жизни организмов, характеризовать особенности и значение бесполого размножения. Регулятивные: принимать познавательную цель, достигать ее при выполнении учебных действий. Коммуникативные: вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. |
формируется представление о размножении как главном свойстве живого, обеспечивающем продолжение рода. |
1. Размножение и его биологическая роль 2. Типы и способы размножения, их преимущества и недостатки |
1. Презентация учителя «Половое и бесполое размножение» 2. Живые растения зимнего сада с разными способами размножения 3. Фотографии растений в период цветения и образования плодов |
|||||||
23 |
Размножение споровых растений |
4 неделя февраля |
Урок изучения нового материала Экскурсия в зимний сад лицея |
Знать особенности размножения водорослей, мхов, папоротников; чередование поколений |
Познавательные объяснять роль условий среды для полового и бесполого размножения, значение чередования поколений у споровых растений Регулятивные: уметь планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: уметь слушать учителя, высказывать свое мнение |
формируется понимание роли половых клеток в размножении живых организмов, представление о родстве живых организмов, населяющих нашу планету |
1. споровые и семенные растения 2. Циклы развития споровых растений: А) водорослей Б) мхов В) папоротников 3. Чередование спорофита и гаметофита |
1. Рельефные таблицы по жизненным циклам водорослей, мхов, папоротника. 2. Спороносные растения зимнего сада лицея 3. Раздаточный материал" спороносные колоски хвощей, вайи папоротников со спорами |
|||||||
24 |
Размножение голосеменных растений |
1 неделя марта |
Комбинированный урок Семинар |
Определять понятия: «пыльца», «зародышевый мешок», оплодотворение», «опыление». |
Познавательные: объяснять значение оплодотворения и образования плодов и семян. Регулятивные: уметь организовать выполнение заданий учителя Коммуникативные: вступать в диалог, находить дополнительную информацию в электронном приложении |
формируется представление о размножении как главном свойстве живого, обеспечивающем продолжение рода. |
1. Роль семени в жизни растения 2. Жизненный цикл голосеменных на примере сосны обыкновенной |
1. Презентация учителя «Размножение сосны лесной» 2. Рельефная таблица «Жизненный цикл сосны» 3. Раздаточный материал: женские и мужские "цветущие" шишки сосны, коллекции разных шишек голосеменных нашей местности (лиственницы, ели, пихты, сосны,можжевельника) |
|||||||
25 |
Половое размножение покрытосеменных растений. |
2 неделя марта |
Урок изучения нового материала Экскурсия в зимний сад лицея |
Определять понятия: «двойное оплодотворение», «опыление», «перекрестное опыление», «самоопыление», «искусственное опыление». |
Познавательные: Сравнивать различные способы опыления и их роль, объяснять значение оплодотворения и образования плодов и семян. Регулятивные: уметь организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развивать навык самооценки и самоанализа Коммуникативные: вступать в диалог, находить дополнительную информацию в электронном приложении. |
1. Биологическая роль цветка 2. Опыление, его виды и оплодотворение. Понятие «двойное оплодотворение» 3. Жизненный цикл на примере яблони домашней 4. Искусственное опыление, его приёмы и значение |
1. Презентация учителя «Размножение цветковых» 2. Аппликация "Способы опыления цветков" 3. Самодельная модель "Двойное оплодотворение цветковых |
||||||||
26 |
Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Л.Р.№8. Вегетативное размножение комнат ных растений. |
3 неделя марта |
Урок изучения нового материала
Экскурсия в зимний сад лицея и практикум |
Определять понятия: «черенок», «отводок», «прививка», «культура тканей» Уметь, соблюдая требования, разными способами вегетативно размножать растения |
Познавательные: объяснять значение вегетативного размножения покрытосеменных растений и его использование человеком Регулятивные: составлять план и последовательность действий Коммуникативные: обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений |
отрабатывается умение работы с живыми объектами природы |
1. Понятие «вегетативное размножение» 2. Способы вегетативного размножения: А) надземными органами Б) подземными органами |
1. Раздаточный материал: стеблевые, листовые и корневые черенки, фрагменты корневища, усы, луковицы комнатных растений, почва, горшочки, пластиковые стаканчики. 2. Рстения зимнего сада 3. Презентация учителя "Способы вегетативного размножения" |
|||||||
Раздел 3. Классификация растений (6 часов) |
|||||||||||||||
27 |
Систематика растений. Л.Р.№9. Определение признаков класса в строении растений. |
1 неделя апреля |
Урок изучения нового материала Виртуальное путешествие в оранжереи ботанического сада СОРАН Урок практических самостоятельных работ (исследовательского типа) |
Определять понятия: «вид», «род», «семейство», «класс», «отдел», «царство». |
Познавательные: выделять признаки, характерные для двудольных и однодольных растений Регулятивные: планировать свою работу при выполнении заданий учителя. Коммуникативные: знать и соблюдать правил работы в кабинете биологии и зимнем саду. |
развивается сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений |
1. Понятие «систематика» 2. Систематические категории и систематические группы 3. Признаки двудольных и однодольных растений 4. Исключения из правила |
1. Раздаточный материал: гербарии однодольных и двудольных растений. 2. Аппликация «Систематичес кие категории растений» 3. Каталог растений зимнего сада 4. Презентация "Приглашает богиня Деметра" |
|||||||
28 |
Семейства Кресто цветные и Розоцветные |
2 неделя апреля |
Урок совершенствования знаний, умений и навыков Проблемный урок |
Выделять основные особенности растений семейств Крестоцветные и Розоцветные. |
Познавательные: выделять признаки, характерные для семейств Регулятивные: планировать свою работу при выполнении заданий учителя. Коммуникативные: соблюдать правила работы в кабинете биологии |
формируется умение работать с гербариями; выделять признаки изучаемых растений; давать морфолого-биологическую характеристику растениям. |
1. Признаки растений семейства крестоцветные 2. Разнообразие растений семейства и их практическое значение |
1. Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений данных семейств. 2. Гербарий "Культурные сельскохозяйственные растения семейства крестоцветные и розоцветные нашей местности" 3. Модели цветка капусты ияблони 4. Диаграммы цветка капусты и яблони |
|||||||
29 |
Семейства Паслено вые и Бобовые |
3 неделя апреля |
Комбинированный урок Семинар |
Выделять основные особенности растений семейств Пасленовые и Бобовые, знать ядовитые растения. |
Познавательные: выделять признаки, характерные для семейств Регулятивные: планировать свою работу при выполнении заданий учителя. Коммуникативные: знать и соблюдать правила работы и технику безопасности в кабинете биологии |
1. Признаки растений семейств 2. Разнообразие растений семейств и их практическое значение 3. Ядовитые растения паслёновых |
1. Презентация учителя "Семейства бобовых и паслёновых растений" 2. Гербарий Ядовитые растения НСО 3. Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений данных семейств. 4. Модель цветка гороха 5. Диаграммы цветков гороха и картофеля 6. Влажный препарат "Клубеньковые бактерии на корнях бобовых" |
||||||||
30 |
Семейство Сложно цветные. Л.Р.№10 Определение травянистых растений одного-двух семейств. |
4 неделя апреля |
Комбинированный урок Урок практических самостоятельных работ (исследовательского типа |
Выделять основные особенности растений семейства Сложноцветные. |
Познавательные: сравнивать биологические объекты, уметь делать выводы и умозаключения на основе сравнения Регулятивные: определять растения по определителям Коммуникативные: знать и соблюдать правил работы в кабинете биологии |
формируется навык работать с гербариями, определять растения различных классов; выделять признаки изучаемых растений; давать морфолого-биологическую характеристику растениям. |
1. Признаки растений семейства 2. Разнообразие растений семейства и их практическое значение |
1. Раздаточный материал:гербарии разных сложноцветных 2. Презентация учителя "Разнообразие цветков в одной корзинке" 3. Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших культурных растений семейства. 4. Аппликации "Цветки сложноцветных" |
|||||||
31 |
Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные. Культур ные растения. |
1 неделя мая |
Комбинированный урок, Экскурсия в зимний сад лицея Семинар |
Выделять основные особенности растений семейств Злаковые и Лилейные. |
Познавательные: Выделять признаки, характерные для семейств Регулятивные: уметь планировать свою работу при выполнении заданий учителя. Коммуникативные: уметь работать в группах временного состава |
1. Признаки однодольных 2. Признаки растений семейств 3. Разнообразие растений семейств и их практическое значение 4. Ядовитые растения семейств |
1. Презентация учителя "Растения семейств лилейных и злаковых" 2. Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений данных семейств. 3. Кусочек блокадного Ленинграда 4. Фотографии "Изделия из плодов злаковых" 5. Модель цветка пшеницы |
||||||||
32 |
Годовая контрольная работа по биологии за 6 класс. |
2 неделя мая |
Урок обобщения и система тизации Урок- контрольная работа |
Систематизировать и обобщать знания о строении и роли растений в природе и жизни человека. |
Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; давать определение понятиям; устанавливать причинно-следственные связи; обобщать; осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций Регулятивные: уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им Коммуникативные: уметь слушать учителя |
формируется научное мировоззрение на основе выделения существенных признаков представителей Царства Растения, потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников |
1. Работа по тестовым заданиям по вариантам |
1. Тестовые задания |
|||||||
33 |
Природные сообщества. |
3 неделя мая |
Урок коррекции знаний, умений и навыков и изучения нового материала Проблемный урок. |
Определять понятия: «растительное сообщество», «растительность», «ярусность» |
Познавательные характеризовать различные типы растительных сообществ, устанавливать взаимосвязи в растительном сообществе Регулятивные: устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные: ставить познавательную цель, сохранять ее при выполнении учебных действий. |
формируются личностные представления о целостности природы |
1. Понятие «природное и растительное сообщество» 2. Типы и виды растительных сообществ 3. Растительные сообщества нашей местности 4. Воздействие человека на растительные сообщества |
1. Презентация учителя «Природные сообщества и человек». 2. Таблицы разных природных сообществ Новосибирской области |
|||||||
34 |
Развитие и смена растительных сооб ществ. |
4 неделя мая |
Комбинированный урок Экскурсия на пришкольную территорию |
Определять понятие «смена растительных сообществ». |
Познавательные: знать причины смены растительных сообществ, типы растительности НСО Регулятивные: самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней Коммуникативные: работать в парах сменного состава и группах, составлять отчёт по заданиям экскурсии. |
формируется умение узнавать и различать растения различных экологических групп вокруг лицея. |
1. Понятия «эволюция» и «сукцессия» 2. Виды сукцессий на примере сообществ поймы р. Обь |
1. Задания для работы в группах. |
|||||||
35 |
Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Летние задания |
1 неделя июня |
Урок совершенствования знаний, умений и навыков Защита проектов «Покрытосеменные растения Красной книги Новосибирской области» |
Определять понятия: «заповедник», «заказник», знать заказники НСО, «рациональное природопользование». |
Познавательные: обсуждать отчет по экскурсии Регулятивные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Коммуникативные: участвовать в диалоге, коллективном обсуждении; делать выбор задания на лето. |
формируются основы экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользова ния. |
1. Положительное и отрицательное воздействие человека на природные сообщества и их последствия на примере сообществ вокруг г. Новосибирска 2. Летние задания, их виды |
1. Презентации проектов уч-ся. 2. Красная книга НСО 3. Образцы летних заданий: - коллекции - гербарии - поделки - дневники наблюдений - проекты - аппликации и т..д. |
Дементьева Ирина Михайловна
Телепенина Татьяна Федоровна
Трефилова Раиса Поликарповна
Вышинская Нина Ивановна