Календарно-тематический план уроков биологии в 6 классе по УМК В.В. Пасечника

7
4
Материал опубликован 11 November 2018 в группе

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

города Новосибирска «Лицей №113»

Календарно-тематический план (основное общее образование) уроков биологии

в 6-х классах (35 часов в год, 1 час в неделю), 2018 – 2019 учебный год


 

Предлагаемое календарно-тематическое планирование реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством В. В. Пасечника. Учебники входят в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. Учебники имеют гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».


 

составитель:

Вышинская Н.И., учитель биологии высшей квалификационной категории

2018


 

Тема урока

Сроки

Форма и тип урока

Планируемые образовательные результаты

содержание

материально-техническое обеспечение

Предметные

Метапредметные

Личностные

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 часов)

1

Строение семян двудольных растений

1 неделя

сентяб

ря

Урок открытия нового знания

Урок - лекция

Учащиеся должны:

давать определения понятий: «двудольные растения», «семядоля», «эндосперм», «зародыш», «семенная кожура»

Познавательные:

Учащиеся должны:

уметь работать с текстом параграфа, выделять в нем главное.

Регулятивные:

уметь организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные:

уметь слушать учителя и отвечать на вопросы.

формируется умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

1. Разнообразие семян

2. Строение семени фасоли

3. Разнообразие семян двудольных растений

1. Мультимедийная презентация учителя «Семена двудольных растений»

2. Коллекции семян.

3. Раздаточный матерал: семена фасоли (сухие и набухшие), лупы, препаровальные иглы

4. Таблица "Строение семени фасоли

 

2

Строение семян однодольных растений.

Л.Р.№1. Строение семян двудольных и однодольных растений

2 неделя

сентяб

ря

Урок совершенствования знаний, умений и навыков

Урок-исследование

Определять понятия: «однодольные растения», «семядоля», «эндосперм», «зародыш»

Познавательные:

уметь работать с текстом, выделять в нем главное.

Регулятивные:

применять инструктаж-памятку последовательности действий при проведении анализа строения семян

Коммуникативные:

уметь слушать и слышать друг друга, представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме.

формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.

1. Разнообразие семян однодольных

2. Строение семени пшеницы

3. Сравнение строения семени пшеницы и фасоли

1. Раздаточный материал: семена пшеницы, лупы, препаровальные иглы

2. Презентация учителя «Строение семян однодольных растений»

3. Таблица "Строение семени пшеницы"

4. коллекция семян (плодов) злаков

5. Набор круп из злаков

 

3

Виды корней. Типы корневых систем.

Л.Р.№2.  Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы.

3 неделя

сентяб

ря

Урок изучения нового материала

Урок практичес

ких самостояте

льных работ (исследова

тельского типа)

Определять понятия: «главный, боковые и придаточные корни»; «стержневая и мочковатая корневые системы».

Познавательные:

распознавать виды корней и типы корневых систем

Регулятивные:

уметь организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, делать самооценку и самоанализ;

обмениваться знаниями для принятия эффективных совместных решений.

формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к

учителю и одноклассникам

1. Понятие «корень» и «корневая система»

2. Виды корней

3. Типы корневых систем

1. Раздаточный материал: гербарий корней однодольных и двудольных растений.

2. Аппликация «Признаки двудольных и однодольных».

3. Таблица "Типы корневых систем"

 

4

Строение корней.

Входная диагностическая работа.

4 неделя

сентяб

ря

Урок совершенствования знаний, умений и навыков

Уро- беседа и диагностическая работа

Определять понятия: «корневой чехлик», «корневой волосок», «зоны корня».

Познавательные:

уметь выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы

Регулятивные:

анализировать строение клеток корня

Коммуникативные:

уметь работать в составе групп.

формируется осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях

1. Зоны корня, их строение и функции

2. Управление ростом корня

3. Входная диагностическая работа.

1. Тестовые задания для диагностики

2. Таблица «Внутреннее строение корня»

3. Презентация учителя «Зоны корня»

 

5

Видоизменения корней

1 неделя

октября

Комбинированный урок

Урок - деловая игра

Определять понятия: «корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные корни», «дыхательные корни».

Познавательные:

уметь работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выде­лять главное в тексте, структурировать учебный материал

Регулятивные:

устанавливать причинно-следственные связи между условиями существования и видоизменениями корней

Коммуникативные:

уметь воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

формируется умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

1. Функции корня

2. Видоизменения корней

1. Презентация учителя «Видоизменения корней».

2. Коллекция корнеплодов моркови, редьки, корневые клубни георгина

3. Таблица "видоизменённые корни"

4. Растения зимнего сада с видоизменёнными корнями

 

6

Побег. Почки и их строение.

Л.Р.№3. Строение почек. Располо

жение почек на стебле.

2 неделя

октября

Урок изучения нового материала

Урок практических самостоятельных работ (исследовательского типа

Определять понятия: «побег», «почка», «конус нарастания», «узел», «междоузлие», «пазуха листа», «очередное, «супротивное, «мутовчатое расположение»

Познавательные:

уметь структурировать учебный материал, выделять в нем главное

Регулятивные:

анализировать результаты лабораторной работы и наблюдений за ростом и развитием побега

Коммуникативные:

уметь работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками.

осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях, формирование бережного отношения к окружающей природе

1. Понятие «побег», его строение.

2. Почка- зачаточный побег

3. Виды почек и расположение их на стебле

1. Раздаточный материал: побеги сирени, тополя, цветочные и генеративные почки сирени, рябины

2. Гербарии побегов разных растений

3. Аппликация"Вегетативная и генеративная почки"

 
                   

7

Внешнее строение листа

3 неделя

октября

Комбинированный урок

Экскурсия в зимний сад лицея

Определять понятия «листовая пластинка», «черешок», «простой лист», «сложный лист», «сетчатое, «параллельное, дуговое жилкование».

Познавательные:

уметь структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Регулятивные:

заполнять таблицу по результатам изучения различных листьев

Коммуникативные:

обмениваться знаниями для принятия эффективных совместных решений, уметь представлять конкретное содержание и сообщать его.

формируется эстетическое восприятие природы

1. Лист- боковой орган побега

2. Внешнее строение листа

3. Виды листьев: простые и сложные

4. Типы жилкования

1. Живые растения кабинета и зимнего сада

2. Презентация учителя "Этот удивительный лист"

3. Раздаточный материал: гербарии простых и сложных листьев, черешковых и сидячих листьев, листьев с разными способами жилкования

 

8

Клеточное строение листа. Видоизменение листьев

4 неделя

октября

Урок совершенствования знаний, умений и навыков

Урок- дискуссия

Определять понятия: «кожица листа», «устьица», «проводящий пучок», «видоизменения листьев».

Познавательные:

уметь структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Регулятивные:

уметь организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные:

уметь слушать и слышать друг друга, отстаивать свою точку зрения.

формируется умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

1. Ткани листа

2. Функции листа и их связь с внутренним строением листа

3. Видоизменения листьев

1. Таблица «Внутренне строение листа»

2. Микроскопы

3. Микропрепараты «Мякоть листа герани»

4. Презентация учителя «Клеточное строение листа»

 

9

Строение стебля.

Л.Р.№4.  Внутрен

нее строение ветки дерева.

5 неделя

октября

Урок изучения нового материала

Урок-исследование

Определять понятия: «травянистый и деревянистый стебель», «пробка», «кора», «луб», «камбий», «древесина», «сердцевина».

Познавательные:

уметь выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними.

Регулятивные:

выполнять лабораторную работу по инструкции и обсуждать ее результаты

Коммуникативные:

признавать чужое мнение и высказывать свое, слушать и слышать друг друга.

формируется бережное отношения к окружающей природе

1. Внутреннее строение стебля: макро- и микростроение

2. Ткани стебля и связь внутреннего строения стебля с его функциями

1. Раздаточный материал: продольные и поперечные срезы стебля клёна, спилы деревьев, микропрепарат"Поперечный разрез стебля"

2. Аппликация «Слои стебля».

3. Микроскопы

4. Аппликация "Ткани стебля"

 

10

Видоизменения побегов.

Л.Р.№5. Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица).

3 неделя ноября

Комбинированный урок

Урок – лаборатор

ная работа

Определять понятия: «видоизмененный побег», «корневище», «клубень», «луковица».

Познавательные:

изучить видоизмененные побеги - клубень и луковицу

Регулятивные:

выполнять лабораторную работу и обсуждают ее результаты

Коммуникативные:

обмениваться знаниями для принятия верных совместных решений, уметь представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

формируется сознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях

1. Видоизменения побега:

Корневище,

Клубень,

Луковица, клубнелуковица и др.

1. Раздаточный материал: корневища сансевьеры, клубни картофеля, луковицы лука.

2. Презентация учителя «Видоизменения побегов»

3. Растения зимнего сада с видоизменёнными побегами

 

11

Строение цветка.

Л.Р.№6. Строение цветка.

4 неделя ноября

Урок изучения нового материала

Урок-исследова

ние

Определять понятия: «пестик», «тычинка», «венчик»,

«чашечка», «семязачаток», «однодомные и двудомные растения».

Познавательные:

уметь работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

Регулятивные:

выполнять лабораторную работу и обсуждают ее результаты

Коммуникативные:

обсуждать информацию для принятия эффективных совместных решений.

формируется эстетическое восприятие природы

Эстетическое восприятие природы

1. Понятия «вегетативные и генеративные органы»

2. Цветок как генеративный орган, его функции

3. Строение и разнообразие цветков

4. Формула и диаграмма цветка

5. Однодомные и двудомные растения

1. Раздаточный материал: гербарии цветков яблони, лилии, соцветия тополя, ивы

2. Презентация учителя «Цветок- орган семенного размножения»

3. Живые цветущие растения зимнего сада

4.Аппликация «Однодомные и двудомные растения»

5. Модели цветков вишни и пшеницы

 

12

Соцветия.

5 неделя ноября

Урок изучения нового материала

Урок-ролевая игра

Определять понятия

«соцветие: простое и сложное».

Познавательные:

распознавать простые и сложные соцветия, делать вывод о биологическом значении соцветий

Регулятивные:

выполнять лабораторную работу, заполнять таблицу по результатам работы с текстом учебника и дополнительной литературой

Коммуникативные

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

1. Понятие «соцветие», их биологическая роль

2. Простые и сложные соцветия, их виды

1. Раздаточный материал: гербарии простых и сложных соцветий, схемы соцветий, иллюстрации цветущих растений с разными соцветиями

2. Презентация учителя "Соцветия"

3. Живые цветущие растения зимнего сада с соцветиями

4. Самодельные модели соцветий

 

13

Плоды, их классификация.

1 неделя декабря

Комбинированный урок

Семинар

Определять понятия: «околоплодник», «сухие и сочные плоды», «односемянные и многосемянные плоды».

Познавательные:

применять критерии классификации плодов

Регулятивные:

анализировать рисунки и сравнивать различные плоды

Коммуникативные:

вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

формируется осознание многообразия и многоликости живой природы, осознание важности этих знаний для сохранения здоровья

1. Понятие «плод», его биологическое значение

2. Классификация плодов по:

а) количеству семян;

Б) по консистенции околоплодника

3. Простые и сложные плоды

1. Раздаточный материал: коллекции сухих плодов, сочные плоды: яблоко, ягода, костянка.

2. Презентация учителя «Разнообразие плодов»

3. Фотовыставка «Необычные плоды»

 

14

Распространение плодов и семян.

2 неделя декабря

Урок совершенствования знаний, умений и навыков

Мультиме

диа- урок

Определять значение семян, выяснять способы их распространения.

Познавательные:

наблюдать за способами распространения плодов и семян в природе, работать с текстом учебника, коллекциями, гербарными экземплярами.

Регулятивные:

выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

Коммуникативные:

готовить сообщения с презентацией.

формируются рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

1. Разнообразие плодов и биологическое значение разнообразия

2. Приспособления плодов к распространению:

А) ветром

Б) животными

В) водой

Г) самораспространению

1. Раздаточный материал: коллекции плодов, распространяемых ветром, животными, водой.

2. Видеофильм «Удивительные путешественники»

3. Таблица "Распространение плодов и семян"

 

Раздел 2. Жизнь растений (12 часов)

     

15

Основные процессы жизнедеятельности

3 неделя декабря

Урок изучения нового материала

Экскурсия в зимний сад лицея

Выделять существенные признаков процессов жизнедеятельности растений.

Познавательные:

уметь работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной

формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал

Регулятивные:

уметь организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные:

уметь строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о жизнедеятельности и росте растений, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к

учителю и одноклассникам

1. Процессы жизнедеятельности организма, их функции:

А) обмен и его составляющие

Б) рост

В) размножение

Г) развитие

1. Презентация учителя «Растение- живой организм»

2. Аппликации: "Обмен веществ в растении", "Рост растения", "Развитие пшеницы"

 

16

Минеральное питание растений.

4 неделя декабря

Комбинированный урок

Урок - деловая игра

Определять понятия: «минеральное питание», «корневое давление», «почва», «плодородие», «удобрение».

Познавательные:

Выделять существенные признаки почвенного питания растений, объяснять необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путём внесения удобрений.

Регулятивные:

самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

Коммуникативные:

вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении и принятии решения.

формируется понимание вреда, наносимого окружающей среде использованием значительных доз удобрений, необходимости мер охраны природной среды

1. Виды питания растения

2. Корень как орган почвенного питания

3. Управление ростом корня

4. Минеральные удобрения, их виды и роль в развитии растения

5. Признаки минеральной недостаточности у растения

1. Коллекция минеральных удобрений
2.Фотографии растений с признаками минеральной недостаточности
3. Аппликация "Корневая система растения до и после пикировки"

 

17

Фотосинтез

3 неделя января

Урок совершенствования знаний, умений и навыков

Урок- лекция

Понимать роль растений в образовании и накоплении органических веществ и кислорода на Земле, значение фотосинтеза.

Познавательные:

выявлять приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза, определять условия его протекания.

Регулятивные:

формулировать познавательную цель, достигать ее при выполнении учебных действий

Коммуникативные:

высказывать свое мнение, уметь слушать и слышать друг друга, признавать свои ошибки, делать выводы

формируются рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

1. Воздушное питание растений

2. Фотосинтез

3. Космическая роль растений на Земле

1. Презентация учителя «Фотосинтез»

2. Опыты Сакса

3. Аквариумы с водными растениями

4. Демонстрация «Выделение углекислого газа листьями элодеи»

 

18

Дыхание растений

4 неделя января

Комбинированный урок

Проблемный урок.

Понимать дыхание растений, его сущность; роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений; объяснять взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.

Познавательные:

выделять существенные признаки дыхания

Регулятивные:

объяснять роль дыхания в процессе обмена веществ, объяснять роль кислорода в процессе дыхания.

Коммуникативные:

вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

формируется умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам, эстетическое восприятие природы.

1. Дыхание как процесс жизнендеятельнос

ти

2. Структуры растения, обеспечивающие его дыхание

3. Сравнение дыхания и фотосинтеза

1. Презентация учителя «Фотосинтез и дыхание»

2. Аппликация «Питание и дыхание растений»

 

19

Испарение воды растениями. Листопад

5 неделя января

Комбинированный урок

Проблемный урок.

Понимать процесс испарения воды растением, его значение; листопад, его значение; объяснять осеннюю окраску листьев.

Познавательные:

определять значение испарения воды и листопада в жизни растений

Регулятивные:

выделять и осознавать усвоенное и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения

Коммуникативные:

адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

1. Испарение и его биологическая роль

2. Листопад, его причины и биологическая роль

3. Вечнозелёные и листопадные растения

1. Презентация учителя "Растения осенью"

2. Демонстрация результатов опытов «Испарение воды листьями»

3. Гербарий растений нашей местности с разной окраской листьев

 

20

Передвижение воды и питательных веществ в растении.

Л.Р.№7. Передвиже

ние воды и минеральных веществ по древесине.

1 неделя февраля

Урок совершенствования знаний, умений и навыков

Урок практических самостоятельных работ (исследователь

ского типа)

Проводить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты. Приводить доказательства необходимости защиты растений от повреждений.

Познавательные:

объяснять роль транспорта веществ в процессе обмена веществ, объяснять механизм осуществления проводящей функции стебля.

Регулятивные:

анализировать информацию о процессах, протекающих в растении

Коммуникативные:

проявлять готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке групповой позиции.

формируется осознание необходимости бережного отношения к окружающей природе.

1. Корневое давление и испарение воды, их значение в передвижении веществ по растению

2. Проводящие ткани, их виды

3. Восходящий и нисходящий потоки в лубе и древесине стебля

4. Последствия повреждений стебля

1. Презентация учителя "Восходящий и нисходящий потоки по рстению"

2. Укоренённые черенки растений с каллусом.

3. Демонстрация опыта по передвижению растворов мин. солей по древесине у бальзамина

4. Фотографии с повреждениями коры растений

 

21

Прорастание семян

2 неделя

февраля

Урок изучения нового материала

Проблемный урок.

Знать условия, необходимые для прорастания семян, роста и питания проростков.

Познавательные:

объяснять роль семян в жизни растений

Регулятивные:

выявлять условия, необходимые для прорастания семян.

Коммуникативные:

работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

формируется опыт связи теории с практикой при обосновании необходимости соблюдения сроков и правил проведения посевных работ

1. Значение сушки семян

2. Условия, необходимые для прорастания семян

3. Живой зародыш- главное условие прорастание семян. Срок годности семян

1. Опыты, демонстрирующие необходимость определённых условий прорастания семян

2. Проросшие и набухшие семена

 

22

Способы размножения растений

3 неделя

февраля

Урок изучения нового материала

Экскурсия в зимний сад лицея

Раскрывать особенности и преимущества полового размножения по сравнению с бесполым; объяснять значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира.

Познавательные:

определять значение размножения в жизни организмов, характеризовать особенности и значение бесполого размножения.

Регулятивные:

принимать познавательную цель, достигать ее при выполнении учебных действий.

Коммуникативные:

вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

формируется представление о размножении как главном свойстве живого, обес­печивающем продолжение рода.

1. Размножение и его биологическая роль

2. Типы и способы размножения, их преимущества и недостатки

1. Презентация учителя «Половое и бесполое размножение»

2. Живые растения зимнего сада с разными способами размножения

3. Фотографии растений в период цветения и образования плодов

 

23

Размножение споровых растений

4 неделя февраля

Урок изучения нового материала

Экскурсия в зимний сад лицея

Знать особенности размножения водорослей, мхов, папоротников; чередование поколений

Познавательные

объяснять роль условий среды для полового и бесполого размножения, значение чередования поколений у споровых растений

Регулятивные:

уме­ть планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные:

уметь слушать учителя, высказывать свое мнение

формируется понимание роли половых клеток в размножении живых организмов, представление о родстве живых организмов, населяющих нашу планету

1. споровые и семенные растения

2. Циклы развития споровых растений:

А) водорослей

Б) мхов

В) папоротников

3. Чередование спорофита и гаметофита

1. Рельефные таблицы по жизненным циклам водорослей, мхов, папоротника.

2. Спороносные растения зимнего сада лицея

3. Раздаточный материал" спороносные колоски хвощей, вайи папоротников со спорами

 

24

Размножение голосеменных растений

1 неделя марта

Комбинированный урок

Семинар

Определять понятия: «пыльца», «зародышевый мешок», оплодотворение», «опыление».

Познавательные:

объяснять значение оплодотворения и образования плодов и семян.

Регулятивные:

уметь организовать выполнение заданий учителя Коммуникативные:

вступать в диалог, находить дополнительную информацию в электронном приложении

формируется представление о размножении как главном свойстве живого, обес­печивающем продолжение рода.

1. Роль семени в жизни растения

2. Жизненный цикл голосеменных на примере сосны обыкновенной

1. Презентация учителя «Размножение сосны лесной»

2. Рельефная таблица «Жизненный цикл сосны»

3. Раздаточный материал: женские и мужские "цветущие" шишки сосны, коллекции разных шишек голосеменных нашей местности (лиственницы, ели, пихты, сосны,можжевельника)

 

25

Половое размножение покрытосеменных растений.

2 неделя марта

Урок изучения нового материала

Экскурсия в зимний сад лицея

Определять понятия: «двойное оплодотворение», «опыление», «перекрестное опыление», «самоопыление», «искусственное опыление».

Познавательные:

Сравнивать различные способы опыления и их роль, объяснять значение оплодотворения и образования плодов и семян.

Регулятивные:

уметь организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развивать навык самооценки и самоанализа

Коммуникативные:

вступать в диалог, находить дополнительную информацию в электронном приложении.

1. Биологическая роль цветка

2. Опыление, его виды и оплодотворение. Понятие «двойное оплодотворение»

3. Жизненный цикл на примере яблони домашней

4. Искусственное опыление, его приёмы и значение

1. Презентация учителя «Размножение цветковых»

2. Аппликация "Способы опыления цветков"

3. Самодельная модель "Двойное оплодотворение цветковых

 

26

Вегетативное размножение покрытосеменных растений.

Л.Р.№8. Вегетативное размножение комнат

ных растений.

3 неделя марта

Урок изучения нового материала

 

Экскурсия в зимний сад лицея и практикум


Определять понятия: «черенок», «отводок», «прививка», «культура тканей»

Уметь, соблюдая требования, разными способами вегетативно размножать растения

Познавательные:

объяснять значение вегетативного размножения покрытосеменных растений и его использование человеком

Регулятивные:

составлять план и последовательность действий

Коммуникативные:

обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений

отрабатывается умение работы с живыми объектами природы

1. Понятие «вегетативное размножение»

2. Способы вегетативного размножения:

А) надземными органами

Б) подземными органами

1. Раздаточный материал: стеблевые, листовые и корневые черенки, фрагменты корневища, усы, луковицы комнатных растений, почва, горшочки, пластиковые стаканчики.

2. Рстения зимнего сада

3. Презентация учителя "Способы вегетативного размножения"

 

Раздел 3. Классификация растений (6 часов)

 

27

Систематика растений.

Л.Р.№9. Определение признаков класса в строении растений.

1 неделя апреля

Урок изучения нового материала

Виртуальное путешествие в оранжереи ботанического сада СОРАН

Урок практических самостоятельных работ (исследовательского типа)

Определять понятия: «вид», «род», «семейство», «класс», «отдел», «царство».

Познавательные:

выделять признаки, характерные для двудольных и однодольных растений

Регулятивные:

планиро­вать свою работу при выполнении заданий учителя.

Коммуникативные:

знать и соблюдать правил работы в кабинете биологии и зимнем саду.

развивается сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений

1. Понятие «систематика»

2. Систематические категории и систематические группы

3. Признаки двудольных и однодольных растений

4. Исключения из правила

1. Раздаточный материал: гербарии однодольных и двудольных растений.

2. Аппликация «Систематичес

кие категории растений»

3. Каталог растений зимнего сада

4. Презентация "Приглашает богиня Деметра"

 

28

Семейства Кресто

цветные и Розоцветные

2 неделя апреля

Урок совершенствования знаний, умений и навыков

Проблемный урок

Выделять основные особенности растений семейств Крестоцветные и Розоцветные.

Познавательные:

выделять признаки, характерные для семейств

Регулятивные:

планиро­вать свою работу при выполнении заданий учителя.

Коммуникативные:

соблюдать правила работы в кабинете биологии

формируется умение работать с гербариями; выделять признаки

изучаемых растений; давать морфолого-биологическую характеристику растениям.

1. Признаки растений семейства крестоцветные

2. Разнообразие растений семейства и их практическое значение

1. Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений данных семейств.

2. Гербарий "Культурные сельскохозяйственные растения семейства крестоцветные и розоцветные нашей местности"

3. Модели цветка капусты ияблони

4. Диаграммы цветка капусты и яблони

 

29

Семейства Паслено

вые и Бобовые

3 неделя апреля

Комбинированный урок

Семинар

Выделять основные особенности растений семейств Пасленовые и Бобовые, знать ядовитые растения.

Познавательные:

выделять признаки, характерные для семейств

Регулятивные:

планиро­вать свою работу при выполнении заданий учителя.

Коммуникативные:

знать и соблюдать правила работы и технику безопасности в кабинете биологии

1. Признаки растений семейств

2. Разнообразие растений семейств и их практическое значение

3. Ядовитые растения паслёновых

1. Презентация учителя "Семейства бобовых и паслёновых растений"

2. Гербарий Ядовитые растения НСО

3. Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений данных семейств.

4. Модель цветка гороха

5. Диаграммы цветков гороха и картофеля

6. Влажный препарат "Клубеньковые бактерии на корнях бобовых"

 

30

Семейство Сложно

цветные.

Л.Р.№10 Определение травянистых растений одного-двух семейств.

4 неделя апреля

Комбинированный урок

Урок практических самостоятельных работ (исследовательского типа

Выделять основные особенности растений семейства Сложноцветные.

Познавательные:

сравнивать биологические объекты, уметь делать выводы и умозаключения на основе сравнения

Регулятивные:

определять растения по определителям

Коммуникативные:

знать и соблюдать правил работы в кабинете биологии

формируется навык работать с гербариями, определять растения различных классов; выделять признаки

изучаемых растений; давать морфолого-биологическую характеристику растениям.

1. Признаки растений семейства

2. Разнообразие растений семейства и их практическое значение

1. Раздаточный материал:гербарии разных сложноцветных

2. Презентация учителя "Разнообразие цветков в одной корзинке"

3. Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших культурных растений семейства.

4. Аппликации "Цветки сложноцветных"

 

31

Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные. Культур

ные растения.

1 неделя

мая

Комбинированный урок,

Экскурсия в зимний сад лицея

Семинар

Выделять основные особенности растений семейств Злаковые и Лилейные.

Познавательные:

Выделять признаки, характерные для семейств

Регулятивные:

уметь планиро­вать свою работу при выполнении заданий учителя.

Коммуникативные:

уметь работать в группах временного состава

1. Признаки однодольных

2. Признаки растений семейств

3. Разнообразие растений семейств и их практическое значение

4. Ядовитые растения семейств

1. Презентация учителя "Растения семейств лилейных и злаковых"

2. Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений данных семейств.

3. Кусочек блокадного Ленинграда

4. Фотографии "Изделия из плодов злаковых"

5. Модель цветка пшеницы

 

32

Годовая контрольная работа по биологии за 6 класс.

2 неделя

мая

Урок обобщения и система

тизации

Урок- контрольная работа

Систематизировать и обобщать знания о строении и роли растений в природе и жизни человека.

Познавательные:

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

давать определение понятиям; устанавливать причинно-следственные связи; обобщать; осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций

Регулятивные:

уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им

Коммуникативные:

уметь слушать учителя

формируется научное мировоззрение на основе выделения существенных признаков

представителей Царства Растения, потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

1. Работа по тестовым заданиям по вариантам

1. Тестовые задания

 

33

Природные сообщества.

3 неделя мая

Урок коррекции знаний, умений и навыков и изучения нового материала

Проблемный урок.

Определять понятия: «растительное сообщество», «растительность», «ярусность»

Познавательные

характеризовать различные типы растительных сообществ, устанавливать взаимосвязи в растительном сообществе

Регулятивные:

устанавливать причинно-следственные связи

Коммуникативные:

ставить познавательную цель, сохранять ее при выполнении учебных действий.

формируются личностные представления о целостности природы

1. Понятие «природное и растительное сообщество»

2. Типы и виды растительных сообществ

3. Растительные сообщества нашей местности

4. Воздействие человека на растительные сообщества

1. Презентация учителя «Природные сообщества  и человек».

2. Таблицы разных природных сообществ Новосибирской области

 

34

Развитие и смена растительных сооб

ществ.

4 неделя

мая

Комбинированный урок

Экскурсия на пришкольную территорию

Определять понятие «смена растительных сообществ».

Познавательные:

знать причины смены растительных сообществ, типы растительности НСО

Регулятивные:

самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней

Коммуникативные:

работать в парах сменного состава и группах, составлять отчёт по заданиям экскурсии.

формируется умение узнавать и различать растения различных экологических групп вокруг лицея.

1. Понятия «эволюция» и «сукцессия»

2. Виды сукцессий на примере сообществ поймы р. Обь

1. Задания для работы в группах.

 

35

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Летние задания

1 неделя июня

Урок совершенствования знаний, умений и навыков

Защита проектов «Покрытосеменные растения Красной книги Новосибирской области»

Определять понятия: «заповедник», «заказник», знать заказники НСО, «рациональное природопользование».

Познавательные:

обсуждать отчет по экскурсии

Регулятивные:

самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные:

участвовать в диалоге, коллективном обсуждении; делать выбор задания на лето.

формируются основы экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользова

ния.

1. Положительное и отрицательное воздействие человека на природные сообщества и их последствия на примере сообществ вокруг г. Новосибирска

2. Летние задания,

их виды

1. Презентации проектов уч-ся.

2. Красная книга НСО

3. Образцы летних заданий:

- коллекции

- гербарии

- поделки

- дневники наблюдений

- проекты

- аппликации и т..д.

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

С ПОБЕДОЙ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! МОЛОДЕЦ!!!!!!!!!!!!!!!!!

17 December 2018

Поздравляю, Нина Ивановна, с ПОБЕДОЙ!!!

17 December 2018

Нина Ивановна, поздравляю Вас с победой в конкурсе на лучшее календарно-тематическое планирование!

17 December 2018

СПАСИБО!!!

18 December 2018