12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Акмаева Татьяна Владимировна3316 Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород Материал размещён в группе «Русский язык и литература в средних классах» |
Календарно-тематическое планирование, 5 класс, Русский язык (УМК под ред. А.Д. Шмелёва)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс
Русский язык (УМК под ред. А.Д. Шмелёва)
Составитель: учитель русского языка и литературы
Акмаева Татьяна Владимировна
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс
Русский язык (УМК под ред. А.Д. Шмелёва)
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Характеристика деятельности учащихся (на уровне учебных действий) | |
по плану | фактически | ||||
Глава 1. Наш родной язык (22 ч.) | |||||
О языке и речи (3 ч.) | |||||
1 | Вводный урок | 1 | Формирование у учащихся умений получения и реализации новых знаний: работа с учебником, фронтальная беседа, комплексное повторение, проектирование выполнения домашнего задания. | ||
2 | Родной язык | 1 | Формирование у учащихся умений получения и реализации новых знаний: составление плана, фронтальная беседа, самостоятельная работа с текстом и иллюстрациями учебника, комплексное повторение, проектирование выполнения домашнего задания. | ||
3 | Язык и речь | 1 | Иметь представление о ситуациях и условиях общения, коммуникативных целях говорящего. Иметь представление об основных особенностях устной и письменной речи. Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике; осуществлять познавательную и личностную рефлексию. | ||
Система языка (повторение изученного в начальной школе) - 8 ч. | |||||
4 | Звуки и буквы | 1 | Овладевать основными понятиями фонетики. Осознавать (понимать) смыслоразличительную функцию звука. Понимать устройство речевого аппарата, способы образования звуков русского языка. | ||
5 | Состав слова | 1 | Осознавать морфему как значимую единицу языка; отличие морфемы от других значимых единиц языка; роль морфем в процессах формо- и словообразования. Опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав. | ||
6 | Имя существительное | 1 | Анализировать и характеризовать обще категориальное значение, морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль. Определять род, число, падеж, тип склонения имён существительных. Группировать имена существительные по заданным морфологическим признакам. | ||
7 | Имя прилагательное | 1 | Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки имени прилагательного, определять его синтаксическую роль. Определять род, число, падеж имён прилагательных; определять синтаксическую роль прилагательных. Правильно употреблять имена прилагательные с существительными. Наблюдать за особенностями использования имён прилагательных в изучаемых текстах. | ||
8 | Местоимение | 1 | Характеризовать обще категориальное значение местоимения. Определять число и падеж местоимения; определять, какое слово заменяет местоимение. | ||
9 | Глагол | 1 | Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки глагола, определять его синтаксическую функцию. Правильно употреблять при глаголах имена существительные в косвенных падежах. | ||
10 | Предложение | 1 | Определять границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи. Находить грамматическую основу предложения | ||
11 | Входной контроль (диктант) | 1 | Написать диктант, выполнить грамматическое задание. | ||
Правописание (6 ч.) | |||||
12 | Орфограммы и орфографические правила | 1 | Иметь представление об орфографии как о системе правил. Формировать орфографическую и пунктуационную зоркость. | ||
13 | Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова | 1 | Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи. Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. | ||
14-15 | Проверяемые и непроверяемые глухие и звонкие согласные в корне слова | 2 | Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи. Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. | ||
16 | Двойные согласные в корне слова | 1 | Освоить содержание изученных орфографических и пунктуационных правил и алгоритмы их использования.
Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. | ||
17 | Непроизносимые согласные | 1 | Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. | ||
Текст. Культура языка (2 ч.) | |||||
18 | Признаки текста. | 1 | Знать признаки текста. Определять тему, основную мысль текста, ключевые слова. | ||
19 | Культура речи. | 1 | Осознавать важность нормативного произношения для культурного человека, уважительно относиться к родному языку. Овладевать основными правилами литературного произношения и ударения в рамках изучаемого словарного состава. | ||
Повторение и контроль (3 ч.) | |||||
20 | Комплексное повторение материала главы | 1 | Иметь представление об орфографии как о системе правил. Формировать орфографическую и пунктуационную зоркость. Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи. Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова | ||
21-22 | Контрольный диктант и его анализ | 1 | |||
Глава 2. На каком языке мы говорим (18 ч.) | |||||
О языке и речи (2ч.) | |||||
23-24 | Общенародный русский язык. Система русского литературного языка | 2 | Осознавать роль русского языка в жизни общества и государства; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка. Иметь представление об основных разделах лингвистики, об уровнях системы современного русского языка, об основных единицах каждого уровня | ||
Система языка (7 ч.) | |||||
25 | Фонетика. Звуковой состав слов и транскрипция | 1 | Овладевать основными понятиями фонетики. Осознавать (понимать) смыслоразличительную функцию звука. Понимать устройство речевого аппарата, способы образования звуков русского языка. Анализировать и характеризовать устно и с помощью элементов транскрипции. | ||
26 | Слог и ударение | 1 | Членить слова на слоги и правильно их переносить с одной строки на другую. Определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова Анализировать и характеризовать устно и с помощью элементов транскрипции: отдельные звуки речи; особенности произношения и написания слова, звуки в речевом потоке, слово с точки зрения деления его на слоги. | ||
27 | Согласные звуки: звонкие, глухие, сонорные | 1 | Анализировать и характеризовать устно и с помощью элементов транскрипции: отдельные звуки речи; особенности произношения и написания слова, звуки в речевом потоке. | ||
28 | Согласные звуки: твёрдые и мягкие | 1 | Классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам; слова по заданным параметрам их звукового состава. | ||
29 | Гласные звуки: ударные и безударные | 1 | Определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами. | ||
30 | Графика. Буквы русского алфавита. Обозначение звука [й’] | 1 | Сопоставлять и анализировать звуковой и буквенный состав слова. Использовать знание алфавита при поиске информации в словарях, энциклопедиях. | ||
31 | Фонетический разбор слова | 1 | Распознавать гласные и согласные; ударные и безударные гласные; согласные шумные (звонкие и глухие) и сонорные, мягкие и твёрдые; пары согласных по мягкости-твёрдости, по звонкости-глухости. Анализировать и характеризовать устно и с помощью транскрипции. | ||
Правописание (4 ч.) | |||||
32 | Гласные а, у, и, ы после шипящих и ц | 1 | Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи. Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. | ||
33 | Правописание букв ь и ъ | 1 | Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи. Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. | ||
34 | Употребление прописных и строчных букв | 1 | Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи. Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. | ||
35 | Контроль знаний. Тест. | 1 | Решить тест. | ||
Текст (3 ч.) | |||||
36 | Тема и основная мысль текста | 1 | Знать признаки текста. Определять тему, основную мысль текста, ключевые слова. | ||
37-38 | Обучение изложению | 2 | Создавать собственные тексты с учётом требований к построению связного текста (связность, соответствие теме и основной мысли). | ||
Язык и культура речи. Культура речи (1 ч.) | |||||
39 | Нормы русского литературного языка | 1 | Овладевать основными правилами литературного произношения и ударения в рамках изучаемого словарного состава. Анализировать и оценивать с орфоэпической точки зрения чужую и собственную речь; корректировать собственную речь. | ||
Повторение (7 ч.) | |||||
40 | Комплексное повторение материала главы. Самостоятельная работа. | 1 | Выполнить проверочную работу. | ||
Глава 3. Как язык служит для общения (24 ч.) | |||||
О языке и речи (1 ч.) | |||||
41 | Разговорная и книжная речь | 1 | Различать образцы разговорной речи и языка художественной литературы. Иметь общее представление о функциональных разновидностях русского языка, различать тексты разных функциональных стилей литературного языка. | ||
Система языка | |||||
42 | Морфемика | 1 | Осознавать морфему как значимую единицу языка; отличие морфемы от других значимых единиц языка; роль морфем в процессах формо- и словообразования. | ||
43 | Морфемы – значимые части слова | 1 | Характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав. | ||
44 | Образование форм слов | 1 | Осознавать морфему как значимую единицу языка; отличие морфемы от других значимых единиц языка; роль морфем в процессе формообразования. | ||
45 | Основа слова | 1 | Выделять основу слова. Осознавать морфему как значимую единицу языка; отличие морфемы от других значимых единиц языка; роль основы в процессе формообразования. | ||
46 | Корень слова и однокоренные слова | 1 | Определять корень слова. Осознавать корень как главную значимую часть слова; отличие морфемы от других значимых единиц языка; роль морфем в процессах формо- и словообразования. | ||
47 | Суффиксы | 1 | Выделять суффикс в слове. Знать основные суффиксы и их значение. Осознавать морфему как значимую единицу языка; отличие морфемы от других значимых единиц языка; роль морфем в процессах формо- и словообразования. | ||
48 | Приставки | 1 | Выделять приставку. Осознавать морфему как значимую единицу языка; отличие морфемы от других значимых единиц языка; роль морфем в процессах формо- и словообразования. | ||
49 | Варианты морфем | 1 | Опознавать варианты морфем. Осознавать морфему как значимую единицу языка; отличие морфемы от других значимых единиц языка; роль морфем в процессах формо- и словообразования. | ||
50 | Словообразование. Образование слов с помощью приставок | 1 | Анализировать словообразовательную структуру слова, выделяя исходную основу и словообразующую морфему, различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных, глаголов, составлять словообразовательные пары. | ||
51 | Образование слов с помощью суффиксов | 1 | Анализировать словообразовательную структуру слова, выделяя исходную основу и словообразующую морфему, различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных, глаголов, составлять словообразовательные пары. | ||
52 | Образование слов способом сложения | 1 | Анализировать словообразовательную структуру слова, выделяя исходную основу и словообразующую морфему, различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных, глаголов, составлять словообразовательные пары. | ||
53 | Морфемный разбор слова | 1 | Сопоставлять морфемную структуру слова и способ его образования. Анализировать словообразовательную структуру слова, выделяя исходную основу и словообразующую морфему; различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных, глаголов, составлять словообразовательные пары. | ||
Правописание (7 ч.) | |||||
54-57 | Корни с чередованием букв а и о Корни -гар- /-гор-, -зар- /-зор- Корень -лаг- /-лож Корень -рос- / -раст- / -ращ- Корень -скак-/-скоч | 4 | Находить изучаемые корни в словах. Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи. Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. | ||
58 | Беглые гласные | 1 | Находить беглые гласные. Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи. Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. | ||
59 | Безударные гласные в приставках | 1 | Находить безударные гласные в приставках. Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи. Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. | ||
60 | Буквы а и о в приставках раз- (рас-) и роз- (рос-) Правописание приставок на -з/-с | 1 | Находить гласные а-о в приставках. Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи. Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. | ||
Текст (2 ч.) | |||||
61 | Строение текста | 1 | Выделять микротемы текста, делить его на абзацы. Знать композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, основная часть, концовка). | ||
62 | План текста | 1 | Выделять микротемы текста, делить его на абзацы. Знать композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, основная часть, концовка). Осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде простого плана. Делить текст на смысловые части; объяснять порядок частей текста. | ||
Язык и культура речи. (1 ч.) | |||||
63 | Речевой этикет | 1 | Учиться правилам хорошего тона в речи. | ||
Повторение и контроль (3ч.) | |||||
64 | Комплексное повторение материала главы 3 | 1 | Повторить и закрепить материал. | ||
65-66 | Контрольная работа и её анализ | 2 | Написать диктант, выполнить грамматическое задание, проделать работу над ошибками. | ||
Глава 4. В чём заключается богатство языка (19 ч.) | |||||
О языке и речи (2ч.) | |||||
67 | Разновидности русского языка | 1 | Иметь общее представление о функциональных разновидностях русского языка, различать тексты разных функциональных стилей литературного языка. | ||
68 | Стили литературного языка (общее понятие) | 1 | Иметь общее представление о функциональных разновидностях русского языка, различать тексты разных функциональных стилей литературного языка. | ||
Система языка (10 ч.) | |||||
69 | Лексикология Слово – основная единица лексикологии | 1 | Понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций; расширять свой лексикон. | ||
70 | Способы толкования слова | 1 | Освоить способы толкования слов. Работать с учебником, толковым словарём. | ||
71 | Однозначные и многозначные слова | 1 | Различать однозначные и многозначные слова. Работать с учебником, толковым словарём. | ||
72 | Прямое и переносное значения слова | 1 | Различать прямое и переносное значения слова. Работать с учебником, толковым словарём. Наблюдать за использованием слов в переносном значении в художественной и разговорной речи. | ||
73 | Тематические группы слов | 1 | Использовать в собственной речи слова одной тематической группы. Группировать слова по тематическим группам. | ||
74 | Омонимы | 1 | Различать однозначные и многозначные слова; опознавать омонимы. | ||
75 | Синонимы | 1 | Различать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слова; опознавать омонимы, синонимы. Наблюдать за использованием слов в переносном значении в художественной и разговорной речи; синонимов в художественных и учебно-научных текстах. Использовать в собственной речи синонимы. | ||
76 | Антонимы | 1 | Различать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слова; опознавать омонимы, синонимы, антонимы; основные виды тропов. Наблюдать за использованием слов в переносном значении в художественной и разговорной речи; синонимов и антонимов в художественных и учебно-научных текстах. Использовать в собственной речи синонимы, антонимы. | ||
77 | Фразеологизмы | 1 | Опознавать фразеологические обороты. Уместно использовать фразеологические обороты в речи. | ||
78 | Словари русского языка | 1 | Извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, фразеологического словаря) и использовать её в различных видах деятельности. | ||
Правописание (2 ч.) | |||||
79 | Буквы о и ё после шипящих в корне | 1 | Находить изучаемую орфограмму в словах текста. Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи. Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный анализ при выборе правильного написания слова. | ||
80 | Буквы и и ы в корне после приставок | 1 | Находить изучаемую орфограмму в словах текста. Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи. Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный анализ при выборе правильного написания слова. | ||
Текст (3 ч.) | |||||
81 | Типы речи | 1 | Освоить основные особенности повествования (рассказ), описания (предмета, состояния), рассуждения. | ||
82 | Обучение сочинению | 2 | Создавать собственные тексты с учётом требований к построению связного текста (связность, соответствие теме и основной мысли). | ||
Язык и культура. Культура речи (1ч.) | |||||
83 | Лексическое богатство русского языка и культура речи | 1 | Осознавать важность овладения лексическим богатством и разнообразием литературного русского языка для формирования собственной речевой культуры. Использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного языка. | ||
Повторение (1 ч.) | |||||
84 | Комплексное повторение материала главы 4. Самостоятельная работа | 1 | Повторить и закрепить материал. Выполнить самостоятельную работу. | ||
Глава 5. Как в языке выражаются отношения людей (22 ч.) | |||||
О языке и речи (1 ч.) | |||||
85 | Диалогическая и монологическая речь | 1 | Различать образцы диалогической и монологической речи. Иметь представление о различных видах монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога. | ||
Система языка (11 ч.) | |||||
86 | Словосочетание и предложение | 1 | Осознавать роль синтаксиса в формировании и выражении мысли, различие словосочетания и предложения. Группировать и моделировать словосочетания по заданным признакам. | ||
87 | Синтаксический разбор словосочетания | 1 | Выполнять синтаксический разбор словосочетания. | ||
88 | Виды предложений | 1 | Распознавать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Различать интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений; употреблять их в речевой практике. | ||
89 | Распространённые и нераспространённые предложения | 1 | Распознавать главные и второстепенные члены предложения. Разграничивать предложения распространённые и нераспространённые. | ||
90 | Главные члены предложения | 1 | Находить грамматическую основу предложения, опознавать предложения простые и сложные. | ||
91 | Второстепенные члены предложения | 1 | Распознавать главные и второстепенные члены предложения. | ||
92 | Предложения с однородными членами | 1 | Опознавать предложения с однородными членами, правильно интонировать их, употреблять в устной и письменной речи. | ||
93 | Предложения с вводными словами и обращениями | 1 | Понимать основные функции обращения. Опознавать и правильно интонировать предложения с обращениями. Моделировать и употреблять в речи предложения с различными формами обращений в соответствии со сферой и ситуацией общения. Распознавать вводные конструкции в речи. Опознавать и правильно интонировать предложения с вводными словами, словосочетаниями. | ||
94 | Синтаксический разбор простого предложения | 1 | Разбирать предложения по членам предложения, указывать части речи, давать характеристику предложения. | ||
95 | Сложное предложение | 1 | Опознавать сложные предложения. Отличать их от простых с однородными членами. | ||
96 | Способы передачи чужой речи | 1 | Освоить прямую речь, косвенную речь, диалог. Составлять предложения с прямой речью, диалог. | ||
Правописание (5 ч) | |||||
97 | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | Формировать пунктуационную грамотность. Освоить содержание изучаемых пунктуационных правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. Опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. | ||
98 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | 1 | Формировать пунктуационную грамотность. Освоить содержание изучаемых пунктуационных правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. Опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. | ||
99 | Знаки препинания в предложениях с обращениями и вводными словами | 1 | Формировать пунктуационную грамотность. Освоить содержание изучаемых пунктуационных правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. Опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. | ||
100 | Знаки препинания в сложном предложении | 1 | Формировать пунктуационную грамотность. Освоить содержание изучаемых пунктуационных правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. Опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. | ||
101 | Знаки препинания в предложениях с прямой речью | 1 | Формировать пунктуационную грамотность. Освоить содержание изучаемых пунктуационных правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. Опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. | ||
Текст (1 ч.) | |||||
102 | Повествование: рассказ | 1 |
| Наблюдать над текстами-повествованиями, освоить их особенности, научиться отличать их от текстов других типов речи. | |
Язык и культура. Культура речи (1 ч.) | |||||
103 | Формы обращения и речевой этикет | 1 | Иметь представление об особенностях русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни при проведении этикетных диалогов приветствия, прощания, поздравления с использованием обращений на основе знаний о своей этнической принадлежности, освоения национальных ценностей, традиций, культуры. Уместно использовать правила речевого поведения в собственной речевой практике на основе уважения к личности, доброжелательного отношения к окружающим, потребности в социальном признании. | ||
Повторение и контроль (3 ч.) | |||||
104 | Комплексное повторение материала главы 5 | 1 | Повторить, обобщить и закрепить материал. | ||
105- 106 | Контрольный диктант по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» и его анализ | 2 | Написать контрольную работу. Выполнить работу над ошибками. | ||
Глава 6. Чем различаются устная и письменная речь (24) | |||||
О языке и речи (1 ч.) | |||||
107 | Речь устная и письменная | 1 | Иметь представление об основных особенностях устной и письменной речи. Различать образцы устной и письменной речи. | ||
Система языка (10 ч.) | |||||
108 | Морфология Части речи | 1 | Овладеть основными понятиями морфологии. Осознавать (понимать) особенности грамматического значения слова в отличие от лексического значения. | ||
109 | Имя существительное как часть речи | 1 | Анализировать категориальное значение, морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль. | ||
110 | Разряды имён существительных | 1 | Распознавать существительные разных смысловых разрядов. | ||
111 | Одушевлённые и неодушевлённые существительные | 1 | Распознавать одушевлённые и неодушевлённые существительные. | ||
112 | Род имён существительных | 1 | Определять род имён существительных. Группировать имена существительные по заданным морфологическим признакам. | ||
113 | Род несклоняемых существительных | 1 | Определять род несклоняемых имён существительных. Группировать имена существительные по заданным морфологическим признакам. | ||
114 | Склонение имён существительных | 1 | Определять число, падеж, тип склонения имён существительных. Группировать имена существительные по заданным морфологическим признакам. | ||
115 | Число – непостоянный признак имён существительных | 1 | Распознавать имена существительные, имеющие форму только множественного или только единственного числа; приводить соответствующие примеры. | ||
116 | Падеж – непостоянный признак имён существительных | 1 | Распознавать имена существительные в формах разных падежей, существительные разных типов склонения; приводить соответствующие примеры. | ||
117 | Морфологический разбор имени существительного | 1 | Анализировать и характеризовать обще категориальное значение, морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль. Распознавать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные; существительные общего рода, имена существительные, имеющие форму только множественного или только единственного числа, имена существительные разных типов склонения; приводить соответствующие примеры. | ||
Правописание (8 ч.) | |||||
118 | Прописная буква в именах собственных | 1 | Находить изучаемую орфограмму в словах текста. Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи. | ||
119 | Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных | 1 | Находить изучаемую орфограмму в словах текста. Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи. Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. | ||
120 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных Гласные в суффиксах имён существительных -ек- и -ик- | 1 | Находить изучаемую орфограмму в словах текста. Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи. Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. | ||
121- 122 | Гласные о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных | 2 | Находить изучаемую орфограмму в словах текста. Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи. Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. | ||
123 | Правописание существительных с суффиксами -чик- и –щик- | 1 | Находить изучаемую орфограмму в словах текста. Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи. Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. | ||
124 | Слитное и раздельное написание не с существительными | 1 | Находить изучаемую орфограмму в словах текста. Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи. Опираться на морфологический анализ при выборе правильного написания слова. | ||
125 | Контроль знаний. Правописание существительных | 1 | Выполнить проверочную работу. | ||
Текст (3 ч.) | |||||
126 | Тип речи: рассуждение | 1 | Освоить тип речи рассуждение, его строение и основные особенности. Наблюдать особенности строения рассуждения в текстах. | ||
127- 128 | Сочинение - рассуждение | 2 | Создавать собственные тексты (рассуждение) с учётом требований к построению связного текста (связность, соответствие теме и основной мысли). | ||
Язык и культура речи (1 ч.) | |||||
129 | Что такое грамматические нормы? | 1 | Употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы в соответствии с грамматическими и лексическими нормами. Осознавать важность овладения лексическим богатством и разнообразием литературного русского языка для формирования собственной. | ||
Повторение (1 ч.) | |||||
130 | Комплексное повторение материала главы 6. Самостоятельная работа | 1 | Повторить, обобщить, закрепить материал. Выполнить самостоятельную работу. | ||
Глава 7 Что такое современный язык (17 ч.) | |||||
О языке и речи (1 ч.) | |||||
131 | Современный русский литературный язык | 1 | Осознавать роль русского языка в жизни общества и государства; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка. Иметь представление о разновидностях современного русского языка. | ||
Система языка (6 ч.) | |||||
132 | Имя прилагательное как часть речи | 1 | Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки имени прилагательного, определять его синтаксическую роль. | ||
133 | Разряды прилагательных по значению. | 1 | Определять разряды прилагательных. Различать прилагательные качественные, относительные, притяжательтные. | ||
134 | Полные и краткие прилагательные | 1 | Образовывать краткую форму имён прилагательных и изменять её по родам и числам. Определять синтаксическую роль полных и кратких прилагательных. | ||
135 | Формы степеней сравнения качественных прилагательных | 1 | Образовывать формы степеней сравнения. Определять их синтаксическую роль. | ||
136 | Склонение качественных и относительных прилагательных. Склонение притяжательных прилагательных. | 1 | Освоить особенности склонения прилагательных разных разрядов. Определять род, число, падеж имён прилагательных. | ||
137 | Морфологический разбор прилагательных | 1 | Анализировать и характеризовать категориальное значение, морфологические признаки имени прилагательного, определять его синтаксическую роль. Определять род, число, падеж имён прилагательных; определять синтаксическую роль прилагательных. | ||
Правописание (5 ч.) | |||||
138 | Слитное и раздельное написание не с прилагательными | 1 | Находить изучаемую орфограмму в словах текста. Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи. Опираться на морфологический анализ при выборе правильного написания слова. | ||
139 | Правописание гласных после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях прилагательных | 1 | Находить изучаемую орфограмму в словах текста. Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи. Опираться на фонетический, морфемный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. | ||
140 | Буквы н и нн в отымённых прилагательных | 1 | Находить изучаемую орфограмму в словах текста. Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи. Опираться на морфемный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. | ||
141 | Правописание суффикса –ск- в прилагательных | 1 | Находить изучаемую орфограмму в словах текста. Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи. Опираться на морфемный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. | ||
142 | Контрольная работа | 1 | Выполнить контрольную работу и работу над ошибками. | ||
Текст (3 ч.) | |||||
143 | Типы речи. Описание | 1 | Повторить особенности типа речи описание. | ||
144- 145 | Сочинение – описание по картине | 2 | Создавать собственные тексты (описание картины) с учётом требований к построению связного текста (связность, соответствие теме и основной мысли). | ||
Язык и культура речи (1 ч.) | |||||
146 | Комплексное повторение материала главы 7. Самостоятельная работа. | 1 | Повторить, обобщить, закрепить материал. Выполнить самостоятельную работу. | ||
Глава 8. Как язык объединяет людей (25 ч.) | |||||
О языке и речи (1 ч.) | |||||
147 | Русский язык – государственный язык РФ | 1 | Осознавать роль русского языка в жизни общества и государства. | ||
Система языка (15 ч.) | |||||
148 | Глагол как часть речи | 1 | Анализировать общее категориальное значение, морфологические признаки глагола, определять его синтаксическую функцию. | ||
149 | Инфинтитив | 1 | Уметь образовывать неопределённую форму глагола, соотносить личные формы глагола с инфинитивом. | ||
150 | Виды глагола | 1 | Группировать глаголы по заданным морфологическим признакам. Использовать в речи форму настоящего и будущего времени в значении прошедшего времени, соблюдать видо-временную соотнесённость глаголов-сказуемых в связном тексте. | ||
151 | Переходные и непереходные глаголы | 1 | Группировать глаголы по заданным морфологическим признакам. | ||
152 | Возвратные и невозвратные глаголы | 1 | Группировать глаголы по заданным морфологическим признакам. | ||
153 | Определение типов спряжения глаголов | 1 | Определять тип спряжения глаголов, соотносить личные формы глагола с инфинитивом. | ||
154 | Наклонения глаголов | 1 | Группировать глаголы по заданным морфологическим признакам. | ||
155 | Изменение глаголов по временам | 1 | Группировать глаголы по заданным морфологическим признакам. Использовать в речи форму настоящего и будущего времени в значении прошедшего времени, соблюдать видо-временную соотнесённость глаголов-сказуемых в связном тексте. | ||
156 | Изменение глаголов по лицам и числам | 1 | Наблюдать за изменением глаголов в настоящем времени. Освоить спряжение глаголов. Использовать в речи форму настоящего и будущего времени в значении прошедшего времени, соблюдать видо-временную соотнесённость глаголов-сказуемых в связном тексте. | ||
157 | Изменение глаголов по числам и родам | 1 | Наблюдать за изменением глаголов в прошедшем времени. Освоить изменение глаголов по родам и числам. Использовать в речи форму настоящего и будущего времени в значении прошедшего времени, соблюдать видо-временную соотнесённость глаголов-сказуемых в связном тексте. | ||
158 | Условное наклонение | 1 | Образовывать формы условного наклонения. Группировать глаголы по заданным морфологическим признакам. | ||
159 | Повелительное наклонение | 1 | Образовывать формы повелительного наклонения. Группировать глаголы по заданным морфологическим признакам. | ||
160 | Безличные глаголы | 1 | Различать личные и безличные глаголы. | ||
161 | Морфологический разбор глагола | 1 | Проводить морфологический анализ глагола. | ||
Правописание (4 ч.) | |||||
162 | Не с глаголами | 1 | Находить изучаемую орфограмму в словах текста. Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи. Опираться на морфологический анализ при выборе правильного написания слова. | ||
163 | Гласные е и и в корнях с чередованием | 1 | Находить изучаемую орфограмму в словах текста. Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи. Опираться на фонетический, морфемный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. | ||
164 | Буква ь после шипящих в глаголах | 1 | Находить изучаемую орфограмму в словах текста. Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи. Опираться на фонетический, морфемный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. | ||
165 | Суффиксы глаголов –ова- (-ева-), -ыва- (-ива-) | 1 | Находить изучаемую орфограмму в словах текста. Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи. Опираться на фонетический, морфемный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. | ||
Текст (1 ч.) | |||||
166 | Типы речи: описание состояния | 1 | Освоить особенности типа речи описание состояния. | ||
Язык и культура речи (1 ч.) | |||||
167 | Употребление глаголов в речи | 1 | Правильно употреблять при глаголах имена существительные в косвенных падежах. Использовать в речи форму настоящего и будущего времени в значении прошедшего времени, соблюдать видо-временную соотнесённость глаголов-сказуемых в связном тексте. | ||
Правописание (3 ч.) | |||||
168- 169 | Комплексное повторение и систематизация изученного в 5 классе | 2 | Повторить, обобщить основные темы 5 кл. | ||
170 | Итоговая контрольная работа | 1 | Выполнить контрольную работу. | ||
Всего: | 170 ч. | ||||
В том числе контроль | 13 ч. |