Календарно-тематическое планирование по дополнительному образованию дошкольников «Юный шахматист»
1.1. Пояснительная записка
«Шахматы - это не только спорт - они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективнее оценить сложившуюся ситуацию, просчитать на несколько «ходов» вперёд». (В.В. Путин в послании участникам Чемпионата мира).
Рабочая программа по дополнительной развивающей услуге «Юный шахматист» имеет интеллектуально-познавательную направленность и составлена на основе методического пособия к учебнику Сухина И.Г «Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны».
Актуальность программы продиктована требованиями времени. В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы. Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано.
В дошкольном возрасте шахматы играют важную роль в развитии ребенка. Они выполняют сразу несколько функций.
Познавательная. Играя в шахматы, ребенок научится мыслить, логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать. Малыш узнает много нового и интересного. Кроме того, игра способствует развитию фантазии и творческих способностей.
Воспитательная. Придя в школу, многие дети не могут усидеть на одном месте и сосредоточиться на уроках. Шахматы же вырабатывают выдержку, собранность, внимательность. Дети учатся самостоятельно принимать решения и спокойнее относиться к неудачам.
Физическая. Сидеть долго за доской очень трудно. Надо обладать большим запасом сил и выносливости. Поэтому у всех гроссмейстеров есть тренеры по физической подготовке.
Программа предполагает изучение шахматной игры дошкольниками 5 – 7 лет до уровня начинающего шахматиста, то есть освоение правил игры, умения довести партию до логического конца.
Цель и задачи программы
Цель: обучение детей дошкольного возраста игре шахматы.
Задачи:
Обучающие:
ознакомить с историей шахмат;
обучить правилам игры;
дать теоретические знания по шахматной игре.
Развивающие:
развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие познавательные психические процессы;
сохранять выдержку, критическое отношение к себе и к сопернику;
формировать навыки запоминания;
вводить в мир логической красоты и образного мышления, расширять представления об окружающем мире.
Воспитывающие:
бережно относиться к окружающим, стремиться к развитию личностных качеств;
прививать навыки самодисциплины;
способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и самооценки.
1.3. Принципы и подходы к формированию программы:
- Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
- Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
- Принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса
- Принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
- Принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
- Принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
- Принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
2.2. Содержание психолого-педагогической работы
Особенности содержания программы:
Процесс обучения необходимо сделать максимально наглядным, доступным, предметным, эмоционально-насыщенным, интересным и желанным. Ведь дошкольник обучается лишь в той мере, в какой она становится его собственной программой, а это значит, что занятия должны увлекать ребенка, строиться на свойственных детям-дошколятам потребностях и интересах, на использовании «дошкольных» видов деятельности.
Отведение нескольких занятий для изучения каждой фигуры объясняется тем, что на первом занятии дается лишь краткая информация об особенности этой фигуры, ее возможностях, а закрепление хода обеспечивается при минимальном количестве других фигур. На следующих занятиях возможности этой же фигуры рассматриваются во взаимодействии с большим количеством своих и неприятельских фигур, а навыки и умения оперирования изучаемой фигурой всеми детьми доводятся до сравнительно высокого уровня, позволяющего в дальнейшем без затруднения перейти к изучению последующего материала.
Особое внимание следует уделить шахматным играм и отработке шахматных упражнений, выполнение которых способствует не только закреплению пройденного материала, но и повышает интерес учащихся к шахматным занятиям. Такие занятия планируются после изучения крупных тем.
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем и типовых положений до творческого применения знаний на практике.
Обучение игре в шахматы начинается с игры, но не в шахматы, а в знакомство с шахматной доской и шахматными фигурами. Необходимо рассказать, как доска должна правильно лежать. После ознакомления с доской нужно перейти к шахматным фигурам. Ни в коем случае нельзя ставить перед ребенком начальную позицию шахматной партии и тут же объяснять, как ходят фигуры. Дети в этом возрасте редко понимают смысл объяснения и теряют интерес к шахматам. От занятия к занятию ребенок должен знакомиться со всеми фигурами по следующей схеме: Ладья - Слон - Ферзь - Конь - Пешка - Король. Педагог рассказывает сказку или показывает мультфильм о каждой фигуре, в форме игровой теории дети путешествуют с фигурами по демонстрационной доске.
Существует определенный уровень использования дидактических игр и заданий, смысл заключается в том, чтобы ребенок научился ходить конкретной фигурой.
Игра "На одну клетку". На поле а1 располагается белая ладья (Л). Ребенок должен несколько раз пойти ладьей на одно поле в соответствии с правилами ее передвижения (по горизонтали и вертикали). Далее следуют другие задания: "Через клетку", "Через две клетки" и т.п.
Игра "Один в поле воин" Побей белой ладьей все черные фигуры, беря каждым ходом по фигуре (рис.1). Побей черной ладьей все белые фигуры, беря каждым ходом по фигуре (рис.2).
Задания на фрагменте доски
"Лабиринт"(на фрагменте доски). Фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их (Собери все груши).
рис.1 рис.2
"Игра на уничтожение" – важнейшая игра обучения. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
№ п/ п | Тема материала | Количество занятий |
1 | Знакомство с шахматной игрой «В стране шахматного королевства». | 2 |
2 | Шахматная доска. Знакомство с шахматной доской. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Диагонали. Центр доски. | 9 |
3 | Знакомство с шахматными фигурами: белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. | 2 |
4 | Начальное положение. Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. | 2 |
5 | Ладья. Позиции фигуры, различные ходы. Решение комбинаций на фрагменте доски | 4 |
6 | Слон. Белопольные и чернопольные слоны. Решение простых комбинаций на фрагменте доски | 5 |
7 | Ферзь. Место ферзя в начальном положении, понятие «двойной удар», «вилка». Решение простых комбинаций на фрагменте доски. Игра в парах на выигрыш фигуры. | 10 |
8 | Конь. Конь против коня и других фигур: ладьи, слона, ферзя. Решение шахматных комбинаций на фрагменте доски и на игровом поле. Игра в парах. | 8 |
9 | Пешка. Знакомство с понятиями: ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня. | 6 |
10 | Король. Шах и мат. Рокировка. | 9 |
11 | Правила игры. Дебют. Развитие фигур. Ничья. Пат. Решение шахматных комбинаций. | 9 |
12 | Шахматная викторина. | 2 |
13 | Шахматный турнир. | 2 |
14 | Праздник в шахматном королевстве | 1 |
Итого | 71 |
2.4. Календарно-тематическое планирование дополнительной услуги
«Юный шахматист»
дата | Тема занятия | Содержание | Методическое обеспечение |
4.09 | Знакомство с шахматной игрой | Введение. Просмотр мультфильма «Фиксики. Шахматы». Знакомство с детьми, кабинетом шахмат. Правила поведения на занятиях. | Шахматная доска с фигурами |
05.09 | Шахматы. Познакомить детей с шахматами, правилами игры. Заинтересовать детей через увлекательные и достоверные факты. | Рассказ об истории шахмат, чтение отрывка из дидактической сказки «В стране шахматных чудес» | Шахматная доска и шахматные поля, учебник, раб.тетрадь Метод. пособие стр.3 |
11.09 | Шахматная доска. Продолжать знакомить детей с шахматным королевством. Рассказать о том, что игра в шахматы – занимательная игра. Просмотр мультфильма «Фиксики» (шахматы) | Продолжение чтения отрывка из дидактической сказки «В стране шахматных чудес» Беседа по содержанию мультфильма. | Шахматная доска и шахматные поля, учебник, раб.тетрадь Метод. пособие стр.3 |
12.09 | Шахматная доска. Знакомство с шахматной доской: её формой, белыми и черными полями. Чередованием белых и черных полей на шахматной доске. Закрепить умение пользоваться линейкой и карандашом, ориентироваться на тетрадном листе. | Чтение дидактической скажи «Удивительные приключения шахматной доски» с опорой на иллюстративный материал учебника. Чтение-инсценировка дидактической сказки «Котята-хвастунишки» Д/и «Да и нет». | Шахматная доска и шахматные поля, учебник, раб.тетрадь |
19.09 | Шахматная доска. Белые поля. Черные поля. Продолжать знакомить детей с шахматами, шахматной доской, с белыми и черными полями, их обозначением. Формирование представлений о правилах размещения шахматной доски между партнерами с белыми и черными полями | Чтение и инсценировка дидактической сказки "Удивительные приключения шахматной доски". .Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. Чтение и дидактической сказки "Котята-хвастунишки" | Шахматная доска и шахматные поля, учебник, тетрадные листы в клетку 16*16см, карандаши. Метод. пособие стр.4 |
25.09 | Шахматная доска. Горизонтали. Вертикали. Продолжить знакомить с шахматной доской: её формой, белыми и черными полями, введение понятия «горизонталь», «вертикаль, чередованием белых и черных полей на шахматной доске. | Закрепление изученного ранее: Д/и «Да и нет». Работа над новым материалом: Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество вертикалей на доске. | Шахматная доска и шахматные поля, Метод. пособие стр.5 Комплекта кубиков черного и белого цвета |
26.09 | Шахматная доска. Горизонтали. Вертикали. Д/и «Да и нет». Расположение доски между партнерами. | Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Дидактические задания и игры «Горизонталь», «Вертикаль». | Шахматная доска и шахматные поля. Метод. пособие стр.5 |
02.10 | Шахматная доска. Диагонали. Центр доски. Продолжить знакомить детей с шахматами. | Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. | Шахматная доска и шахматные поля. Метод. пособие стр.5 |
03.10 | Шахматная доска Правила размещения шахматной доски между партнерами, введение понятия «диагональ», «центр». | Центр. Форма центра. Дидактическая игра «Шахматный почтальон». | Шахматная доска и шахматные поля. Метод. пособие стр.5 |
09.10 | Шахматная доска. Проспекты, улицы, переулки шахматной доски. | Д/и «Да и нет». Горизонтальная линия. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество вертикалей на доске. | Картотека «Дидактические игры и игровые задания» |
10.10 | Шахматные фигуры Формирование представлений о правилах размещения шахматных фигур на доске. | Знакомство с шахматными фигурами; развитие интереса к игре, внимания. Чтение сказки «Чудесные фигуры». | Картотека «Дидактические игры и игровые задания» |
16.10 | Знакомство с шахматными фигурами: белые и черные. Знакомство с шахматными фигурами; развитие интереса к игре, внимания. | Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадайка», «Секретная фигура», «Угадай», «Что общего?», «Большая и маленькая». | Шахматная доска и шахматные поля. Картотека «Дидактические игры и игровые задания» |
17.10 | Знакомство с шахматными фигурами: Начальное положение ладьи, коня и слона. Знакомство с шахматными фигурами; развитие интереса к игре, внимания. | Начальное положение. Знакомство с шахматными фигурами: белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадайка», «Секретная фигура», «Угадай», «Что общего?», «Большая и маленькая». | Картотека «Дидактические игры и игровые задания» |
23.10 | Начальное положение. Познакомить детей с расстановкой фигур перед шахматной партией. Связью между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Правилами: "Ферзь любит свой цвет". | Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадайка», «Секретная фигура», «Угадай», «Что общего?», «Большая и маленькая». | Шахматная доска и шахматные поля. Комплекты шахматных фигур по количеству детей. Метод. пособие стр.7 |
24.10 | Ладья. Знакомство с шахматной фигурой «Ладья», местом ладьи в начальном положении, ходами. | Знакомство с расстановкой фигур перед шахматной партией. | Картотека «Дидактические игры и игровые задания» |
06.11 | Ладья. Знакомство с шахматной фигурой «Ладья», местом ладьи в начальном положении, ходами. Развитие внимания. | Чтение сказки «Совсем этот слон на слона не похож» Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин". | Шахматная комплекты шахматных фигур Метод. пособие стр.7 |
07.11 | Ладья. Продолжить знакомить детей с шахматной фигурой – ладья. Показать позиции фигуры, различные ходы. Развивать воображение, сообразительность, быстроту реакции, мелкую моторику рук. | Чтение дидактической сказки "Я – Ладья" Рассказ о месте ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". | Метод. пособие стр.10 Рабочая тетрадь. |
13.11 | Позиции фигур. Показать позиции фигуры, различные ходы ладьи. Развивать воображение, сообразительность, быстроту реакции, мелкую моторику рук. | Различные ходы. Дидактическая игра «Кто быстрее расставит фигуры». Решение комбинаций на фрагменте доски. | Шахматная доска и шахматные поля, компл.шахматных фигур Метод. Пос с.18 |
14.11 | Слон. Формирование представлений о шахматной фигуре «слон», Месте слона в начальном положении. Ходом слона, взятием. Разноцветные и одноцветные слоны. Понятием Легкая и тяжелая фигуры. | Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин". | Шахматная доска и шахматные поля,. Метод. пособие стр.18 |
20.11 | Слон Закрепление представлений о шахматной фигуре «слон». Отработка практических навыков. Место «слона» в начальном положении. Белопольные и чернопольные слоны. | Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин". | Шахматная доска и шахматные поля, компл.шахматных фигур Метод. пособие стр.19 |
21.11 | Слон. Ход. Взятие. Продолжить давать представление о шахматной фигуре «слон». Месте слона в начальном положении. Ходом слона, взятием. | Отгадывание загадки о слоне. Ответы на вопросы «Шахматной шкатулки» Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Дидактические игры «Чудесный мешочек» | Шахматная доска и шахматные поля, Метод. пособие стр.20 |
27.11 | Слон против слона Продолжить давать представление о шахматной фигуре «слон». | Ответы на вопросы «Шахматной шкатулки» Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" | Шахматная доска и шахматные поля, Метод. пособие стр.21 |
28.11 | Два слона против ладьи. Взятие слоном фигуры. Решение простых комбинаций на фрагменте доски. | Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение | Шахматная доска и компл.шахматных фигур Метод. Пос с.18 |
04.12 | Ферзь. Знакомство с шахматной фигурой «Ферзь» Отработка практических навыков игры ладьей против ферзя. Развитие внимания, логического мышления, смекалки, мелкой моторики. | Дидактические задания "Перехитри часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". | Демонстрационная доска с набором шахматных фигур |
05.12 | Ферзь. Продолжение знакомства с шахматной фигурой «Ферзь». Отработка практических навыков игры ладьей против ферзя. | Дидактические игры, "Игра на уничтожение" (ладья против слона, две ладьи против ферзя) | Метод. пособие стр.22 Картотека «Дидактические игры и игровые задания» |
11.12 | Ферзь. Продолжение знакомства с шахматной фигурой «Ферзь». Взятие ферзем фигур на фрагменте доски. Игра в парах. | Дидактические задания "Перехитри часовых", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". | Метод. пособие стр.25 Картотека «Дидактические игры и игровые задания» |
12.12 | «Ферзь – тяжелая фигура» Решение простых комбинаций на доске. | Дидактические игры «Игра на уничтожение (ферзь против ферзя) | Метод. пособие стр.27 Картотека задач и комбинаций |
18.12 | «Ферзь – тяжелая фигура» Взаимодействие с другими фигурами. Игра в парах. | «Игра на уничтожение» (ферзь против других фигур), «Ограничение подвижности». «Один в поле воин». | Шахматная доска и компл.шахматных фигур |
19.12 | Ферзь. Решение шахматных комбинаций. Игры в парах | Работа с диаграммами. Сюжетно-ролевая игра «Шахматный магазин» | Рабочая тетрадь, атрибуты к игре |
25.12 | Викторина «Шахматное королевство» | Опрос по пройденному материалу. | Шахматная доска и комплект шахматных фигур |
26.12 | Новогодний шахматный турнир по решению шахматных задач. | Игры в парах. Решение шахматных комбинаций. | Шахматная доска и комплект шахматных фигур |
10.01 | Шахматный турнир | Игры в парах. Решение шахматных комбинаций. | Шахматная доска и комплект шахматных фигур |
Продолжение знакомства с шахматной фигурой «Ферзь». Взаимодействие с другими фигурами. Игра в парах. | Д/ игры: «Цепочка», «Самая короткая дорожка», «Кто первый «срубит» все фигуры?» | Шахматная доска и комплект шахматных фигур | |
15.01 | Ферзь против легких фигур Закрепление знаний и отработка практических навыков игры ферзем. Игра в парах. | Дидактические игры «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничение подвижности». Решение простых комбинаций на доске. | Шахматная доска и комплект шахматных фигур Картотека задач и комбинаций |
16.01 | Ферзь против ладьи и слона Игра в парах. | Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля». Закрепление знаний и отработка практических навыков игры ферзем. | Шахматная доска и комплект шахматных фигур Картотека задач и комбинаций |
22.01 | Ферзь против легких фигур Решение игровых заданий на доске. Закрепление знаний и отработка практических навыков игры ферзем. | Игра в парах на выигрыш фигуры Понятие «двойной удар», «вилка». Решение простых комбинаций на доске | Шахматная доска и комплект шахматных фигур Картотека задач и комбинаций |
23.01 | Конь. Знакомство с шахматной фигурой «Конь», местом коня в начальном положении, ходами. Развитие внимания., умения отстаивать свою позицию. | Место коня в начальном положении. Рассказать и показать сложность ходов коня Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. | Шахматная доска и шахматные поля, компл. шахматных фигур Метод. пособие стр.44 |
29.01 | Конь. Продолжать знакомить с с шахматной фигурой «Конь», местом коня в начальном положении, ходами. | Чтение дидактической сказки «Кони черные и белые» Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". | Шахматная доска и комплект шахматных фигур Картотека задач и комбинаций |
30.01 | Конь. Продолжать знакомить с шахматной фигурой «Конь» Развивать ловкость и смекалку, ориентировку в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Активизировать словарь. | Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Игра на уничтожение" (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), "Ограничение подвижности". Д/и «Секретная фигура" | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей Метод. пособие стр.44 |
5.02. | Решение шахматных комбинаций. Игра в парах. | Ответы на вопросы. Решение шахматных комбинаций | Шахматная доска и комплект шахматных фигур Картотека задач и комбинаций |
6.02 | Конь против ферзя, ладьи, слона Продолжить знакомить детей с шахматной фигурой – конь. Показать позиции фигуры, различные ходы. Развивать воображение, сообразительность, быстроту реакции, мелкую моторику рук. | Д/и «Волшебный мешочек» Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Выиграй фигуру". Дидактические задания "Перехитри часовых", | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей Метод. пособие стр.45 |
12.02 | Конь против ферзя, ладьи, слона Решение шахматных комбинаций, игра в парах. | "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Выиграй фигуру". | |
13.02 | Конь против ферзя, ладьи, слона Продолжить знакомить детей с шахматной фигурой – конь. Показать позиции фигуры, различные ходы. Развивать воображение, сообразительность, быстроту реакции, мелкую моторику рук. | Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" "Ограничение подвижности". | Шахматная доска, комплекты шахматных фигур Метод. Пособие стр.46 |
19.02 | Решение шахматных комбинаций и игровых упражнений в командах. | Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". | Шахматная доска и комплект шахматных фигур Картотека задач и комбинаций |
20.02 | Пешка Знакомство с Местом пешки в начальном положении; понятиями: ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. | Чтение дидактической сказки "Детский сад "Чудесная Пешка" Рассказ о пешке. Дидактические задания "Лабиринт", "Один в поле воин". | |
26.02 | Пешка. Ход пешки, взятие. Знакомство с местом пешки в начальном положении. Взятие на проходе. Превращение пешки. | Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры". | Шахматная доска и комплект шахматных фигур Картотека задач и комбинаций |
27.02 | Пешка Продолжать знакомить детей с пешкой. Научить «сражаться пешками». Поощрять стремление высказывать свое мнение. «Взятие на проходе». | Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля". | Шахматная доска, комплекты шахматных фигур Метод. Пособие стр.46 |
4.03 | Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня. Продолжать знакомить детей с пешкой. Отрабатывать умение «сражаться пешками». | Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, "Ограничение подвижности". | Шахматная доска, комплекты шахматных фигур Метод. Пособие стр.32 |
5.03 | Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня. Приобщать детей в ходе решения занимательных задач к элементарной творческой деятельности. Поощрять стремление высказывать свое мнение. | Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" "Ограничение подвижности". | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей Метод. Пособие с.33 |
11.03 | Король Показать, как ходит король. Разучить правило «Королей не уничтожают» и что оно означает. Развивать внимание, способность работать по правилам, умение мыслить, находить правильное решение, отстаивать своё мнение. | Рассказ о месте короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания: «Один в поле воин", "Кратчайший путь". Чтение и инсценировка сказки "Лена, Оля и Баба Яга". | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей Метод. Пособие с.33 |
12.03 | Король Закрепление правила «Королей не уничтожают». Развивать внимание, способность работать по правилам, умение мыслить, находить правильное решение, отстаивать своё мнение. | Рассказ о месте короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания: «Один в поле воин", "Кратчайший путь". | Шахматная доска, комплекты шахматных фигур Метод. Пособие стр.46 |
18.03 | Закрепление пройденного материала. Дидактические упражнения «Шах и мат» Мат в один ход. Простые примеры. | Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничение подвижности». | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей Метод. Пособие стр. 46 |
19.03 | «Шах и мат» Мат в один ход. Сложные примеры. Игра всеми фигурами из начального положения. | Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничение подвижности». | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей Метод. Пособиес.36 |
25.03 | «Шах и мат» Мат в один ход. Сложные примеры. Игра всеми фигурами из начального положения. | Дидактические игры: "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения), | |
26.03 | Две ладьи против короля. Дидактические задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика. | Дидактические задания: "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Выиграй фигуру". Д/и «Секретная фигура" Ответы на вопросы, решение шахматных комбинаций | Шахматная доска, комплекты шахматных фигур Метод. пособие с.42 |
1.04 | Учимся ставить мат ладьей. Решение комбинаций. Мат в один ход. | Дидактические задания: "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Выиграй фигуру". | Шахматная доска, комплекты шахматных фигур Метод. Пособие с. 43 |
2.04 | Решение комбинаций - Мат в один ход. Игра в парах. Закрепление полученных знаний. | Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Игра на уничтожение" | комплекты шахматных фигур по кол-ву детей Метод. Пособие с.46 |
8.04 | «Как ладья похудела». Познакомить детей с правилами рокировки. Упражнения в парах | Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Игра на уничтожение" (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), "Ограничение подвижности". | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей Метод. Пособие47 |
9.04 | «Короткая или длинная рокировка?» Закрепить знания детей об особенностях проведения рокировки. | Д/и «Волшебный мешочек» Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Выиграй фигуру". Решение шахматных комбинаций, игра в парах | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей Метод. Пособие47 |
15.04 | Решение шахматных комбинаций Игры в парах | Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" "Ограничение подвижности". | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей Метод. Пособиес.47 |
16.04 | Передвижение фигур на доске. Взаимодействие фигур с конем и пешками. Дидактические упражнения | Дидактические задания "Лабиринт", "Один в поле воин".Д/и «Волшебный мешочек» Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля". | Шахматная доска, комплекты шахматных фигур Метод. Пособие стр.48 |
22.04 | «Что такое дебют?» Объяснить детям правила для играющих: «Тронул- ходи», «Ход сделан- обратно не вернёшь». Игра в парах. | Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля". | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей |
23.04 | «Начало игры - дебют» Решение шахматных задач и композиций | Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, "Ограничение подвижности". | Шахматная доска, комплекты шахматных фигур Метод. Пособие стр.48 |
6.05 | Понятие «Ничья», «Пат». Игра в парах | Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, "Ограничение подвижности". | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей |
7.05 | Решение шахматных задач и композиций Практические навыки: «Грозный ферзь» побей все чёрные фигуры, забирая каждым ходом по фигуре. Практические навыки: мат белыми в один ход | Рассказ о месте короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания: «Мат в один ход". | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей |
13.05 | Начало игры – как развивать фигуры. Коллективное обсуждение дебюта. Решение шахматных задач и композиций | Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, "Ограничение подвижности". | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей |
14.05 | Какой ход лучше и почему? Коллективное обсуждение. Решение шахматных комбинаций, игра в парах | Д/и "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Выиграй фигуру". Решение шахматных комбинаций, игра в парах. | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей |
20.05 | Решение шахматных комбинаций. Мат в один ход Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". | Дидактические задания "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля". | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей |
21.05 | Шахматная викторина. | Решение шахматных задач и композиций | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей |
27.05 | Шахматный турнир | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей | |
28.05 | Праздник в шахматном королевстве |
2.5. Формы, способы, методы и средства реализации программы
Форма организации деятельности воспитанников на занятии:
групповая;
подгрупповая.
Методы обучения
Словесные методы обучения:
устное изложение;
беседа;
чтение.
Наглядные методы обучения:
показ видеоматериалов, диафильмов, иллюстраций, шахматных фигур, действий;
наблюдение.
Практические методы обучения:
упражнение;
инсценировка;
дидактические игры;
тренинг, мастер-класс.
2.6.Учебно-методическое обеспечение рабочей программы
1. Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски. - Издательство: Феникс (2004 г.) 320 стр.
2.Сухин И. Приключения в Шахматной стране. - Издательства: АСТ, Астрель (2008 г.)
3.Дидактические игры для обучения игре в шахматы.
4. Электронные образовательные ресурсы (обучающие видеокурсы, презентации, обучающие и игровые шахматные программы).