12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Бельчич Ольга Ивановна886
Россия, Краснодарский край, ст.НОВОПОКРОВСКАЯ
Материал размещён в группе «Учителя естествознания»


№ п\п

Содержание

(разделы, темы урока)

Кол- во

ча­сов

Материально-техническое

оснащение

УУД. Характеристика основных универсальных учебных видов деятельности ученика.

Дата проведения


Плани-руемая

фактическая

Введение. Экология животных: раздел науки и учебный предмет.



1


Введение. Что изучает экология животных.



1

Интерактивная панель наглядная экология. презентация.

Определяют понятие «экология животных». Характеризуют биосферную роль животных на планете Земля. Приводят примеры влияния животных на окружающую среду. Описывают особенности взаимодействия животных с окружающей средой. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов. Готовят краткие сообщения



Раздел 1. Условия существования животных (1 ч)

2

Среда обитания животных и условия существования. Экскурсия

«Условия обитания животных».

1

Интерактивная панель

Ведение в экологию (наглядные пособия),презентация.

Уметь приводить примеры многообразия условий обитания. Характеризовать среды жизни. Описывать взаимосвязи организма и среды обитания. Определять предельные условия существования животных..Определять понятия «автотрофы», «гетеротрофы», «пассивное питание», «активное питание»



Раздел 2. Среды обитания животных (6 ч)



3



Наземно-воздушная среда жизни: тундра, леса умеренной зоны, степи, саванны и прерии.



1

Интерактивная панель

Ведение в экологию (наглядные пособия),презентация.

Уметь характеризуют наземно-воздушную среду обитания. Описывать приспособления у животных к жизни в наземно-воздушной среде. Описывать животный мир суши. Характеризуют особенности условий обитания и разнообразие животных тундры, лесов умеренной зоны, степей, саванн и прерий. Приводить примеры видов животных обитателей тундры, лесов умеренной зоны, степей, саванн и прерий. При- водят примеры адаптаций у животных к высоким температурам и недостатку воды.











4


Наземно-воздушная среда жизни: пусты- ни, тропические леса и горные области.



1

Интерактивная панель

Ведение в экологию

(наглядные пособия), презентация

Уметь характеризовать особенности условий обитания и разнообразие , пустынь, тропических лесов, горных областей. Приводить примеры видов животных обитателей пу- стынь, тропических лесов, горных областей. При- водят примеры адаптаций у животных к высоким температурам и недостатку воды.





5








Водная среда жизни.








1

Интерактивная панель

Ведение в экологию

(наглядные пособия),

презентация

Уметь характеризовать водную среду обитания. Описывать условия обитания животных в воде. Объяснять, чем отличаются условия существования животных в воде от условий существования на суше. Приводить примеры приспособлений животных к жизни в воде.





6




Водная среда жизни.



1

Интерактивная панель

Ведение в экологию

(наглядные пособия),

презентация

Уметь объяснять особенности жизни животных в морях и океанах, в пресных водоемах. Приводить примеры видов животных — обитателей морей океанов, пресных вод. Приводить примеры планктонных, нектонных и бентосных животных. Приводить примеры приспособлений у рыб к недостатку кислорода и пересыханию пресных водоемов



7

Животный мир почвы.



1

Интерактивная панель

Ведение в экологию

(наглядные пособия),

презентация

Уметь характеризовать почву как среду обитания животных. Объяснять, чем условия существования почвенных животных отличаются от условий существования в других средах. Описывать животный мир почвы. Приводить примеры приспособлений животных к жизни в почве. Объяснять их взаимосвязь.





8



Живой организм как среда обитания.



1

Интерактивная панель

Ведение в экологию

(наглядные пособия),

презентация

Уметь характеризовать живой организм как среду обитания животных. Приводить примеры приспособления

у животных к жизни в живых организмах. Называть особенности организменной среды жизни. Приводить примеры животных внешних и внутренних паразитов. Приводить примеры приспособлений

у животных-хозяев, которые позволяют им защищаться от паразитов.



Раздел 3. Биотические отношения в жизни животных (10 ч)



9


Пища и ее роль в жизни животных.



1

Интерактивная панель

Ведение в экологию

(наглядные пособия),

презентация


Уметь характеризовать тип питания животных. Сравнивать автотрофный и гетеротрофный типы питания. Составлять схему --классификацию животных по типу пищи. Приводить примеры растительноядных и пло- тоядных, насекомоядных и всеядных животных; животных-фильтраторов,животных-сапрофагов.





10



Убежища, укрытия и жилища животных.

1

1

Интерактивная панель

Ведение в экологию

(наглядные пособия),

Презентация.



Уметь характеризовать жилище как среду обитания и одно из важнейших условий существования животных.


Описывать разнообразие жилищ.

Определять понятия «жилище животного»,«дупло», «нора», «логово», «лежбище», «лежка»,гнездо.





11



Отношения животных с представителями других царств живой природы. Растения в жизни животных.



1


Интерактивная панель. Прибор для получения газов.


Ведение в экологию

(наглядные пособия),

Презентация.

Уметь характеризовать воду как необходимое условие жизни растений. Объяснять значение воды для питания, охлаждения, расселения, для прорастания семян, роста и развития растений. Описывать , как расходуется вода растениями. Объяснять значение испарения воды растениями. Определять количество дождливых и засушливых дней в году в своей местности .Вести дневник наблюдений.





12


Животные в жизни растений.



1

Интерактивная панель

Ведение в экологию

(наглядные пособия),

Презентация.

Уметь характеризовать значение животных в жизни растений. Описывать биологические особенности животных-листоедов и животных-паразитов. Приводить примеры животных-листоедов и паразитов. Объяснять биологическое значение опыления для растений и животных. Описывать биологические особенности насекомоядных растений. Приводят примеры животных — опылителей растений. Приводить примеры насекомоядных растений.





13


Пищевые отношения между животными различных видов.



1



Интерактивная панель

Ведение в экологию

(наглядные пособия),

презентация

Уметь характеризовать отношения между животными различных видов. Приводить примеры различных форм взаимодействия между животными. Определять пищевые связи. Строить пищевые цепи. Различать хищников и жертвы.





14


Пищевые отношения между животными различных видов.

1



Интерактивная панель

Ведение в экологию

(наглядные пособия),

презентация


Уметь характеризовать биологические особенности хищников и жертв. Приводить примеры разнообразных способов защиты от хищников. Характеризовать отношения «паразит — хозяин», приводить примеры. Описывать гнездовой паразитизм.





15



Непищевые отношения между животными различных видов.



1



Интерактивная панель

Ведение в экологию

(наглядные пособия),

презентация



Характеризуют нахлебничество и квартиранство как формы комменсализма. Приводят примеры животных-нахлебников и животных-квартирантов.





16


Непищевые отношения между животными различных видов.



1

Интерактивная панель

Ведение в экологию

(наглядные пособия),

презентация

Описывают конкурентные и взаимовыгодные отношения между животными различных видов как приспособления к совместному обитанию. Приводят примеры взаимовыгодных и конкурентных отношений между животными.


















.








17








Отношения между животными одного вида: образование пар, размножение.







1



Интерактивная панель.

Ведение в экологию

(наглядные пособия),

презентация


Характеризуют отношения между животными одного вида. Описывают внутривидовые взаимоотношения, связанные с образованием пар и размножени- ем. Описывают особенности поиска и выбора брачных партнеров у различных видов животных.

Приводят примеры запаховых, звуковых и зрительных сигналов у животных. Приводят примеры уха- живания у различных видов животных.









18








Отношения между животными одного вида: семья, родственники, соседи.







1





Интерактивная панель.

Ведение в экологию

(наглядные пособия),

презентация

Характеризуют отношения между животными одного вида. Описывают взаимоотношения между родителями и потомством. Характеризуют особенности и объясняют значение группового образа жизни у животных. Приводят примеры и описывают поведение животных, ведущих групповой образ жизни. Приводят примеры заботы о потомстве у животных. Характеризуют особенности и объясняют значение терри- ториального поведения животных.



Раздел 4. Неживая природа в жизни животных (5 ч)






19





Свет в жизни животных.







1

Комплект мультимедийных средств обучения. Ведение в экологию

(наглядные пособия),

презентация

Описывают отношение животных к свету. Характеризуют свет как экологический фактор. Приводят примеры дневных, ночных и сумеречных животных. Объясняют особенности распространения животных в зависимости от светового режима. Определяют понятия «органы зрения», «органы свечения», «дневные животные», «ночные животные», «световой режим».



20



Вода в жизни животных.







1



1

Комплект мультимедийных средств обучения. Ведение в экологию

(наглядные пособия),

презентация

Описывают значение воды в жизни животных. Характеризуют воду как необходимое условие жизни животных. Характеризуют влажность как экологический фактор. Составляют схему «Экологические группы животных по отношению к воде. Приводят примеры приспособлений животных к различным условиям влажности.Наблюдают за поведением дождевых червей в садках- террариумах в условиях недостатка и нормального количества влаги в почве. Ставят цель наблюдения.







21



Лабораторная работа

«Реакция дождевых червей на различную влажность почвы».







22



Температура в жизни животных. Лабораторная работа

«Движение амебы при разных температурах»





1


Комплект мультимедийных средств обучения.

Ведение в экологию

(наглядные пособия),

презентация

Объясняют значение тепла для жизнедеятельности животных. Характеризуют температуру как экологический фактор. Составляют схему «Экологические группы животных по отношению к теплу».

Приводят примеры холоднокровных и теплокровных животных. Описывают реакции животных н изменения температуры. Указывают способы регуляции теплоотдачи у животных.





23


Кислород в жизни животных.



1

Комплект мультимедийных средств обучения. Ведение в экологию

(наглядные пособия),

Презентация.

Объясняют значение воздуха в жизни животных. Характеризуют газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни животных. Сравнивают количество и доступность кисло рода в разных средах жизни.



Раздел 5. Сезонные изменения в жизни животных (3 ч)





24


Сезонные изменения в жизни животных. Лабораторная работа

«Сезонные изменения в жизни насекомых».




1




Ведение в экологию

(наглядные пособия),

Презентация.

Характеризуют сезонные изменения в жизни животных как приспособление к меняющимся условиям существования. Приводят примеры приспособ- лений морфологических, физиологических и поведенческих.






25


Спячка и оцепенение.




1



Ведение в экологию

(наглядные пособия),

Презентация.

Определяют понятия «оцепенение», «спячка»,

«длина светового дня»,«миграции». Из любого отмирающего фрагмента дерева (сектора пня, опавшей ветви), который удастся обнаружить на пришкольном участке, послойно выбирают насекомых. С помощью учителя определяют их систематическую принадлежность, стадию развития и количество.



26


Миграции и кочевки. Домашняя практическая работа

«Фенологические наблюдения за животными зимой

и весной»





1

Комплект мультимедийных средств обучения. Интерактивная панель Ведение в экологию

(наглядные пособия),

презентация


Описывают миграции и кочевки как приспособления к сезонным изменениям условий обитания. Изучают особенности видового состава и поведения животных, связанные с сезонными изменениями в природе.




Раздел 6. Численность животных (2 ч)





27










Популяции животных





1



Комплект мультимедийных средств обучения Интерактивная панель. Ведение в экологию

(наглядные пособия),

презентация

Характеризуют популяцию как форму существования вида. Приводят примеры связей между популяциями. Характеризуют плотность и численность популяции как важнейшие количественные характеристики популяций. Определяют понятия

«популяция», «область распространения, или ареал, вида», «численность популяции», «плотность популяции»







28



Как и почему меняется численность животных. Лабораторная работа

«Определение численности и плотности популяций животных





1

Комплект мультимедийных средств обучения Интерактивная панель. Ведение в экологию

(наглядные пособия),

презентация

Характеризуют рождаемость и смертность как главные процессы, от которых зависят численность и плотность популяции. Называют факторы, ограничивающие рост численности популяций. Описывают колебания численности. Приводят примеры динамики численности популяций различных животных. Определяют численность и рассчитывают плот- ность популяций животных.




Раздел 7. Изменения в животном мире Земли (6ч)



29


Изменения в животном мире Земли. Исчезнувшие и исчезающие виды животных.



1

Комплект мультимедийных средств обучения. Интерактивная панель Ведение в экологию (наглядные пособия),презентация


Называют причины сокращения численности видов. Описывают естественное и искусственное

изменение условий обитания.







30


Редкие и охраняемые животные.



1


Интерактивная панель Ведение в экологию

(наглядные пособия),

презентация


Уметь характеризовать меры по охране животного мира. Уметь характеризовать этапы развития взаимоотношений человека и животных.











31

Экскурсия.

«Охраняемые природные территории».

Виртуальная экскурсия.

1

Комплект мультимедийных средств обучения Интерактивная панель. Ведение в экологию

(наглядные пособия),

презентация

Уметь приводить примеры редких и охраняемых видов животных. Объяснять значение Красных книг для сохранения видового разнообразия. Называть охраняемые территории России и ряда зарубежных стран. Называть региональные охраняемые территории. Определять понятия «Красная книга», «исчезающие виды», «охрана животных», «заказник».




























32


Животные и человек. Домашние животные.

1




Комплект мультимедийных средств обучения Интерактивная панель. Ведение в экологию

(наглядные пособия),

презентация


Уметь приводить примеры животных, одомашненных человеком.












Уметь приводить примеры животных, обитающих в насе- ленных пунктах, и животных, использующих жилье человека как среду обитания.





33


Животные населенных пунктов. Жилье человека как среда обитания животных.



1

презентация





34


Обобщение материала по теме. «Изменения в животном мире Земли».

1

презентация


Уметь обобщать знания по изученному материалу.




Опубликовано в группе «Учителя естествознания»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.