12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Кадырова Ольга Игоревна35685 Работаю в МАОУ СОШ №52 города Тюмени, педагогический стаж 30 лет, учитель начальных классов. Россия, Тюменская обл., Тюмень Материал размещён в группе «Учителя начальных классов» |
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса
№ уро-ка | Тема (раздел) | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Планируемые результаты обучения | Материал учебника | Дата по плану | Дата по факту | ||
освоение предметных знаний (базовые понятия) | универсальные учебные действия | |||||||
1 четверть (24 часа) | ||||||||
Раздел 1. « Мы учимся наблюдать и копим впечатления» - 16 ч. Часть 1. | ||||||||
| Произведения о природе. Сергей Козлов «Июль». Картина А. Герасимова «После дождя» | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства - с живописными и музыкальными произведениями | Знать понятие «олицетворение». Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Уметь находить в тексте примеры использования олицетворения; работать с картиной; работать с Толковым словарем | Познавательные: поход в «Музейный Дом» с целью поиска и анализа живописного произведения; работа с музыкальным произведением; работа с дидактическими иллюстрациями; поиск нужной библиографической и содержательной информации. Логические: подведение под понятие; установление причинно-следственных связей. Личностные: смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей); контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности. | ч.1: с.7-9 | 3.09 | ||
| Эмоционально-нравственные переживания героя. Ю. Коваль «Березовый пирожок». Поход в Музейный дом. Иллюстрация Марка Шагала «Окно в сад». Герой рассказа: особенности характера и мира чувств. | Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства. | Знать понятие «репродукция». Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Уметь давать характеристику герою-рассказчику; высказывать свое мнение; работать с Толковым словарем; работать с картиной | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; поход в «Музейный Дом» с целью поиска и анализа живописного произведения; работа с музыкальным произведением; перечитывание текста с разными задачами; работа с дидактическими иллюстрациями. Личностные: смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей) | ч.1: с.9-13 | 4.09 | ||
| Как научится порождать сравнения? В.Маяковский «Тучкины штучки» С.Козлов «Мимо белого…» С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы...».» Средства художественной выразительности, используемые для создания яркого поэтического образа. | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства - с живописными и музыкальными произведениями Произведения выдающихся представителей русской литературы | Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Уметь работать с Толковым словарем; высказывать свое мнение; анализировать средства художественной выразительности | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; работа с музыкальным произведением; перечитывание текста с разными задачами. Логические: подведение под понятие. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям); смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей); контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности | ч.1: с.13-17 | 6.09 | ||
| Прием сравнения в произведениях А. Пушкина «Вот ветер, тучи нагоняя...», «Опрятней модного паркета...» Средства художественной выразительности, используемые для создания яркого поэтического образа. | Знать произведения А. С. Пушкина. Уметь находить и анализировать средства художественной выразительности; работать с Толковым словарем; работать с картиной | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; перечитывание текста с разными задачами. Логические: подведение под понятие. Личностные: смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей); контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности | ч.1: с.18-20 | 10.09 | |||
| Прием олицетворения в произведениях. Хокку Дзёсо и Басё. Вадим Шефнер «Середина марта» Средства художественной выразительности, используемые для создания яркого поэтического образа. | Произведения зарубежной литературы | Иметь представление о том, как записывается японское хокку. Уметь видеть прекрасное в простом; сравнивать два произведения; находить олицетворения в хокку; работать с Толковым словарем; устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; поход в «Музейный Дом» с целью поиска и анализа живописного произведения; перечитывание текста с разными задачами; работа с дидактическими иллюстрациями. Логические: подведение под понятие; установление причинно-следственных связей. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям); смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей) | ч.1: с.21-23 | 11.09 | ||
| Контраст в произведениях Хокку Басё. Поход в Музейный дом. Иллюстрация Игоря Грабаря «Мартовский снег». Новелла Матвеева «Гуси на снегу». Поэтическая тайна хокку Ёса Бусон | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства - с живописными и музыкальными произведениями Формирование начальных представлений о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов. | Знать понятия «звукопись» и «контраст». Уметь анализировать и выделять общее в произведениях разных поэтов, которые жили в разные времена и в разных странах; находить и анализировать средства художественной выразительности; анализировать иллюстрации. Иметь представление о единстве понятий «красота» и «любовь»; о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; поход в «Музейный Дом» с целью поиска и анализа живописного произведения; перечитывание текста с разными задачами; работа с маркированными в тексте словами и строчками. Логические: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков; подведение под понятие. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям); смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей); контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности. Коммуникативные: взаимодействие | ч.1: с.24-25 | 13.09 | ||
| Литературные повторы. Эмма Мошковская «Где тихий-тихий пруд...». Поход в Музейный дом. Иллюстрация Василия Поленова «Заросший пруд» | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Знать понятие «повтор». Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Уметь делить произведение на смысловые части; отвечать на вопросы строчками из текста; работать с Толковым словарем; работать с иллюстрацией; находить в тексте повторы | Ч. 1 с. 26-27 | 17.09 | |||
| Наблюдения поэта. С. Козлов «Сентябрь». С. Козлов «Как оттенить тишину» Средства художественной выразительности, используемые для создания яркого поэтического образа. | Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя | Уметь анализировать наблюдения поэта; работать с Толковым словарем; находить в тексте и называть средства художественной выразительности; анализировать поступки героев | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях. Логические: подведение под понятие. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям); контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности | ч.1: с.28-33 | 18.09 | ||
| Звуковые впечатления. И. Бунин «Листопад» Средства художественной выразительности, используемые для создания яркого поэтического образа. | Произведения выдающихся представителей русской литературы | Уметь делить текст на части; находить и объяснять сравнения; работать с Толковым словарем; читать по цепочке; объяснять, как последняя часть текста связана с первой; передавать при чтении атмосферу красоты и тишины осеннего леса | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; перечитывание текста с разными задачами. Логические: подведение под понятие. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям). Коммуникативные: кооперация | ч.1: с.34-37 | 20.09 | ||
| Записная книжка Кости Погодина. Формирование представлений о жанровом, тематическом и монографическом сборнике. | Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя. Герой произведения | Уметь анализировать внутренний мир автора; подтверждать ответы строчками из текста; сочинять и записывать историю про какие-нибудь предметы; выполнять записи в записной книжке | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; перечитывание текста с разными задачами. Логические: установление причинно-следственных связей. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям); смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей); контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности | ч.1: с.38-43 | 24.09 | ||
| Очередное заседание клуба «Учимся переживать красоту вместе». А. Пушкин «Зимнее утро» Средства художественной выразительности, используемые для создания яркого поэтического образа. | Произведения выдающихся представителей русской литературы | Знать произведения А. С. Пушкина, понятие «строфа». Уметь анализировать внутренний мир героя-рассказчика; работать с Толковым словарем; определять количество строф в стихотворении; читать выразительно; анализировать чувства героя; находить в тексте контрасты; отвечать на вопросы | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; перечитывание текста с разными задачами. Логические: подведение под понятие. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям); смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей) | ч.1: с.44-46 | 25.09 | ||
12 | Различение жанров произведений. В. Берестов «Большой мороз». Способы раскрытия внутреннего мира лирического героя (героя-рассказчика, автора) в стихотворных текстах: посредством изображения окружающего мира; через открытое выражение чувств. | Различение жанров произведений. Оценочные высказывания о прочитанном произведении | Уметь работать с Толковым словарем; оценивать сравнения, которые придумал поэт; читать наизусть стихотворения | Познавательные: поход в «Музейный Дом» с целью поиска и анализа живописного произведения; перечитывание текста с разными задачами; работа с дидактическими иллюстрациями. Логические: подведение под понятие. Личностные: смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей; формирование опыта переживаний, опыта примерок); контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности. Коммуникативные: кооперация | ч.1: с.47-51 | 27.09 | ||
13 | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств. В. Берестов «Плащ». Иллюстрация Винсента Ван Гога «Ботинки», «Отдых после работы» | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Уметь работать с Толковым словарем; делить текст на смысловые части; подтверждать ответы словами из стихотворения; видеть необычное в обычном | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; поход в «Музейный Дом» с целью поиска и анализа живописного произведения. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям). Коммуникативные: взаимодействие | ч.1: с.47-51 | 1.10 | ||
14 | Характеристика героев произведения С. Козлова «Разрешите с вами посумерничать». Различение целевых установок жанров (на уровне наблюдений). | Герой произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя | Уметь работать с толковым словарем; анализировать характеры героев; высказывать свое мнение | Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям). | ч.1: с.51-55 | 2.10 | ||
15 | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств Ю. Коваль «Вода с закрытыми глазами», В. Поленов, П. Чайковский. Формирование представлений о жанровом, тематическом и монографическом сборнике. | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство) Уметь анализировать состояние души автора текста; подтверждать свое мнение строчками из текста; работать с иллюстрацией; работать с Толковым словарем | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; перечитывание текста с разными задачами. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям); смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей); контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности | ч.1: с.55-63 | 4.10 | ||
16 | Внутренний мир, настроение лирического героя. Хокку Ранран. Обобщение по теме: «Учимся наблюдать и копим впечатления». Способы раскрытия внутреннего мира лирического героя в стихотворных текстах. Средства художественной выразительности. | Различение жанров произведений. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя | Знать изученные произведения раздела; способы раскрытия внутреннего мира лирического героя («героя-рассказчика», «автора») в стихотворных текстах: посредством изображения окружающего мира; через открытое выражение чувств. Уметь выделять средства художественной выразительности, используемые для создания яркого поэтического образа: художественные приемы (олицетворение, сравнение, контраст, звукопись) и фигуры (повтор) | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; поход в «Музейный Дом» с целью поиска и анализа живописного произведения; работа с музыкальным произведением; работа с дидактическими иллюстрациями. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям). Коммуникативные: взаимодействие | ч.1: с. 63 | 8.10 | ||
Раздел 2. «Постигаем секреты сравнения» (10 часов) | ||||||||
| Различение жанров произведений. Сказка индейцев Северной Америки «Откуда пошли болезни и лекарства». Различение композиций сказки и рассказа (на уровне наблюдений). | Сказки разных народов мира. Различение жанров произведений | Знать сказки разных народов мира. Иметь представление о том, что самые древние сказки объясняли, почему у животных именно такая внешность. Уметь работать с Толковым словарем; читать по ролям; отвечать на вопросы | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; Логические: подведение под понятие. | ч.1: с.64-67 | 9.10 | ||
| Сходства и различие авторской и народной сказки. Африканская сказка «Гиена и черепаха». Формирование общего представления о сказке о животных как произведении устного народного творчества, которое есть у всех народов мира. | Сходства и различие авторской и народной сказки. Произведения устного народного творчества Произведения зарубежной литературы. Герой произведения | Иметь представление о том, что самые древние сказки постепенно изменялись. Уметь работать с Толковым словарем; определять, чему учит сказочная история; читать по ролям. Знать, что самые древние сказки у многих народов начинаются одинаково. Уметь работать с Толковым словарем; пересказывать текст | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; перечитывание текста с разными задачами. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям). Коммуникативные: взаимодействие | ч.2: с.67-73 | 11.10 | ||
| Произведения зарубежной литературы. Венгерская сказка «Два жадных медвежонка». Особенность просто древних сказок. | Произведения зарубежной литературы. Высказывание оценочных суждений | Уметь работать с Толковым словарем; анализировать поведение героев сказки; определять идею сказки; работать с Фразеологическим словарем | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях. Логические: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков; подведение под понятие; установление причинно-следственных связей. | ч.1: с.74-76 | 15.10 | ||
| Характеристика героев корейской сказки «Как барсук и куница судились». Особенность просто древних сказок. | Произведения зарубежной литературы | Уметь предположить концовку сказки; работать с Фразеологическим словарем; анализировать характеры героев; сравнивать содержание двух разных сказок | Ч. 1 . с. 76-77 | 16.10 | |||
| Сравнение сказочных истории по содержанию. Индийская сказка «О собаке, кошке и обезьяне». | Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний | Знать особенности просто древних сказок - начинает цениться ум и хитрость героя (а не его физическое превосходство) Уметь сравнивать сказочные истории по содержанию; работать с Толковым словарем; сравнивать героев разных сказок по характеру; анализировать построение сказочных историй | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях. Логические: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков; установление причинно-следственных связей | ч.1: с.78-83 | 18.10 | ||
| Бродячие сказочные истории в сказках о животных. Бродячие волшебные истории. Формирование умений составлять разные сборники. Индийская сказка «Золотая рыбка». | Произведения зарубежной литературы. Различение жанров произведений | Знать сказки о животных и волшебные сказки. Иметь представление о бродячих сюжетах (сказочных историях). Уметь анализировать и сравнивать разные сказки | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях Логические: подведение под понятие. | Хр: с.31-34 | 22.10 |
| |
| Особенности менее древней Кубинской сказки «Черепаха, кролик и удав-маха» | Произведения зарубежной литературы. Различение жанров произведений | Знать особенности менее древней сказки - ее нравоучительный характер: начинает цениться благородство героя, его способность быть великодушным и благородным. Иметь представление о том, что все бродячие сказочные истории похожи героями, событиями, сходным поведением героев и построением сказок. Уметь анализировать поступки героев; сравнивать построение и содержание разных сказочных историй. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях. Логические: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков; подведение под понятие; установление причинно-следственных связей. | ч.1: с.84-89 | 23.10 | ||
| Характеристика героев сказки, её построение. Индийская сказка «Хитрый шакал». Особенность менее древней сказки | Высказывание оценочных суждений. Различение жанров произведений | Уметь работать с Толковым словарем; находить в тексте самые главные слова; анализировать построение сказочной истории; давать характеристику героям произведения; определять время создания сказки | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; перечитывание текста с разными задачами. Личностные: контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности | ч.1: с.89-95 | 25.10 | ||
2 четверть (24 часа) | ||||||||
| Произведения зарубежной литературы. Сборник «Сказки народов мира». Формирование представлений о жанровом, тематическом и монографическом сборнике. | Произведения зарубежной литературы | Знать понятие «избранное»; как составляют сборники литературных произведений. Иметь представление о жанровом, тематическом и монографическом сборнике. Уметь составлять сборник избранных произведений; пользоваться библиотекой; выбирать книги в соответствии с рекомендованным списком | Логические: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков | ч.1: с.95-98 Хр: с.24-29 | 5.11 | ||
| Бурятская сказка «Снег и заяц» и хакасская сказка «Как птицы царя выбирали». Обобщение по теме: «Постигаем секреты сравнения». | Произведения зарубежной литературы. Различение жанров произведений | Знать понятие «лента времени»; о развитии сказки о животных во времени. Уметь анализировать тексты двух разных сказок; определять вид сказки (сказка о животных, волшебные сказки); ориентироваться на ленте времени; доказывать свой ответ Уметь различать целевые установки жанра сказки; находить место сказки на ленте времени; читать и пересказывать сказки | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; работа с дидактическими иллюстрациями. Логические: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков | ч.1: с.98-101 | 6.11 | ||
| Раздел 3. «Пытаемся понять, почему люди фантазируют» (9 часов) | |||||||
| Понятие - фантазия. Новелла Матвеева «Картофельные олени» | Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний | Знать понятия «фантазия», «фантазер». Уметь доказывать на примере стихотворения, что в основе фантазии могут быть такие приемы, как сравнение и олицетворение | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях. Логические: установление причинно-следственных связей. Личностные: смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей; формирование опыта переживаний, опыта примерок) | ч.1: с.101-103 | 8.11 | ||
| Произведения о детях. Саша Черный «Дневник Фокса Микки». Отрывок «О Зине, о еде, о корове и т.п.» Способы раскрытия внутреннего мира лирического героя (героя-рассказчика, автора) в стихотворных текстах. | Произведения о детях. Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний | Уметь работать с Толковым словарем; анализировать и объяснять название произведения; определять, от какого лица идет повествование; отвечать на вопросы строками из текста; анализировать внутренний мир героя-рассказчика | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; перечитывание текста с разными задачами | ч.1: с.103-105 | 12.11 | ||
| Восприятие и понимания их переживаний героев произведения Саши Черного «Дневник Фокса Микки». Отрывок «Осенний кавардак». | Герои произведения. Восприятие и понимания их переживаний | Уметь работать с Толковым словарем; объяснять название произведения; находить в тексте подтверждения того, что в доме кавардак; приводить примеры из текста; анализировать фантазии героя-рассказчика | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; перечитывание текста с разными задачами. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям); смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей); контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности. Коммуникативные: взаимодействие | ч.1: с.106-113 | 13.11 | ||
| Очередное заседание клуба «Почему люди фантазируют». Т. Пономарева «Автобус». Различение целевых установок жанров (на уровне наблюдений): приоткрыть слушателю-читателю тайны природы и тайны поведения (сказка); рассказать случай из жизни, чтобы раскрыть характер героя (рассказ) | Чтение вслух доступного теста целыми словами. Осмысление цели чтения. | Знать понятия «небылица», «сказка», «рассказ»; чем отличаются литературные жанры. Уметь определять количество действующих лиц в произведении; анализировать характер героев; определять жанр произведения | Познавательные: перечитывание текста с разными задачами. Логические: установление причинно-следственных связей Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям); смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей); контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности. Коммуникативные: взаимодействие | ч.1: с.113-118 | 15.11 | ||
| Оценочные суждения. Т. Пономарева «В шкафу». Э. Мошковская «Вода в колодце». Иллюстрация Павла Филонова «Нарвские ворота» и фотография Нарвских ворот. | Высказывание оценочных суждений. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства - с живописными и музыкальными произведениями | Знать, что в рассказе события развиваются так, как в обычной жизни (то есть подчиняются случаю), а в сказке развитие событий подчиняется строгим сказочным законам. Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Уметь работать с иллюстрациями; работать с Толковым словарем; определять цель и идею текста; анализировать характер героев; видеть необычное в обычном; подтверждать свое мнение выдержками из текста; сравнивать героев рассказов Т. Пономаревой «В шкафу» и «Автобус» | Познавательные: перечитывание текста с разными задачами; поиск нужной библиографической и содержательной информации. Логические: подведение под понятие. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям); смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей); контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности. Коммуникативные: взаимодействие | ч.1: с.118-124 | 19.11 |
| |
| Герой-выдумщик. Б. Житкова «Как я ловил человечков». Различение целевых установок жанров (на уровне наблюдений) | Высказывание оценочных суждений | Знать понятия «наблюдательность», «изобретательность». Уметь различать понятия «фантазер», «выдумщик» и «обманщик»; подтверждать ответы строчками из произведения; анализировать черты характера главного героя | Познавательные: перечитывание текста с разными задачами. Личностные: смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей; формирование опыта переживаний, опыта примерок) | Хр: с.35-40 | 20.11 | ||
| Изобретательность главного героя Б. Житкова «Как я ловил человечков». Герой рассказа: особенности характера и мира чувств. | Высказывание оценочных суждений | Знать понятия «наблюдательность», «изобретательность». Уметь различать понятия «фантазер», «выдумщик» и «обманщик»; подтверждать ответы строчками из произведения; анализировать черты характера главного героя | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; перечитывание текста с разными задачами. Личностные: смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей) | ч.1: с.124-134 | 22.11 | ||
| События, составляющие основу произведения Тим Собакин «Игра в птиц». | События, составляющие основу произведения | Уметь работать с Толковым словарем; читать по ролям; находить в тексте самые главные слова; подтверждать свое мнение строчками из текста; определять жанр произведения; анализировать внутренний мир автора | Познавательные: перечитывание текста с разными задачами; работа с маркированными в тексте словами и строчками; поиск нужной библиографической и содержательной информации. Личностные: смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей). Коммуникативные: кооперация | ч.1: с.134-138 | 26.11 | ||
| Обобщение по теме: «Пытаемся понять, почему люди фантазируют» К. Бальмонт «Гномы». Поход в Музейный дом. Иллюстрация Василия Кандинского «Двое на лошади». | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства - с живописными и музыкальными произведениями | Знать изученные произведения раздела. Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Уметь работать с иллюстрацией; анализировать характер героя-рассказчика | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; поход в «Музейный Дом» с целью поиска и анализа живописного произведения; работа с музыкальным произведением; работа с маркированными в тексте словами и строчками; работа с дидактическими иллюстрациями. Личностные: смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей; формирование опыта переживаний, опыта примерок); контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности | ч.1:с.139-142 | 27.11 | ||
Раздел 4 «Учимся любить». (11 часов) | ||||||||
| Переживания автора. Т. Пономарева «Прогноз погоды», «Лето в чайнике». Различение целевых установок жанров (на уровне наблюдений). | Восприятие и понимание переживаний автора | Иметь, представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). | Познавательные: поиск нужной библиографической и содержательной информации. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям); смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей) | ч.1: с.142-147 | 29.11 | ||
| Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства. Иллюстрация Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре». Слушаем музыку А. Лядова «Волшебное озеро», К. Дебюсси «Лунный свет». | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства - с живописными и музыкальными произведениями | Уметь работать с Толковым словарем; анализировать героев Т. Пономаревой; определять жанр произведения; находить в тексте самое главное предложение; ориентироваться в тексте; объяснять название произведения; работать с иллюстрацией | 3.12 | ||||
| Связь названия с темой текста, мысль текста Маша Вайсман «Лучший друг медуз». Способы выражения авторской оценки в рассказе. | Связь названия с темой текста, мысль текста | Уметь анализировать характер героя-рассказчика; анализировать характер главного героя; обосновывать свое мнение; объяснять название произведения | Личностные: смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей) | ч.1: с.148-151 | 4.12 | ||
| Произведение о детях А. Куприн «Слон». Анализ особенностей собственного чтения вслух. | Произведения классиков детской литературы. Произведения о детях | Уметь работать с Толковым словарем; находить ответы в тексте; зачитывать самые важные слова из текста; анализировать поступки героев | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; перечитывание текста с разными задачами. Личностные: смыслообразование (формирование базовых историко-культурных ценностей) | ч.1: с.151-163 | 6.12 | ||
| Осмысление цели чтения А. Куприн «Слон». Дальнейшее совершенствование умений и навыков осознанного и выразительного чтения. | Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения | Уметь ориентироваться в тексте; наблюдать за поведением главных героев рассказа; анализировать чувства героев | Познавательные: перечитывание текста с разными задачами. Личностные: смыслообразование (формирование базовых историко-культурных ценностей) | ч.1: с.151-163 | 10.12 |
| |
| Герои произведения А. Куприн «Слон». Сравнительный анализ характеров героев. | Герои произведения | Уметь пересказывать произведение; делить текст на части; составлять план | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; перечитывание текста с разными задачами. Личностные: смыслообразование (формирование базовых историко-культурных ценностей); контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности | ч.1: с.151-163 | 11.12 |
| |
| В. Драгунский «Кот в сапогах» | Настоящее богатство - дружба | Познавательные: перечитывание текста с разными задачами; поиск нужной библиографической и содержательной информации. Личностные: смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей) | Хр: с.50-56 | 13.12 | |||
| Внутренний мир героев произведения К. Паустовского «Заячьи лапы». Герой рассказа: особенности характера и мира чувств. | Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний | Уметь работать с Толковым словарем; внимательно и осознанно читать произведение; анализировать внутренний мир героев произведения; определять жанр | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; перечитывание текста с разными задачами. Личностные: смыслообразование (формирование базовых историко-культурных ценностей); контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности | ч.1: с.163-170 | 17.12 | ||
| Связь названия с темой текста, мысль текста К. Паустовский «Заячьи лапы». Способы выражения авторской оценки в рассказе: портрет героя, характеристика действий героя, речевая характеристика, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя. | Связь названия с темой текста, мысль текста | Уметь работать с Фразеологическим словарем; анализировать характеры героев; сравнивать две истории спасения в рассказе «Слон» и в рассказе «Заячьи лапы»; приводить примеры из обоих рассказов, что желание спасти кого-то требует очень больших усилий, упорства и настойчивости | ч.1: с.163-170 | 18.12 | |||
| Восприятие и понимание переживаний автора. С. Козлов «Если меня совсем нет». Иллюстрация О поста Ренуара «Портрет Жанны Самари». Слушаем музыку К. Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна». | Восприятие и понимание переживаний автора. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Знать понятие «диалог». Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Уметь определять настроение произведения; читать по ролям; определять жанр произведения; подбирать новые названия сказки; доказывать свое мнение; работать с иллюстрацией | Познавательные: поиск нужной библиографической и содержательной информации. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям); смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей) | ч.1: с.170-176 | 20.12 | ||
| Обобщение по теме: «Учимся любить». Заседания для членов клуба. Формирование умений составлять разные сборники. | Произведения о детях и для детей. Восприятие и понимание их переживаний. Герои произведения | Знать изученные произведения раздела. Уметь пользоваться библиотекой; выбирать необходимые книги; ориентироваться на странице «Содержание»; составлять сборники народных сказок, сборник произведений Сергея Козлова, сборник японской поэзии, сборник стихов под названием «Времена года» | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; работа с дидактическими иллюстрациями. Логические: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков | ч.1: с.176 | 24.12 |
| |
Раздел 5 «Набираемся житейской мудрости» (8 часов) | ||||||||
| Жанр басни. Эзоп «Рыбак и рыбешка», «Соловей и ястреб». Двучленная структура басни: сюжетная часть (история) и мораль (нравственный вывод, поучение) | Различение жанров литературных произведений. Понимание основного содержания басни | Знать жанр басни; понятия «повествование», «мораль». Уметь пользоваться Этимологическим словарем; сравнивать басню и сказку; находить вывод в басне; анализировать события в басне | Познавательные: перечитывание текста с разными задачами; работа с дидактическими иллюстрациями. Логические: подведение под понятие. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям); контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности | ч.2: с.6-10 | 25.12 | ||
| Двучленная структура басни. Эзоп «Отец и сыновья», «Быки и лев» | Восприятие на слух художественного произведения. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность | Иметь представление о двучленной структуре басни: сюжетная часть (история) и мораль (нравственный вывод, поучение). Уметь определять тему басни; находить две части в басне; подбирать пословицы к литературному произведению; сравнивать две басни; формулировать общую мысль | Познавательные: работа с дидактическими иллюстрациями. Логические: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков; подведение под понятие; установление причинно-следственных связей. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям; формирование опыта переживаний, опыта примерок); контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности | ч.2: с.10-15 | 27.12 | ||
3 четверть (30 часов) | ||||||||
| Самостоятельная жизнь басенной морали: сходство с пословицей. Эзоп «Ворон и Лисица». Контраст в описании внешности. И. Крылов «Ворона и лисица» | Басни и пословицы. Понимание содержания литературного произведения. Участие в диалоге о прочитанном произведении | Иметь представление о самостоятельной жизни басенной морали: сходство с пословицей. Уметь использовать пословицу «к слову», «к случаю»: для характеристики сложившейся или обсуждаемой ситуации; подбирать пословицы для иллюстрации сказочных и басенных сюжетов | ч.2: с.16-21 | 15.01 | |||
| Происхождение сюжетной части басни из сказки о животных. Эзоп «Лисица и виноград». И. Крылов «Лисица и вино град». | Сходство двух текстов не на уровне сюжета, а на уровне главной мысли произведения | Знать понятие «обстоятельства». Иметь представление о происхождении сюжетной части басни из сказки о животных. Уметь сравнивать две басни; находить мораль в басне; объяснять мораль басни; подбирать пословицы к литературному произведению; работать с иллюстрацией | Познавательные: работа с дидактическими иллюстрациями. Логические: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков; подведение под понятие; установление причинно-следственных связей. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям; формирование опыта переживаний, опыта примерок); контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности | ч.2: с.21-26 | 17.01 | ||
| Международная популярность жанра басни и развитие этого жанра во времени. И. Крылов «Квартет». | Связь названия с темой текста, мысль текста. Басни Иллюстрация В. Серова | Знать о международной популярности жанра басни и о развитии это го жанра во времени: Эзоп, Ж. Лафонтен, И. Крылов, С. Михалков, Ф. Кривин. Уметь анализировать басни; работать с Толковым словарем; подбирать пословицы к басне | Познавательные: перечитывание текста с разными задачами; работа с дидактическими иллюстрациями. Логические: подведение под понятие. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям); контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности | ч.2: с.26-31 | 21.01 | ||
| Содержание литературного произведения И. Крылова «Лебедь, Щука и Рак». Самостоятельная жизнь басенной морали: сходство с пословицей | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность | Знать, что героями басни стано- вятся животные, а мораль басни обращена к людям. Уметь сравнивать басни И. Крылова; находить и объяснять значение морали в басне; располагать басни на ленте времени | Познавательные: поход в школьную библиотеку с целью выполнения конкретной задачи; перечитывание текста с разными задачами; поиск нужной библиографической и содержательной информации. Логические: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков | ч.2: с.32-34 | 22.01 | ||
888 | Обобщение по теме: «Набираемся житейской мудрости». Формирование умений составлять разные сборники. (2 часа) | Различение жанров литературных произведений. Построение небольшого монологического высказывания | Знать изученные произведения раздела; басни современных авторов. Уметь пользоваться библиотекой; выбирать книги для чтения; располагать литературные произведения на ленте времени; подбирать пословицы к литературным произведениям | 24.01 | ||||
Раздел 6 «Продолжаем разгадывать секреты смешного» (12 часов) | ||||||||
| «Каша из топора», «Солдатская шинель», «Волшебный кафтан» | Особенности бытовых сказок | Знать особенности бытовых сказок | Познавательные: перечитывание текста с разными задачами. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям). | ч.2: с.39-45 | 28.01 | ||
| Произведения о детях. Л. Каминский «Сочинение «Как я помогаю маме». Сравнительный анализ характеров героев. | Произведения о детях. Герои произведения | Уметь объяснять значения слова; выделять секреты смешного в произведении; указывать, над чем смеётся автор; ориентироваться в тексте | Познавательные: перечитывание текста с разными задачами; работа с маркированными в тексте словами и строчками. Логические: подведение под понятие. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям); контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности | ч.2: с.46-50 | 29.01 | ||
| Произведения о детях. И. Пивоварова «Сочинение». Отрывок из книги «О чем думает моя голова. Рассказы Люси Синицыной, ученицы 3-го класса». Герой рассказа: особенности характера и мира чувств. | Произведения о детях. Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам | Уметь делить текст на смысловые части; находить строчки в тексте, которые вызывают смех; перечитывать смешные фрагменты | Познавательные: перечитывание текста с разными задачами; поиск нужной библиографической и содержательной информации. Логические: подведение под понятие. Личностные: контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности | ч.2: с.51-55 | 31.01 | ||
| Анализ поведения и характера герой произведения М. Бородицкой «На котрольной». Способы раскрытия внутреннего мира лирического героя (героя-рассказчика, автора) в стихотворных текстах через открытое выражение чувств. | Герой произведения. Эмоционально-нравственные переживания героев и автора произведения | Уметь анализировать поведение и характер героя стихотворения; читать наизусть | Логические: подведение под понятие. Личностные: контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности | ч.2: с.55-58 | 4.02 | ||
| Секрет смешного в литературном произведении Л. Яковлева «Для Лены», М. Яснова «Подходящий угол».. | Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам | Уметь разгадывать секрет смешного в литературном произведении; анализировать поведение и характер героя стихотворения | 5.02 | ||||
| Юмористические произведения для детей. Н. Тэффи «Преступник». Способ выражения авторской оценки в рассказе. | Юмористические произведения для детей. Эмоционально нравственные переживания героев и автора произведения | Уметь работать с Толковым словарем; определять возраст героя; находить в тексте контраст; подтверждать свои ответы отрывками из текста; объяснять значение и смысл выделенных фрагментов в тексте | Познавательные: перечитывание текста с разными задачами; работа с маркированными в тексте словами и строчками. | ч.2 с.58-61 | 7.02 | ||
| Различение жанров произведений. Н. Тэффи «Преступник». Различение целевых установок жанров. | Осмысление цели чтения. Различение жанров произведений | Уметь анализировать поведение и характер героя; находить в тексте самые смешные строчки; объяснять название текста; сопоставлять название произведения с последним абзацем текста | Познавательные: перечитывание текста с разными задачами; работа с маркированными в тексте словами и строчками. | ч.2 с.61-69 | 11.02 |
| |
| Юмористические произведения для детей. К. Чуковский «От двух до пяти». Использование пословицы «к слову», «к случаю»: для характеристики сложившейся или обсуждаемой ситуации. | Юмористические произведения для детей. Построение небольшого монологического высказывания | Уметь выделять черты детской наблюдательности в литературных произведениях; находить строки, которые вызывают смех; анализировать причину смешного | Познавательные: перечитывание текста с разными задачами; работа с маркированными в тексте словами и строчками. Логические: подведение под понятие. Личностные: контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности | ч.2: с.70-74 | 12.02 | ||
| Юмористические произведения для детей. Г. Остер «Вредные советы». Т. Пономарева «Помощь». | Юмористические произведения для детей. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность | Уметь отвечать на вопросы по тексту; объяснять название произведения; определять, с чьей точки зрения автор дает такие советы; определять жанр произведения | Познавательные: перечитывание текста с разными задачами; поиск нужной библиографической и содержательной информации. Логические: подведение под понятие. | ч.2: с.70-74 | 14.02 | ||
| Юмористические произведения для детей. В. Драгунский «Ровно 25 кило». | Юмористические произведения для детей. Эмоционально-нравственные переживания героев и автора произведения | Знать приемы смешного: путаница, преувеличение. Уметь анализировать поведение и характеры героев; делить текст на смысловые части; понимать секрет смешного в литературном произведении | Познавательные: перечитывание текста с разными задачами. | ч.2: с.74-78 | 18.02 |
| |
| Связь названия с темой текста В. Драгунского «Ровно 25 кило». Способы выражения авторской оценки в рассказе. | Современные юмористические произведения для детей. Связь названия с темой текста, мысль текста | Уметь объяснять название произведения; ориентироваться в тексте; находить ответы на вопросы в тексте | Познавательные: перечитывание текста с разными задачами. Логические: подведение под понятие. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям); контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности | ч.2: с.78-84 | 19.02 | ||
| Обобщение по теме: «Продолжаем разгадывать секреты смешного». Формирование умений составлять разные сборники. | Юмористические произведения для детей. Эмоционально-нравственные переживания героев и автора произведения | Знать изученные произведения раздела. Уметь открывать секреты смешного; различать композицию сказки и рассказа (на уровне наблюдений): жесткая заданность сказочной композиции и непредсказуемость ком- | 21.02 | ||||
Раздел 7 «Как рождается герой». (20 часов) | ||||||||
| На примере сказок «Колобок» и «Гуси-лебеди» познакомить с чертами настоящего героя. Различение целевых установок жанров. | Герои произведения. Построение небольшого монологического высказывания | Знать черты настоящего сказочного героя; выяснить, что Колобок является сказочным героем только наполовину; уметь причислить Алёнушку из сказки «Гуси-лебеди» к настоящим сказочным героям | Познавательные: поиск нужной библиографической и содержательной информации. Логические: подведение под понятие. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям). | ч.2: с.86-88 | 25.02 |
| |
| Что характерно для сказочного героя Б. Заходера «История гусеницы». Различение целевых установок жанров. | Герои произведения. Построение небольшого монологического высказывания | Знать понятие «сказочный герой»; знать, что герои многих сказок ведут себя сходным образом. Уметь определять, кто является сказочным героем; анализировать сказки русские народные и современные авторские | Познавательные: перечитывание текста с разными задачами; работа с маркированными в тексте словами и строчками; поиск нужной библиографической и содержательной информации. | ч.2: с.88-95 | 26.02 | ||
| Герои произведения Б. Заходера «История гусеницы», Юнны Мориц «Жора Кошкин» . Различение целевых установок жанров. | Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний | Уметь определять тему каждой смысловой части текста; указывать главную мысль литературного произведения; сравнивать темы разных частей текста; сравнивать между собой строчки, выделенные одинаково | Познавательные: перечитывание текста с разными задачами; работа с маркированными в тексте словами и строчками. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям). | ч.2: с.88-95 | 28.02 | ||
| Содержание литературного произведения. Заходер «История гусеницы». Л. Яхнин «Лесные жуки». Различение целевых установок жанров. | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность | Уметь анализировать характер героя; работать с деформированным текстом; делить текст на смысловые части; придумывать название каждой части текста | Познавательные: перечитывание текста с разными задачами; работа с маркированными в тексте словами и строчками. Личностные: контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности | ч.2: с.95-101 | 4.03 | ||
| Анализ литературного произведения Б. Заходера «История гусеницы». Дальнейшее совершенствование умений и навыков осознанного и выразительного чтения. | Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения | Уметь составлять план; пересказывать текст по плану; анализировать шуточные стихотворения | Познавательные: перечитывание текста с разными задачами; работа с маркированными в тексте словами и строчками. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям). Коммуникативные: кооперация | ч.2: с.95-101 | 5.03 | ||
| Литературная сказка. Б. Заходер «История гусеницы» Дальнейшее совершенствование умений и навыков осознанного и выразительного чтения. | Литературная сказка. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность | Уметь работать с Фразеологическим словарем; ориентироваться в тексте; определять главную мысль текста; работать с Толковым словарем; анализировать, изменился ли характер (поведение и речь)героя | Познавательные: перечитывание текста с разными задачами; работа с маркированными в тексте словами и строчками. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям). | ч.2: с.101-104 | 7.03 | ||
| Юмористические произведения для детей. М. Яснов «Гусеница - бабочке». | Юмористические произведения для детей. | Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам | Познавательные: поход в «Музейный Дом» с целью поиска и анализа живописного произведения; работа с музыкальным произведением; перечитывание текста с разными задачами; работа с маркированными в тексте словами и строчками; работа с дидактическими иллюстрациями. Логические: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. Личностные: контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности | ч.2: с.105-113 | 11.03 | ||
| Признаки небылицы С. Махотин «Самый маленький» | Признаки небылицы, сказки, рассказа. Черты настоящего героя | Уметь находить признаки небылицы, сказки, рассказа. Черты настоящего героя | Познавательные: перечитывание текста с разными задачами. Логические: подведение под понятие. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения) | Хр: с.94-101 | 12.03 | ||
| Л. Муур «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду» | Кто такой настоящий храбрец | Знать понятие «настоящий храбрец» | Познавательные: перечитывание текста с разными задачами. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения) | Хр: с.101-109 | 14.03 | ||
| Произведения о детях Н. Гарин - Михайловский «Детство Темы». | Произведения классиков детской литературы. Произведения о детях | Знать понятия «герой рассказа», «пейзажное описание», «описание - натюрморт». Уметь делить текст на смысловые части; объяснять поведение героя, опираясь на выделенные слова; определять особенности характера и мира чувств главного героя рассказа; проводить сравнительный анализ характеров героев | Познавательные: перечитывание текста с разными задачами; работа с маркированными в тексте словами и строчками. Логические: подведение под понятие. | ч.2: с.114-117 | 18.03 | ||
| Герои произведения Н. Гарин -Михайловский «Детство Темы». Дальнейшее совершенствование умений и навыков осознанного и выразительного чтения. | Различать жанры произведений. Герои произведения | Уметь указывать способы выражения авторской оценки в рассказе (портрет героя, характеристика действий героя, речевая характеристика, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя) | Познавательные: перечитывание текста с разными задачами. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям). | ч.2: с.118-121 | 19.03 | ||
| Высказывание оценочных суждений Н. Гарин - Михайловский «Детство Темы» Способы выражения авторской оценки в рассказе. | Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения | Знать понятие «внутренний мир героя». Уметь анализировать слова автора; ориентироваться в тексте; определять, какие чувства испытывает герой в различных ситуациях | Познавательные: перечитывание текста с разными задачами; работа с маркированными в тексте словами и строчками. Коммуникативные: взаимодействие | ч.2: с.121-126 | 21.03 | ||
4 четверть (24 часа) | ||||||||
| Высказывание оценочных суждений Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы». Различение целевых установок жанров | Высказывание оценочных суждений | Знать, что в сказке поведение героя подчиняется определенным правилам, сказочной традиции, а в рассказе поведение героя зависит от его внутреннего мира | Познавательные: перечитывание текста с разными задачами. Логические: подведение под понятие. Личностные: контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности | ч.2: с.121-126 | 1.04 | ||
| Содержание литературного произведения Л Пантелеева «Честное слово». Герой рассказа: особенности характера и мира чувств. | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность | Уметь работать с Толковым словарем; определять внутренний мир героя; объяснять название рассказа | Познавательные: перечитывание текста с разными задачами. | ч.2: с.127-131 | 2.04 | ||
| Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства. Л. Пантелеев «Честное слово». Иллюстрация Огюста Ренуара «Девочка с лейкой». | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства - с живописными и музыкальными произведениями | Иметь представления о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Уметь работать с иллюстрацией; анализировать характеры героев произведения | Познавательные: поход в «Музейный Дом» с целью поиска и анализа живописного произведения; работа с музыкальным произведением; перечитывание текста с разными задачами; работа с дидактическими иллюстрациями; поиск нужной библиографической и содержательной информации. Логические: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков; подведение под понятие. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям). | ч.2: с.131-137 | 4.04 | ||
| Герои произведения Л. Пантелеева «Честное слово». | Произведения о детях. Герои произведения | Уметь сравнивать героя сказки и героя рассказа; читать по ролям; высказывать свое мнение; анализировать слова автора | 8.04 | ||||
| Содержание литературного произведения Н. Некрасова «На Волге». Средства художественной выразительности, используемые для создания яркого поэтического образа. | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их послед | Уметь работать с Толковым словарем; определять отношение героя к природе; находить в тексте сравнения; ориентироваться в тексте; объяснять выделенное в тексте выражение | Познавательные: перечитывание текста с разными задачами. Логические: подведение под понятие. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям). | ч.2: с.138-139 | 9.04 | ||
| Н. Некрасов «На Волге». Поход в Музейный дом. Иллюстрация Арсения Мещерского «У лесного озера». | Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства - с живописными и музыкальными произведениями | Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Уметь работать с иллюстрацией; сравнивать литературное, художественное и музыкальное произведения по содержанию | Познавательные: перечитывание текста с разными задачами; работа с маркированными в тексте словами и строчками. | ч.2: с.139-141 | 11.04 | ||
| Отрывки из поэмы Николая Некрасова «На Волге» Картина А. Мещерского «У лесного озера». | Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства - с живописными и музыкальными произведениями | Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Уметь работать с иллюстрацией; сравнивать литературное, художественное и музыкальное произведения по содержанию | Познавательные: поход в «Музейный Дом» с целью поиска и анализа живописного произведения; работа с музыкальным произведением; работа с маркированными в тексте словами и строчками; работа с дидактическими иллюстрациями. | ч.2: с.141-144 | 15.04 | ||
| Обобщение по теме: «Как рождается герой» Формирование умений составлять разные сборники. | Умение задавать вопросы по содержанию прочитанного. Устное изложение текста по плану | Знать, что в сказке поведение героя подчиняется определенным правилам, сказочной традиции, а в рассказе оно зависит от его внутреннего мира; изученные произведения раздела | 16.04 | ||||
Раздел 8 «Сравниваем прошлое и настоящее». (15 часов) | ||||||||
| Содержание литературного произведения. Иллюстрация Бориса Кустодиева «Масленица». | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства - с живописными и музыкальными произведениями | Иметь представления о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Уметь работать с иллюстрацией; сравнивать художественные и музыкальные произведения о народных праздниках | Познавательные: поход в «Музейный Дом» с целью поиска и анализа живописного произведения; работа с дидактическими иллюстрациями. Личностные: смыслообразование (формирование базовых историко-культурных ценностей; формирование опыта переживаний, опыта примерок) | ч.2: с.145-147 | 18.04 | ||
| К. Паустовский «Растрепанный воробей». Различение целевых установок жанров | Современные юмористические произведения для детей. Приемы смешного в литературных произведениях. Развитие сюжета произведения. Выразительное чтение | Уметь анализировать характер и поведение героев произведения; определять жанр произведения; высказывать свое мнение; ориентироваться в тексте | Познавательные: перечитывание текста с разными задачами. Личностные: смыслообразование (формирование базовых историко-культурных ценностей) | ч.3: с.147-150 | 22.04 | ||
| К. Паустовский «Растрепанный воробей». Различение целевых установок жанров | Произведения классиков детской литературы | Уметь определять время действия событий в тексте; сравнивать внешний облик героев произведения | 23.04 | ||||
| Дальнейшее совершенствование умений и навыков осознанного и выразительного чтения. К. Паустовский «Растрепанный воробей» | Умение задавать вопросы по содержанию прочитанного. Устное изложение текста по плану | Уметь работать с Толковым словарем; определять главное чудо в рассказе; ориентировать в тексте; высказывать свое мнение | Познавательные: перечитывание текста с разными задачами. Личностные: смыслообразование (формирование базовых историко-культурных ценностей) | ч.3: с.150-157 | 25.04 | ||
| К. Паустовский «Растрепанный воробей». Различение целевых установок жанров | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства - с живописными и музыкальными произведениями | Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Уметь работать с иллюстрациями; раскрывать внутренний мир | 29.04 | ||||
| Константин Паустовский «Стальное колечко» | Произведения выдающихся представителей русской литературы | Актуализация знаний о жанрах, приемах в литературе | Логические: подведение под понятие. Личностные: смыслообразование (формирование опыта переживаний, опыта примерок) | Хр: с.126-137 | 30.04 | ||
| Способы раскрытия внутреннего мира лирического героя стихотворения А. Пушкин «Цветок» ». Поход в Музейный дом. Иллюстрации Владимира Боровиковского, Зинаиды Серебряковой | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Восприятие внутреннего мира героя стихотворения | Знать произведения А. С. Пушкина. Уметь анализировать внутренний мир героя-рассказчика; ориентироваться в тексте; характеризовать чувства людей, живших в прошлых веках | Познавательные: поход в «Музейный Дом» с целью поиска и анализа живописного произведения; работа с музыкальным произведением; перечитывание текста с разными задачами; работа с дидактическими иллюстрациями. Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям); смыслообразование (формирование базовых историко-культурных ценностей) | ч.2: с.157-159 | 6.05 | ||
| Способы выражения авторской оценки в рассказе. А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Телеграмма») | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность | Уметь пользоваться Толковым словарем; предполагать возраст героев; сравнивать содержание двух рассказов о семье; сравнивать характеры героев произведения | Познавательные: перечитывание текста с разными задачами; поиск нужной библиографической и содержательной информации. Личностные: смыслообразование (формирование базовых историко-культурных ценностей; формирование опыта переживаний, опыта примерок) | ч.2: с.160-161 | 7.05 | ||
| Сравнительный анализ характеров героев. А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Телеграмма») | Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения | Уметь анализировать внутренний мир героев рассказа; пересказывать текст; ориентироваться в тексте | Познавательные: перечитывание текста с разными задачами. Логические: подведение под понятие. Личностные: смыслообразование (формирование базовых историко-культурных ценностей) | ч.2: с.162-165 | 13.05 | ||
| Дальнейшее совершенствование умений и навыков осознанного и выразительного чтения. А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Одни в лесной сторожке») | Умение задавать вопросы по содержанию прочитанного. Устное изложение текста по плану | Рассматривать характеры литературных героев в развитии | Познавательные: перечитывание текста с разными задачами. Личностные: смыслообразование (формирование базовых историко-культурных ценностей) | ч.2: с.166-173 | 14.05 | ||
| Сравнительный анализ характеров героев. А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Одни в лесной сторожке») | Произведение о детях. Герои произведения | Уметь высказывать свое мнение о прочитанном; объяснять название рассказа; анализировать внутренний мир героев | Познавательные: перечитывание текста с разными задачами. Личностные: смыслообразование (формирование базовых историко-культурных ценностей) | ч.2: с.173-179 | 16.05 | ||
| А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Вот оно - счастье!»). Формирование потребности совершенствования техники чтения, увеличения его скорости | Чтение вслух доступного текста целыми словами. | Уметь видеть ситуации в рассказе с точки зрения разных героев рассказа | Познавательные: перечитывание текста с разными задачами. Личностные: смыслообразование (формирование базовых историко-культурных ценностей) | ч.2: с.179-183 | 20.05 | ||
| Совершенствование умений и навыков осознанного и выразительного чтения. Аркадий Гайдар «Чук и Гек». | Чтение вслух доступного текста целыми словами. | История – изменения, которые происходят в жизни людей с течение времени. Главные ценности жизни – неизменное для разных поколений людей | Познавательные: перечитывание текста с разными задачами. Личностные: смыслообразование (формирование базовых историко-культурных ценностей) | ч.2: с.160-183 | 21.05 | ||
| Постоянство в природе и чувствах людей Картина А. Юона «Весенний солнечный день. Сергиев Посад» | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства - с живописными и музыкальными произведениями | Чувства человека, природа остаются неизменны | Познавательные: поход в «Музейный Дом» с целью поиска и анализа живописного произведения; работа с музыкальным произведением; работа с дидактическими иллюстрациями. Личностные: смыслообразование (формирование базовых историко-культурных ценностей) | ч.2: с.183-184 | 23.05 | ||
| Обобщение по теме: «Сравниваем прошлое и настоящее» Формирование умений составлять разные сбориники. Итоговое заседание клуба «Ключ и заря» | Умение задавать вопросы по содержанию прочитанного. Устное изложение текста по плану | Знать изученные произведения раздела. Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство) | Хр.Стр125 | 27, 28.05 |