Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности» для 5 классов «Химический калейдоскоп»
Трошина М.С.
учитель химии
МАОУ «Многопрофильный лицей №1»
г. Магнитогорска
«Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности»для «5» классов
«Химический калейдоскоп»
Пояснительная записка
Уровень программы – базовый.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по химии для 5-х классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта и обеспечивает выполнение федерального государственного образовательного стандарта.
Общая характеристика учебного предмета
Химия как учебный предмет в системе основного общего образования играет фундаментальную роль в формировании у обучающихся системы научных представлений об окружающем мире, основ научного мировоззрения. Приобретённые учащимися химические знания являются в дальнейшем базисом при изучении биологии, физической географии, физике, технологии, ОБЖ, истории и др. наук.
Данный курс предусматривает доступное для обучающихся 5 класса, ознакомление с основными вопросами начального курса химии.
Каждое занятие связано с овладением какого-либо практического навыка безопасной работы с веществом и приобретением новых полезных в жизни сведений о веществах. Чем раньше ребята войдут в огромный увлекательный мир химии, тем быстрее они смогут стать самостоятельными, инициативными, творческими работниками. В современных условиях объём знаний резко и быстро возрастает, поэтому необходимо прививать обучающимся, умение самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в потоке информации, побуждать интерес и привычку к постоянному расширению кругозора. Все это в большой мере относится и к химическому образованию детей.
Содержание календарно-тематического планирования внеурочной деятельности имеет особенности, обусловленные, во-первых, предметным содержанием и, во-вторых, психологическими возрастными особенностями обучаемых.
Цели и задачи:В соответствии с ФГОС учащиеся должны овладеть такими познавательными учебными действиями, как умение формулировать проблему и гипотезу, ставить планы достижения целей, отстаивать свою точку зрения. Учащиеся должны овладеть учебными действиями, позволяющими им достичь личностных, предметных и метапредметных образовательных ресурсов.
Структуру внеурочного занятия определяют образовательные, развивающие и воспитательные цели.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п./п. |
Дата |
Кол-во часов |
Тема урока |
Основное содержание урока |
Практическая часть/ Форма контроля |
|
Тема№1. Химия и история (8 ч) |
||||||
1 |
2 |
Введение. История развития химии. |
Введение. Первые наблюдения древних людей связанные с превращением веществ в природе. Алхимия и современная химия. Современный период успешного возрождения химии. Научные и практические исследования в области химии. |
Д.1 Видеофильм «Мир химии» |
||
2 |
2 |
История элементов |
История открытия элементов. Выдающиеся русские ученые-химики. |
Д.2 Видеофильм «Элементы» ВВС |
||
3 |
2 |
Периодическая таблица химических элементов |
Атомо-молекулярная теория, формирование фундаментальных теоретических основ химии. Открытие Менделеевым Д.И. периодического закона. |
Д.3 Видеофильм «Открытие Менделеевым Д.И. периодического закона и ПСХЭ» |
||
4 |
1 |
История химических веществ |
История химических веществ (открытие, получение и значение). Изучение химических реакций. |
|||
5 |
1 |
Структура ПСХЭ |
Графическое изображение периодического закона. |
ЗАЧЕТ |
||
Тема№2. Химия и математика (8 ч) |
||||||
6 |
2 |
Относительная атомная масса элемента. Молекулярная масса. |
Определение относительной атомной массы химических элементов по таблице Менделеева. Нахождение относительной молекулярной массы по формуле вещества как суммы относительных атомных масс, составляющих вещество химических элементов. |
ЗАЧЕТ |
||
7 |
2 |
Массовая доля химического элемента |
Понятие о массовой доле химического элемента (w) в сложном веществе и ее расчет по формуле вещества. Нахождение формулы вещества по значениям массовых долей образующих его элементов. |
ЗАЧЕТ |
||
8 |
2 |
Массовая доля вещества (w) в растворе. |
Концентрация. Растворитель и растворенное вещество. Расчет массы растворенного вещества по массе раствора и массовой доле растворенного вещества. |
ЗАЧЕТ |
||
9 |
2 |
Массовая доля примеси (w) в образце исходного вещества. |
Основное вещество. Расчет массы основного вещества по массе вещества, содержащего определенную массовую долю примесей. |
ЗАЧЕТ |
||
Тема№3. Химия и физика (6 ч) |
||||||
10 |
2 |
Молекулы и атомы. |
Понятия «атом», «молекула», «ион». Модели атомов, молекул. |
Д. 4 Объемные и шаростержневые модели воды, углекислого и угарного газов, кислорода. Л.О.: изготовление шаростержневой модели молекул воды, кислорода, серной кислоты, азотной. |
||
11 |
1 |
Кристаллическая решетка |
Понятие «Кристаллическая решетка». Типы кристаллической решетки. |
|||
12 |
1 |
Физические свойства веществ |
Диффузия. Ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. |
Л.О.: Аэрозоль |
||
13 |
2 |
Агрегатные состояния веществ |
Агрегатные состояния веществ |
Д.5 Видеофильм «Агрегатные состояния веществ» |
||
Тема№4. Химия и география (3 ч) |
||||||
14 |
1 |
Распространение химических элементов в земной коре |
||||
15 |
1 |
Атмосфера |
Воздух. Аэрозоли в атмосфере и их происхождение |
Д.6 Видеофильм «Воздух» |
||
16 |
1 |
Гидросфера |
Химический состав вод. Соленость океанической воды |
Д.7 Видеофильм «Вода» |
||
Тема№5. Практическая химия (8 ч) |
||||||
17 |
1 |
Пр.р.№1 Правила техники безопасности в кабинете химии. |
Правила техники безопасности в кабинете химии: правила поведения при проведении практических работ; правила при работе с реактивами и хим. посудой. |
Таблица «Техника безопасности» |
||
18 |
1 |
Пр.р.№2 Приемы обращения с нагревательными приборами. |
Приемы обращения с нагревательными приборами. ТБ. |
Химическое оборудование: спиртовка, лабораторный штатив |
||
19 |
1 |
Пр.р.№3 Химическая посуда. и ее назначение. |
Химическая посуда и ее назначение. |
Химическая посуда: стеклянная, фарфоровая. |
||
20 |
1 |
Пр.р.№4 Приемы обращения и работы с веществами, измельчение, растворение, нагревание и выпаривание. |
Приемы обращения и работы с веществами: измельчение, растворение, нагревание и выпаривание. |
Химические реактивы и оборудование. |
||
21 |
2 |
Химические реакции |
Классификация химических реакций, скорость химических реакций. |
|||
22 |
2 |
Химические уравнения |
Закон сохранения массы веществ. |
ЗАЧЕТ |
||
Защита проектов (1ч) |