12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Олейник Ольга Игоревна357
Я люблю свою профессию. Без географии вы нигде!
Россия, Свердловская обл., сухой лог

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5»

РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании МС Директор МАОУ СОШ №5

______________ _______И.Г. Попова

протокол от ___________ №_ Приказ № ______________

от ____________________

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

«Введение в географию»

для обучающихся 5 класса

 

Разработчик: Олейник Ольга Игоревна,

учитель географии.

городской округ

Сухой Лог

2016 год

Нормативно-правовые документы по введению ФГОС ОО

- Закон Российской Федерации «Об образовании»;

- Типовое положение об общеобразовательном учреждении (постановление Правительства РФ от 19.03.2001 № 196);

- СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление от 29.12.2010 №189, зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 №19993).

- Федеральный государственный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010 г.; зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 г., регистрационный номер № 19644);

- Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года №61;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2885 от 27.12.2011 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год» (Зарегистрирован Минюстом России 21 февраля 2012 г., регистрационный N 23290);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 февраля 2012 года №74 «О внесении изменений в Федеральный Базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312»;

- Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»;

- Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;

- Программа развития МАОУ СОШ №5 на 2014-2019 годы;

- Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ №5 на 2014-2019 годы.

Пояснительная записка

Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» (ст.12);

Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённый приказом МО РФ № 1089 от 05.03.2004 г.;

Региональный (национально - региональный) компонент дошкольного, начального общего, основного общего и полного общего образования

Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

Федеральный перечень учебников на 2016-2017 учебный год

Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Устав МАОУ СОШ № 5;

Образовательная программа МАОУ СОШ № 5 на 2016-2017 учебный год

Рабочая программа направлена на реализацию требований ГОС и ГОС (Р(НР)К) к математической подготовке учащихся.

Федеральный компонент государственного стандарта по математике (на базовом уровне) среднего (полного) общего образования направлен на достижение следующих целей:

формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;

развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;

овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;

воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.

Основной целью регионального (национально-регионального) компонента дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области является обеспечение условий для формирования у обучающихся целостного представления о взаимосвязи процессов, происходящих в мире, стране, регионе, конкретном муниципальном образовании, и готовность включиться в практическую деятельность по его развитию.

Цель школы: создание условий для непрерывного повышения профессионализма педагогов; для повышения качества образования в период перехода на ФГОС общего образования и ФГОС ОВЗ; для формирования и развития личностных качеств обучающихся, позволяющих адаптироваться и реализовать свои способности в современном обществе.

Задачи:

Повысить качество образования школьников на основе:

внедрения ФГОС НОО, ООО, ОВЗ;

развития механизмов повышения мотивации школьников к учебной, внеклассной и проектной деятельности;

развития и использования внутришкольной системы оценки качества образования в соответствии с требованиями государственных стандартов;

непрерывного повышения профессионализма педагогов, активного участия в инновационной деятельности системы образования.

использования новых технологий подготовки, обучающихся к государственной итоговой аттестации.

2. Использовать механизмы повышения мотивации к здоровому образу жизни у всех субъектов образовательного процесса через развитие валеологизации образовательного пространства школы.

3. Создать условия для совершенствования самосознания и развития нравственных качеств личности, способной противостоять негативным факторам современного общества.

4. Совершенствовать материально-техническое обеспечение образовательного процесса, его приведение в соответствие с современными требованиями.

Планируемый результат:

Создание условий для становления и развития выпускника как субъекта собственной жизни.

Повышение качества образования школьников. Сопровождение и поддержка талантливой молодежи.

Совершенствование системы повышения профессиональной компетентности педагогических работников. Мотивация педагогов к активному участию в инновационной и научно-исследовательской деятельности

Укрепление здоровья школьников, повышение безопасности их жизнедеятельности и уровня психологической комфортности.

Реализация программ сетевого взаимодействия школы с учреждениями городского округа, направленных на повышение уровня образованности обучающихся, их социализацию.

Формирование сети дополнительных образовательных услуг (на бюджетной и хозрасчетной основе).

Развитие школьной инфраструктуры, улучшение материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Методическая тема школы: «Повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям современного общества, через внедрение ФГОС ООО, ОВЗ».

Программа рассчитана на учащихся 5 классов по выбору. Занятия проводятся по 1ч в неделю, всего 34 часа.

Современное общество формирует новую систему ценностей, в которой обладание знаниями является необходимым, но далеко не достаточным результатом образования. Оно нуждается в человеке, способном мыслить самостоятельно, быть готовым как к индивидуальному, так и к коллективному труду, осознавать последствия своих поступков для себя, для других людей и для окружающего мира.

География в школе — это учебная дисциплина, уникальность которой заключается в том, что она представляет одновременно и естественные (физическая география), и общественные (социальная и экономическая география) ветви знания. Более того, картографическая составляющая школьной географии сближает её с группой информационно-технических наук. Её главной целью в настоящее время является изучение пространственно-временных связей в природных и антропогенных географических системах от локального до глобального уровня. Играя роль своеобразного мостика между естественными и общественными науками, достижения географической мысли активно используются в решении разнообразных естественно-научных, экологических и социально-экономических проблем современности.

Приоритетным направлением ФГОС второго поколения является развитие потенциала личности. В свою очередь, для реализации нового образовательного стандарта необходима специально организованная деятельность по его введению в образовательную практику. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности. Она является средством освоения действительности и ее главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Результатом деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности не только в старших классах, но и в вузах, техникумах и т.д.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно – ориентированный и деятельностный подходы.

Цель программы:

-через практическую деятельность закрепить знания теории и повысить уровень самостоятельной и исследовательской работы учащихся путем создания творческих проектов

- подготовить учащихся к ведению исследовательской работы в старшей школе и разработке более сложных проектов, расширить географический кругозор.

Для успешного достижения цели необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

-развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;

-научить применять знания на практике при изучении природы Земли и человека;

-проводить различные эксперименты под руководством учителя, самостоятельно и с помощью родителей;

-сформировать умения прогнозировать и моделировать свои действия в различных природных ситуациях;

-сформировать навыки поиска, обработки и представление информации;

-развивать у учащихся познавательные умения и навыки; творческие и коммуникативные способности;

-интегрировать знания из различных областей наук;

-сформировать умение критически мыслить.

Данный курс является актуальным и необходимым для изучения, так как позволяет подготовить ученика, способного гибко адаптироваться в меняющихся жизненных условиях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем. В ходе изучения данного курса, учащиеся знакомятся с методикой ведения проектной деятельности, овладевают практическими умениями исследовательской работы и создают собственные проекты.

Особенностью данного курса является то, что некоторые его направления изучаются с использованием новейших телекоммуникационных технологий. Живя в информационном обществе, дети должны иметь представление о различных информационных процессах, владеть основными элементами информационной культуры. Использование компьютерных технологий позволяет максимально учитывать индивидуальные особенности учащихся: задавать темп изучения материала, адаптировать учебные знания к возможностям ученика.

Структура программы:

Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительная записка; календарно-тематический план; содержание тем учебного курса; система оценки достижений, учащихся; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, перечень литературы.

Главным видом деятельности учащихся является исследовательская деятельность, связанная с анализом литературных, картографических и других источников информации, составлением картосхемы путешествий, разработкой и презентацией электронного маршрута путешествия.

Методические особенности организации занятий:

1. Методы и приёмы организации деятельности, учащихся на занятиях ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности.

2. Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращается на развитие и совершенствование таких качеств ученика, которые очень важны для формирования полноценной, самостоятельно мыслящей личности.

3. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

Занятия проводятся в виде игр, практических работ не только в классе, но и на улице. У ученика будет развиваться любознательность, интерес к происходящим вокруг него явлениям. Он будет ставить вопросы и самостоятельно искать на них ответы. В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу. Все это станет крепкой основой для дальнейшего развития и обучения.

Реализация программы опирается на содержание следующих предметов: биология, технология, география, ИЗО, литература, информатика.


 

Межпредметные связи на занятиях:

• с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;

• с уроками изобразительного искусства и информатики: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов; создание презентации;

• с уроками биологии: для создания межпредметного модуля.

Принципы реализации программы:

1. Научность;

2. Доступность;

3. Целесообразность;

4. Доступность.

Формы организации учебного процесса.

Программа предусматривает проведение работы детей в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей.

Технологии, методики:

-уровневая дифференциация;

-проблемное обучение;

-моделирующая деятельность;

-поисковая деятельность;

-информационно-коммуникационные технологии;

-здоровьесберегающие технологии;

Результаты обучения:

Программа содержит систему практических заданий-экспериментов, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты:

-Овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

-Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

-Сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметными результатами изучения является формирование универсальных учебных действий (УУД)

Личностные УУД:

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

-патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей странице;

Регулятивные УУД:

-способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

-умение управлять своей познавательной деятельностью;

-умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

-формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

-умения вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, её преобразование, сохранение, презентации с помощью технических средств и информационных технологий.

Коммуникативные УУД:

-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

Предметные результаты:

1.Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

2.Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

3.Формирование представлений об особенностях природных явлений на различных территориях и акваториях;

4. Научиться практическим навыкам охраны окружающей среды;

5. Научится самостоятельно составлять простейший план местности, ориентироваться на местности по компасу и местным признакам, производить элементарную глазомерную съёмку местности.

Учащиеся должны уметь (называть, показывать):

уметь создавать и защищать электронные презентации;

работать с различными источниками географической информации;

Системно - деятельностный подход.

В основе реализации программы лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:

воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного.

переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития, занимающегося;

развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

признание способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития занимающихся;

учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей занимающихся;

Критериями эффективности реализации программы будет динамика основных показателей развития и воспитания обучающихся:

1. Динамика предметных результатов обучения.

2. Мотивация на занятиях экспериментальной деятельностью.

3. Развитие личностной, социальной, экологической и здоровьесберегающей культуры обучающихся.

4. Динамика социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в детском коллективе.

5. Включённость родителей в образовательный и воспитательный процесс.

В ходе осуществления программы могут быть сформированы следующие способности:

Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

Целеполагать (ставить и удерживать цели);

Планировать (составлять план своей деятельности);

Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Таким образом, данная программа внеурочной деятельности позволяет реализовать практическую часть предмета география, через экспериментально-исследовательскую деятельность в рамках реализации ФГОС ООО.


 


 

Содержание программы занятий

Тематическое планирование

Тема

Количество часов

теория

практика

экскурсии

1. Введение

1

   

2.Что такое география?

1

   

3. Карта язык географии.

1

1

 

4. Методы географической науки.

2

1

 

5.Географические приборы

2

2

 

6. План и карта

6

2

1

7. Атмосфера

4

3

1

8.Гидросфера

4

4

 

9. Биосфера

6

3

1

10. Исследовательская работа

5

5

 

11.Заключение

2

2

 

Всего часов

34

   

Содержание и поурочное планирование:


 

Раздел

Номер

занятия

Тема

Формы и виды

деятельности

1

2

3

4

5

1

Введение

 

1

Введение в предмет «Введение в географию».

Эвристическая беседа

2

Что такое география?

2

География как наука.

Эвристическая беседа

3

Карта – язык географии.

3

Работа с различными видами карт

Практические занятия

4

Методы географической науки.

4-5

Наблюдение, эксперимент– методы географической науки.

Осенняя экскурсия «Что происходит в природе и что можно наблюдать осенью»

Эвристическая беседа, исследовательская деятельность

5


 


 


 


 


 


 


 

6

Географические приборы

 


 


 


 


 

План и карта

6

Компас. «Определение сторон горизонта».

«Измерение расстояний».

Рассказ, практическая работа, исследовательская деятельность

7

Барометр: устройство, использование

Термометр: устройство, использование.

исследовательская деятельность

8

Определение направлений, азимутов на местности и по компасу, местным признакам.

Практическая работа

   

9

Условные знаки.

Эвристическая беседа

Практическая работа: «Условные знаки»


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

7.

 

 

 

 


 


 


 


 


 


 


 


 

АТМОСФЕРА

10

План местности

Эвристическая беседа

Практическая работа «Составление плана местности школьной территории».

11-12

Градусная сетка на карте

Эвристическая беседа, исследовательская деятельность

13

Ориентирование. «Памятка заблудившемуся в лесу.»

Творческая работа

14

Состав, строения и значения атмосферы

Эвристическая беседа

15

Устройство метеостанции

Эвристическая беседа

Исследовательская деятельность

   

16

Мы синоптики! (Наблюдение за погодой)

исследовательская деятельность

17

Составление описания погоды (построение графиков)

исследовательская деятельность

8

Гидросфера

18

Вода на Земле. Почувствуйте себя гидробиологами!

Эвристическая беседа, исследовательская деятельность

   

19

Мировой океан – главная часть гидросферы. Почувствуйте себя мореходами!

Эвристическая беседа, исследовательская деятельность

   

20

Воды суши. Реки, озёра. Почувствуйте себя гидрологами!

Эвристическая беседа, исследовательская деятельность

   

21

Человек и гидросфера. Почувствуйте себя фольклористами!

Исследовательская деятельность

9

Биосфера

22

Взаимосвязи природных компонентов

Эвристическая беседа, исследовательская деятельность

23

Экология – наука об окружающей среде.

Эвристическая беседа

   

24

Моя окружающая среда: дома, в школе, на улице, на природе.

Эвристическая беседа, исследовательская деятельность

 

25

О городах и горожанах: человек в городе.

Эвристическая беседа, исследовательская деятельность

 

26

Пропаганда экологических знаний.

Эвристическая беседа, творческая работа

 

27

Здоровья человека-в руках самого человека.

Эвристическая беседа, исследовательская деятельность

10Исследовательская работа

28-32

Проектная работа на тему: «Мой любимый эксперимент»

Консультирование учащихся, исследовательская деятельность

11 Заключение

33-34

Защита мини-проектов

Представление результатов работы.

Методическое обеспечение

1.Елин О.Ю., Ахметзянова А.Ф. Практикум, Красноярск 2010.

2. Баринова И.И, Плешаков А, А, Сонин Н, И. Начальный курс географии 5 класс – М.: Дрофа, 2014;

3. Атлас. География, начальный курс. 5 класс.

4.Сиротин В.И. Практические и самостоятельные работы учащихся по географии: 6 -10 кл.: Кн. для учителя. – 3-е изд. – М. Просвещение, 2000.

5. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии 5-6 класс.

6.Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. Департамент образования и науки Администрации Самарской области. 2003.

7.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности// Народное образование, 2000. — № 7.

8. Книга экспериментов. Просто о сложном. /пер. с итальянского И.Гурьянова. -М.: Эксмо, 2012

9. Большая книга экспериментов. Твори, выдумай, изобретай/И.Е.Гусев. -Москва: АСТ,2013

10. Электронное приложение к учебнику. Баринова И.И, Плешаков А, А, Сонин Н, И. Начальный курс географии 5 класс – М.: Дрофа, 2014;

Интернет-ресурсы

1. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.

2. Всемирная география http://wgeo.ru /

3. http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.

4. http://www.forest.ru — интернет-портал Forest.ru — всё о российских лесах.

5. GEO и география (клуб путешествий, экспедиций) http://www.geografia.ru /

6. http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы России.

7. http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/library/eksperiment-na-uroke-geografii

8. Фотоматериалы.

 

Опубликовано


Комментарии (1)

Надежда Борисова, 26.03.17 в 09:26 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, пригодиться.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.