12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Яковлева Ольга Алексеевна277
Стаж работы учителем химии 22 года
Россия, Саратовская обл., Балаково
Материал размещён в группе «Учителя химии»
5

Классификация углеводов. Моносахариды. Глюкоза.

Яковлева О.А. Урок с использованием ЭОР

Автор: Яковлева Ольга Алексеевна

Место работы: муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 28» г. Балаково Саратовской области (МАОУ СОШ №28 г. Балаково Саратовской области»)

Предмет: химия

Тема: Классификация углеводов. Моносахариды. Глюкоза.

Продолжительность: 45 минут

Класс: 10

Тип урока: урок формирования знаний

Технологии: ЭОР Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru).

Технологические особенности: для просмотра ЭОР необходимо установить на компьютере следующие программы: Power Point-2007; проигрыватель Flash8-en; проигрыватель Java Runtime Environment 1.5; проигрыватель для просмотра видеофрагментов (например KMPlayer).

Цель урока: систематизировать знания об углеводах, как классе органических соединений; изучить строение, свойства, способы получения и применение моносахаридов на примере глюкозы.

Задачи урока:

Образовательные:

актуализировать знания о классификации углеводов;

исследовать химические свойства глюкозы и на основании этого сделать вывод о её строении;

изучить способы получения и применение глюкозы;

проконтролировать степень усвоения знаний с помощью теста.

Воспитательные:

формировать мировоззрение учащихся;

воспитывать самостоятельность, чувство собственного достоинства.

Развивающие:

совершенствовать умения и навыки при проведении химического эксперимента с соблюдением правил техники безопасности;

развивать память, речь, мышление, умение анализировать, сопоставлять, делать выводы;

совершенствовать навыки решения тестовых заданий;

развивать познавательный интерес, творческие способности, уверенность в своих силах, настойчивость.

Методы обучения: использование ЦОР, химический эксперимент, метод исследования, фронтальная беседа, фронтальный опрос.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, пробирки, держатель для пробирок, спиртовка.

Реактивы: растворы медного купороса CuSO4 ∙ 5H2O, гидроксида натрия NaOH, глюкозы C6H12O6.

Ход урока.

Организационный этап.

Актуализация знаний. Постановка цели.

Вступление учителя:

Человеческий организм не может не только расти и развиваться, но и просто существовать без притока органических веществ. В отличие от растений и подобно животным, он не может сам создавать органические соединения из неорганического сырья. Кроме того, организму требуется энергия – как для обеспечения соответствующей температуры тела, так и для совершения работы, следовательно, пища – жизнь.

Вопросы классу:

Из чего состоит наша пища?

Какие вещества являются главными поставщиками энергии организму человека?

Наша пища состоит из очень большого числа различных химических веществ: белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ. Среди них имеются соединения, которые определяют её энергетическую и биологическую ценность, участвуют в формировании структуры, вкуса, цвета и аромата пищевых продуктов.

Главными поставщиками энергии организму человека являются углеводы. Углеводами богаты зерновые и бобовые культуры, картофель, фрукты и овощи. Считается, что на 60% потребности человека в энергии должны обеспечиваться углеводами. В день человек должен получать не менее 500 г углеводов.

Сегодня на уроке мы должны систематизировать знания об углеводах, как о классе органических соединений, особенностях их строения и свойств. И начнём мы с определения и классификации.

Введение знаний.

Углеводы – кислородсодержащие органические вещества, большинство которых отвечает общей формуле Сn(H2O)m.

Т.е. углеводы как бы состоят из углерода и воды, отсюда и название класса. Это название появилось на основе элементного анализа первых известных углеводов. В дальнейшем было установлено, что существуют углеводы, в молекулах которых не соблюдается указанное соотношение, например дезоксирибоза C5H10O4. Известны также соединения, состав которых соответствует приведённой общей формуле, но они не принадлежат к классу углеводов (формальдегид, уксусная кислота). Однако название «углеводы» укоренилось и в настоящее время является общепризнанным.

Углеводы – это чрезвычайно разнообразный класс соединений, как по составу, так и по строению их молекул.

Классификация углеводов.

По способности к гидролизу углеводы можно разделить на 3 основные группы: моносахариды, олигосахариды, полисахариды.

Учащиеся записывают в тетради схему и примеры.

Моносахариды – углеводы, являющиеся по строению альдегидоспиртами или кетоноспиртами, которые не подвергаются гидролизу. В зависимости от числа атомов углерода делятся на триозы, тетрозы, пентозы, гексозы.

Примеры: глюкоза (виноградный сахар) C6H12O6 – белое кристаллическое вещество, содержится в соке винограда и других фруктах.

Использование ЭОР (можно продемонстрировать некоторые структурные формулы в качестве примера, формулы глюкозы и фруктозы лучше показать в разделах «строение»):

Трехмерные химические формулы:

Глюкоза (линейная форма) (№ 104073)

Глюкопираноза (№ 103942)

Фруктоза (фруктовый сахар) C6H12O6 – белое кристаллическое вещество, составляет значительную часть мёда.

Фруктоза (линейная форма) (№ 103999)

Фруктофураноза (№ 104018)

Рибоза C5H10O5 – входит в состав РНК.

Рибоза (линейная форма) (№ 103926)

Рибоза (циклическая форма) (№ 103849)

Дезоксирибоза C5H10O4 – входит в состав ДНК.

Дезоксирибоза (циклическая форма) (№ 103827)

Олигосахариды – полимерные углеводы, построенные из небольшого числа (2 – 10) остатков моносахаридов.

Примеры: сахароза С12H22O11 (свекловичный или тростниковый сахар) – дисахарид, белое кристаллическое вещество, хорошо растворимое в воде, сладкое на вкус. Содержится в большинстве растений. В живых организмах под действием ферментов сначала подвергается гидролизу до моносахаридов, которые затем окисляются до углекислого газа и воды с выделением большого количества энергии.

Лактоза С12H22O11 (молочный сахар) – дисахарид, входит в состав молока и молочных продуктов.

Мальтоза С12H22O11 (солодовый сахар) – входит в состав солода, мёда.

Использование ЭОР:

Трехмерные химические формулы:

Сахароза (№104016) Лактоза (№104064) Мальтоза (№104075)

Полисахариды – это высокомолекулярные углеводы, построенные из остатков моносахаридов. Могут иметь разветвлённое и линейное строение.

Примеры: крахмал (C6H10O5)n - полисахарид, построенный из звеньев α-глюкозы, белый порошок, нерастворимый в холодной воде. В горячей воде набухает и образует крахмальный клейстер. Содержится в растениях и является ценным питательным веществом. Под воздействием ферментов в организме гидролизуется до глюкозы.

Использование ЭОР:

Трехмерная химическая формула: Крахмал № 103817

Целлюлоза (C6H10O5)n – полисахарид, построенный из звеньев β-глюкозы, твёрдое волокнистое вещество, нерастворимое в воде. Служит «строительным материалом» для стенок растительной клетки, является самым распространённым органическим веществом на Земле. Применяется для изготовления хлопчатобумажных тканей и бумаги.

Целлюлоза (№ 103845)

Применение крахмала. (№124460)

Применение природных волокон, содержащих целлюлозу. (№125462)

Применение сложных эфиров целлюлозы. (№125466)

Изучение моносахаридов продолжим на примере глюкозы.

Нахождение в природе (проводится фронтальная беседа).

В свободном виде глюкоза содержится почти во всех органах зеленых растений. Особенно её много в соке винограда (отсюда название «виноградный сахар»). Мёд в основном состоит из смеси глюкозы и фруктозы. Также глюкоза содержится цветочном нектаре, некоторых фруктах и овощах.

В крови человека и животных содержится около 0,1% глюкозы (80 – 120 мг в 100 мл крови). Превышение содержания глюкозы в крови уровня 180 мг на 100 мл крови свидетельствует о нарушении углеводного обмена и развитии сахарного диабета.

Глюкоза. Нахождение в природе. (№125436)

Исследование строения глюкозы.

К демонстрационному столу вызывается 1 учащийся, которому будет предложено решить экспериментальную задачу:

Докажите опытным путем с помощью предложенных реактивов (растворы CuSO4, NaOH), что виноградный сок содержит глюкозу. Проведите соответствующие химические реакции, отметьте их признаки. Какое строение молекулы глюкозы доказывают проведенные реакции?

В это время остальные учащиеся смотрят видеофрагмент «Определение глюкозы в виноградном соке» (использование ЦОР: видеофрагмент № 54862)

В процессе выполнения эксперимента и просмотра видеофрагмента учащиеся должны сделать вывод о том, что в состав глюкозы входят функциональные группы многоатомных спиртов (гидроксогруппа –ОН) и альдегидов ( альдегидная группа).

Строение глюкозы.

Простейшая формула глюкозы: СН2О

Молекулярная формула глюкозы: С6Н12О6

М(С6Н12О6)=180 г/моль

Трехмерные химические формулы:

Глюкоза (линейная форма) (№ 104073)

Глюкоза – это альдегидоспирт, содержит функциональные группы спиртов OH, и альдегидов -СОН)

Кристаллическая глюкоза состоит из линейных (альдегидных) молекул, а в растворе существуют молекулы циклического строения.

Использование ЭОР: трехмерная формула Глюкопираноза (№ 103942); флеш-анимация «Равновесие трёх форм глюкозы в одном растворе» (№125439) (для использования данного ресурса в презентации нужно выполнить следующие действия: Экран → переключение программ).

Изомерия глюкозы:

Изомером глюкозы является фруктоза («фруктовый сахар»), составляющая значительную часть мёда, а также содержащаяся в цветочном нектаре.

В молекуле фруктозы содержатся характерные функциональные группы спиртов –ОН и кетонов (фруктоза – кетоноспирт).

Трехмерные химические формулы:

Фруктоза (линейная форма) (№ 103999)

Фруктофураноза (№ 104018)

Получение глюкозы:

В природе глюкоза образуется в результате фотосинтеза:  

6CO2+6H2O=C6H12O6+6O2-Q

(к доске вызывается 1 учащийся, который записывает уравнение реакции на доске, остальные делают это в тетради).

Первый синтез простейших углеводов из формальдегида был произведён А. М. Бутлеровым в 1861 г.: HCOH → C6H12O6

 (уравнение демонстрируется учителем в презентации)

 

На производстве глюкозу получают гидролизом крахмала в присутствии серной кислоты:

(C6H10O5)n + nH2O nC6H12O6 (уравнение демонстрируется учителем в презентации).

Физические свойства глюкозы:

Вопрос классу: Какие физические свойства глюкозы вам известны?

Глюкоза - бесцветное кристаллическое вещество со сладким вкусом, хорошо растворяется в воде. Из водного раствора она выделяется в виде кристаллогидрата: С6H12O6 ∙ (H2O)n. По сравнению со свекловичным сахаром она менее сладкая.

Химические свойства глюкозы:

Гликолиз:

Вопрос классу:

Из курса биологии вы знаете, что глюкоза является своеобразным аккумулятором солнечной энергии. Поразмышляйте, что происходит с глюкозой в организме человека?

Около 70% глюкозы, содержащейся в крови человека, подвергается в тканях медленному окислению с выделением энергии и образованием конечных продуктов – углекислого газа и воды.

C6H12O6 + 6O2 → 6CO2 + 6H2O + 2920 кДж (уравнение записывается одним из учащихся на доске)

Энергия, выделяемая при гликолизе, в значительной степени обеспечивает энергетические потребности живых организмов.

Свойства глюкозы как многоатомного спирта:

Глюкоза даёт качественную реакцию многоатомных спиртов – со свежеполученным гидроксидом меди (II) образует ярко-синий раствор.

Использование ЭОР:

Качественная реакция глюкозы с гидроксидом меди (II) (видеофрагмент №54867)

Глюкоза реагирует с карбоновыми кислотами с образованием сложных эфиров (пять гидроксильных групп глюкозы вступают в реакцию с кислотами).

Свойства глюкозы как альдегида:

Вопрос классу:

Глюкоза применяется в производстве зеркал и елочных украшений. Какая xимическая реакция лежит в основе этого производства?

Глюкоза реагирует с оксидом серебра (I) в аммиачном растворе (реакция “серебряного зеркала”):

Использование ЭОР:

«Окисление глюкозы оксидом серебра (I)» (видеофрагмент №54865)

CH2OH-(CHOH)4-COH + Ag2O → CH2OH-(CHOH)4-COOH + 2Ag (уравнение записывается одним из учащихся на доске)

Окисляется гидроксидом меди (II) (с выпадением красного осадка):

CH2OH(CHOH)4-COH + 2Cu(OH)2 ® CH2OH(CHOH)4-COOH + Cu2O + 2H2O (уравнение записывается одним из учащихся на доске)

В начале XX в. медики уже знали, что сахар – это «белая смерть», однако очень медленная и сладкая. Однако, хорошенько изучив таблицу Д.И.Менделеева, они нашли несколько полноценных заменителей сахара, не отличающихся от него по вкусу, но не вызывающих диабета и разрушения зубов.

Вопрос классу:

Как называется один из заменителей сахара, вы узнаете, разгадав шараду:

Слог мой первый метлой выметают.

Слогом вторым информатик считает.

В целом скажу, дорогие друзья,

Для многих больных вместо сахара я. (сорбит)

Как же связана глюкоза с заменителем сахара?

Под действием восстановителей глюкоза превращается в шестиатомный спирт сорбит:

CH2OH-(CHOH)4-COH + H2 → CH2OH-(CHOH)4-CH2OH

(уравнение демонстрируется учителем в презентации)

Брожение – специфическое свойство некоторых углеводов:

а) спиртовое брожение

C6H12O6 → 2CH3-CH2-OH+ 2CO2­

этанол

б) молочнокислое брожение

C6H12O6 →  2CH3-CH(OH)-COOH

молочная кислота

в) маслянокислое брожение

C6H12O6 → C3H7COOH+2H2­+2CO2­

масляная кислота

г) лимоннокислое брожение

C6H12O6 → HOOC-CH2-C(OH)(COOH)-CH2-COOH+2H2O

лимонная кислота

(уравнения реакций демонстрируются учителем в презентации)

Применение глюкозы:

Проводится обобщающая беседа, в ходе которой формулируются основные области применения глюкозы:

в медицине в качестве общеукрепляющего лечебного средства;

в пищевой промышленности для изготовления кондитерских изделий, вин;

в текстильной промышленности для придания блеска тканям;

глюкоза – восстановитель при производстве зеркал и ёлочных украшений;

в микробиологии для размножения кормовых дрожжей.

Применение глюкозы в микробиологической промышленности.(№125448)

Применение глюкозы в медицине. (№125445)

Применение глюкозы в пищевой промышленности. (№125413)

Проверка знаний (подведение итогов обучения).

(проводится фронтальный опрос).

Использование ЭОР:

Тест «Химические свойства глюкозы» (№ 125441) (для использования данного ресурса в презентации на некоторых компьютерах нужно выполнить следующие действия: Экран → переключение программ).

Домашнее задание и его инструктаж:

Решите задачу: Какова масса молочной кислоты, образующейся при брожении глюкозы массой 300 г, содержащей 5% примесей?

Осуществите превращения:

С6H12O6 → A → CH3COOC2H5

Список использованных источников:

Габриелян О.С. , Маскаев Ф.Н., Теренин С.Ю. «Химия-10» М.: «Дрофа», 2005

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Химия, 10 класс. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=31:

Трехмерные химические формулы:

Глюкоза (линейная форма) (№104073)

Глюкопираноза (№103942)

Фруктоза (линейная форма) (№103999)

Фруктофураноза (№104018)

Рибоза (линейная форма) (№103926)

Рибоза (циклическая форма) (№103849)

Дезоксирибоза (циклическая форма) (№103827)

Сахароза (№104016)

Лактоза (№104064)

Мальтоза (№104075)

Крахмал (№103817)

Целлюлоза (№103845)

Flash-анимации:

«Равновесие трёх форм глюкозы в одном растворе» (№125439)

Тест «Химические свойства глюкозы» (№ 125441)

Видеофрагменты:

«Определение глюкозы в виноградном соке» (видеофрагмент № 54862)

Качественная реакция глюкозы с гидроксидом меди (II) (видеофрагмент №54867)

«Окисление глюкозы оксидом серебра (I)» (видеофрагмент №54865)

Изображения:

Применение крахмала. (№124460)

Применение природных волокон, содержащих целлюлозу. (№125462)

Применение сложных эфиров целлюлозы. (№125466)

Глюкоза. Нахождение в природе. (№125436)

Применение глюкозы в микробиологической промышленности.(№125448)

Применение глюкозы в медицине. (№125445)

Применение глюкозы в пищевой промышленности. (№125413)

Переход глюкозы из проекции Фишера в Haworth projection. http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/af/Glucose_Fisher_to_Haworth.gif

Радецкий А.М., Горшкова В.П., Кругликова Л.Н. Дидактический материал по химии. М.: Просвещение, 2001

Химия. Справочник школьника. Сост. Кременчугская М., Васильев С.. М.: Филологическое общество «Слово», 1997

Фотоиллюстрации: http://www.allpics.ru/photo/; http://foto.cebro.ru/med-1.html#

Фотоиллюстрации из личного архива.

«Химия, 9 класс». Электронная библиотека «Просвещение». ЗАО «Новый диск», 2005

Электронные учебные модули Открытых мультимедиасистем. http://www.mmlab.ru/omschemcat/10p0drazdel31.html

 

Опубликовано в группе «Учителя химии»


Комментарии (1)

Лариса Александровна Алексеева, 04.01.16 в 15:09 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, за интересный урок!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.