12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Чернопятова Наталия Николаевна3538
Учитель математики, стаж 30 лет. В свободное время увлекаюсь вязанием, выпечкой тортов и люблю покататься на коньках.
Россия, Тамбовская обл., село Большая Ржакса Ржаксинский район

Классный час «Что такое дружба?»

Выполнила: учитель математики филиала МБОУ «Ржаксинская СОШ №1 им. Н.М.Фролова» в с. Б-Ржакса Ржаксинского района Тамбовской области.

Цели:

1. Способствовать углубленному осмыслению понятия «дружба», «друг», «товарищ», осознании своих обязанностей перед друзьями.

2. Показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни.

3. Формирование нравственных качеств обучающихся: умения дружить, беречь дружбу.

4. Формировать умение вести рассуждение и аргументировать свою точку зрения.

5. Способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосовершенствования личности учащихся.

Форма проведения: внеклассное мероприятие.

Эпиграф: «Дружба – самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если бон имел все остальные блага».

Аристотель (древнегреческий философ).

Предварительная подготовка: заранее провести анкетирование обучающихся, наиболее удачные ответы зачитать при обсуждении портрета друга.

Анкета

1. Есть ли у тебя друг?

2.Какие черты характера, качества своего друга ты больше всего ценишь?

3.Готов ли твой друг поступиться своими интересами, если этого требуют твои дела, твоё благополучие?

4.Какие проступки ты смог бы простить своему другу?

5.Чего не смог бы ты простить ему?

6.Всегда ли ты говоришь другу правду?

7.Всегда ли ты принципиален в дружбе? Можешь ли ты выступить против друга, если тот не прав?

8.Помогает ли дружба тебе в жизни, в учебе?

9. Может ли дружба сделать человека лучше, избавить его от недостатков?

Ход мероприятия:

1.Вступительное слово учителя:

Дорогие ребята, сегодня мы поговорим о дружбе.

О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли поэты, писатели, учёные, философы, дворяне и крестьяне.

Дружба – это дар, данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом.

Во все времена дружба была мерилом ценности человека. Недаром народ сложил о дружбе много пословиц и поговорок. А какие из них знаете вы? Попробуем вспомнить пословицы о дружбе. Я буду называть начало, а вы попробуйте закончить пословицу…

2.Пословицы и поговорки о дружбе.

1.Один за всех, все за ….(одного).

2.С миру по нитке — голому ... (рубаха).

         3. Семеро одного ... (не ждут).

4. Не имей сто рублей, а имей сто ... (друзей).

5. Один в поле ... (не воин).

         6. Хороший друг всегда приходит … (вовремя).

         7. Старый друг лучше ... (новых двух).

8. Нет друга, так ищи, а нашел так ... (береги).

9. Раздружится друг -хуже ... (недруга).

10. Для друга и семь вёрст ….(не околица).

11. Без беды друга ….(не узнаешь).

12. Не хвались другом три дня,….(а хвались три года).

13. Птица сильна крыльями, а человек …(дружбой).

Видите, как много пословиц сложил народ о дружбе, и это только их малая часть.

А теперь послушайте поговорки о дружбе и попытайтесь объяснить их смысл.

1. Трусливый друг опаснее врага (врага опасаешься, а на друга полагаешься, в трудную минуту трусливый друг может испугаться и подвести).

2. Доброму коню найдется много хозяев, хорошему человеку - много друзей (хорошего коня многие захотят купить, а с хорошим человеком многие захотят подружиться).

3. Неверный друг, что дырявая шуба (в дырявой шубе в мороз холодно, а неверный друг подведет в сложной ситуации).

4. Не тот друг, кто потакает, а тот, кто помогает (когда человек во всем тебе потакает, ему все равно, какой ты на самом деле).

Лучший друг - это тот, кто поможет тебе исправиться и стать лучше).

5.Кто себе друзей не ищет, самому себе враг (без надежных друзей человеку в жизни тяжело, поэтому надо искать себе друзей и самому быть надежным другом).

6.За что друг побранит, за то враг похвалит (твой враг хорошо видит, что для тебя на самом деле плохо совершать какие-либо недостойные поступки, потому за них он будет тебя хвалить. А настоящий друг скажет правду, даже если она неприятная).

7. И много друзей - мало, и мало врагов - много (много друзей всегда хорошо, а хорошего, как известно, много не бывает. Враг — это всегда зло, а далее маленькое зло - это всегда плохо).

8. Дерево крепко корнями, а человек друзьями (чем глубже и крепче корни у дерева, тем оно лучше противостоит непогоде, чем крепче человеческая дружба, тем легче перено­сятся человеком удары судьбы).

9. Дружба, что стекло: расколешь - не соберешь (разбитое стекло уже не вставишь в окно. Если обидишь друга, то можешь потерять его навсегда).

10 . Дружба дружбе рознь -иную хоть брось (когда друзья только ссорятся и не умеют дружить или плохо влияют один на другого, то такая дружба идет только во вред).

11.Дружба крепка не лестью, а лаской и честью (надо помнить, что настоящий друг может указать тебе на твои недостатки или недостойные поступки. Именно такой дружбой следует дорожить).

12. Горы и камни разрушаются ветром, людская дружба словом (обидные и несправедливые слова могут разрушить дружбу, поэтому нужно очень осторожно обращаться с критикой в адрес своего друга, деликатно и не обидно говорить о недостатках друзей).

13. Хочешь дружбы - будь другом (когда сам научишься дружить, тогда и друзья появятся. Каждый человек ценит в другом хорошие качества друга).

3. Что такое дружба? (обсуждение в малых группах, ответы обучающихся).

Дружба – это….

1) Договор двух или нескольких человек об общении, о проведении свободного времени, о выполнении обещаний.

2) Когда вместе - весело, «прикольно»

3) Если можно доверить тайну, поделиться информацией.

4) Можно получить помощь в любую минуту.

5) Ответственность двух людей друг за друга.

6) Верность, надежность, взаимопонимание, взаимовыручка.

7) Общность интересов, убеждений, взглядов, мотивов.

Дружба - это привязанность, возникающая вследствие взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов. Обычно дружат люди, похожие друг на друга, сходство характеров облегчает им взаимное понимание. Недаром говорится: «Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты». Все человеческие отношения содержат в той или иной степени элементы дружбы.

Притча о дружбе

Жил на берегу моря старец. Был он совершенно один, и никого у него не было на всём белом свете. И вот однажды поздним вечером он услышал стук в дверь. Старик спросил:

- Кто там?

За дверью ему ответили:

 - Это твоё богатство.

Но старец ответил:

- Когда-то я был сказочно богат, но это не принесло мне никакого счастья.

И не открыл дверь. На следующий день он вновь услышал стук в дверь.

- Кто там? - спросил он.

- Это твоя любовь! - услышал он ответ.

Но старец сказал:

 - Я был любим, и сам любил безумно, но это мне не принесло счастья! И опять не открыл дверь.

На третий день к нему снова постучали.

- Кто там? - спросил старик.

- Это твоя дружба! - услышал он в ответ.

Старец улыбнулся и открыл дверь:

- Друзьям я всегда рад. Но вдруг... вместе с дружбой к нему в жилище вошли и любовь, и богатство. И старец сказал:

- Но ведь я пригласил только дружбу!

На это вошедшие ответили ему:

-Ты столько лет прожил на земле и до сих пор не понял одну простую истину? Только вместе с дружбой приходят и любовь, и богатство.

4.Решение ситуативных задач, дискуссия.

Ситуация №1

Аня была лидером в классе. Её любили все, потому что она была веселой и очень общительной. А Вера была тихой и застенчивой. Заговорить в присутствии многих ребят ей было очень трудно. Если она заболеет, ребята и не заметят, что ее нет. Но у нее было много других достоинств: она могла быстро и без суеты решать задачи, коллекционировала редкие и красивые марки. Удивительным было то, что эти девочки дружили, были, что называется «не разлей вода».

Вопросы для обсуждения:

1. Почему непохожие люди становятся неразлучными друзьями?

2. Знаете ли вы такие примеры?

3. Какие качества вы цените в друге?

Ситуация №2

Их везде можно было увидеть вместе: в библиотеке, в школьной столовой, на улице. Олег и Миша были друзьями уже три года, с тех самых пор, как Олег переехал в новый район и стал учиться в этой школе. Вместе они посещали научное общество учащихся и были отличниками. Однажды, когда проходила городская олимпиада по математике, участниками которой были оба мальчика, Олег занял первое место. В этот день многие восхищались им и поздравляли его. И только Миша молчал и был спокоен, как будто ничего не произошло. А дня через два Миша пересел от Олега на другую парту, ссылаясь на то, что ему не очень хорошо видно классную доску. Олег не понял, что произошло с другом.

Вопросы для обсуждения.

1.Что случилось с Мишей?

2.Почему он повел себя так?

3. А как бы повели себя вы в такой ситуации?

4. Были ли вы в вашей жизни подобные ситуации?

5. Можно ли назвать отношения этих ребят дружбой?

Ситуация № 3

Жили две неразлучные подружки. Обе они походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платьица, обе учились только на пятерки.

- Мы во всём, во всём одинаковые, - с гордостью говорили девочки.

Но однажды Соня (так звали одну из девочек) прибежала домой и похвасталась маме:

- Я получила по математике пять, а Вера только тройку. Мы стали уже не одинаковые…

Мама внимательно посмотрела на дочку, потом сказала грустно:

- Да, ты стала хуже…

- Я? – удивилась Соня – но ведь тройку получила не я!

- Тройку получила Вера, но она получила её, потому что на днях болела. А ты обрадовалась, а это значительно хуже!

Вопросы для обсуждения.

1. За что мама осудила Соню?

2.Что бы вы сказали Соне?

3.Как ей надо было поступить?

Истинная дружба проходит испытание не только горем, бедой, но и радостью. Настоящий друг никогда не будет завидовать успехам товарища, наоборот, он искренне разделит его радость.

5. «Портрет друга».

Слово «дружба» по своему значению тесно связано с таким понятием, как родственная близость. Дружба предполагает взаимную помощь и эмоциональную бли­зость, т. е. сходство чувств, переживаний, единство в восприятии окружающего мира и в отношении к нему.

Вот что сказал о дружбе великий Вильям Шекспир:

Настоящий друг везде

Верный: в счастье и в беде;

Грусть твоя его тревожит.

Ты не спишь – он спать не может,

И всегда, без дальних слов,

Он помочь тебе готов.

А у В.И.Даля есть следующее определение дружбы :« бескорыстная стойкая приязнь».

Ребята, а каким бы вы хотели видеть своего друга? Что бы вы ждали от своего друга?

(Обучающиеся приводят свои рассуждения о том, каким , по их мнению, должен быть настоящий друг, затем можно зачитать ответы учащихся на вопросы анкеты.)

Учитель: Ребята из ваших рассуждений можно сделать вывод о том, что что от друга требуется совсем немного: понимание. Немного? Но подумайте, сколько разных составляющих включено в это понятие. От друга ждут верности, у друга ищут поддержки — помощи в трудную минуту. К другу идут с радостью - он разделит ее с вами. Друг поймет ваши заветные мечты, сохранит ваши тайны.

Ребята, а какие качества несовместимы с понятием «друг»? (Обучающиеся называют качества, нехарактерные для друга).

Можно ли представить друга завистливым, высокомерным? Друг не может быть злобным и самовлюбленным. Также не соединяются с понятием «дружба» жадность и хвастливость, тщеславие и зазнайство, мелочность и черствость. Друг - это всегда серьезно. Тот, кто хочет дружить, должен научиться этому. И начинать надо с самого себя. Вы должны в себе самом найти ответ -готовы ли вы встретить друга? Разговор с самим собой должен быть честным: интересен ли я самому себе, не скучно ли мне с собой? Умею ли я сам с собой обращаться? Ведь именно с тем, что содержится в человеке, выходит он к людям, только своими человеческими качествами он может заслужить дружбу.

6.Выполнение теста и анализ его результатов.

Тест “Хороший ли ты друг”

1. Вы собрались в кино, но вдруг выясняется, что у твоей подруги (друга) нет денег на билет. Как ты поступишь?

А) Пойдешь в кино одна (один).

Б) Одолжишь подруге (другу) денег.

B) Найдешь богатенького приятеля, который мог бы сводить вас в кино.

2. Ты хочешь пригласить подругу (друга) вместе провести вечер, но она (он) уже обещал (а) своей маме сделать уборку. Как ты поступишь?

А) Проведешь вечер одна (один).

Б) Поможешь ей (ему). Чем быстрее вы закончите работу, тем больше времени останется на веселье.

В) Позвонишь другой (-ому) подружке (другу).

3. Ты идешь по улице и вдруг видишь, что шайка хулиганов пристает к твоей подруге (другу). Как ты поступишь?

А) Сделаешь вид, что ты их не замечаешь, и поспешишь скрыться.

Б) Бросишься на помощь подруге (другу).

В) Расскажешь об этом ее (его) отцу…когда увидишь его.

4. Вы с классом поехали на экскурсию. Вдруг одна из твоих подруг (один из твоих друзей) обнаруживает, что не взял (а) с собой еды. Как ты поступишь?

А) Скажешь ей (ему), чтобы в следующий раз он(а) лучше собиралась в поездку.

Б) Поделишься с ней (с ним) своим обедом.

В) Скажешь об этом учителю, чтобы он что-нибудь придумал.

Подведение итогов теста.

Больше ответов А: Возможно, настало время сесть и подумать, почему никто не помогает тебе в трудных ситуациях. Настоящая дружба предполагает взаимную помощь и поддержку. Покажи своим друзьям, что ты в любую секунду готов(а) прийти им на помощь.

Больше ответов Б: Ты замечательный друг! На тебя можно положиться в трудную минуту. Таких как ты интересные события и приключения с друзьями ждут на каждом шагу. Самое главное – твои друзья знают, что всегда могут положиться на тебя!

Больше ответов В: Ты беспокоишься о своих друзьях, особенно когда они оказываются в сложной ситуации, но дружба – это не только приятное времяпрепровождение. Твои друзья должны быть уверены, что всегда могут рассчитывать на твою помощь. У тебя большие задатки. Чтобы стать настоящим другом, подумай о том, как их реализовать.

Учитель: Я надеюсь, что этот тест заставит каждого из вас задуматься над тем, что быть другом – это сложный и кропотливый труд, это работа, прежде всего, над собой.

7.Законы дружбы.

1.Делись своими успехами, неудачами и новостями.

2.Умей слушать.

3.Оказывай другу эмоциональную помощь и поддержку.

4.Доверяй другу и будь уверенным в нем.

5.Сохраняй тайны своего друга.

6.Не критикуй друга публично.

7.Не будь назойливым и не поучай.

8.Не обсуждай друга в его отсутствие.

9.Не ревнуй друга к другим его друзьям.

10.Уважай внутренний мир и чувства своего друга.

11.Возвращай долги.

12. Радуйся успехам своего друга.

Дорогие ребята! Соблюдая эти правила, вы никогда не потеряете друга. Будьте добрыми, дружелюбными, чуткими, вежливыми друг к другу. Не будьте зазнайками, ябедами, берегите ваших друзей от неверных поступков, приходите на помощь друг к другу и тогда вы сами будете называться настоящим верным другом.

Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг,
Всегда ему надежный друг
В беде протянет руку.

8. Рефлексия

Учитель:

1.Полезно ли для вас было наше сегодняшнее занятие?

2.Какие выводы для себя вы сделали?

9.Вывод:

Если хочешь иметь хорошего друга, старайся сам стать лучше. Будь добрым, справедливым, честным, смелым. Стремись больше узнать, чтобы другим с тобой было интересно дружить. Тогда к тебе потянутся люди, и найдётся тот, с кем у тебя завяжется самая тесная дружба. Дружбу надо заслужить. Надо чтобы другой человек понял, что ты именно тот, на кого можно положиться и в трудную минуту, и в радостную. Только при этом условии у тебя будут настоящие друзья, друзья на всю жизнь.

Другу ты отдать сумей
Все тепло души своей.
Все отдал – богаче стал.
Лишь тот человек навсегда богат,
Кто дружбу сохранит, как бесценный клад.
Лишь тот человек счастлив навсегда,
Кто дружбу пронесет честно сквозь года.

10.Упражнение “Подарок”

Учитель: Друзьям обычно дарят подарки и говорят комплименты. Комплимент - это добрые, тёплые, искренние слова, от которых становится приятно на душе. Ребята, пусть каждый из вас возьмёт по одному цветку и подарит их тому, кому хочется, но обязательно со словами: “Я дарю тебе цветок, потому что ты самый...(сказать нужно о том, что нравится в этом человеке).

Давайте дружно будем жить

И нашей дружбой дорожить.

И никогда не ссориться

Тогда дела все спорятся.

Учитель: На этом наш классный час окончен. Благодарю всех за внимание и участие!

Используемые ресурсы:

1.https://docplayer.ru/28576942-Klassnyy-chas-o-druzhbe-dlya-5-7-klassov.html

2.https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2014/04/03/klassnyy-chas-chto-takoe-druzhba-dlya-5-7-klassov

3.https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2014/04/03/klassnyy-chas-chto-takoe-druzhba-dlya-5-7-klassov

4.https://infourok.ru/klassniy-chas-v-klasse-na-temu-chto-takoe-druzhba-1166713.html

5.http://ped-kopilka.ru/klasnomu-rukovoditelyu/klasnye-chasy-v-5-8-klasah/klasnyi-chas-v-5-klase-o-druzhbe.html

6.https://refdb.ru/look/3464749.html

Опубликовано


Комментарии (4)

Перминова Елена Федоровна, 18.11.18 в 21:02 3Ответить Пожаловаться
Спасибо, очень понравился материал для классного часа.
Чернопятова Наталия Николаевна, 18.11.18 в 21:11 3Ответить Пожаловаться
Большое спасибо, Елена Фёдоровна! Очень приятно Ваше внимание и оценка!
Ватолина Светлана Анатольевна, 12.04.19 в 20:21 1Ответить Пожаловаться
Замечательная разработка классного часа!!! Спасибо за работу, Наталия Николаевна!!!
Чернопятова Наталия Николаевна, 12.04.19 в 20:48 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за высокую оценку!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.