12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Харина Наталья31
Россия

Харина Наталья Анатольевна

МКОУ СОШ № 4 пгт Песковка

Омутнинского района Кировской области


Классный час "Как строить отношения с теми, кто не похож на нас"



Цель: Показать, что, не смотря на то, что все ученики разные, в классе может

быть дружелюбная, толерантная атмосфера.


Здравствуйте! Мне сегодня очень приятно встретиться с вами.

Человек живет среди людей. Все его радости и горести, дела и заботы связаны с людьми. Так построена жизнь. Одиночество мучительно, неестественно для человека, особенно когда он молод и полон сил. И от того, умеем ли мы общаться, иногда зависит наше счастье.


Упражнение «Волшебное озеро»


(Понадобится шкатулка, в которую заранее кладется небольшое зеркало круглой формы. Все участники садятся в круг и закрывают глаза)


- Сейчас вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает её, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в маленьком волшебном озере, вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему.


(После того, как в шкатулку заглянет каждый, задаются вопросы)


- Как вы понимаете значение слова «уникальный?»

- Кто же самый уникальный и неповторимый человек на свете?

- Как ответил вам этот человек на вашу улыбку?

- Как мы должны относиться к уникальной и неповторимой личности?


- Итак, мы выяснили, что каждый человек – это уникальная и неповторимая личность, одна-единственная в своем роде. Поэтому мы должны бережно, с любовью и уважением относиться к себе и окружающим, дорожить своей жизнью и жизнью каждого человека, принимать себя и других такими, какие мы есть.


Старинная легенда

Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал:

-Как ты уродлив, негр! Как будто весь сажей вымазан! Черный презрительно сощурился и сказал:

-Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули бумагой! Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал белому:

-Посмотри, как красив твой черный брат. Он черен, как южная ночь, и в ней, подобно звездам, сияют глаза его...

Затем мудрец обратился к чернокожему:

-А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат! Он красив, как сверкающий белый снег, что лежит на вершинах наших гор, а волосы его - цвета солнца...

Негр и белый устыдились своего спора и помирились.

А мудрец думал о будущем. И представилась ему такая картина... Кружатся в веселом хороводе, танцуя и распевая песни, белые, черные, желтые люди. С любовью смотрят они друг на друга. И перекрывает звуки музыки и песен чей-то молодой голос:

-Как хорошо, что все мы разные! А то жить было бы так скучно!

Учитель: Как вы думаете, чему учит эта легенда?

Взаимопониманию, дружелюбию, терпимости.


Учитель: Но все эти понятия можно объединить одним словом. Словом толерантность. Это слово имеет свою историю.


На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революци­онном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно мини­стром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, не­сомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважитель­но к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стре­миться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельст­вам.


Учитель: Давай те послушаем, как слово толерантность определяется на разных языках земного шара: (детям даются определения для прочтения вслух)


в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;


во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;


в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;


в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;


в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;


в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мирится с существованием чего-либо, кого-либо).

Учитель: Какое из определений вам нравится более всего?


Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?


А что же объединяет эти определения?


Что же такое толерантность? Давайте вместе обобщим все выше

сказанное.


Учитель: Почему так актуальна толерантность в настоящее время?


Учитель: А мы с вами разные? (рост, глаза, причёска, цвет волос, фигура, характер и т.д.)

Учитель: Какие мы?


Упражнение «Учимся ценить индивидуальность»

Учитель: Мы часто хотим быть такими же, как и все остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, что мы - как все, но не менее важна и наша индивидуальность. Ее можно и нужно ценить.

Предлагаю написать о каких-то трех признаках, ко­торые отличают каждого из вас от других. Это может быть признание своих досто­инств или талантов, жизненных принципов. Записи зачитаем вслух, а группа будет от­гадывать, кто автор утверждений.


(Информация должна но­сить позитивный характер.)

Ученики записывают свои имена и выполняют задание (3-5 минут).
Затем зачитываются по очереди листочки, участники определяют автора, ес­ли это не удается сделать, то тот, чей листок прочитан, называет себя сам.


Люди не похожи друг на друга: мы становимся интересны друг другу, можем найти нестандартное решение проблемы, учимся друг у друга.



Упражнение «Давайте пофантазируем…»

Представьте, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаза, одежда, сумма знаний и т. д.)

Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?

Хорошо или плохо, что мы все разные?

Как жить в мире, где столько разных людей?


Учитель: Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе со­трудничества.

На классную доску вывешивается плакат с изображением мозаики, где на каждом звене нарисована фигура школьника и одно звено отсутствует. Также имеется надпись: ПРИСОЕДИНЯЙСЯ, которая закрыта листом бумаги.

Учитель: Что здесь изображено?

(Мозаика)

Учитель: А что на мозаике изображено /рисунок, какой/?

(Класс, коллектив, группа…..)

Учитель: Как из разных звеньев мозаики мы можем составить единое целое /картинку/, так из вас разных можно собрать единый сплочённый коллектив, объединённый общими целями, интересами.

Учитель: А что у нас общее?

а) учёба;

б) цель – получить образование

в) класс, т.е. коллектив;

г) возрастные интересы.



Учитель: И чтобы добиться этой цели (сплочённый коллектив, объединённый общими целями и интересами), нужно относится друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно. Невозможно нравится всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все ребята класса были преданными друзьями.. Потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, т.е. быть толерантными.

Учитель: Как вы думаете, по какой причине отсутствует заключительное звено в мозаике? Кого здесь нет?

(Дети выдвигают разные версии)

Учитель: Что нужно сделать, чтобы мозаика была собрана, целая?

(Создать такую обстановку, чтобы этому человеку было здесь комфортно)

Учитель: С каким призывом вы могли бы обратиться к тому из вас, кого до сих пор вы не принимали в свою компанию? Считаете не достойным его вашего общества?

Учитель: Так что написано на этом плакате?

(Дети выдвигают разные версии)

Затем снимаю лист бумаги с плаката, и школьники сразу могут оценить правильность своего ответа.



Учитель: Очень хотелось, чтобы вы никогда об этом не забывали. Например, такая ситуация: вы просите классного руководителя о том, чтобы вас пересадили от этой ……..; от этого ……..; потому что он такой-то ……



Учитель: А вы задумывались над тем - ему это приятно слышать? А ты сам-то достоин, сидеть с ним?………… /


Рефлексия: Какие качества присущи толерантной личности?

Трудно ли поставить себя на место другого человека и понять

его переживание?


Творческая работа «ДЕРЕВО ТОЛЕРАНТНОСТИ»


Учитель: Давайте попробуем создать дерево толерантности, для этого напишите на кленовых листочках, что надо сделать, чтобы школа стала «Пространством толерантности», и листочки на­клеим на символический рисунок дерева.



Учитель: Завершая нашу встречу, давайте подведем итоги. Мы все с вами разные, а живем на одной планете Земля. И для того чтобы жить нам вместе, трудиться вместе в одном и том же мире, нужно быть терпимее, принимать людей такими, какие они есть, т. е. быть терпимее друг к другу, независимо от того, в какой точке планеты мы живем. И тогда мы будем жить в мире.


5


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.