12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сорокина Светлана Валерьевна85289
Педагогический стаж составляет 30 лет; высшая квалификационная категория. Достижения: победитель конкурсного отбора "Лучшие учителя 2022"
Россия, Тюменская обл., Заводоуковск

Классный час в начальных классах на тему «Эта земля - моя и твоя!»

Цель:  воспитание чувства единства с природой, формирование экологической культуры в обществе, расширение представления детей об экологических законах; формирование негативной нравственной оценки нарушений в сфере природы, приобщать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.


Задачи: привлечь внимание школьников к экологической проблеме, познакомить учащихся с материалами о загрязнении окружающей среды, о взаимосвязях в природе, о пагубном влиянии человека на природу.

Личностные:

-формировать эстетическое чувство при восприятии красоты природы, развивать кругозор; умения сравнивать, обобщать.

-формировать интерес к познанию окружающего мира, экологическое сознание и необходимость охраны природы, получить начальные навыки экологической культуры;

-формировать ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы.

Метапредметные задачи:

Познавательные:

-самостоятельно строить небольшие высказывания в устной форме;

-находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи;

-устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-самостоятельно находить варианты решения поставленной задачи.

Коммуникативные:

-формировать собственное мнение и позицию;

-принимать участие в работе группами;

-договариваться, приходить к общему решению;

-выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

-учиться подтверждать аргументы фактами;

-строить понятные для партнёра высказывания.

Предметные:

-устанавливать связи между живой и неживой природой и использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

-извлекать и анализировать информацию из различных источников;

-расширять представления о значении охраны окружающей среды;

-понимать значимость экологической безопасности природы.

Ход классного часа

-Для определения темы нашего разговора, я предлагаю разгадать кроссенс. Рассмотрите внимательно предложенные картинки. Установите связь между ними.

КРОССЕНС



Кроссенс
PPTX / 1.92 Мб


-Что объединяет изображения? О чем пойдет речь на классном часе?

-Что такое экология? (слово размещается на доске)

-Слово экология состоит из двух греческих слов: «ойкос» (жилище, дом) и «логос» (учение).

-А что мы с вами называем общим домом?

-Все мы – жители одного большого дома, который называется Земля. Посмотрите, как она прекрасна!

ПРЕЗЕНТАЦИЯ



Презентация
MP4 / 35.9 Мб


-Земля нас поит, кормит, одевает. А взамен требует от нас - бережного отношения к себе. Но часто и взрослые, и дети наносят непоправимый вред своему «дому». Ранее красивейшие водоемы превращаются в сточные канавы, пересыхают реки, задыхаются от мусора леса, исчезают редкие виды животных.

-Хотите ли вы спасти планету?

-А какие главные беды Земли? (свободные высказывания учащихся).

-Американский ученый Барри Коммонер сформулировал 4 закона экологии. Попробуйте самостоятельно сформулировать эти законы. Работать вам предстоит в 4-х группах. Каждой группе будет предложена одна ситуация. Прочитайте ее, проанализируйте и назовите закон.

1 ситуация. Два рыбака ловили рыбу на берегу реки, вокруг были тучи комаров. «Эх, нашёлся бы учёный, который бы истребил всю эту «нечисть»!» - в сердцах воскликнул молодой рыбак. Старый рыбак, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен … комарами.

-Сформулируйте первый закон экологии.

-Первый закон экологии гласит: « Все связано со всем» (закон размещается на доске).

- В природе всё взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология. А можете ли вы привести свои примеры такой взаимосвязи?

ситуация. В природе нет никаких отходов: растения производят кислород, которым дышат животные; опавшие листья и останки животных становятся добычей почвенных микроорганизмов, которые возвращают почве неорганические соединения, поддерживая ее плодородие и делая возможным развитие растений. Получается своеобразный круговорот. Природа состоит из тысяч круговоротов, зависящих друг от друга.

Но человек создал и продолжает создавать различные предметы, которые облегчают жизнь человеку, но наносят вред природе. Например, полиэтилен, пластмассы попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют ее.

-Второй закон экологии «Все должно куда-то деваться» (размещается на доске).

-Назовите еще какие-либо предметы, вещества, которые при неразумном использовании и утилизации могут нанести вред природе.

3 ситуация. Человек начал сооружать подводные лодки такой же обтекаемой формы, что и тела рыб и дельфинов. Человек начал сооружать многоэтажные здания, подсматривая, как работают пчелы. Человек начал летать на парашютах, словно одуванчиковые пушинки.

Человек перенимает у природы ее инженерно - технические находки. В природе всё устроено разумно. Третий закон предлагает человеку смириться с тем, что природа знает лучше и попытаться хоть чему-то научиться у нее.

Суть этого закона в том, что все созданное природой – совершенно. Если человек не знает, что делать с каким-либо явлением или веществом, как его можно использовать, это не значит, что данное явление или вещество бесполезно. Человек еще не «дорос» до полного понимания всех природных процессов. А это может произойти только в том случае, если человек поймет, что он и природа – единое целое.

Третий закон экологии «Природа знает лучше» (размещается на доске).

-Приведите свои примеры, как человек использовал знания о природе на практике.

4 ситуация. Мы обогреваем своё тело и жилище в холодное время года.
Чтобы изготовить тёплую одежду и обогреть дом, нам необходима энергия.
Где мы её берём? Сжигаем уголь, нефть, газ, дрова – это невозобновимые источники энергии. К чему это приводит? Рост числа катастроф на нашей планете: цунами, землетрясения, ураганы, пожары, засуха.

При сгорании топлива образуется углекислый газ, который накапливается в атмосфере. К чему это приводит? Глобальное потепление климата – есть главная плата за человеческую хозяйственную деятельность. Чернобыль – плата за дешёвую электроэнергию.

Все, что извлечено из природы, должно быть возмещено. Таких платежей невозможно избежать, они могут быть только отсрочены.

-Четвертый закон экологии «За все надо платить» или «Ничто не дается даром» (размещается на доске).

-Ребята, вы узнали сегодня законы экологии. Наша задача - знать эти законы и выполнять.

-Но многие люди, к сожалению, не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое равновесие в природе.

-А как мы можем защитить природу?  (свободные высказывания детей)

-Продолжим работу в группах. Каждой группе необходимо заполнит чек-лист «Заботимся о планете». (Чек - лист позволяют не забывать о важных делах, фиксировать результаты своей работы и отслеживать их выполнение).


Изучить

Изменить привычки

Н-р, время разложения различных материалов

Н-р, вместо полиэтиленового пакета использовать холщовую сумку













 (Каждая группа зачитывает свой чек-лист, размещает его на доске).

ЧЕК-ЛИСТ



Чек-лист
PDF / 1.03 Мб


-Сегодня перед людьми стоит задача сохранить природные богатства для будущих поколений. Поэтому был создан специальный экологический календарь, включающий в себя даты, напрямую связанные с экологией. Давайте познакомимся с этим календарем, разместим его в классном уголке. В течение года будем обращаться к данному календарю и более подробно знакомиться с историей каждого из дней экологии.

Календарь экологии


16 сентября

Международный день охраны озонового слоя Земли.

20 сентября

День леса.

27 сентября

День моря.

4 октября

День защиты животных.

29 декабря

День биологического разнообразия.

22 марта

Всемирный день воды.

1 апреля

День птиц.

18-22 апреля

Дни заповедников и национальных парков.

22 апреля

День Земли.

5 июня

День охраны окружающей среды.

17 июня

День борьбы с опустыниванием и засухой.

-Я предлагаю командам принять участие в интерактивной игре «Экологический калейдоскоп» (заимствованный материал).

(автор игры: Коваль Анна Дмитриевна, https://easyen.ru/load/okruzhajushhij_mir/igry/interaktivnaja_igra_ehkologicheskij_kalejdoskop/330-1-0-54100).

Игра


Игра
PPTX / 6.51 Мб


- На игровом поле представлено пять категорий по четыре вопроса разной стоимости. Команды по очереди выбирают категорию и вопрос. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов (В ходе игры ответы уточняются и аргументируются).

-Ребята, вы показали неплохие знания природы. Мы с вами тоже часть природы. От состояния природы зависит и наша жизнь. Поэтому надо беречь нашу Землю, поддерживать на ней порядок, быть добрыми по отношению к животным и растениям. Маленький принц из произведения Антуана де Сетна Экзюпери сказал важные слова: «Есть такое правило. Встал утром, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету. Это очень скучная работа, но совсем нетрудная».

-Давайте начнем с самого простого: увидели в лесу или на улице мусор - уберите его; не ломайте веток, а тем более верхушек у молодых деревьев; берегите птиц и муравьев. Помните, в природе все взаимосвязано! Первое, с чего начнется ваша дружба с природой, будет то, что вы не принесете ей вреда.

-Давайте создадим в нашем классном уголке раздел «Эта земля - твоя и моя!». Разместим в него всю полученную сегодня информацию и материалы выполненного домашнего задания.

Творческое домашнее задание на выбор:

-Если бы природа могла говорить, что бы она нам сказала? Написать письмо-обращение от имени природы;

-Подобрать пословицы и поговорки о природе, о бережном отношении к ней.

-Создать знак «Береги природу».

-Помните: Земля - единственная планета, на которой возможна жизнь! Давайте сохраним ее для будущего поколения! Судьба планеты в наших руках!

Ролик (звучит песня «Звездная страна»)

https://youtu.be/BiQ12fHpAlo

ИСТОЧНИКИ:

-Игра

https://easyen.ru/load/okruzhajushhij_mir/igry/interaktivnaja_igra_ehkologicheskij_kalejdoskop/330-1-0-54100

-Ролик:

Песня

https://inkompmusic.ru/?song=%D0%95%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B0+%D0%9A%D0%B0%D0%BC%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0+%28%D0%9C%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%8D%D0%BB+%D0%A2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B4%D0%B8%D0%B5%D0%B2%29

Картинки

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/163667/pub_5c552da9f3e87e00ad21615f_5c552e12314e5c00ad01f8d9/scale_1200

https://thefederalist.com/wp-content/uploads/2016/04/shutterstock_395562070-1024x787.jpg

https://shopudachi.ru/upload/iblock/de5/de570934c5b6125850eb88075322213a.jpg

https://i.pinimg.com/originals/71/8e/c9/718ec989d4c8cb3c1899f965225d01f4.jpg

https://img.fotokonkurs.ru/cache/original/photos/2013/04/01/7/30022be2100ef75d84059a66144ee581/424f2f6cffc6dc86f5d80bc0385ccbc37bfbd31e.jpg

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/236760/4553d9e0-2522-4dd4-a40e-1052d80823a5/s1200?webp=false

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/236760/60bbbc9f-93f2-4428-9bc3-b8b0375dd420/s1200?webp=false

https://wallbox.ru/resize/1440x900/wallpapers/main2/201716/149289048658fbb37617e139.86663072.jpg

https://www.nastol.com.ua/pic/201410/1024x1024/nastol.com.ua-115808.jpg

https://krot.info/uploads/posts/2020-01/1579721591_38-p-foni-s-vidom-za-oknom-105.jpg

https://i.pinimg.com/736x/b0/e1/72/b0e172b027c8735429f8c108916f734a.jpg

https://krot.info/uploads/posts/2020-01/1580388721_21-p-foni-s-korablyami-v-more-81.jpg

http://www.logosaum.com/uploads/posts/2016-11/1480520404_island20of20love20wallpapers20hd202560x1440.jpg

https://ru.baku.ws/uploads/posts/2019-05/1557213279_sunrises_and_sunsets_boys_little_girls_two_human_513961_3840x2400.jpg

https://www.verbum-christi.com/wp-content/uploads/2020/01/maj%C3%B3wka_2019_800.jpg


-Чек-лист

https://pbs.twimg.com/media/EQaWSuvWkAAKX4f.jpg

-Кроссенс:

https://rused.ru/irk-mdou183/wp-content/uploads/sites/18/2017/11/hello_html_m3aa30fd7.png

https://static.vecteezy.com/system/resources/previews/000/446/795/original/deforestation-scene-with-chopped-woods-vector.jpg

http://finans.vladimir-city.ru/upload/iblock/ddf/FOOaPr7xG.jpg

https://i0.pngocean.com/files/890/107/795/cartoon-and-question-mark.jpg

https://st.depositphotos.com/1007989/3205/i/950/depositphotos_32058629-stock-photo-industrial-waste-water-pollution.jpg

https://berserkon.com/images/land-pollution-clipart-1.jpg

https://yt3.ggpht.com/a/AATXAJyFD6tmn9bIG9LT_IzIWi95m3nE_HC-qHtBWBx5=s900-c-k-c0xffffffff-no-rj-mo

https://demotivation.ru/wp-content/uploads/2020/03/img59968230-2048x2048.png

https://tiptopdent.ru/wp-content/uploads/2018/04/0_heyX9epGIoQ6XjMH.png

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/08da/000b8e11-50231458/img17.jpg

Источники проведения классного часа:

https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2020/03/15/informatsionno-razvlekatelnyy-klassnyy-chas-ekologiya

https://infourok.ru/plankonspekt-otkritogo-klassnogo-chasa-po-teme-ekologiya-i-chelovek-3733443.html

https://ped-kopilka.ru/blogs/lyudmila-vasilevna-bitkova/klasnyi-chas-na-yekologicheskuyu-temu-sudba-planety-v-nashih-rukah-dlja-starsheklasnikov-s-prezentaciei.html

https://multiurok.ru/index.php/files/klassnyi-chas-na-1-sientiabria-4.html


https://infourok.ru/ekologicheskaya-viktorina-dlya-nachalnoy-shkoli-2591984.html


https://multiurok.ru/blog/ekologhichieskaia-viktorina-dlia-niedieli-ekologhii-v-nachal-noi-shkolie.html

Презентация и чек-лист созданы с помощью конструктора дизайнов canva

https://www.canva.com/folder/all-designs

Картинки для презентации

https://kulturologia.ru/files/u18046/world-garbage-7.jpg

https://operkor.files.wordpress.com/2013/10/03.jpg

https://nashkiev.ua/assets_images/post/000/100/281/in/552.jpg

http://1news.zp.ua/media/2017/09/21768845_1993838707570692_8258196724785536435_o.jpg

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/07d5/00042684-939f2dd4/img16.jpg


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (10)

сменить сортировку
Горбачёва Марина Юрьевна, 29.08.20 в 11:34 4Ответить Пожаловаться
Благодарю за интересный материал!
Сорокина Светлана Валерьевна, 29.08.20 в 11:38 3Ответить Пожаловаться
Спасибо, Марина Юрьевна! Буду использовать его 1 сентября.
Галина Владимировна, 29.08.20 в 11:39 3Ответить Пожаловаться
Спасибо за полезный ресурс!
Приходько Наталья Владимировна, 29.08.20 в 13:35 2Ответить Пожаловаться
Интересные виды деятельности, тема злободневная, наглядность красочная. Ребята не заскучают. Спасибо, Светлана Валерьевна, актуально и свежо.
Сорокина Светлана Валерьевна, 29.08.20 в 14:28 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за приятные слова, Наталья!
Лещёва Светлана Николаевна, 29.08.20 в 13:45 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Светлана Валерьевна! Мне очень понравился классный час!
Сорокина Светлана Валерьевна, 29.08.20 в 14:29 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за отзыв, Светлана Николаевна! Я старалась!
Поляков Александр Васильевич, 31.08.20 в 12:50 2Ответить Пожаловаться
Светлана Валерьевна ваша работа напомнила мне мое обучение ,когда наша страна называлась СССР и такие уроки проходили часто и было ощущение что каждый из нас может и должен влиять на окружающую среду .Нынешнее время со своими Особенностями...Но такие работы должны Быть ,каждый маленький человечек должен понимать -от него зависит многое...Очень полезный материал!
Сорокина Светлана Валерьевна, 31.08.20 в 16:13 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Александр Васильевич, за такие приятные слова!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.