Классный час (план-конспект) «Подростковый возраст: задачи и проблемы»

10
0
Материал опубликован 5 February 2017 в группе

Конкурсная работа:

  

Автор: Иванов Евгений Михайлович, учитель английского языка ГБОУ СОШ №176 Калининского района Санкт-Петербурга

 

Классный час (план-конспект):

 

 Подростковый возраст: задачи и проблемы

 

Цели:

- выяснить с какие задачами и проблемами ребёнок сталкивается в подростковом возрасте, и определить пути их решения.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся должны:

- называть основные задачи подросткового возраста;

- характеризовать проблемы подросткового возраста, определять пути их преодоления.

 

Основные используемые понятия: жизненные задачи, отношения, женская и мужская роли, эмоциональная независимость.

 

Основные виды деятельности:

- беседа;

- работа в группах.

 

Оборудование:  листы бумаги, ручки, карандаши, схемы, таблицы, компьютер, мультипроектор со специализированной доской.

 

Целевая аудитория: учащиеся 6, 7-х классов

 

 

 

Ход урока

I.                   Организационный момент.

II.               Цель занятия. (2 слайд)

Мотивация. Мысли мудрых. (3 слайд)

Знакомство с темой (4 слайд)

- Кого в современном мире называют подростками?

- Почему подростковый возраст называют критическим, переходным, переломным?

- Почему в разные исторические эпохи к подросткам относились не одинаково?

III. Основное содержание занятия

Учитель: подростку каждый день приходится  сталкиваться с множеством проблем:

- родители не всегда понимают…

(5 слайд) А какие ещё проблемы вы можете назвать из собственной жизни? (Ответы учеников)

 

Учитель: Чтобы понять, как достойно пройти подростковый возраст, необходимо определить какие задачи нужно решить в данном возрасте и найти оптимальные пути их решении. Психологи называют несколько таких задач и первая из них «Принятие своей внешности». (6 слайд)

Что же такое внешность? (Ответы учеников)

 

Учитель: как иногда трудно принимать себя таким, как есть. Нравиться самому себе. У кого-то уши торчат, у кого-то веснушки, кто-то считает себя слишком толстым, кто-то – слишком худым. Да ещё если кто – ни будь об этом скажет… Всё, беда! Самокритика хороша, но в меру.

Необходимо принимать себя такими, какие вы есть. Каждый красив и хорош по-своему. Если человек  жестокий, грубый, завистливый, кто захочет с ним общаться?  (Ответы учеников)

А если он открыт, доброжелателен, обладает чувством юмора, умеет искренне интересоваться другими? То … (Ответы учеников)

 

 Работа по группам. (7 слайд)

Задание: составить из 5-10 предложений словесный портрет идеального человека (мужчины, женщины).(3-5 минут) Обсуждение.

 

Учитель зачитывает суждение Л.Н. Толстого (8 слайд): «Существует странное укоренившееся заблуждение о том, что шитьё, стряпня, стирка, няньчанье составляют исключительно женскую долю и что делать это мужчине – даже стыдно. А между тем стыдно обратное: стыдно мужчине, часто не занятому, проводить время за пустяками или ничего не делать в то время, как усталая, часто слабая женщина через силу стирает, стряпает и нянчит больного ребёнка».

Так каким, согласно этому суждению, должен быть настоящий мужчина? Согласны ли вы с Л.Н.Толстым? (9 слайд)

 

Учитель: вторая задача – формирование новых и более зрелых отношений со сверстниками обоего пола. (10 слайд)

Девчонок надо никогда

Нигде не замечать

И не давать проходу им

Нигде и никогда.

Им надо ножки подставлять,

Пугать из-за угла,

Чтоб сразу поняли они:

До них вам дела нет.

Девчонку встретил – быстро ей

Показывай язык.

Пускай не думает она,

Что ты в неё влюблён.

Г. Остер

Учитель: если вы обижаете слабых, стараясь продемонстрировать свою силу, или дёргаете девочек за волосы, вместо того, чтобы помочь однокласснице поднять стулья в классе. То вы ещё не справились с решением второй задачи. В жизни есть и другие более приемлемые формы общения, например, говорить людям приятное.

Игра - тренинг «Цепочка» (11 слайд)

К доске приглашается 6-7 учащихся, которые выстраиваются в линию, тот, кто стоит первым говорит соседу приятную фразу, которую бы он хотел услышать сам, и быстро переходит в конец строя. Следующий, передаёт фразу по цепочке, а через несколько секунд произносит свою фразу, и переходит в конец строя.  Игра продолжается до тех пор, пока все участники не произнесут «свои» фразы.

В конце тренинга учитель говорит о том, что формирование зрелых отношений – это очень важная задача и ею не стоит пренебрегать, так как на этой стадии подросток учится общаться.

 

Учитель: следующая задача – достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых. Она относится к сфере самопознания, самосовершенствования и познания окружающего мира. Во время решения этой задачи вырабатывается своя единая система мировоззрений. Формируется отношение других людей к вам. (12 слайд)

Что такое эмоции? Какого человека мы называем эмоциональным? Что такое мировоззрение? Что такое собственное мнение? Как его можно выражать?  (На данные вопросы учащимся можно предложить ответить совместно, предварительно обсудив их в малых группах. Возможна дискуссия.)

 

Учитель: (13 слайд) Следующая задача – подготовка к трудовой деятельности. Что такое «трудовая деятельность»? О какой подготовке ведётся речь? Как вы относитесь к выражению «Труд сделал из обезьяны человека»?

      

Учитель: (14 слайд) другой не менее важной задачей является подготовка к вступлению в брак и к семейной жизни.

Учитель приводит утверждение Артура Шопенгауэра: «Жениться – это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности».

1.     Что хотел подчеркнуть этой фразой немецкий философ?

2.     Что же такое семья?

 

Учитель: подросток  не только учится нести ответственность за свои поступки,  у него появляется потребность нести ответственность за общество. Человек в этом возрасте выстраивает собственную систему моральных ценностей  и этических принципов. И это ещё одна задача.

Работа по группам. (15 слайд)

Задание: перечислите основные моральные ценности и этические принципы.

Например,

 

Не обижай младших и слабых

Будь вежлив

Не считай, что ты во всём лучше других

Не убивай

Не воруй

Уважай старших

и т.д.

 

 

 

 

Учитель: решение жизненных задач – это тяжёлый повседневный труд над собой. (Если ученики знают стихотворение, его можно прочитать вместе)

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь.

Душа обязана трудиться

И день, и ночь, и день и ночь!

 

Гони её от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому,

Через сугроб, через ухаб!

 

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в чёрном теле

И не снимай с неё  узды.

 

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя безжалостно сорвёт.

 

А ты хватай её за плечи,

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

 

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день, и ночь, и день и ночь.

Н.А. Заболоцкий

Учитель: процесс преодоления подростковых трудностей можно изобразить схематически. (Учитель комментирует слайд «Путь преодоления подростковых проблем») (16 слайд)

 

ОЦЕНКА СИТУАЦИИ          ОЦЕНКА СОБСТВЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ +

 

+ ОЖИДАЕМАЯ ПОДДЕЖКА СО СТОРОНЫ             ОЦЕНКА ПРОБЛЕМЫ И

 

ПОСТРОЕНИЕ НОВОЙ СИСТЕМЫ ПОВЕДЕНИЯ

 

Работа в группах. (17 слайд)

Задание: постройте схему своего поведения в случае:

 1 группа - конфликта с одноклассником;

 2 группа -  вы хотите познакомиться с человеком (девушкой, парнем);

 3 группа – на улице вас останавливает группа незнакомых подростков;

 4 группа – вас останавливает милиция;

 5 группа – вам предлагают попробовать наркотики.

 

Учитель: (18 слайд- появление ошибок по щелчку) следуя по пути взросления, подростки нередко совершают серьёзные ошибки. Последствия, которых сказываются на всей его дальнейшей жизни.  Ребятам можно предложить дополнить схему. Или выполнить работу по заполнению схемы в группе.

 

               предательство          наркомания        прекращение обучения

 

роковые ошибки

 

                           грубость      алкоголизм         совершение преступлений

(Могут быть и другие варианты.)

 

 (19 слайд)

 

ЗА СОВЕРШЕНИЕ НЕОБДУМАННЫХ ДЕЙСТВИЙ ЧЕЛОВЕКУ ПРИХОДИТЬСЯ РАСПЛАЧИВАТЬСЯ ВСЮ СВОЮ ЖИЗНЬ!

 

 

 

IV. Подведение итогов. (20 слайд – появление вопросов начиная со второго по щелчку)

1.     Перечислите задачи, которые необходимо решить в подростковом возрасте.

2.     Какие задачи вы считаете главными, а какие второстепенными?

3.     Чему должен научиться подросток?

4.     Могут ли ошибки совершённые в подростковом возрасте, повлиять на дальнейшую жизнь?

5.     Можно ли избежать подростковых поблеем?

Комментарии
Комментариев пока нет.