12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сидоренко Юлия Сергеевна380
Россия, Ростовская обл., Матвеев Курган
Материал размещён в группе «ДЕНЬ ПОБЕДЫ! 9 мая!»

Сидоренко Юлия Сергеевна

учитель географии

Новоамвросиевской ОШ IIII ступеней Амвросиевского района

Методическая разработка классного часа

 посвященное 71-й годовщине Великой Победы

«9 Мая – День Победы! Мы помним! Мы гордимся!»


Цель: формирование знаний школьников о событиях Великой Отечественной войны, о советских героях, способствовать формированию активной гражданской позиции; привитие патриотизма.

Задачи:

образовательные: познакомить школьников с событиями и героями Великой Отечественной войны;

воспитательные: воспитание чувства любви к Родине, гордости за свою страну;

развивающие: развитие умений выделять главное, формировать умения работы с текстом.

Тип урока: урок формирования новых знаний (мультимедиа – урока)

Оборудование: Проектор, компьютер с колонками, песня «Священная война», презентация «Мы помним! Мы гордимся!».

На доске: вечный огонь.

Ход урока

Звучат фанфары, затем музыка, на сцене появляются чтецы и ведущие, их слова звучат на фоне музыки

Ученик 1.

Опять война, опять блокада…

А может нам о них забыть?

Я слышу иногда: «Не надо»,

Не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне

И о блокаде прочитали

Стихов достаточно вполне.

Ученик 2.

И может показаться правы

И убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая правда не права.

Чтоб снова на планете мирной

Не повторилось той войны.

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы.

Учитель: Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же – о них помнят. И эта память передаётся из поколения в поколение и не даёт померкнуть далёким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашистской Германии. Память о ней должен сохранить каждый.

Ученик 1.

Мы здесь с тобой не потому, что дата,

Как злой осколок, память жжет в груди,

К могиле Неизвестного солдата

Ты в праздники и будни приходи.

Ученик 2.

Он защитил тебя на поле боя,

Упал, ни шагу не ступив назад.

И имя есть у этого героя –

Великой Армии простой солдат.

Учитель. На рассвете 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас.

Ученик 3.

Июнь… Клонился к вечеру закат.

И белой ночи разливалось море,

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

Ученик 4.

Июнь… Тогда ещё не знали мы,

Со школьных вечеров шагая,                

Что завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в 45-м, в мае.

Ученик 5.

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблёкли.

Зарю, что шла по травам и кустам.

Обшарили немецкие бинокли.

Ученик 6.

Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалось,

Кто знал, что между миром и войной,

Всего, каких – то 5 минут осталось.

Учитель:

На защиту Родины встали все. Уходили на фронт эшелоны, создавались партизанские отряды, вставали на трудовую вахту женщины и дети.

Они сражались в партизанских отрядах, работали на военных заводах, собирали тёплые вещи для фронтовиков, выступали с концертами перед раненными в госпиталях. Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу. 

Около 40 миллионов советских людей погибло. Представляете, что это значит? Это значит – 30 убитых на 2 метра земли, 28 тысяч убитых ежедневно. Это значит – каждый четвёртый житель страны погиб.

Жестокое слово-война!

Прожекторов яростной вспышкой

К нам в детство врывалась она.

Смертельными тоннами стали,

Сиреной тревоги ночной.

В те  дни мы в войну не играли -

Мы просто дышали войной. 

Чтение сообщения «Мой дед ГЕРОЙ!»

Просмотр видеофильма о ветеране Великой Отечественной войне Фраленкове Михаиле Ивановиче участнике операции «Багратион»

Учитель:

Саур-Могила – славы высота,

Тебя наш прадед защищал отважно,

Мы знаем те ужасные года,

И прадедам и нам сегодня важно.

Чтоб славный как всегда стоял солдат,

Восставший в том году из-под облаков,

И прадед как никто сегодня рад,

Что правнук правду передаст потомкам.

Много повидала на своем веку Саур-Могила и навсегда вошла в легенды, народные думы, песни. Почему назвали ее так – не установить теперь. Но, должно быть, имя это носил свободолюбивый, отважный человек, верный сын своей земли, не пожалевший ради нее жизни.

Для многих поколений эта высота стала символом Родины. Народ сочинил много песен о Саур-Могиле. Возле Саур-Могилы проходил чумацкий шлях на Азов. Не были равнодушны к Саур-Могиле поэты Остап Вересай и Тарас Шевченко. Очень любил раздолье донецких степей А. П. Чехов. Он вспоминает Саур-Могилу в письмах, в рассказе «Счастье».

Высота 277,9 м – так значилась Саур-Могила на оперативных картах и боевых донесениях Великой Отечественной войны. Эта высота была стратегически удобной: с нее очень хорошо обозревалась местность, ее могло оборонять сравнительно небольшое количество солдат. Вот почему советским войскам было важно выбить врага с высоты, и вот поэтому это было так сложно. 29 августа была взята Саур-Могила советскими солдатами.

Сразу же после окончания Великой Отечественной войны на Саур-Могиле был поставлен памятник: шестиметровая пирамида из местного известняка, увенчанная сверхе звездой. По углам замерли пушки. Площадку окаймляла корабольная цепь. А надпись на пирамиде гласила, что 5-я ударная армия в боях за Донбасс потеряла 23238 солдат и офицеров.

Тысячи людей собираются на Саур-Могиле в День Победы – 9 мая и в День освобождения Донбасса – 8 сентября.

Сценка «Саур-Могила»

Осень 1941 года. Левый берег реки Миус. Военная палатка. Возле нее немецкая каска, наполненная раскаленными углями. Вокруг солдаты греют руки. Тускло горит керосиновая коптилка. Снаружи доносится шелест дождя.

1 боец: Который  день полощет проклятущий.

2 боец: Отоспимся малость и отдохнем. Посмотри, как небо затянуло. Скорее всего надолго эта слякоть.

1 боец: Тебе бы только поспать, да поесть.

2 боец: Тише, братцы, тише, журавли! Это они домой спешат, до холодов хотят успеть. Может они будут пролетать над моей деревней и с высоты увидят её. Вот бы и мне хоть на минуточку превратиться в журавля, чтобы пролететь над родным домом. Если бы только мамку с отцом повидать. Тогда и помирать не так страшно.

3 боец: Мечтай больше! Слышал, немец на правом берегу Миуса мощный оборонительный рубеж создал… так что ходу отсюда, наверное нет.

2 боец: Мощный рубеж? Миус – это и вплавь и вброд преодолеть можно. Ширина реки от 5 до 15 метров. А есть броды, где курице по колено. Вот берега есть очень крутые.

1 боец: Братцы, а я слышал, что немец в наших краях надолго и капитально обустраивается. Глубина укреплений, говорят, местами доходит до 11км. Построили они три оборонительных рубежа, длиной 180км.

2 боец: Огромное количество опорных пунктов создали немцы и самые мощные из них в селах Мариновка, Степановка и в хуторе Саурмогильский. Около таблички «Саур-могила» появляется женщина – мать.

Деревнская хата. Русская  печь. Женщина – мать одета по-крестьянски.

Мать: Ох, дети, мои дети. Жалко вас! Кровушка прольётся у той Саур-могилы.  (голос становится тверже). Да если ли бы мы знали, что немец проклятый на горе той засядет, мы в подолах сами бы её растощили. (от артиллерийского гула звенело в ушах. При очередном взрыве хозяйка дома перекрестилась и прижав к себе только что испеченные хлебы, стала их делить и раздавать бойцам)

- Ешьте, родные, ешьте родненькие. А я вам пока небольшую историю про Саур-могилу расскажу.  Ничего особенного здесь нет. Саур-могила – курган в  шахтерском районе Донецкой области. На вершине когда-то находились сторожевые казацкие укрепления. Высота кургана 277,9 м. вот и вся история, ох, чувствую я, много кровушки прольется на кургане, да и вода в Миусе покраснеет.

(звуки рвущихся снарядов, стоны раненых бойцов, неразборчивая немецкая речь, громкое УРА!)

Ученик: 9: 30 августа 1943г. Советские войска под командованием Федора Ивановича Толбухина и Александра Михайловича Василевского Миус-фронт был наконец-то прорван. Лето, цветы, овощи, фрукты, радость. Мирная жизнь, до нее еще очень далеко, но помечтать – то можно.

Ученик 1.

О чем молчит Саур-Могила

О чём молчит Саур-могила,

Хранит безмолвие века.

И если б вдруг на миг ожила,

То потекла б крови река…

Была дивизия девчонок,

Красивых, очень молодых,

Не знавших родов и пелёнок,

Да не во всех и был жених...

Откуда кто? Мне неизвестно,

Но что была, так это факт,

На документах всё исчезло,

Штабы прикрыли, чей-то зад...

Я так миркую, было это,

Задумка, чья-то да в верхах,

В обход Военного Совета,

Мол, если что, не при делах...

И это было часть пиара:

Мол, наши бабы немцев бьют.

Эффект победного угара,

За звёзды и маму продадут...

Но только звёзды полетели,

Наверно только не во всех,

Кого-то тронуть не посмели,

Хотя большой на них-то грех...

Атака первая заткнулась,

Заглохло девичье ура,

Саур-могила встрепенулась,

Родная гибла детвора...

Полита кровью мать-землица,

Невиновной кровью тех девчат,

Степановка их помнит лица,

За нею все, они лежат...

Теперь пшеница колосится

Зажили раны на полях,

Саур-могиле лишь не спиться,

Покоится здесь многих прах...

Их поименно многих помнят,

Нет лишь фамилий тех девчат,

Найти следы теперь уж сложно,

Но здесь, родимые, лежат...

Клип А. Розембаума «А может, не было войны?»

Учитель:

Тихо, ребята, минутой молчанья

Память героев почтим,

И их голоса когда-то звучали,

По утрам они солнце встречали,

Сверстники наши почти.

Среди нас нет тех,

Кто ушёл на фронт и не вернулся.

Вспомним через века, через года,

О тех, кто уже не придёт никогда.

Вспомним!

Учитель: Наш урок, я хочу закончить стихотворением Р. Рождественского

Помните! Через века, через года, – помните!

О тех, кто уже не придет никогда, – помните!

Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!

Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,

Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!

Люди! Покуда сердца стучатся, – помните!

Какою ценой завоевано счастье, – пожалуйста, помните!

Песню свою отправляя в полет, – помните!

О тех, кто уже никогда не споет, – помните!

Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!

Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!

Во все времена бессмертной Земли помните!

К мерцающим звездам ведя корабли, – о погибших помните!

Встречайте трепетную весну, люди Земли.

Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!

Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..

Но о тех, кто уже не придет никогда, – заклинаю, – помните!

Звучит песня “День Победы” в исполнении 5 класса.

Опубликовано в группе «ДЕНЬ ПОБЕДЫ! 9 мая!»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.