Классный час на тему «Семейные драгоценности» (4 класс)

3
0
Материал опубликован 2 March 2020

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Майкорская ОШИ для обучающихся с ОВЗ»









Классный час

«Семейные драгоценности»

4 класс


учитель начальных классов

высшей квалификационной категории:

Тюнёва С.А.


















п. Майкор, 2019

Пояснительная записка.

Данное мероприятие рассчитано для обучающихся с ОВЗ с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Мероприятие проведено в форме открытого классного часа во внеурочной деятельности в 4 классе. Классный час предусмотрен программой внеурочной деятельности «Социализации и воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в направлении «гражданско - патриотическое воспитание ».

Направление: гражданско - патриотическое воспитание.

Актуальность: Накануне Дня Победы в школе проводилась неделя патриотического воспитания «Мы памяти свято подвиг храним». Как классный руководитель я решила рассказать своим ученикам об уникальных ценностях моей семьи, которые храню у себя в доме. Также наша школа ежегодно принимает участие в поселенческом Параде Победы, на котором присутствуют ветераны. Необходимо было сделать для них сувениры, которые ребята изготовят на классном часу.

Используемые технологии: ИКТ, активные методы обучения, элементы технологии ТРИЗ, здоровьесберегающая технология.

Результат: обучающиеся получили возможность подержать в руках уникальные фронтовые предметы, прочитать письма с фронта. Были изготовлены письма - открытки, которые они вручили ветеранам на Параде Победы. Ребята получили массу трогательных впечатлений.

Цель: способствовать формированию уважения к ценностям семьи и к историческому прошлому.

Задачи: расширить знания обучающихся о семейных ценностях (фронтовых письмах и предметах с фронта);

развитие мелкой моторики, связной устной речи, творческих способностей.

воспитывать у младших школьников уважительное отношение к людям старшего поколения, чувство патриотизма.

Формируемые базовые учебные действия:

Личностные – осознание чувства гордости за подвиги людей во время войны.

Коммуникативные – умение вступать в контакт с учителем и одноклассниками.

Регулятивные – умение регулировать своё поведение на уроке.

Познавательные – умение ставить цель, выделять главное, подводить итог.

Тип занятия: открытый классный час.

Форма проведения: урок, мини - проект.

Методы: практические – изготовление фронтового письма; словесные – беседа, рассказ, зачитывание фронтовых писем, чтение стихотворений; наглядные – просмотр обучающего фильма, демонстрация писем с фронта, фотографий и предметов с фронта.

Оборудование: мультимедийный проектор, видеофильм « Фронтовое письмо», оригиналы фронтовых писем - треугольники, фотографии ветерана, фотографии с фронта, фронтовая ложка, карточки со словами, ребус, шкатулка.

Методическое обеспечение:

Оборудование для обучающихся: клей, лист бумаги, шаблон Георгиевской ленточки, ножницы.

Подготовительный этап: изготовление совместно с родителями «семейных цветков» (бумажный цветок, на лепестках которого записаны члены семьи).

План:

Психологический настрой.

Введение в тему, целеполагание.

Актуализация знаний.

Знакомство с семейными драгоценностями учителя:

фотографии с фронта

ложка с фронта

Физминутка.

Просмотр учебного фильма « Письма с фронта».

Знакомство с семейными драгоценностями учителя:

письма с фронта (зачитывание подлинных писем).

Мини – проект «Письмо ветерану»- изготовление письма.

Рефлексия учебной деятельности и рефлексия настроения.

Этапы

Конспект

Действия обучающихся

Формируемые БУД

Психологический настрой

Начинаем классный час,

Речь пойдёт здесь и о нас.

Постарайтесь всё понять,

Что – то новое узнать.


Садятся за парты.

Регулятивные БУД

Введение в тему, целеполагание.


-Отгадайте, пожалуйста, ребус: (семья)

-А ещё я вам принесла что? (Шкатулку).

-Что обычно хранят в шкатулке? (Драгоценности, ценные вещи).

-Какую бы вы придумали тему классного часа?

Тема классного часа « Мои семейные драгоценности».

Отгадывают ребус.



Формулируют тему классного часа.

Познавательные БУД

3.Актуализация знаний.


Прослушивание сказки.

А сейчас прослушайте сказку и ответьте на вопрос:

- Какую тайну поведал цветочек?

Давным-давно на поляне рос Цветочек, который то распускался, то закрывал свой бутон. Однажды Солнышко спросило у него: «Цветочек, почему ты, то яркий, расцветаешь и украшаешь дорогу путнику, то тусклый и неприметный»?

Цветочек долго молчал, а потом, вздохнув, ответил: «Я закрываю свой бутон тогда, когда мне одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одного цветочка, похожего на меня. А так хочется видеть кого-то рядом с собой!»

«А когда ты распускаешься?» – спросило Солнышко.

«А распускаюсь тогда, когда я вижу спешащих путников. Мне всегда было интересно узнать, что их манит в дорогу, куда они так спешат?»

«Ты узнал тайну спешащих странников?» – спросило Солнышко.

«Да, – ответил Цветочек.– Однажды я задал этот вопрос страннику, который был долгое время в пути. Он выглядел измождённым, но его глаза светились в темноте от счастья и радости, – ответил, тяжело вздохнув, цветочек и продолжил. – Чему ты радуешься, путник»?

И он ответил: «Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперёд, преодолевая все преграды, потому что знал: дома меня ждёт тепло и уют, забота и любовь моей семьи – жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить даже невозможное».

Цветочек замолчал, а затем ответил: «Вот с тех пор я стараюсь дарить как можно больше красоты и радости тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью».

Солнышко посмотрело на Цветочек и спросило: «Мой маленький помощник! А ты хотел бы иметь свою семью, любящих близких, которые бы помогали тебе делать людей счастливыми»?

«А разве это возможно»? – с надеждой спросил Цветочек.

Солнышко, не говоря больше ни слова, махнуло золотым лучиком, и в тот же миг на поляне расцвело множество новых цветочков, которые помахивали на ветру своими лепесточками, как будто говорили: «Мы рядом, мы здесь, мы теперь – одна Семья»!

-Какую тайну поведал цветочек?

Ребята, семья – это главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

Свою семью я изобразила в виде цветочка. (Учитель прикрепляет свой цветочек на доску.)

Я знаю, что вы дома вместе с родителями также сделали свои цветочки. Прикрепите их на доску. Ученики по очереди прикрепляют свои цветочки на доску.

Как вы думаете, на что похожа теперь наша доска? Правильно, на цветочную поляну. Теперь мой цветочек не одинок, он в дружной семье, среди ваших цветочков.

В семейном кругу мы с вами растём!

Основа основ – родительский дом!

В семейном кругу все корни твои!

И в жизнь ты выходишь из семьи!

Прослушивают сказки.


















































Отвечают на вопрос.

Раскрывают идею сказки.






Прикрепляют изготовленные цветочки «моя семья».

Регулятивные БУД


















































Познавательные БУД















Личностные ЬУД.

4. Знакомство с семейными драгоценностями учителя:
















Фотографии с фронта.

В каждой семье есть драгоценности.

-Что такое драгоценность?

Драгоценность – это дорогая или памятная вещь, предмет.

-А в вашей семье какие есть такие вещи?

-Чем дороги вам эти вещи? (Рассказы детей).

Сегодня я хочу рассказать о своих семейных драгоценностях. Вот мой цветок семьи. А на нём два красных лепестка. Так я условно обозначила двух моих дедушек.

-Как вы думаете, почему я их обозначила красным цветом? ( Потому, что они воевали, были на фронте). От них-то мне и остались самые дорогие и ценные вещи.

Дед - Корякин Дмитрий Иванович (фотография).1904-1968 г. Был участником Великой Отечественной войны. Воевал сначала на Северо-западном фронте, а затем был переброшен на Южный фронт. Был ранен, с осколком в груди пришёл с фронта. Когда он ушёл на войну с немцами, дома осталась жена с пятью детьми- 9,7,5, 3, 1 год. Жили очень бедно. Ждали отца. И вдруг долгожданная весть с фронта - дети увидели своего папу - они получили фотографии.

Свёрток № 1. Первая драгоценность моей семьи - фотографии (карточка). Вам сегодня предоставляется редкая возможность подержать в руках уникальные фотографии 1944 года, присланные с фронта. Это время, когда наши войска подступали к Германии и громили гитлеровцев. Этим снимкам 73 года.

- Как вы думаете, почему мне дороги эти фотографии? (Им очень много лет, они имеют историческую ценность, только на них я могу увидеть своего деда). Для меня эти фотографии – драгоценность.

Прослушивают информацию.

Рассказывают о драгоценностях семьи.





















Рассматривают фотографии.

Познавательные БУД


Коммуникативные БУД.

Фронтовая ложка.

Свёрток № 2.

Однажды отряд деда выследили в лесу военно-полевую кухню немцев, т. е. кухню на колёсах. Дождались ночи, чтобы немцы уснули и напали на них. Уничтожили 30 фрицев и оставили без еды несколько сотен немцев. А на память об этом событии каждый русский солдат взял себе немецкую ложку.

-Как относился дед к ложке?

Фронтовая ложка

Ольга Звягина. Фронтовая ложка.

Хранится ложка фронтовая

У нас с военных давних лет.

Большая, крепкая такая,

Которой ел всё время дед.

По трудным выжженным дорожкам

Носила вместе их война.

Домой вернулся с этой ложкой-

Была заветною она!

" Зовёт нас кухня полевая -

Смеясь, рассказывал дед -

Своею ложкой похлебаю

В одно мгновение обед!

Добавки попросить успею,

Наемся вволю - вот он я!

И фрицев бьём мы вместе с нею,

Да так, что ломится земля!

Со мною в госпиталь попала -

Совсем не мог в руке держать.

В бою серьёзно потрепало...

Солдата ложка стала ждать.

Не долгою разлука наша

Была - я ложечку схватил

И лопали мы с нею кашу,

Чтобы набраться снова сил.

Представьте, он ведь только ею

Всю жизнь до самой смерти ел.

Военной ложкою своею...

И взять её никто не смел.

Как память ложку фронтовую,

Что так любил наш милый дед,

Родную, ценную такую

Храним в семье мы много лет.

с. Белица,2014 г. [1]

-Как относился дед к ложке?

-Зачем я храню ложку деда?





Рассматривают

ложку.


Прослушивают стихотворение.

Познавательные БУД

5.Физминутка

Встали ровненько, ребята,

Пошагали как солдаты.

Влево, вправо наклонись,

На носочках потянись.

Раз - рывок,

Два - рывок,

Отдохнул ли ты, дружок?

Выполняют действия за учителем.

Коммуникативные БУД.

Регулятивные БУД.

6.Просмотр учебного фильма « Письма с фронта».

















Фронтовые письма.

А теперь я предлагаю вам посмотреть фильм «Фронтовое письмо» [4] и ответить на вопрос:

- Что случилось с фронтовыми письмами? Почему? ( Они пролежали в разрушенном доме много лет, п. ч. их спрятал мальчик от немцев).

Беседа, проверка восприятия фильма.

-Почему, рискуя жизнью, девушка и мальчик не отдали немцам письма?

- Как вы думаете, если бы немцы отобрали письма, что бы они сделали с ними?

-Кто нашёл письма?

-Что решили сделать ребята с письмами?

- Почему письма были без конвертов? ( Не хватало бумаги).

-На какую геометрическую фигуру похожи фронтовые письма?

Среди этих писем оказалось письмо моего второго деда.

Ещё один красный лепесточек на моём цветке – дед - Тюнёв Павел Андрианович. Ему не пришлось вернуться с войны. Он погиб в 1941 году, в самом начале войны. Совсем недавно в книге Памяти его правнуки нашли его имя и место захоронения – «погиб в бою. Похоронен в г. Великие Луки. Его имя увековечено на мемориале в п. Майкор. Каждый год, 9 Мая, его 83х летний сын с букетом тюльпанов, приходит к этому мемориалу, почтить память своего отца. Ему- то и дошли письма с фронта от отца.

Свёрток №3- фронтовые письма.

«Добрый день, Поля и Гена! Шлю вам сердечный привет… Как ваша жизнь и здоровье? Как взошли на полях яровые? Поля, продала или нет козу? Если нет, то продай, Гене что-то купи. Он наверно, опять спрашивает, где я? На счёт рубки дров не беспокойся. Я приеду дров заготовлю. » (Зачитываю письмо).

-О чём писал дед?

-Какие вопросы его волновали?

-Почему мне дороги эти письма?

Просматривают фильм.






Отвечают на вопросы.











Рассматривают письмо с фронта.


Прослушивают текст письма.

Познавательные БУД






Коммуникативнык БУД.







Познавательные БУД.

Зачитывание писем.

-А что же было написано в других письмах?

Зачитывание писем. (Читают дети).

«Мама! Ты, наверное, очень устала! Сколько тебе выпало дел, милая!.. Мамочка, я прошу тебя, не переживай за меня. У меня все хорошо. Дело простое, солдатское — воюем. Стараемся поскорее добить фашистов. Твой сын».

Прощай, милая мамочка! Это моё последнее письмо, и, если ты его читаешь , значит, сына у тебя нет. Я погиб как твой сын и как сын Отчизны! Не плачь! Гордись и помни меня. Говори всем, что твой сын не жалел себя, отдал свою жизнь за их счастье. Прощай, дорогая мамочка! Твой сын».

Не было на фронте человека, который бы не скучал по родному дому. Не случайно почти все письма начинаются с обращения к родным и близким: «милая мама», «мои родные», «дорогие мои дети», «любимая Маша» и т.д. Как правило, в письмах бойцов встречаются короткие повествования о войне, т. к. писать не было времени.

Зачитывают другие письма.

Личностные БУД.

8.Мини –проект « Письмо ветерану»- изготовление письма. ( Письмо вручим ветерану на параде Победы).


9 Мая мы пойдём с вами на парад Победы, на котором будут присутствовать ветераны войны. Давайте сейчас изготовим открытку «Письмо ветерану». ( Показ образца).

-Какой текст напишем ветерану?

-О чём?

Я предлагаю вам текст письма, а зачитает его Ксения.

Дорогой ветеран!

Спасибо Вам, что нам не довелось

Представить и узнать такие муки.

На вашу долю все это пришлось –

Тревоги, голод, холод и разлуки.

Спасибо Вам за солнца яркий свет,

За радость жизни в каждом миге нашем.

За трели соловья, и за рассвет,

И за поля цветущие ромашек.

Да! Позади остался страшный час.

Мы о войне узнали лишь из книжек.

Спасибо Вам. Мы очень любим Вас.

(Никита Красников, 12 лет «Мы никогда не видели войны».) [2]

Складывание письма.

А теперь письмо солдата

Треугольником сложу.

Угол первый — самый главный,

Этот угол я загну,

Чтоб с Победою и славой

Мы окончили войну.

Я сложу края второго —

Вот и вышел уголок,

Чтоб вернуться мне здоровым

На отеческий порог.

Ну а третий, ну а третий

В честь твою сложу скорей,

Чтоб тебя, как прежде, встретить

И назвать своей.

Так лети с приветом жарким

На заветное крыльцо,

Треугольное, без марки,

Фронтовое письмецо! » 3

Приклеивание георгиевской ленточки.

Изготовляют письмо ветерану.





Ученица зачитывает.














Складывают письмо.

Коммуникативные БУД.

Личностные БУД.



















Регудятивные БУД.

9.Рефлексия.


1 знаний. «Докончи предложение».

Я узнал (а)…

Я научился…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Теперь я могу…

2 настроения. У каждого на парте два сердца – красное и красное с георгиевской ленточкой.

Если ваше сердце сегодня было затронуто – поднимите красное сердце с лентой памяти.

Если вы остались равнодушными – красное сердце.

Делают выводы.

Познавательные БУД.

Регулятивные БУД.


Используемая литература:

Звягина Ольга. «Фронтовая ложка».

Красников Никита, «Мы никогда не видели войны».

Лихарев Борис «Фронтовое письмо».

Обучающий фильм «Письма с фронта». https://yandex.ru/search/?lr=118706&text=%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%8F%D0%BC%20%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%D0%BC%D0%B0%20%D1%81%20%D1%84%D1%80%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%B0#/videowiz?filmId=2165327197757335530



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.