12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
LYDMIL@2597
Я – учитель истории. Моё призвание – учить Истории, научить хранить Память народа и передавать её из поколения в поколение. Мое педагогическое кредо: Учитель не открывает истины, он — проводник истины, которую каждый ученик должен открыть для себя сам.
Россия, Пермский край, д.Гурина Кудымкарского муниципального района
3

Классный час «Афганская война» «Правда у каждого своя …»



Классный час

Урок мужества"Афганская война"

«Правда у каждого своя …»

Классный час рассчитан на учащихся 9-11-х классов и посвящен выводу советских войск из Афганистана. Проводится в рамках общешкольной программы «Патриотическое воспитание учащихся». Участие в нем принимают приглашенные участники афганской войны, учащиеся,учителя, родители учащихся.

Цель: формирование у учащихся интереса к истории страны, расширение их кругозора, развитие творческого потенциала учащихся, активизация познавательной деятельности, воспитание чувства патриотизма, гражданственности и глубочайшего уважения к памяти погибших.

Оборудование: грамзаписи песен ,фотографии воинов-интернационалистов,презентация.

Ход урока

Поговори со мной, трава,

Скажи мне, где берутся силы?

Меня ведь тоже так косили,

Что отлетела голова.

Казалось, нет нас, только пепел,

Но мы из этих страшных петель,

Как птица-феникс, поднялись

Звучит мелодия песни «Караван» А.Розенбаума. (сл.1)

Учитель. Мы сейчас хотим знать правду, правду обо всем … О своем правительстве, о нашей жизни, о минувшей войне. Только понятие «правда» не может быть точным и обобщенным, ибо в данной ситуации она у каждого была своя.

1.«Будь священен, Афган,

Где от пуль и от ран

Умирали родные мальчишки.

Не хотели они,

Чтоб те ночи и дни

Отозвались в легендах и книжках.

2.Будем помнить Афган,

Всех оставшихся там,

Будем помнить их всех поименно,

Никого не забыв,

Низко, низко склонив

Наши головы, наши знамена».

3. Нас встречают не так, как читали мы в книгах,

Злобный взгляд из-под сомкнутых черных бровей…

Нас встречают огнем, и так хочется крикнуть:

«Ведь везем-то мы хлеб для голодных людей!»

Мы везем вам лекарства, одежду, машины

Мы везем вам игрушки для ваших детей,

Ну, а вы под колеса нам ставите мины

И стреляете с гор в наших юных парней!

4. Под Баграмом колонну встречают сегодня снаряды.

Пулеметы стучат, и с камней метко бьют снайпера,

И уходят они, старшине оставляя награды,

Положив их на письма, что не дописали вчера.

5. Автоматы ударят, повиснут сигналов ракеты,

Вновь ложатся мальчишки лицом в те чужие пески,

Им уже не подняться, в крови голубые береты,

Из-за них называют в Афгане десант-«васильки».

6. Порой бывают истины смешны,

Но истину оспаривать не надо.

Награды мертвым, может, не нужны,

Людская память – лучшая награда.

7. Вы смотрите с улыбкой на меня

Сквозь мраморные плиты обелисков.

Со мною незнакомые друзья,

Все те, кого я знал не очень близко.

Все те, кто за тебя и за меня

На камнях воевал Афганистана

И, жизни драгоценной не щадя,

Домой вернулся на борту «Тюльпана».

8. Вас часто навещают матери,

Цветы живые вам приносят дети.

Неужто ваша смерть была зазря,

И кто пред богом за нее в ответе?

Стою в раздумье молча средь могил,

Где спят «афганцы» - братья боевые,

Кто умер с честью, так же как и жил,

Мне смотрят в душу словно бы живые.

Учитель: 15 февраля 2014 года, исполнилось 25 лет, как последний солдат покинул Афганистан. Случилось это 15 февраля 1989 года.

25 декабря 1979 года 15.00 по московскому времени был назначен переход государственной границы по земле и по воздуху. Всю ночь с 25 на 26 декабря 1979 года продолжалось движение дивизий.

Какова же была причина ввода наших войск в Афганистан?

Кому нужна была эта война? (сл.2)

Ведущий1: Для Советского Союза Афганистан был соседом первого порядка. Граница проходила через Туркменскую ССР, Таджикскую ССР, Узбекскую ССР. Столица город Кабул. После второй мировой войны Афганистан, имевший статус нейтрального государства, фактически находился в сфере советского влияния. Сотрудничество было тесным. В стране постоянно находилось большое количество специалистов, а многие афганцы обучались в советских вузах.

Ведущий2: В марте 1978 года в Афганистане вспыхнул мятеж. К власти пришла группа офицеров во главе с Тараки, лидером Народно-демократической партии Афганистана, которые стремились в стране построить социализм. Трудно было . Тараки обратился с просьбой к Советскому Союзу о военной помощи. И вопрос рассматривался на Политбюро. Брежнев так мотивировал отказ: “ участие наших войск в Афганистане может нанести вред не только нам, но и прежде всего им”. (сл.3)

Ведущий1: 14 сентября 1989 года член правительства Афганистана Амин совершил покушение на Нур Мухаммеда Тараки. Тараки освободили от занимаемой должности, он был посажен в тюрьму и задушен. Во главе государства встал проамерикански настроенный Хафизулла Амин.

Ведущий2: После захвата власти Амином, а также решением НАТО разместить в Европе американские ракетные системы и намерениями использовать Афганистан как военный плацдарм против СССР, в начале декабря 1979 года на совещании у Брежнева с участием Андропова, Устинова, Суслова, Громыко было решено ввести наши войска с одной лишь целью – свергнуть Амина и передать власть республиканцам во главе с Бабраком Кармалем. (сл.4)

Ведущий1: 25 декабря 1979 года в зимний солнечный день начался ввод войск.

Первые погибшие появились уже через два часа. БМП не удержалась на дороге и перевернулась. Погибло 8 человек. В окрестностях Кабула разбился самолет. Погибло 44 десантника. Так начиналось то, что хочется забыть, но нужно помнить!

Звучит песня «Синева» ансамбль «Голубые береты» (сл.7)

Ведущий1: 27 декабря советские десантники штурмом взяли дворец Амина, в ходе этой операции Амин был убит, во главе государства встал Бабрак Кармаль.

Ситуация в Афганистане была осложнена тем обстоятельством, что само афганское общество оказалось расколотым на две части, одна из которых воспринимала вмешательство СССР, как союзную помощь , а другая, как интервенцию.

Противников кабульского правительства называли моджахедами или душманами. Они получили поддержку от Пакистана, Саудовской Аравии и США.

Ведущий2: В абсолютном своем большинстве “ограниченный контингент” в Афганистане составляла, молодежь, попавшая на войну чуть ли не со школьной скамьи.

Люди, не имевшие почти жизненного опыта неожиданно, оказались в чужой стране, в непривычной враждебной среде, в экстремальных обстоятельствах.

Ведущий1. В те годы причина называлась такая – империалисты развязали необъявленную войну против афганской революции. В результате возникла прямая угроза безопасности южной границы СССР. Это вынудило Советский Союз оказать военную помощь Афганистану, о которой он просил. Тем, кого направляли в Афганистан, пытались внушить, что они должны выполнить интернациональный долг и защитить южные рубежи Родины. Воины выполнили как бы свой интернациональный долг, долг гражданина СССР – содействовать развитию дружбы и сотрудничества с народами других стран, поддержанию и укреплению всеобщего мира.

Какова же была истинная причина? Как же обстояло все это на самом деле?

Ведущий 2. Советские войска вводились в Афганистан в соответствии с договором о дружбе и по просьбе правительства страны для оказания помощи в борьбе с внешней агрессией. Такое непродуманное решение было принято келейно лишь несколькими членами советского руководства во главе с Л.И.Брежневым. Об этом даже некоторые члены правительства узнали из газет, не говоря уже обо всем народе.

«Заслуживает морального и политического осуждения» - так открестились народные избранники, спустя 10 лет от решения, принятого генеральным секретарем ЦК КПСС Л. И. Брежневым и его соратниками.

Ведущий1:. Длительное время о событиях в Афганистане в нашей стране умалчивалось. Люди не знали истинных мотивов ввода наших войск в соседнюю страну и не понимали целей этой войны. Война в Афганистане не пользовалась популярностью в нашем народе.

Афганская война нанесла огромный ущерб авторитету СССР и его Вооруженным Силам. Задача, поставленная перед ними, - силой оружия подчинить народ Афганистана не пользовавшемуся авторитетом правительству – была невыполнима.

Ведущий2:. В этой необъявленной войне погибло более 15 тыс. советских солдат, 35 тыс. было ранено, более 300 пропали без вести или попали в плен. Общие потери афганского народа составили около 1 млн. человек.

Много горя эта война доставила и родителям, чьи дети были искалечены или погибли на ней.

Ведущий1. Документ-справка: «Потери личного состава ограни­ченного контингента советских войск в Рес­публике Афганистан в период с 25 декабря 1979 г. по 15 февраля 1989 г. составили: уби­то, умерло от ран 13833 человека из состава 40-й армии. Ранено 49985 человек, стали инвалидами 6759, находятся в розыске 330, из них пропали без вести 312 человек. Кро­ме этого, военных советников - 180 чело­век, переводчиков, специалистов из других министерств и ведомств - 584 человека».

9. Я не знаю зачем, и кому это нужно

Кто послал их на смерть недрожащей рукой,

Только так бесполезно, так зло и ненужно,

Опускали их в вечный покой.

10. И никто не додумался просто встать на колени,

И сказать этим мальчикам, что в бездарной стране,

Даже светлые подвиги – это просто ступени

В бесконечные пропасти неподступной войне.

11. Вчера был бой, и он был страшен,

Но мы смогли сдержать врага

Осталась лишь треть роты нашей

И лучший друг погиб тогда...

.В горах совсем нам не знакомых,

Где к солнцу тянется трава

Остался он, в дали от дома,

И встретил смерть простой солдат

12.И скоро в дом с резным окошком,

Где мать-старушка сына ждет,

Придет соседка прямо с почты

И похоронку принесет....

Заплачет мать прочтя повестку,

К своей груди кота прижмет

И молча в дом войдет невеста

Увидит мать и все поймет...

13. Один лишь дом, в одной деревне

А сколько их по всей стране?

Где мать одна – ей в доме тесно

А сын остался на войне.....

Ведущий2 : Особенностью афганской войны была массовая и искренняя религиозность местного населения. Восточные традиции и религиозный фанатизм проявлялись во всем поведении моджахедов: убить и надругаться над его трупом считалось особой доблестью. Для них шурави, так они называли русских солдат, были врагами святой веры, и война с ними считалась священной, получившей благословение Аллаха.

Ведущий1: У солдат возникал вопрос: зачем мы здесь? И постоянно приходило понимание того, что этот мир, живущий по особенным законам, нужно оставить его в покое, дать возможность решить все проблемы самостоятельно, не влезая “в чужой монастырь со своим уставом”. Да и афганцы заявляли вполне откровенно: “Уходи, шурави. Мы сами разберемся. Это наше дело”.

Ведущий2: Соваться в Афганистан было делом заведомо проигрышным и безнадежным. Вот только расплачиваться за недальновидность советского руководства пришлось солдатам, офицерам, их детям, матерям.

Ведущий1: На войне есть такие законы, что “приказы не обсуждаются, их надо выполнять”.

15 февраля 1989 г., стал днем, когда кончился счет потерям наших солдат, офицеров, служащих. А итог печален. Более 13 тысяч матерей не дождались своих сыновей, не услышали они: “Мама, я пришел...”

Ведущий 2: После вывода войск их Афганистана республика в Афганистане продержалась 3 года. Она могла бы продержаться и дольше, если бы Ельцин не поддался уговорам американцев и не занял сторону моджахедов. Были прекращены поставки оружия, топлива. Вскоре пал Кабул, казнен Наджибула.

Командующий 40-й армией генерал Борис Громов сказал журналистам в интервью, что помощь советских войск афганскому народу была нужна. Через 15 лет в интервью заявил, что советские войска предупреждали появление супертерроризма. Что свершилось, то свершилось.

Ведущий1: Отмечая 25-летие вывода советских войск из Афганистана, мы склоняем головы перед павшими и гордимся теми, кто вернулся.

Песня «Кукушка»

Учитель. Сегодня на нашем вечере присутствуют воины – афганцы, очевидцы событий той войны.

Эти воины-афганцы живут рядом с нами. Это Кетов Иван Фомич и Петров Иван Григорьевич.

Давайте послушаем их воспоминания.

Выступление гостей (сл.8-19)

Поздравление воинов-афганцев, вручение памятных подарков.

Ведущий 2. У этой войны еще нет истории. Она не написана. Мы знаем о ней ровно столько, сколько нам не опасно знать. Полная картина будет раскрыта в результате работы историков и исследователей. Но у этой войны есть свидетели. Тысяча свидетелей… Она долго еще будет напоминать о себе – пока живы матери, потерявшие кормильцев, пока болят раны воинов.

Ведущий1. Пройдут годы. Многое со временем, конечно, забудется. Затянутся раны, напоминая о себе к непогоде. Но эта война останется в народе ничем неизгладимой трагической меткой. Останутся стихи и песни, рожденные на войне, рассказывая о силе духа и мужестве русского солдата.

Ведущий2 . Несмотря на переоценку аспекта афганской войны, наши солдаты проявили свои лучшие качества. За годы войны на­граждено орденами и медалями более 200 тыс. человек. Звания Героя Советского Сою­за удостоен 71 «афганец» (таджик, русский, ингуш, татарин, украинец, узбек, казах, кал­мык, белорус, молдаванин). Двадцати пяти из них это звание присвоено посмертно. Наши солдаты и офицеры, убежденные в том, что они защищают интересы Родины, до конца выполнили свой воинский долг, выполняли мужественно и стойко. Как и подобает настоящим воинам. Ибо воинский долг превыше всего. Низкий поклон им за это.

Ведущий1: Да, правда о войне открывает свой истинный миг…

На всю жизнь теперь на нашей земле эти могильные красные камни с памятью о душах, которых не стало, с памятью о нашей наивной доверчивой вере.

Погиб, чтоб мирное небо было над страной,

Погиб, верный воинской присяге,

Погиб при исполнении интернационального долга,

Погиб при защите Родины…

Ведущий2: Они заплатили сполна за наше прозрение, но мы еще на пути к настоящему прозрению. А оно наступит, когда испытаем горькое чувство вины и перед другими матерями – тех сыновей, которых убило наше оружие.

Миллион! Вот сколько жизней потерял афганский народ в войне, в которую мы не имели права ввязываться…(сл.20-35)

Стихи читаются под тихую музыку «Кукушка».

14.Замер ключ внезапно

На последней точке.

Смерть вонзилась в сердце

Пулеметной строчкой.

В онемевших пальцах

Ложе автомата

И зовут в эфире:

Где, ты “ноль двадцатый”?

А в глазах угасших

Неба синь и звезды.

Мать вдали заплачет,

Прислонясь к березе.

15. Пулей грудь пробита,

Песня не допета.

Где ты, “ноль двадцатый”?

Смерть не даст ответа.

16. Где ты, “ноль двадцатый”?

Тишина в эфире,

Словно все убито

В этом странном мире.

Словно все оглохло

В пламени и дыме:

Там отцы остались

Вечно молодыми...

17. В бронзе обелисков

Встали над планетой.

Русские мальчишки

Юностью бессмертной.

(сл.36)

МИНУТА МОЛЧАНИЯ.

Источники и литература:

Данилов А.А.“История России”, издательство “Просвещение”, Москва, 2008 год.

Сороко-Цюпа О.С. “Всеобщая история. Новейшая история”, издательство “Просвещение”, Москва, 2007 год.

“Книга памяти. Афганистан. 1979–1989”

Б. Громов “О выводе советских войск из Афганистана”, газета “Комсомольская правда” от 10 ноября 1989 года.

Информационная поддержка на сайте “Афганская война”

Презентация "Война в Афганистане"

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.