12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Твердова Мария Александровна537
Россия, Ростовская обл., Таганрог

Тема классного часа: «Вопросы»

«Хороший вопрос — половина ответа»

 

1. Игра на внимание «Да» и «Нет» (2 мин)

Правила игры

Учитель задает детям различные вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». При этом согласие нужно выражать жестом (утвердительный кивок головы), а несогласие — голосом (произносить «нет»). Затем можно наоборот: «да» произносится, «нет» показывается (поворот головой из стороны в сторону).

Сегодня среда?

Сейчас светит солнце?

Люди ходят пятками назад?

Сейчас урок русского языка?

Вы гимназисты?

Рыбы умеют говорить?

Вам нравится сегодняшний день?

 

2. Беседа о вопросах (3 мин)

— О чем мы поговорим с вами на лаборатории?

— …

— Мы поговорим о вопросах.

—Когда нужно и можно задавать вопросы?

— …

— На вопросы нужно было отвечать в игре, на вопросы вы отвечаете на уроках; желая что-то узнать, человек задает вопросы другим людям, книгам, природе и т. д. Первый вопрос, который мы обсудим, — а что такое «вопрос»?

— ...

Справка
Вопрос — это предложение, требующее ответа или объяснения.

— Значит, вопросы задают, когда не знают. А вы все знаете?

— Перечислите 5 примеров того, что вы знаете.

— Назовите 5 примеров того, что вы не знаете.

— А можно ли привести примеры того, чего не знает никто на Земле, что еще не изучено?
— А можно ли что-то знать и не знать одновременно?

 

3. Работа в группах (5 мин)

Задание группам — игра «Вопрошайка»: придумать как можно больше вопросов по сюжетной картине.

(Опять двойка — картина Фёдора Павловича Решетникова, созданная в 1952 году. Хранится в Третьяковской галерее. Написана эта картина была в Москве. Благодаря близости сюжета к реалиям ученической жизни, картина использовалась в школьной программе СССР как образец жанра бытовой живописи (в программе по изобразительному искусству), в программе по русскому языку в разделе "Развитие устной и письменной речи" предполагалось написание сочинения по данной картине.)

Вопросы, ответы на которые «нарисованы» на картине (типа «Сколько человек на картине?» и т. п.) учитываться не будут, так как они слишком легкие, неинтересные.

После подсчета количества вопросов в группах и подведения итогов можно предложить придумать ответы на самые интересные, необычные вопросы.


4. Беседа о классификации вопросов (10 мин)

Учитель предлагает детям составить классификацию вопросов.

 

Вариант классификации

Вопросы уточняющие (ответ на них может быть дан словами «да» или «нет»): «Сейчас дождь?»

Вопросы с выбором (содержат в себе ответ, который нужно выбрать): «Сейчас дождь или солнце?»

Вопросы восполняющие (Как? Зачем? Почему? Когда? Где? и т. д.): «Какая сегодня погода?»

— Кроме этого, возможно разделение вопросов на простые и составные. Составной вопрос — такой, в котором содержится 2 или больше простых вопросов, на каждый из которых требуется ответить. Например: «Когда и где состоятся следующие олимпийские игры?». Составной вопрос не всегда обозначает, что на него труднее ответить. Бывают и очень трудные «простые» вопросы.

Можно вспомнить диалог Карлсона с фрекен Бок [53, с. 179]:

«— Отвечай — да или нет, — прервала Малыша фрекен Бок. — Твоя мама сказала, что Карлсон должен у нас обедать?

— Во всяком случае, она хотела... — снова попытался уйти от прямого ответа Малыш, но фрекен Бок прервала его жестким окриком:

— Я сказала, отвечай — да или нет! На простой вопрос всегда можно ответить «да» или «нет», это нетрудно.

— Представь себе, трудно, — вмешался Карлсон. — Я сейчас задам тебе простой вопрос, и ты сама в этом убедишься. Вот слушай! Ты перестала пить коньяк по утрам, отвечай — да или нет?..

Пауза, вопрос адресован детям

— Да, да, конечно, — убежденно заверил Малыш, которому хотелось помочь фрекен Бок.

Но тут она совсем озверела.

— Нет! — закричала она...

— Жаль, жаль, — сказал Карлсон. — Пьянство к добру не приводит. Силы окончательно покинули фрекен Бок, и она в изнеможении опустилась на стул.

Но Малыш нашел наконец нужный ответ.

— Она не перестала пить, потому что никогда не начинала, понимаешь? — сказал он, обращаясь к Карлсону…

— Я-то понимаю, — сказал Карлсон и добавил, повернувшись к фрекен Бок:

— Глупая ты, теперь сама убедилась, что не всегда можно ответить «да» или «нет»...»

Можно предложить задание-шутку:

«В простом вопросе «Вы поедете летом на море с сыном Васей?» один человек сумел увидеть целых шесть вопросов, на которые кратко ответил: «Да. Нет. Нет. Нет. Да. Нет.». Попробуйте предложить вариант развернутого ответа».
(Например: «Я полечу осенью в горы с сыном Сережей».)

 

5. Беседа о правильных (корректных) и неправильных (некорректных) вопросах (5 мин)

Учитель предлагает детям ответить на различные вопросы. После чего формулируются правила, как нужно спрашивать (правила можно записать в тетрадь).

Примеры вопросов

Сколько пусиков шкрябнула Фунечка?

Правило: смысл вопроса должен быть понятен слушателю.

Летают ли крокодилы на Север?

Правило: вопрос не должен содержать в себе ложной информации: крокодилы вообще не умеют летать.

Мальчик уехал к бабушке 15 июля, а приехал обратно 25 июля. Сколько времени он был у бабушки?

Ответ: неизвестно, так как не говорится, сколько он был в дороге.

Правило: если в условии задачи указаны не все данные, которые нужны для получения ответа, то их следует довыяснить. Например, задавая вопросы.

Могут ли машины мыслить? Один считает — «да», другой — «нет». Кто прав?
Ответ: оба, так как они могут вкладывать разный смысл в слова «машина» и «мыслить» и соответственно быть правыми в своих рассуждениях.

Правило: прежде чем отвечать, нужно четко определить, о чем идет речь, прийти к общему пониманию смысла рассматриваемых понятий.


6. Игра «Да-нетка» (7-8 мин)

Правила игры

Учитель загадывает какой-либо объект, который нужно отгадать. При этом вопросы детей должны приводить к постепенному сужению круга поиска.

Вариант объяснения игры

«Задумано слово, нужно его отгадать. Вы должны задавать вопросы, на которые я могу отвечать «да» или «нет» (то есть уточняющие).

Учитель на доске рисует круг с множеством точек внутри и комментирует:

— Представьте себе, что круг — это весь окружающий мир, а точки — это всевозможные объекты. Нужно задавать такие вопросы, чтобы сужалось поле поиска. Напоминаю, что классификация должна проводится по существенным признакам. Если отгадывать по одному объекту или поделить объекты на классы по несущественным признакам (вопросы типа: «Это мяч?», «Это красное?» и др.), то поиск будет долгим и неэффективным. Итак, играем.
— Это живое?
— Нет. Хороший вопрос (круг делится на две части).
— Это сделано природой?
— Нет. Хороший вопрос (половина круга делится на две части: поиск уже проходит внутри сектора).
— Это транспорт?
— Да. Хороший вопрос (выделяется часть сектора).
— Это самолет?
— Нет. Слабый вопрос, он исключил только одну «точку».
— Это наземный транспорт?
— Да.
— ...»

7. Подведение итогов урока

Желательно еще раз подчеркнуть значение правильных и вовремя заданных вопросов, можно на примере анекдота
 

«Пришел Джек к своему соседу Джону и спрашивает его:
— Слушай, Джон, твоя корова болела прошлым летом?
— Болела.
— И чем ты ее лечил?
— Прелой соломой и патокой.
— Спасибо за совет.
Через неделю Джек снова пришел к Джону:
— Джон, а моя-то корова после того, как я ее кормил по твоему рецепту, издохла...
— Моя тоже.
— Так чего же ты мне раньше не сказал! — возмутился Джек.
— А ты не спрашивал...»

Надеюсь, после нашей лаборатории у вас останется меньше вопросов о вопросах! Удачи и держите символ нашей лаборатории – вопросительный знак.

Опубликовано


Комментарии (4)

Федорова Людмила Ивановна, 09.03.16 в 00:00 1Ответить Пожаловаться
Озадачить людей Ваша профессия!? Вы часто используете мозговой штурм? У меня очень хорошие отзывы о Вашей профессиональной методике. Удачи!
Твердова Мария Александровна, 09.03.16 в 00:19 1Ответить Пожаловаться
Спасибо! Приятно получать такие теплые отзывы о своей работе!
Я работаю в технологии деятельностного метода "Школа 2000..." Л.Г.Петерсон, мозговой штурм и пробное действие - основные приемы технологии.
Если интересно, посмотрите и другие мои разработки - http://www.mariinskaya.ru/tverd.htm
Сергеева Татьяна Михайловна, 18.02.17 в 08:00 0Ответить Пожаловаться
Очень интересно. Спасибо
Наталья Алексеевна Яковлева, 16.07.20 в 07:12 0Ответить Пожаловаться
Необычно и познавательно! Спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.