12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Забелина Маргарита Владимировна31848
Россия, Забайкальский край, п. Карымское
Материал размещён в группе «Классные руководители»
24

Классный час «Я имею право быть ребенком!»



Классный час «Я имею право быть ребенком!»

 

Тема классного часа

«Я имею право быть ребенком!»

Цель

Способствовать воспитанию правовой грамотности школьников и духовно-нравственных качеств личности.

Задачи

1. В ходе беседы с детьми рассмотреть понятия: «право», «Декларация», «Конвенция».

2. Во время выполнения упражнений сформулировать и запомнить основные права, которые должен знать каждый ребенок.

3. Показать на примерах важность соблюдения прав и обязанностей в нашей жизни.
4. Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли.

5. Продолжить формирование умений общаться и работать в команде.

6. Способствовать формированию мотивации к активному изучению права.

Класс

Для учеников 5- 6 классов.

Продолжительность

45 мин.

Форма проведения

Ситуативный практикум с элементами игры.

Формы работы

Общеклассная, групповая, индивидуальная

УУД

Личностные:

1.освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

2.формирование нравственных качеств;

3.воспитание уважения друг к другу, чувства ответственности и сопереживания;

4.коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе творческой деятельности.

Познавательные:

1.осуществлять мыслительную деятельность: умение рассуждать и доказывать;

2.развивать навыки переработки информации, умения делать выводы в результате совместной работы группы и класса.

Регулятивные:

1.уметь излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения;

2.уметь анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

Коммуникативные:

1.умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

2. уметь работать в группе.

Подготовительная работа

Инсценировка ситуационных задач, подготовка презентации, подбор литературы и музыки, оформление кабинета.

Материалы и оборудование

Листы бумаги, фломастеры, магнитная доска, карточки, проектор, презентация, музыка, гелиевые шары, цветные «билеты».


 

Структура классного часа.

Этапы

Приемы и формы работы

Продолжительность

1. Организационный.

Ритуал приветствия. Упражнение «Круг общения».

5 мин.

2.Погружение в тему разговора.

Проблемная ситуация «Полет на воздушном шаре». Работа в микрогруппах.

5 мин.

3. Основная часть.

1.Анализ проблемной ситуации. Фронтальная беседа по вопросам.

2. Решение ситуационных задач.

Инсценировка задач.

3.Упражнение «Мое мнение». Работа в микрогруппах.

7мин.

10мин.

10мин.

4.Подведение итога классного часа.

Выступление учителя и ученика.

Стихотворение.

3 мин.

5. Рефлексия.

Игра «Я уважаю твое право…»

5 мин.


 

Оформление и подготовка кабинета.

1)Оформление доски. Эпиграф, рисунки детей или картинки.

«Я ребенок: вот руки мои, глаза, голова,

у меня есть голос и сердце – и есть права». (Ален Серр)

2) Столы в классе расставлены по количеству команд. В команде 5-6 учеников. На столах расположены гелиевые цветные шары. Например, синий, зеленый, красный, белый. Каждый ученик перед началом занятия выбирает «билет» определенного цвета. Ученики рассаживаются по цветам, образуя группы для работы во время классного часа.

3) Выставка литературы по данной теме.

4) Выставка рисунков.

5) Выставка сочинений.

Второй пункт для выполнения обязательный; 1, 3-5 по возможности и желанию учителя.

Содержание классного часа.

I. Ритуал приветствия. Упражнение «Круг общения».

Учитель. Здравствуйте ребята! Я рада встречи с вами и поэтому у меня хорошее настроение! Предлагаю вам совершить «полет» на воздушном шаре. Попрошу всех занять свои места согласно вашим «билетам». А теперь поприветствуйте свою команду: протяните рядом сидящему однокласснику руку со словами: «Я рад общаться с тобой». Тот, кому вы протянули руку, протянет ее следующему с этими же словами. Так по цепочке все берутся за руки и образуют «круги общения».

II. Погружение в тему разговора. Проблемная ситуация «Полет на воздушном шаре».

Ученики образовали группы по пять – шесть человек. На столе у каждой группы, в коробке лежат карточки("мешки"), на которых написаны их права и свободы.

Учитель. Представьте, что вы отправились в полет на воздушном шаре. Вы – аэронавты! Но неожиданно шар начинает падать. Для балласта в корзине есть «мешки». Вам надо оставить только три «мешка», чтобы падение шара прекратилось, и он набрал бы прежнюю высоту.

Карточки ("мешки").

1. Право на труд

2. Право на жизнь

3. Все равны перед судом и законом

4. Право на свободу

5. Право на жилище

6. Право на охрану здоровья

7. Право на образование

8. Свобода слова.

9. Право на частную собственность

10. Право вступать в брак

11. Право на собрания и митинги

12. Право вступать в общественные объединения

13. Право избирать и быть избранным

14. Свобода совести

Работа в микрогруппах.

Учитель. Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить? Сформулируйте тему классного часа.

Ученики высказывают свои предположения о теме классного часа.

Учитель. Правильно! Молодцы! Сегодня мы познакомимся с нашими правами и будем учиться применять их в повседневной жизни. А теперь поделитесь результатами своей работы.

III. Основная часть.

Анализ проблемной ситуации «Полет на воздушном шаре».

Учитель организует обсуждение проблемы по вопросам.

1. Почему вы оставили именно эти три права?

2. Какое значение они имеют для вас?

Обсуждение.

Учитель. Когда тебе хорошо и ты счастлив, то не задумываешься о своих правах. К сожалению, в мире очень много проблем. Эти проблемы касаются и детей. А дети нуждаются в особом внимании, потому что они имеют меньшие возможности защитить свои права, чем взрослые люди. Французский педагог Ален Серр написал в своем стихотворении замечательные слова:

«Я имею право быть под защитой

взрослых людей –

под огромным зонтиком доброты,

укрывающим всех детей».

Что значит «зонтик доброты»? Как он «укрывает» и защищает детей? Я думаю, что это международные документы, в которых закреплены права детей. Самые известные из них – Декларация прав ребенка (1959 год) и Конвенция о правах ребенка (1989 год). В этих документах содержаться основные права тех, кому еще не исполнилось 18 лет, то есть ваши права.

В Декларации прав ребенка всего 10 статей. Этот документ содержит рекомендации для всех государств и всех взрослых людей. Конвенция - это международный договор, соглашение по определенному вопросу с взаимными обязательствами. В этом документе 54 статьи, и они касаются не только прав и свобод детей, но и обязательств государств по защите прав детей. Права, закрепленные в международных документах, принадлежат детям без каких-либо ограничений.

Учитель организует обсуждение по вопросам.

1. Сталкивались ли вы с нарушениями ваших прав?

2. А приходилось ли вам нарушать права других людей?

Обсуждение.

Учитель. Современная цивилизация требует от человека не только знать свои права и свободы, но и уметь пользоваться ими, отстаивать их. Мы должны уметь ориентироваться в правовом пространстве, предупреждать и юридически грамотно разрешать конфликтные ситуации, привлекать государственные и общественные организации к защите своих прав. Только гражданин, обладающий правовой культурой, может, с одной стороны, чувствовать себя спокойно и уверенно в современном обществе, а с другой стороны, обеспечивать в стране порядок. Сейчас я предлагаю вам обсудить некоторые ситуации.

Сценка №1 «Чужой телефон».

Выходят две подружки Таня и Аня. В руках у них школьные рюкзаки. Они кладут их на стул.

Таня. Ты не пойдешь на физкультуру?

Аня. Нет. У меня освобождение на две недели.

Таня убегает на урок. Анна садится и начинает рисовать.

Аня. Ой, резинки нет. У кого бы взять? Посмотрю у Тани в сумке.

Аня ищет в рюкзаке резинку и находит сотовый телефон. Она начинает рассматривать его, читает сообщения. В это время входит Таня.

Таня. Почему ты открыла мой портфель? И играешь моим телефоном?

Аня. А что такого, я же ничего не взяла, только посмотрела. Разве нельзя?

Учитель. На первый взгляд, казалось бы обычное дело. Всего лишь взять чужой телефон. А как вы думаете ребята?

Обсуждение.

Учитель. Это право называется – правом собственности, то есть каждый человек, в том числе и ребенок, имеет право владеть вещами, и никто не имеет права по какой-либо причине посягать на принадлежащее тебе имущество. Это закреплено в Конвенции.

Сценка№2 «Похитители».

Перед учениками появляются два разбойника с пистолетами.

1 разбойник. Кажется это здесь. Посмотри сколько детей.

2 разбойник. Верно, Джо, это здесь.

1 разбойник. Ух, сколько мы денег заработаем на этих ребятишках. Всю оставшуюся жизнь буду одни бананы, и шоколад есть, красота!

2 разбойник. Ах, вы наши хорошие и пригожие. Какие чудесные ребятки! Пойдемте с нами, у нас целый магазин сладостей.

1 разбойник. Нет??? Вот вы какие! А мы вас силой возьмем. Вон у нас какие пистолеты.

Учитель. Какие права детей нарушены в этой ситуации?

Обсуждение.

Учитель. Как вы думаете, а правы ли герои следующих задач, которые вам предстоит сейчас решить?

Упражнение «Мое мнение».

Это упражнение дает возможность учащимся на основе их информированности, личного опыта составить свое мнение и выразить его письменно. Преимущество упражнения в том, что свое мнение может высказать каждый ученик.

Для проведения упражнения необходимы большие листы бумаги, фломастеры. В центре листа пишется провокационное утверждение, в нашем случае ситуационная задача. Каждый член микрогруппы должен опровергнуть или согласиться с тем, что там изложено. Замечание по данной ситуации он, молча, записывает на лист бумаги.

Варианты провокационных ситуаций (задачи):

1 ситуация.

Учитель: Оля, ты сегодня дежурная. Вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.

Оля: вы не имеете права меня заставлять дежурить. Конвекцией ребенка запрещено насилие над детьми.

2 ситуация.

Учитель: Петров, ты опять всю парту в классе разрисовал! Ведь дети ее только что помыли.

Петров: а что здесь такого? Я имею право на занятие своим любимым делом – рисованием.

3 ситуация.

Мама: Иван, немедленно сделай музыку тише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь.

Иван: я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой. Пожалуйста, не мешайте мне.

4 ситуация.

Мама: Лена сходи за хлебом в булочную!

Лена: не имеешь права эксплуатировать ребенка.

5 ситуация.

Мама: Лена вымой посуду!

Лена: мама ты не имеешь права использовать детский труд.

6 ситуация.

Мама: Лена помой руки и садись делать уроки!

Лена: это насилие над личностью!

Обсуждение. От каждой группы один выступающий, который должен озвучить мнение всей команды.

Учитель. Я рада за вас ребята! Вы сделали правильные выводы. Мы с вами являемся гражданами Российской Федерации а, следовательно, кроме конституционных прав у нас с вами есть и обязанности. Утверждая, что каждый человек обладает правами, мы говорим также, что каждый человек обязан соблюдать права других людей.

IV. Подведение итога классного часа

Учитель. Вот и подошёл к концу наш классный час. Посмотрите, что у нас получилось.

Стихотворение читает ученик.

Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва

У него уже с пеленок веские права!

Он имеет право жить, развиваться и дружить;

Иметь просторный, добрый дом

Видеть тихий мирный сон.

Врачей помощь получать,

Обучаться, отдыхать,

Быть веселым и здоровым,

Восхищаться чем-то новым

И любить, и быть любим.

Он на свете не один!

V. Рефлексия «Я уважаю твое право…».

Встаньте и возьмитесь за руки. Глядя в глаза, друг другу, продолжите предложение:

«Я уважаю, твое право на безопасность, и не стану …»,

«Я уважаю, твое право на учебу, и не стану…»,

«Я уважаю свои права, права других людей и не буду …»

Учитель. Я уверена, что вы поняли, к чему должен стремиться каждый человек, чтобы жить достойно.


Презентация
PPTX / 1.14 Мб

Источники.

1. http://otlen.narod.ru/index/0-57

2. http://нпши.рф/p93aa1.html

3. http://sh26bal.ru/prprog/teachers/metodika/519-vneklmerpr5kl.html

4. https://multiurok.ru/files/stsienarii-ko-dniu-prav-riebienka.html

5. http://icanread.ru/alan-serr-ja-imeju-pravo-byt-rebenkom/

Опубликовано в группе «Классные руководители»


Комментарии (14)

сменить сортировку
Евгений Алексеевич, 05.01.19 в 21:44 4Ответить Пожаловаться
Cпасибо, Маргарита Владимировна! Как всегда у Вас всё интересно...
Забелина Маргарита Владимировна, 06.01.19 в 11:57 3Ответить Пожаловаться
Спасибо, Евгений Алексеевич за оценку! Приятно!
Семяшкина Ирина Васильевна, 05.01.19 в 21:56 5Ответить Пожаловаться
Замечательный классный час! Спасибо, Маргарита Владимировна!
Забелина Маргарита Владимировна, 06.01.19 в 11:57 3Ответить Пожаловаться
Спасибо, Ирина Васильевна!
Ефимова Алла Ивановна, 05.01.19 в 22:03 3Ответить Пожаловаться
Спасибо за прекрасный классный час!!!
Забелина Маргарита Владимировна, 06.01.19 в 11:58 2Ответить Пожаловаться
Благодарю, Алла Ивановна!
Смирнова Маргарита Александровна, 05.01.19 в 22:27 3Ответить Пожаловаться
Маргарита Владимировна, спасибо, замечательная работа.
Забелина Маргарита Владимировна, 06.01.19 в 11:59 3Ответить Пожаловаться
Спасибо за отзыв, Маргарита Александровна!!!
Горбачёва Марина Юрьевна, 06.01.19 в 05:03 2Ответить Пожаловаться
Благодарю за интересную работу!
Забелина Маргарита Владимировна, 06.01.19 в 12:01 3Ответить Пожаловаться
Благодарю, Марина Юрьевна, за Ваше внимание к работе!
показать все комментарии Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.