12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Забелина Маргарита Владимировна31716
Россия, Забайкальский край, п. Карымское
Материал размещён в группе «Классные руководители»
25

Классный час «Дорогу осилит идущий»



Классный час «Дорогу осилит идущий».

Класс: 7 класс

Продолжительность  мероприятия: 45 мин.

Функции классного часа.

1.Формирующая - классный час формирует у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя.

2.Просветительская - классный час расширяет кругозор обучающихся. Объектом обсуждения стали вопросы, связанные с волевыми качествами личности.

3.Ориентирующая - классный час формирует ценностные ориентации у обучающихся, определенное отношение к окружающему миру, к тому, что в нем происходит.

Цель: познакомить учащихся с волевыми качествами личности и с тем, как воспитывать силу воли.

Задачи:

1.Подвести учащихся к мысли о необходимости выработки у себя волевых качеств;

2.Расширить знания учащихся о таких психологических понятиях как воля, волевое усилие, сила воли, безволие.

3. Определить, как можно воспитать у себя волевые качества.

Оформление и оборудование:

1. Презентация.

2. Вырезки из газет и журналов.

3. Выставка рисунков и литературы «Сильные духом».

Форма проведения классного часа: информационно-практическая беседа.

Ожидаемые результаты: классный час поможет детям осознать значимость воспитания у себя волевых качеств.

УУД

Личностные: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Познавательные: умение излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; умение устанавливать причинно - следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы.

Коммуникативные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Регулятивные: поиск, анализ и отбор нужной информации.

Сценарий классного часа. 

  Запись на доске.

  «Дорогу осилит идущий».

  «Если не можешь сделать сто шагов – сделай хотя бы шаг».

Здравствуйте ребята!  Сейчас я улыбнусь вам, а вы мне.  А потом мы глубоко вдохнем  и выдохнем. Выдохнем вчерашнюю обиду, злобу и беспокойство. Вдохнем хорошее настроение, бодрость и энергию.

Улыбнулись!

Выдохнули все плохое!

Глубоко вдохнули!

Садитесь.  Сегодня на классном часе желаю всем нам хорошего  общения!

Мини-практикум №1 "Найди слово".

Учитель. Я предлагаю вам выполнить одно простое задание. Найдите в предложенном тексте слово.

Для работы каждый ученик получает свой небольшой отрывок текста из газеты или журнала. Текст написан мелким шрифтом. Объем - половина страницы А4. Необходимо найти в тексте определенное слово. Слово заранее надо написать на листочке бумаги. Хитрость заключается в том, что этого слова в отрывке нет.

Учащиеся. Выполняют задание.

Учитель. У вас была разная реакция на это задание. Кто - то быстро догадался, что оно невыполнимо, кто-то решил, что он не может справиться, потому-то виноват учитель, так как ошибся при составлении текста, кто-то винит себя за невнимательность. Итак, получилось три группы ребят.

1группа - те, кто внимательно прочитал текст, понял, что нужного слова в нем нет, и спокойно сказал об этом.

2группа - те, кто объяснил невозможность выполнения задания внешними признаками (мелкий текст, ошибка составителя и т.п.)

3группа – те, кто быстро сдался, решив, что не может выполнить задание, потому что не умеет быстро читать, не понял задания, т.е. обвинил себя.

В зависимости от этого можно говорить о разной степени развития ваших волевых качеств.

1 группа – попавшие в эту группу, имеют высокий уровень развития волевых качеств. Они эмоционально устойчивы, инициативны, настойчивы, самостоятельны.

2 группа – средний уровень развития волевых качеств. Такие люди решительны, эмоционально неустойчивы, импульсивны. У них высокий уровень развития смелости, инициативности, самостоятельности, деловитости, но они не могут использовать данные качества при преодолении трудностей. Как правило, ищут причину неуспеха не в себе, а в других.

3 группа – слабое развитие волевых качеств. Такие люди неуверенны в себе, в своих возможностях, требуют поддержки со стороны товарищей или взрослых. Они эмоционально неустойчивы.

Не расстраивайтесь, если результат вас не устраивает. Задание, которое вы выполняли, было, скорее шуточным, чем серьезным. Но в каждой шутке есть доля правды. Если вы слишком эмоциональны и импульсивны при столкновении с трудностями, то старайтесь быть спокойнее, действуйте разумно. Воспитание силы воли полностью зависит от вас самих и вашего желания. Человек может одержать в жизни много побед. Но самая главная победа – это победа над собой и своими слабостями. Необходимо с детства учиться повелевать собой. Если тобой, твоими поступками станут управлять другие, если ты будешь подчиняться только воле других людей, то вырастишь зависимым от других людей. Вот тут человек и проявляет свою волю. Он думает, анализирует и принимает правильное решение. О таких людях говорят, как о сильных личностях. А становятся они такими благодаря самовоспитанию, благодаря тому, что они учились владеть собой (своими мыслями и поступками) с детства.

Так что же необходимо для того, чтобы стать волевой личностью? Для начала выясним, что такое воля, волевое усилие и сила воли.

Воля – это форма психического отражения, проявляется в способности к выбору действий, связанных с преодолением внешних и внутренних препятствий.

Волевое усилие – это переживание усилия, являющегося субъективным компонентом волевого действия.

Сила воли – степень необходимого волевого усилия для достижения цели. 

Мини-дискуссия. 

Какие качества характеризуют силу воли? Какого человека можно назвать волевым?

Обсуждение. Ученики высказывают свое мнение. Спорят. Делают выводы.

Силу воли характеризуют целеустремленность, решительность, самостоятельность, настойчивость, дисциплинированность, выдержка.

Как вы думаете, а какого человека мы называем безвольным?

Ученики высказывают свое мнение.

Человека, который при возникновении преград отказывается от поставленной ранее цели, называют безвольным. Безволие – это противоположное состояние. Оно проявляется в таких качества как: упрямство, податливость, внушаемость, нерешительность, трусость, боязливость, удаль.

Для того чтобы чего-то добиться, нужна постоянная, неиссякаемая любознательность, трудолюбие, настойчивость. И конечно, надо приложить большие усилия и старание, чтобы достичь поставленной цели. Если перед вами большое сложное дело, полезно вспомнить мудрые изречения: «Дорогу осилит идущий», «Если не можешь сделать сто шагов – сделай хотя бы шаг». Заставь себя почувствовать все отрицательные последствия проволочек и отвлечений. И представь те положительные эмоции, которые принесет выполненное дело. Тогда задание, которое тебе необходимо выполнить приобретет другую эмоциональную окраску, станет более привлекательным. Приняв решение, представь реальный план действий и приступи к его выполнению.

Маленькие хитрости.

1. Принимайся сначала за менее интересное дело, чтобы интересное осталось напоследок.

2. Немедленно включайся в дело, что спасет от эффекта длительной подготовки.

3. В процессе работы обязательно уговаривайте себя, убеждайте, подбадривайте.

4.Отмечайте свои маленькие победы. Хвалите себя.

Вообще нужно помнить, что само волевое усилие не доставляет человеку удовольствия, но, если с помощью воли он доводит начатое дело до победного результата, то испытывает чувство гордости.

В ряду волевых качеств на первом месте стоит целеустремленность. Целеустремленность - это: умение ставить ясные цели и задачи, умение планировать свои действия; умение осуществлять намеченное, подчинять себя достижению поставленной цели. Например, соблюдать строгий режим, если это необходимо для достижения цели.

Я предлагаю вам выполнить еще одно задание. Оно поможет вам воспитать в себе силу воли, и научит планировать свое время.

Мини-практикум №2 "Мои сутки".

1. Подумайте, какое занятие вам больше всего нравится. Сколько времени (в минутах, часах) вы хотели бы ежедневно потратить на это занятие? Запишите на листок бумаги.

2. Какое еще дело манит тебя? Отметь, сколько времени ты потратил бы на это второе важное дело.

3. Продолжи перечень в виде таблицы до тех пор, пока не перечислишь все любимые и интересные для тебя дела.

4. В конце добавь время на еду и сон, прогулки и поездки, учебу и уборку.

5. Важное условие: не подсчитывай время до тех пор, пока не составишь весь список.

6. Теперь можешь подсчитать продолжительность своих суток. Сколько времени тебе потребуется, чтобы выполнить все свои желания.

Итог может оказаться неожиданным. Кто – то мечтает о сутках в сто часов, а кому то хватит и девяти. Чем больше часов в твоих сутках, тем больше ты оторван от реальной жизни, от своих внутренних возможностях. Тем же, у кого мало часов, можно предложить быть более активными в жизни. Планируйте свое время и наслаждайтесь им!

Мини-дискуссия. Так что же необходимо для того, чтобы стать волевой личностью?

Ученики обсуждают вопрос и делают выводы.

Выводы:

1. разумно использовать свое время;

2. проявлять терпение и настойчивость;

3. соблюдать правила поведения, дисциплины и режим дня;

4.обдумывать, анализировать свои поступки, уметь сделать правильные выводы;

5. учиться преодолевать свои трудности.

Чего вы ждете от проявления своих волевых качеств?

Ученики обсуждают вопрос и делают выводы.

Я с вами согласна. В результате волевых усилий вы добьетесь успехов в учебе, уважения взрослых и друзей, научитесь преодолевать  трудности, бороться со своими недостатками. Помните «Дорогу осилит идущий»!

А чтобы вы не забыли о нашем разговоре, я хочу вам подарить один замечательный рисунок. Если у вас возникнут трудности, посмотрите на него, «соберите волю в кулак» и сделайте шаг!


Презентация к классному часу
PPTX / 500.37 Кб

Литература.

1. Г.И. Шевченко Основы безопасности жизнедеятельности 8 класс./Поурочные планы/Волгоград: Учитель,2007.-222с.

2.Рисунок "Лестница принятия решений" взят из опубликованных материалов участника сообщества "Мое образование" Шабановой А.

 

Опубликовано в группе «Классные руководители»


Комментарии (5)

Карасева Ирина Дмитриевна, 25.03.17 в 15:29 0Ответить Пожаловаться
Чудесный классный час! "Дорогу осилит идущий!" - это единственное, что написала мне в дневнике мой классный руководитель, когда я, закончив 8 классов (в далёком 1980-м), собралась поступать в техникум. Тогда ещё я подумала: ну что, нечего было пожелать, что она вот только эти слова и написала. Теперь мы с Тур Валентиной Николаевной, моим бывшим классным руководителем, коллеги - учителя физики, причём случилось так, что я пошла, как говорится "по её стопам": сначала в программисты, потом в учителя. Теперь только понимаю, что слова были пророческими: как пошла я по этой дороге, так и иду до сих пор. Очень приятно, когда после выступления на очередном семинаре, слышу слова: это же моя Ирина! Значит, гордится мной классный руководитель! Действительно, дорогу осилит идущий, тот, кто движется постоянно вперёд, а не топчется на месте. Вы молодец, Маргарита Владимировна, что воспитываете в детях качества, ведущие к успеху. Спасибо за прекрасный материал.
Забелина Маргарита Владимировна, 25.03.17 в 15:43 0Ответить Пожаловаться
Ирина Дмитриевна, спасибо большое за эти слова! Читаю их, а у самой эмоции "зашкаливают" до слез. Сразу вспомнила свои 80-е, школу, учителей. Куда поступать? И своего любимого классного руководителя, учителя математики. Разве могла я подумать в то время, что буду учителем физики в небольшом поселке. Физика для меня была самым трудным предметом, даже ужасным. Ничего, осилила!
Карасева Ирина Дмитриевна, 25.03.17 в 16:01 0Ответить Пожаловаться
А я тоже не собиралась быть учителем физики, вообще даже мысли такой не было. Хотела в педучилище, но у нас в Луганске нет, а в область родители не пустили. Классный руководитель уговаривала в 9-й, но я уже настроилась, да и надеялась, что родители передумают. Не передумали. Тогда мне Валентина Николаевна посоветовала техникум у нас в Луганске - промышленно-экономический, который я и закончила с дипломом математика-программиста. Но время было такое. что диплом 3 года отработать нужно было, потому поступать в педагогический не могла, училась на вечернем в машиностроительном и работала. Но когда почти 3 года отработала, перевелась с 3 курса машиностроительного на 2-й педагогического, но не на математику, как хотела, а на физику. По стечению обстоятельств с 5-го ушла по собственному желанию и думала, что уже школа мне не светит, но всё равно судьба распорядилась так, что, спустя 9 лет, меня взяли на 5-й (правда, досдать пришлось немало предметов), 4,5 месяца посидела за партами с девочками-мальчиками, сдала госы и - мечта сбылась. Вот уже 18 лет в школе. Как вчера. Уже и сыну 22, со мной в школе работает инженером-электронщиком. Время летит...Иной раз и хочешь остановиться, чуть-чуть передохнуть, ан нет... привычка не даёт сидеть, сложа руки )))
Забелина Маргарита Владимировна, 25.03.17 в 16:15 0Ответить Пожаловаться
Судьба!!! Как не крутись, а получится так, как .... получится. Я три года по распределению отработала в деревне, думала все, обратно в город. Уехала домой, счастливая. Вернулась через 6 месяце. И вот уже 29 лет работаю в школе. Детям 20 и 23 года, с мужем вместе 25 лет. Кто бы мог подумать в те далекие 80 - е, что вот так получится?
Карасева Ирина Дмитриевна, 25.03.17 в 17:27 0Ответить Пожаловаться
Да, судьба, это точно! ))
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.