12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лещёва Светлана Николаевна29015
Россия, Ярославская обл.
Материал размещён в группе «Классные руководители»
16

Классный час «Лён - ленок»



Презентация к классному часу "Лён-ленок".
Презентация к классному часу "Лён-ленок".
PPT / 2.1 Мб

                                       Классный час во 2 классе.

                                                            «Лён - ленок».

Цель:- познакомить учащихся с историей возникновения русской народной одежды.

Задачи:

-  познакомить детей с льном, льняными изделиями, орудиями труда, с помощью которых возделывали лен;

- познакомить с тем, как делали материю для одежды;

- формировать у детей уважение к русским народным традициям;

- воспитывать уважительное отношение к труду людей.

Формировать УУД:

Личностные УУД:

Учить осознавать себя как гражданина, как представителя русского народа;

Воспитывать чувства гордости за бесценное наследие, стремление к красоте.

Регулятивные УУД:

Определять цель деятельности.

Учиться, совместно с учителем, формулировать учебную проблему.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация, фотография и др.).

Перерабатывать полученную информацию.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи.

Слушать и понимать речь других.

Оборудование: 

1. «Живая Русь» Д.И. Латышина.

2. Коллекция «Лен».

3. Презентация «Лён – ленок».

5. Кроссворд «Русская народная одежда».

6. Солнышки для рефлексии.

7. Цветные карандаши.

План занятия:

Что носили в старину.

Русская рубаха.

Как делали материю для одежды.

Итог занятия.

                                                                 Ход занятия:

1. Что носили в старину.

- Ребята, сегодня у нас необычный классный час. Мы с вами узнаем, как делали в старину ткань для одежды. Но сначала вспомните, где вы видели старинную русскую одежду?

- Что о ней можете сказать? (слайд №3)

- Назовите любимую женскую одежду. (слайд №4)

- Многие говорят, что сарафан – старинная русская народная одежда. Но, верно это лишь отчасти. Народной одеждой – то есть одеждой, которую носил простой народ, - сарафан стал лишь в 18 веке. Дело в том, сарафан, как предполагают ученые, изучающие историю костюма, пришел из Византии вместе с православной религией. Сначала сарафан был одеждой женщин из царской семьи и знатных барынь. Только им разрешалось носить эту нарядную одежду из дорогих заморских тканей – шелка, бархата, парчи. Сарафаны богато украшались вышивкой, драгоценными камнями.

Позже в России появились фабрики, которые производили ткань, но богатые эту ткань не покупали. Императрица Екатерина Вторая разрешила всему народу носить одежду из ткани российской, чтобы не пропадала, в том числе носить сарафаны. Вот так сарафан «пришел в народ» и стал любимой народной одеждой.

2. Русская рубаха.

А до 18 века главной в одежде была русская рубаха. (слайд №5)

  Наши предки считали, что одежда это «оберег», который укрывал человека от «сглаза», от воздействия темных сил. Поэтому, все уязвимые места человеческого тела должны укрываться. Древние рубахи имели почти закрытый ворот, длинные рукава. Длина рубахи – ниже колена.

Рубахи носили девочки и мальчики, юноши и девушки, мужчины и женщины. Различались они кроем и отделкой.

- Как думаете, чем отличались повседневные рубахи от праздничных?

- Правильно! Повседневные рубахи почти не украшали – только швы и края обшивали красной нитью, чтобы преградить дорогу злым силам.

На свадьбу, в религиозные и трудовые праздники наши предки надевали богато украшенные рубахи. Украшением чаще всего служила вышивка.

С давних времен на Руси поясу придавалось особенное значение. Мужчина без него не мог появиться в обществе, так как это считалось весьма неприлично. Лишение человека пояса приравнивалось к лишению его чести. Издавна пояс считали оберегом, он приносил удачу и благополучие своему обладателю.

Конечно, рубаха была не единственной одеждой. Девушка «на выданье» надевала понёву – поясную одежду в виде трех полотнищ ткани на шнуре, а замужней полагался еще и фартук. На голове молодые девушки носили ленты, женщины – платки. В холодную погоду поверх платья надевали зипун, в зимние холода – шубы. (слайд №6)

- Вспомните, что в старину носили на ногах. (слайд№7)

- Зимой и летом крестьяне и крестьянки носили лапти. Они сами плели их из березовой коры. Дети же летом бегали босиком.

- Что носили на ногах богатые люди?

- Зимой носили валенки. Богатые носили еще и сапоги из цветной кожи. Сапоги часто расшивали золотом.

- Посмотрите, ребята, какой красивый сундучок стоит у меня на столе. Это сундучок моей прабабушки. Он хранится, как семейная реликвия. А лежит в нем, угадайте что:

Меня били, колотили,

Во все чины проводили.

А потом вместе с царем

На престол посадили. (рубаха)

- Правильно! Рубашка. Сшила эту рубашку моя прабабушка, вышивала ее всю зиму. Посмотрите, какая она получилась нарядная. Эту рубашку прабабушка только по праздникам надевала.

- Прежде, чем продолжить нашу работу, давайте немного разомнемся:

Руки кверху поднимаем,

А потом их отпускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

3. Как делали материю для одежды.

1) Загадка.

- Ребята, а кто знает, из чего сделана ткань для этой рубахи? (слайд №8)

Синий цветочек,

Мал – малышочек.

В землю малый ушел,

В синей шапке пришел. (лен)

- Посмотрите, какой он- лен. (показ растения из гербария). А вот на рисунке целое поле цветущего льна.

2) Работа по учебнику «Живая Русь.» Д.И. Латышина с использованием коллекции «Лён».

- Сейчас мы с вами рассмотрим все этапы изготовления материи. (стр. 126)

Весной посеяли льняное семя. Взошли тоненькие стебельки, потом зацвели на них голубые цветочки. К концу лета цветки опали, а на их месте появились коробочки с семенами. Когда коробочки подсохли, потемнели – лен можно убирать. Посмотрите, как это делали в старину.

Наступила осень – пора уборки льна. Его выдернули с корнем, навязали снопов и поставили на поле подсохнуть. Потом выколотили из коробочек семя, а стебли уложили в речке. Там он лежал недели две. А после этого сушили на лугу. Сухие стебли мяли, колотили доской, потом дощечкой с зубцами. (рисунок) Труд очень тяжелый.

- Посмотрите, каким лен после этого становится (образец «лен мятый»)

Когда вытрепали, лен стали чесать железным гребнем. Он становился шелковистым и мягким. (образец «лен чесаный»)

- Начались длинные, зимние вечера. Девушки и бабы собирались по несколько человек в избе, чтобы веселее было работать. Они приносили с собой прялки, лен, и начиналась работа – пряли нитки. Потрескивает лучина, звучат песни, а веретена кружатся. (образец «пряжа»)

Когда ниток заготовлено много, в избе ставят специальный станок для тканья. (рисунок стр. 127) Так получается материал – холст. Но он серый. (образец «ткань суровая») А чтобы из него вышел белый холст, его расстилают по снегу зимой. А летом выбеливают на траве под солнцем. Холст становится совершенно белым. Вот таким. (образец «ткань отбеленная») Зимой работа во дворе и в поле заканчивается, и наступает время для рубашек. Их выкраивают из холста и шьют.

3) Коллективная работа. (предложения напечатаны на листах и прикреплены магнитами к доске)

- А теперь давайте повторим весь ход работы. Посмотрите, предложения разбежались. Нужно поставить их по местам.

Ткали холст.

Пряли нитки.

 

Выдернули лен с корнем.

 

Отмочили в речке и высушили на лугу.

 

Шили рубашки.

Вытрепали лен.

 

Посеяли льняное семя.

4. Итог занятия.

1) Кроссворд «Русская народная одежда».

- И в заключении нашего занятия, разгадаем кроссворд. ( работа в парах)

По горизонтали:

1. Деталь одежды, которая служила оберегом. (пояс)

2. Род женской юбки из трёх полотнищ, не сшитой по бокам, украшенный тканым или вышитым узором. (понева)

3. Старинная мужская и женская одежда из домотканого холста, украшенная вышивкой. (рубаха)

4. Старинная обувь, сплетенная из коры дерева. (лапти)

5.  Верхнее, долгополое мужское платье разного покроя: запашное, с косым воротом. (кафтан)

6. Обувь богатых людей. (сапоги)

7. Верхняя одежда у крестьян. (зипун)

- Какое слово получилось по вертикали? (сарафан)

                           
     

1

                   
 

2

                       
           

3

             
         

4

               
       

5

                 
         

6

               
   

7

                     
                           
                           
                           
     

п

о

я

с

             
 

п

о

н

ё

в

а

             
           

р

у

б

а

х

а

   
         

л

а

п

т

и

       
       

к

а

ф

т

а

н

       
         

с

а

п

о

г

и

     
   

з

и

п

у

н

             
                           
                           

Коллективная проверка.

- История народной одежды очень интересна. Одежда может многое рассказать о человеке. Подлинные образцы хранятся в музеях, их изучают современные модельеры – художники по костюму.

2) Рефлексия.

- У каждого из вас на столе лежит солнышко. Нарисуйте ему личико. Если вам на занятии было интересно, вы много узнали нового – нарисуйте солнышко улыбающееся. Если вам было не все интересно, вы многое знали – нарисуйте солнышко без улыбки. А, если вам на занятие было скучно, вы ничего нового не узнали – нарисуйте солнышко грустное.

- Спасибо за работу.

Использованная литература:

Живая Русь. Д.И. Латышина Москва 1995

Я познаю мир. Культура. Н.В. Чудакова Москва 1997

Энциклопедия в вопросах и ответах. Н.Л. Вадченко ИКФ «Сталкер» 199

 

Опубликовано в группе «Классные руководители»


Комментарии (6)

сменить сортировку
Ильина Оксана Геннадьевна, 07.07.17 в 12:58 1Ответить Пожаловаться
Светлана Николаевна, большое спасибо за интересную разработку классного часа!
Мне очень понравился. Возьму себе в копилочку.
Лещёва Светлана Николаевна, 07.07.17 в 13:02 1Ответить Пожаловаться
Очень рада, что Вам понравилась, Оксана Геннадьевна, моя разработка. Не зря старалась.

Отредактировано 07-07-2017 18:42

Акатова Ирина Анатольевна, 07.07.17 в 18:31 1Ответить Пожаловаться
Интересная разработка! Спасибо за материал!
Лещёва Светлана Николаевна, 07.07.17 в 18:43 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за отзыв, Ирина Анатольевна.
Карине Рафаеловна, 08.07.17 в 21:13 1Ответить Пожаловаться
Здорово!Спасибо!
Лещёва Светлана Николаевна, 09.07.17 в 08:46 1Ответить Пожаловаться
Спасибо Вам за отзыв, Карине Рафаеловна!.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.