12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Галина Ванцова (Гребнева)63
Россия, Марий Эл респ., п.Куженер
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
5

Классный час «Право быть Человеком»



Характеристики урока (занятия)

Уровень образования: начальное общее образование

Целевая аудитория: Учащийся (студент)

Класс(ы):  1 класс

Предмет(ы): Классный час «Право быть Человеком»

Цель урока:  формирование oснов гражданской личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину.

Тип урока:  Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории):  27

Используемые учебники и учебные пособия: 

Используемая методическая литература: Конвенция о правах ребенка

Используемое оборудование: мультимедийное оборудование, раздаточный материал, аудио-запись

Используемые ЦОР: презентация

Краткое описание: 

Проведённый мною урок осуществляет в первую очередь задачу системности использованию ИКТ в образовательном процессе в младших классах. На уроке применила мультимедийный проектор, компьютер, материалы презентации детского проекта «Право быть Человеком», дидактический материал для индивидуальной и групповой работы на уроке, напечатанный на компьютере.

Цель урока: вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс, причём в процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности. Комбинированный, интегрированный, с элементами исследовательской работы учащихся, урок комплексного развития речи с использованием ИКТ. Интегрированные уроки позволяют сделать процесс обучения доступным, увлекательным и эффективным. В ходе таких уроков дети учатся ставить цель и планировать свою работу

- Максимально способствовать социальной адаптации ребенка при помощи формирования основ правовых знаний.

- Обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственны); представлений. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

- Закрепить знания о правах на имя, семью и защиту, игру, на обучение.

- Познакомить детей с ролью семьи в обществе, с обязанностями членов семьи, формирование культуры семейных отношений.

- Совершенствовать навыки речевого общения, умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению сверстников, привлекать детей к созданию общества друзей.

- Воспитывать чувства гуманного отношения друг к другу, к родителям.

Классный час «Право быть Человеком»

 Ход занятия:

- Дорогие ребята. Сегодня мы с вами собрались для серьезного разговора. Но сначала ответьте на вопрос:

- Что значит быть счастливым человеком? (смеяться, жить в семье, чтобы в мире не было войны, здоровье, подарки на праздники)

- Вы счастливые дети?

- Но ведь у каждого из вас есть свой характер, свои желания и потребности, у каждого из вас есть своя семья. Но есть одно, что вас всех объединяет.

- Вы все дети - мальчики, девочки- учитесь в одном классе, живете в одном поселке, в одной стране-Россия.

- Как нас с вами можно назвать, живущих в такой огромной стране? (Россияне или Граждане России)

- Когда человек произносит слова «Я Гражданин России» его переполняет чувство гордости за свою страну. Вот и вы в будущем можете стать либо достойными гражданами своей страны, либо нет…

- А что значит быть достойными гражданами? (человек, который делает хорошие поступки, ответственный, правдивый, соблюдает правила нужные и полезные обществу, даже в трудных ситуациях)

-О чем мы сегодня будем говорить?

- Какие же правила вы должны знать и соблюдать, чтобы стать настоящим Человеком?

- Для чего они нужны?

- Сегодня мы с вами познакомимся с этими правилам, чтобы в дальнейшем вы смогли бы пользоваться в жизни

- 10 декабря отмечается День прав человека». В середине прошлого века разразилась страшная война. Какая?

- Продолжалась она долгие 4 года. Много горя она принесла: смерть, голод, разрушения. Когда наступил мир, из всех уголков мира из разных стран съехались люди. Они были с разным цветом кожи, говорили на разных языках, но объединяло их одно. Что они хотели? (Чтобы никогда не было войны!)

- Создали Организацию объединенных наций –ООН и составили Декларацию прав человека. Как вы считаете, что же там записано? (права людей)

- Но они позаботились и о самых маленьких членах общества. О детях. Вы - наше будущее, будущее нашей страны. Ведь какими вы вырастите, такой мир и общество построите. Поэтому создали еще один документ-конвенция о правах ребенка. Это не призыв, а закон для всех стран мира. Сделать так, чтобы дети на всей Земле были счастливы.

- Итак, какие же права есть у вас, как у членов нашего общества. Попробуйте догадаться.

- Только что родившийся человек, сразу же приобретает право. Какое, спросите вы. Для чего рождаются люди? Чтобы жить!

- Каждый человек, появившийся на свет, называется «Дитя мира», который имеет право дышать, ходить по земле, иметь друзей. Жизнь, подаренная вам, никто не праве у вас отнять. Посмотрите, , на предложенный вам фотоматериал и подумайте, какое право нарушается у знакомых для вас сказочных героев ( на жизнь).

«Колобок» - Лиса нарушила право на жизнь. Она съела колобка

Вывод  Жизнь человека бесценна. Каждый человек имеет право на жизнь и никто не вправе покушаться на жизнь и здоровье человека.

Вывод: каждый человек имеет Право на жизнь

- Родители ваши были счастливы вашему рождению. И первое что они сделали, это выбрали для вас самое красивое имя. Для чего оно нужно? Может быть действительно, намного удобней вас просто называть мальчиками и девочками

(С именем я считаю себя человеком и этим горжусь. Приятно, когда тебя называют по имени, а не мальчик-девочка. Людям легче общаться друг с другом, когда знаешь человека по имени. Если не было имени, можно не выполнять задания в тетради, ведь никто не узнает, чья это тетрадь. Если нет имени, то в группе можно немного пошалить. как меня позовут, чтобы объяснить, как правильно себя вести. Если нет имени, мама не сможет позвать домой, и ты сможешь целый день кататься на горке. И т.д. Без имени плохо – нельзя общаться по телефону, ведь трудно объяснить, кому я звоню. Жизнь без имени была бы не интересной.

- Интерес к имени во все времена не случаен. «Как тебя зовут?» – с этой фразы начинается знакомство с каждым ребенком. Сейчас я предлагаю познакомиться друг с другом, чтобы еще раз убедиться, что имя идет рядом с человеком и даже влияет на его судьбу.

Игра «Знакомство». Дети встают в круг и, передавая микрофон, называют, свое имя и его значение.

- Спасибо. Вот сколько разных и красивых имен. Пусть ваше имя будет хорошим знаком. Подтвердите свое право на имя (на бейджиках дети записывают свое имя и прикрепляют)

- Существует поговорка: Не имя красит человека, а человек имя.

- Каких великих людей вызнаете?

Вывод Свое имя каждый человек старается прославить добрыми делами.

 -А как вы, мои маленькие граждане, сможете прославить свое имя? (Ответы детей)

-После рождения вы получаете первый в своей жизни документ, который подтверждает это право. Как называется этот документ? (Этот документ называется «Свидетельство о рождении»).

- Он есть у каждого из вас. Что в нем записано? (В нем записана дата нашего рождения, наше имя, отчество и фамилия и имена наших родителей)

- Свидетельство о рождении говорит не только о факте появления на свет нового человека, но и том, что он является гражданином своей страны, которая обязана заботится о его благополучии.

Итак, Ребенок имеет право на имя.
 

О каком праве мы будем говорить с вами дальше, вы узнаете, если правильно разгадаете ребус: 7 х Я = ? (семья)

Молодцы, правильно отгадали.

-У каждого ли из вас есть семья?

- Нужна ли человеку семья?

(Человеку нужна семья, чтобы не быть одиноким. Мы маленькие и у нас нет денег, поэтому родители о нас заботятся, Покупают игрушки, еду, одежду. Если не было бы семей, у нас не было бы дома и нам негде было бы жить. Мы жили бы на улице или в детском доме. Родители нас любят и переживают, когда мы болеем. Мне нравится, когда мы вместе весело отмечаем праздники. Семья нужна, чтобы вместе отдыхать летом, ездить на море, зимой кататься на санках. Взрослые внимательно выслушают нас и дадут правильный совет.)

-Давайте вспомним, кто же относится к нашей семье?

Игра «Семья»

- Посмотрите какие крепкие у вас кулачки. Вот так и ваша семья будет крепкая еслипродолжите фразу.

1. В семье должны быть дети.

2. Взрослые и дети любят и заботятся друг о друге.

3. Взрослые и дети понимают, уважают друг друга и дружат между собой.

4. Нельзя в семье бездельничать, когда все трудятся.

5. Отдыхать нужно всей семьей.

6. Всем вместе отмечать праздники.

7. С уважением относится к бабушкам и дедушкам и не забывать о них.

-Любовью, лаской, добром окружают вас ваши родители. Значит, семья нам необходима, так как только в семье ребенок может чувствовать себя уютно и хорошо.

- Вот мы и составили эмблему крепкой, здоровой семьи. В формуле «семья» не случайно стоит цифра 7. Это говорит о семи правилах для счастливой семьи, которые вы сейчас разработали.

-Как вы думаете, на что похожа наша эмблема счастливой семьи? (на солнышко). И это не случайно, для каждого из вас семья – это маленькое солнышко, лучи которого отдают свое тепло и согревают всех членов семьи, а чтобы солнышко ярко светило и не погасло, все должны помнить эти семь правил.

-Подумайте, как можно поблагодарить тех, кто заботиться о нас.

(Говорить добрые слова, совершать хорошие дела и поступки, помогать родителям.)

- Берегите своих родителей, потому что это очень важно, иметь счастливую, крепкую, дружную семью.

Итак, все блага дети получают от родителей, в семье о них заботятся, любят, следовательно, семья нужна всем .После бурных дебатов, вы сумели доказать, что семья для вас – это маленький островок безопасности, где вас любят, понимают и заботятся о вас.

Вывод Итак, каждый из вас имеет Право на семью
 

-Где же вы живете дружной , крепкой семьей?

-У каждого из вас есть свой дом. Есть выражение «Мой дом-моя крепость» Что обозначает?

- Вспомните сказку, где один сказочный герой выселяет из дома другого? (показ слайда)

-«Заюшкина избушка» Какое право нарушила лиса?

  - Лиса нарушила право на неприкосновенность жилища, выгнала зайца из дома

Итак, следующее право – это право на жилище.

 

-Вот вы растете, сначала вы ходили в детский сад, в этом году пришли в школу, через несколько лет поступите в институты, училища. Для чего это вам надо?

- Самое главное, вы должны найти хорошую, интересную для души работу, чтобы приносить пользу стране. Для этого необходимо хорошо учиться.

- Я хочу предложить следующую ситуацию: докажите нам, что достаточно научиться писать, считать и читать, и больше образование получать не надо. И наоборот докажите нам, что образование необходимо человеку

Вывод Право на образование.

 

-Случается и так, к сожалению, что иногда мы болеем. Кто же приходит к нам на помощь, кроме родителей? (врачи)

«Доктор Айболит» - право на помощь, медицинское  обслуживание.

Право на мед обслуживание

-А чтобы быть здоровыми, что нужно делать? (заниматься физкультурой)

Физкультминутка

-Устали? Или наоборот отдохнули? Но ведь вы не лежали. что же такое отдых? Но отдых –это ни то, что ничего делать не надо, а смена видов деятельности. Например, сбегали за хлебом, сядьте, почитайте книгу, устали читать, приберитесь в комнате и т.д.

Вот вам еще одно право-Право на отдых.

 

- Давайте еще раз напомним себе, какие права есть у каждого из вас?

-все ли права есть у вас?

- Вот поэтому вы счастливые дети!

-Но кроме прав у каждого из нас есть еще и слово обязанности. От какого слова образовалось это слово? Обязательно нужно выполнять. Вот давай теперь попробуем, отталкиваясь от прав, определить наши обязанности.

1. "Права”- право на жилище. Каждый человек имеет право на жилище, на своё имущество и никто не имеет право отобрать его у него
"Обязанности”- все обязаны  содержать своё жилище в чистоте и порядке.  Каждый человек обязан содержать своё жилище и место нахождения своего жилья (город, улицу, дом, подъезд) в чистоте и порядке. 

2. «Право» - Каждый человек имеет право на отдых, игру, друзей, дружбу. «Обязанности» - дети обязаны хорошо вести себя в общественных местах., и каждый человек обязан уважать право другого человека на отдых, не мешать ему, соблюдать тишину и порядок, культурно вести себя в общественных местах, гостях, на природе

3. «Право» - на мед обслуживание.

«Обязанности»-делать прививки. Для чего?

4. «Право» - на образование «Обязанности» - выполнять правила поведения в школе.

- Какие обязанности школьника вы знаете? Они прописаны в Уставе школы.

1. Прилежно учиться.

2. Выполнять требования учителя, дежурных.

3. Соблюдать технику безопасности.

4. Беречь школьное имущество.

5. Выполнять распорядок дня.

6. Придерживаться правил культурного поведения.

7. Уважать права других.

- Право на семью А какие обязанности должны соблюдать родители? 
«Обязанность»  - обязаны  воспитывать своих детей. 
 Да, вы сказали всё правильно: "Никто не имеет право обижать другого человека, унижать его и жестоко наказывать. Родители обязаны воспитывать своих детей, кормить, одевать их, покупать им книги и игрушки, давать образование, а дети обязаны слушать своих родителей, любить и уважать их, заботиться о них в старости”.

Иногда дети могут так набезобразничать, что их необходимо наказать. Какое же наказание могут использовать  взрослые?
Вывод итак, каждый человек имеет не только права, но и выполнять свои обязанности

- Вы ребята сегодня убедились, что вы являетесь маленькими гражданами своей страны?

-Для чего надо знать свои права?

- Люди, которые знают свои права, чувствуют себя свободными. Вы из Маленьких человечков постепенно превращаетесь в Больших. Я желаю вам, чтобы в нашей стране никогда не нарушались права человека и чтобы все соблюдали свои обязанности. Растите счастливыми, добрыми, дружными. Умейте отстаивать свои права в любой ситуации, но и не забывайте свои обязанности. Вот так и идите по жизни – с гордой осанкой и улыбкой на лице, а книга, которая поведет вас по жизни называется … «Конвенция о правах ребенка».


Рефлексия

Я узнал

Мне понравилось Я узнала о правах и обязанностях.

- Узнала, что и  у героев мультфильмов есть права и обязанности -  Мне понравилась физкультминутка

Сегодня мы вспомнили с вами важные права. Если их нарушают, то дети растут несчастными. Поэтому и необходимо не нарушать права друг друга ведь мы все с вами люди и все имеем равные права и свободы. Я предлагаю закончить наше занятие стихами,

Товарищи взрослые и дети!
За своё будущее мы все в ответе!
Права и обязанности свои знайте,
Хорошими людьми вырастайте!


Право быть Человеком
PPT / 5.5 Мб

Право быть Человеком
PPT / 5.5 Мб
Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.